Сочинения о ВОВ по произведениям Анны Ахматовой


"Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить."

А. Ахматова

Гражданская лирика А. Ахматовой

Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Чаще стихотворения Ахматовой – это психологические драмы с, острыми сюжетами, основанными на трагических переживаниях. Но поэзия Ахматовой – это не только исповедь влюбленной женской души; это и исповедь человека, живущего всеми бедами и страстями XX века, но еще, по словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века».

Но самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она напишет после, что «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из России за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Любовь к Родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений. Будет Родина – будет жизнь, дети, стихи. Нет её – нет ничего. Ахматова была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века, старше которого она была на десять лет. Судьба ее трагична:

А я иду – за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

Эти стихи были написаны во времена сталинщины. И хотя Ахматова не была подвергнута репрессиям, для нее это было тяжелое время. Ее единственный сын бил арестован, и она решила оставить памятник ему и всем людям, которые пострадали в это время. Так родился знаменитый «Реквием». В нем Ахматова рассказывает о тяжелых годах, о несчастьях и страданиях людей:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шипами черных марусь.

Это было произведение такой обвинительной и обличающей силы, что, сочинив, его можно было только сохранить в памяти. Напечатать его в то время было невозможно – это было равносильно собственному смертному приговору.

Но ни в одной из ее книг, несмотря на всю тяжелую и трагическую жизнь, на весь ужас и унижения, пережитые ею, не было отчаянности и растерянности. Никто никогда не видел се с поникшей головой. Всегда прямая и строгал, она была человеком, отличающимся большим мужеством. В своей жизни Ахматова знала славу, бесславие и снова славу.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отражение вашего лица.

Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Общенародное горе – это и личное горе поэта. Чувство сопричастности родной земле становится почти физическим: Родина – «душа и тело» поэта. Рождаются великие чеканные строчки, которые в феврале 1942 г. прозвучал и в знаменитом стихотворении «Мужество».

Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.

Сохранить родную землю и родную речь – для Ахматовой понятия равнозначные. Значимость слова равна значимости жизни:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.

Переживая с народом трагедию фашистского нашествия, радость возвращения в Ленинград, ликовавшая со своим народом в день Победы, А. А. Ахматова надеялась, что судьба наконец-то смилуется над ней. Но здесь грянуло печально известное ждановское постановление 1946 года. Жизнь для Ахматовой словно остановилась. После вывода из Союза писателей ее лишили даже продовольственных карточек.

Друзья организовали тайный фонд помощи Ахматовой. По тем временам это было истинным героизмом. А.А. Ахматова рассказывала об этом через много лег: «Они покупали мне апельсины и шоколад, как больной, а я была просто голодная...» На долгие годы имя Ахматовой было вычеркнуто из литературы. Власти сделали все, чтобы о ней забыли. Но поэт горько и мудро усмехается над своей судьбой, над своими гонителями:

Забудут! Вот чем удивили.
Меня забывали сто раз.
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В тумане восстать голубом.

Таков лирический мир Ахматовой: от исповеди женского сердца, оскорбленного, негодующего, но любящего, до потрясающего душу «Реквиема», которым кричит «стомильонный народ». Когда-то в юности, ясно предчувствуя свою поэтическую судьбу, Ахматова проронила, обращаясь к царскосельской статуе А.С. Пушкина...

Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

И почти через тридцать лет горькая мысль о ее памяти и памятнике звучит в «Реквиеме»:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь.
Ни в царском саду у заветного пня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Анна Андреевна видела памятник себе напротив ленинградской тюрьмы, там должен, по-моему, стоять памятник состарившейся от гори женщине с седой челкой, держащей в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого заключалась только в том, что он был сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой – двух великих русских поэтов... А может быть, вовсе и не нужно мраморных изваяний, ведь есть уже нерукотворный памятник, который она воздвигла себе, вслед за своим великим царскосельским предшественником – это ее стихи...

«Я была тогда с моим народом...» (судьба и стихи А.А. Ахматовой)

"...Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных."

А. Ахматова

Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Ее внешний облик отчетливо и красноречиво передавал ее личность, ее богатую духовность. Многие знаменитые художники создавали портреты Ахматовой, стремясь запечатлеть не столько внешний, сколько глубоко психологический портрет поэтессы.

В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: «О Муза Плача, прекраснейшая из муз!» Анна Ахматова была великой трагической поэтессой, большим и глубоким художником, который застал грозную эпоху «смены времен». Взрывной, противоречивый облик эпохи с великими революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами и чрезвычайно убыстрившимся ритмом жизни, – все эти многоликие события XX века проникли, наполнили и озвучили ее лирику.

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматичную и в то же время счастливую жизнь. Поэты серебряного века в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает, кому бы то ни было отнимать это у человека. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом.

Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия была органически связана с национальной почвой и отечественной культурой. Осознание кровной связи со своей страной, своим народом помогли поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы.

Поэма «Реквием» создавалась на протяжении многих лет. В основном она была закончена в сороковом году. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых в се жизни испытаний. Эти годы жизни она проводит в постоянном ожидании ареста. Чудовищные репрессии 30-х годов не обошли стороной и её дом, её семью. Ахматова оказалась разведённой женой «контрреволюционера» Н. Гумилёва, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилёва.

В эти годы, как и позже, во время Великой Отечественной воины, Ахматова ощущает себя частью народа. Народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой. Поэма проникнута материнскими невыплаканными слезами, ощущением безнадежной тоски, глубоким горем всех матерей, чьи дети оказались за решеткой.

Для поэта становится ясным невероятный размах зла, пришедшего в страну. И конечно, неслучайно, что Ахматову привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. «Распятие» в поэме похоже на псалом:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника». Под пером поэтессы эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Ахматова возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные годы для нашей страны.

С началом Великой Отечественной войны начинается новый этап в жизни и творчестве поэтессы. Этап сложный, не менее трагический. Дьявольская гитлеровская лавина поглотила почти всю Западную Европу и обрушилась на Россию. Но смерть, муки и страдания не сломили поэтессу, твердо отстаивающую свое и наше право на счастье. Напротив, ее лирическая героиня – человек, исполненный достоинства, твердый, непреклонный, ненавидящий зло. Всю страну облетела ее «Клятва», написанная в первый месяц войны:

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Эти прекрасные строки наполнены патриотическим воодушевлением и энергией. В свое время «Клятва» печаталась практически во всех газетах и нашла широкий отклик в сердцах миллионов. Во время войны лирика Ахматовой обратила на себя всеобщее внимание. Именно в это время на ее стихи взглянули как на поэзию, которая может сплотить людей в трудную минуту, вдохновить на подвиг, наполнить сердце человека мужеством и отвагой.

Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

В этом знаменитом «Мужестве», написанном в феврале 1942 года, слова цельные, как броня – «непреклонны и величавы, как клятва».

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
Навеки!

Характерно, что в ее военной лирике вместо привычного «я» чаще появляется и главенствует «мы»: «мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», – такие строки свидетельствуют о кровном родстве поэтессы со страной, с родиной. А родина у Ахматовой но только Петербург и Царское Село, но и вея огромная, раскинувшаяся на бескрайних просторах страна. Ахматова не желала быть в стороне ни от общей беды, ни от общего мужества.

Ахматова застала блокаду. В те дни, когда враг рвался к Ленинграду, всем сознанием, всей душой она была едина с народом. В стихотворении «А вы, мои друзья последнего призыва!..» были такие строки: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами – живые с мертвыми: для славы мертвых нет...» Читая такие строки, я ощущаю мужество и твердость, спокойствие и уверенность. Конечно, у Ахматовой нет прямых описаний войны, но произведения Анны Андреевны дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви, скорби. Например, вот строки ее стихов ленинградским детям:

Постучи кулачком – я открою.
Я тебе открываю всегда.
Я живу за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...

Здесь я вижу уже не державные призывы, а лирику нежной, острой жалости к судьбе ленинградских детей. Ее омытые слезами стихотворения стали выражением всенародного сострадания, шедшего ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных дней. Ахматова всегда твердо верила, что рано или поздно, но победа настанет. Много раз в своем творчестве она возвращается к образу Победы. О Победе она пишет коленопреклоненно, как о великом благе обретенного мира.

Прошло пять лет, – и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной.
Страна моя,
И русские поляны
Опять полны студеной тишиной.

В творчестве А. Ахматовой ощущается удивительное единство двух трагедий: личной и касающейся страны и народа. Личная судьба сливается с исторической и предстает глазам читателя как одна – великая трагедия.

Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чуждых сил, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был… (Реквием)

Недавно по радио передавали живой голос Анны Андреевны, я услышал словно зашторившую душу нашего Отечества – столько любви, скорби и света нес в себе ее голос. Поэзия Анны Ахматовой облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и сердца многих читателей.

Сочинение на тему «Проблематика и художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием»

"Презренного, дикого века свидетелем быть мне дано..."

И.А. Бунин

Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии и другие социальные катаклизмы, нашла свое поэтическое выражение в стихах русской поэтессы А.А. Ахматовой. Сама Ахматова слово «поэтесса» ненавидела и называла себя только поэтом... Главным творческим и гражданским достижением А.А. Ахматовой стало создание ею поэмы «Реквием».

Хотела бы всех поименно назвать,
Но отняли список и негде узнать.
Для них создала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

Поэма состоит из нескольких стихотворений, связанных друг с другом одной темой – темой памяти о тех, кто в тридцатые годы оказался в тюремных застенках, о тех, кто мужественно перенес аресты родных, смерть близких и друзей, кто пытался помочь им в трудную минуту. В предисловии А. Ахматова рассказывает об истории создания поэмы.

Описать все ужасы ежовщины попросила ее незнакомая женщина, так же, как и Ахматова, стоявшая в тюремных очередях в Ленинграде. И Анна Андреевна откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь, как она сама говорит:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

«Реквием» в то время уже сложился и ждал только времени, чтобы появиться на свет. Поэма «Реквием» – выражение беспредельного народного горя. Страдания народа и лирической героини сливаются. Жестокие репрессии коснулись почти каждой семьи в стране. Тюрьма стала символом того времени.

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

Поэт Ахматова прожила долгую и трудную жизнь вместе со своим народом, ее судьба даже для нашего жестокого века особенно трагична. Репрессии годов обрушились не только на друзей, но и на семью Ахматовой; был арестован и сослан сын – Лев Гумилев, а затем и муж – Н.Н. Лунин, а ранее, в 1921 году, был расстрелян первый муж Анны Андреевны – Н. Гумилев. Почти двадцать лет провел Лев Николаевич в сталинских лагерях.

Эта женщина больна.
Эта женщина одна
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне... –

пишет она в «Реквиеме», и слышится в этих строках мольба несчастной женщины, потерявшей своих близких. «Перед этим горем гнутся горы», – читаем мы в «Посвящении» к поэме и понимаем, что для тех, кто слышал «лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат», уже никогда не будет ярким солнечный свет, свежим ветер.

Сопереживание человеческому горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. Поэма написана ясным простым языком с использованием большого арсенала художественных средств. Интересно, что Ахматова практически не пользуется гиперболой. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. В поэме использовано много художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.

Во «Вступлении» Ахматова рисует яркий образ Ленинграда, который представлялся ей «болтающимся привеском» возле тюрем, «осужденных полки», которые шли по улицам города, «звезды смерти», стоявшие над ним. Кровавые сапоги и шины «черных марусь» (так называли машины, приезжавшие по ночам арестовывать горожан) раздавили «безвинную Русь», «и она лишь корчится под ними».

Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Ахматова расширяет временные и пространственные рамки сюжета, показывая общечеловеческую трагедию. Мы то видим простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли.

Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие «женки». То вдруг пред ними образ женщины, так похожей на саму Ахматову, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской веселой грешницей». Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трехсотой в очереди в Кресты. А теперь вся ее жизнь в этих очередях:

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.

Не разобрать, кто «зверь», кто «человек», ведь арестовывают невинных людей, и все мысли матери невольно обращаются к смерти. А потом звучит приговор – «каменное слово», и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь о своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: «отравленного снаряда», «гирьки», «тифозного чада», – главное, что она избавит от страданий и от душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына.

Но понимает Мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой

Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений.

Значит, надо жить. Жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших «и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною». В поэме есть стихотворение, называющееся «Распятие». В нем описываются последние минуты жизни Иисуса, его обращение к матери и отцу. Слышится непонимание того, что происходит, и к читателю приходит осознание, что все происходящее бессмысленно и несправедливо, ведь нет ничего страшнее, чем смерть невинного человека и горе матери, потерявшей сына.

А. Ахматова выполнила свой долг жены, матери, поэта, рассказав в поэме о трагических страницах нашей истории. Библейские мотивы позволили ей показать масштаб этой трагедии, невозможность прощения тех, кто творил это безумие, и невозможность забвения того, что произошло, ведь речь шла о судьбе народа, о миллионах жизней. Таким образом, поэма «Реквием» стала памятником безвинным жертвам и тем, кто страдал вместе с ними.

В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав «Реквием», сказал: «Можно ль было предположить... что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?»

И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына, громыхание «черных марусь». И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма «Реквием» как поминальная молитва. И пока будут слышать ее люди, потому что вместе с ней кричит весь «стомильонный народ», не повторится той трагедии, о которой рассказывает А. Ахматова.




события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог