Сочинения о ВОВ по произведениям Василя Быкова


В. Быков «Сотников»

"Война – это повод поговорить о хорошем и плохом человеке ."

В. Быков

Через много лет после победы советского народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков возвращается к теме войны, так как видит истоки победы в нравственной силе народа. В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Идя на выполнение задания, герои по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь, если будешь служить Великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь – хитрым и мстительным.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможным. Единственное, что ему оставалось, – определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я – партизан, остальные тут ни причем». Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что он убежит. В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других то же, что от себя. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо говорили, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат». – «Иди ты к черту!» – следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы запутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека. Писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, искупление вины перед народом. Но Рыбак выбрал путь предательства. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые не совместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героя, мимолетной мысли или реплики – одно из самых сильных качеств этой повести.

Папа Римский вручил В. Быкову специальный приз католической церкви за повесть «Сотников». Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, духовное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за весь народ, сумел сохранить веру в победу над врагом. Подвиг вселяет силу духа в других людей, помогает им сохранять веру в светлое будущее. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова», кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления. Для становления человека необходимы примеры благородства людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

Подвиг человека на войне (по повести В. Быкова «Сотников»)

Василь Быков является представителем той литературы о Великой Отечественной войне, которая получила впоследствии определение «литература лейтенантов», то есть литературы, представитель которой сам воевал, сидел в окопах, видел подвиг в будничной работе солдата. Вот почему в быковской прозе четко просматриваются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Кроме того, В. Быков всегда был уверен, что именно война помогает раскрыть сущность каждого человека, так как основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В повести «Сотников» В. Быков противопоставил двух обычных советских людей: Сотникова и Рыбака. Не немца и русского, а именно двух русских солдат. И если Сотников с честью проходит через тяжелые испытании и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, то Рыбак, оказавшись перед лицом смерти, в страхе меняет свои убеждения, предает Родину, спасает свою жизнь, которая после предательства теряет всякий смысл. Он практически становится врагом. Он уходит в мир полицаев, в котором личное благополучие становится превыше всего, а страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.

Возможно, подспудно в Рыбаке и было заложено нечто подлое, но скрытое, а вот перед лицом смерти человек и стал таким, каков он на самом деле. Какое удивительное перевоплощение происходит с этим человеком. Поначалу сильный и сообразительный Рыбак казался более подготовленным к выполнению задания, чем хилый, больной Сотников. Однако если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить преступление, то Сотников до последнего дыхания остается верным человеческому долгу.

В повести Б. Быкова каждый занял в ряду жертв и палачей свое место. И все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Слабость Рыбака, его неуемную жажду продолжения жизни почувствовал такой же предатель – полицай и, почти не раздумывал, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников же во время пытки терял сознание, но не сказал ничего.

Именно в этот момент обычные действия начинают переходить в разряд подвига. И хотя истинное толкование слова «подвиг» — героический, самоотверженный поступок, Сотников совершает именно подвиг, выбирая смерть и отрицая предательство. Сотников словно примирился со смертью. Безусловно, он хотел бы умереть в бою, но теперь, когда это стало для него невозможным, единственное, что ему оставалось, – это определиться в своем отношении к людям, оказавшимся рядом. Вот почему перед казнью Сотников заявляет следователю: «Я – партизан, остальные тут ни при чем». В последние минуты жизни Сотников неожиданно теряет былую уверенность в праве требовать от других определенных норм поведения. Внутренне он готов простить даже Рыбака. Не стал искать сочувствия Сотников и у толпы, окружавшей место казни.

Можно ли считать Сотникова героем, если он не успел сделать ни одного выстрела? В. Быков сумел по-новому показать и, главное, доказать, что человек может совершить подвиг не только физически, но и духовно. Именно сфера духовности преобладает у Сотникова, увидевшего перед смертью сон про себя, ребенка и отца, который говорил ему: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете». Справедливость не на земле, а на небе. И тогда Сотников понял, что в его власти уйти из мира по совести, и в этом высшая награда, которую давала ему жизнь. Именно в этом эпизоде В. Быкову удалось по-новому осветить понятие подвига, напоминая, что главное в том, сохранил ли человек в себе человека.

Повесть В. Быкова «Сотников» стала одним из первых произведений о войне, в котором рассматривалась тема предательства, возведенного в абсолютно новую нравственную категорию. Дело в том, что писатель дает возможность трактовать проступок Рыбака как поступок солдата, идущего на все, чтобы сохранить свою жизнь и продолжить борьбу с врагами. Ведь автор сам неоднократно подчеркивал: «... Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

«Был огонь, и была высшая справедливость на свете...» (по повести В. Быкова «Сотников»)

Василь Быков, писатель, прошедший войну, в своих произведениях прежде всего определяет нравственные аспекты поведения человека на войне. Однажды он признался в том, что его «герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой. Это крайние случаи войны... Но это своего рода и чистые случаи, когда и без ярких, нарядных эпитетов видно, как и почему побеждает человеческое, духовное». Повесть «Сотников», написанная в 1970 году, занимает в творчестве писателя особое место. Она отличается от других произведений В. Быкова некоторой «притчеобразностью», приближенной по своей сути к библейской притче об Иуде и Христе.

Возможно, этим и объясняется простота сюжета: Сотников и Рыбак отправляются на поиски провианта для своего партизанского отряда и попадают к немцам. Рыбак становится полицаем и принимает участие в казни Сотникова. С этой же целью Быков сокращает масштаб действия. В повести нет широко развернутых боев, панорамного изображения сражений. Все камерно, просто, буднично. Исключительной становится сама ситуация выбора героев, ведь, по словам автора, «идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов».

Все оказывается просто в своей вечной закономерности: где есть Добро, должно быть рядом Зло. Сложней определить, на чьей стороне человек. Эта сложность определена еще и всем ходом повествования, потому что все, что происходит в нем, изображается попеременно то с точки зрения Рыбака, то с точки зрения Сотникова. Получается, что в повести они уравнены. Из этих отступлений во внутренний мир героев становится ясно, что Сотников в отличие от Рыбака всегда отвечал за свои поступки и не пытался оправдать себя в собственных глазах, у Рыбака отношение к себе и к окружающим гораздо проще и удобней. Но героев отличает не только это. У них оказывается абсолютно разным и отношение к жизни. Для Сотникова: «Жизнь – вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в современном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего». Безусловно, Сотников дорожит собственной жизнью, но при этом не готов переступить ту нравственную грань, которую сам для себя определил.

В этой же ситуации Рыбак «хотел жить! Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись. Война обострила чувство жизни, и здесь для В. Быкова важно показать, как ведут себя люди, попавшие в экстремальную ситуацию. Смерть становится мерилом нравственности. В своей статье, посвященной творчеству В. Быкова, критик И. Дедков отметил, что «Сотников, как и все лучшие герои писателя, хорошо чувствует неустранимое присутствие в мире нравственного закона и стремится следовать ему. То, как он действует и погибает, само по себе есть опровержение этого временного господства подонков, хаоса аморальности, вседозволенности, всякого «мирного» соглашения со злом.

Поведение Сотникова подтверждает, что нравственный порядок в мире неотменим, и Рыбак, кстати, это чувствует и торопит в мыслях смерть Сотникова, как напоминание об этом порядке». Рыбак попытается повеситься сразу же после смерти Сотникова, но у него не получится. И вряд ли когда-нибудь еще он попытается это повторить. Ведь Рыбак не смог выдержать испытание войной и потерял самое главное в себе – человека.

Анализируя состояние и поведение человека, попавшего в сложную ситуацию, спровоцированную войной, но при этом не потерявшего человеческого достоинства, В. Быков приводит на виселицу рядом с Сотниковым старосту Петра Качана. Петр Качан, даже выбрав для себя добровольно роль старосты, не перешел на сторону немцев, а продолжал жить по принципу: «Своим я не враг». Петр Качан помогал жителям деревни, пытался спасти еврейскую девочку Басю, не сообщил немцам о приходе Сотникова и Рыбака. Таким образом, В. Быков утвердил простую формулу: «Человек всегда должен оставаться человеком... Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

И каждый, кто оказался в этот день на виселице, выиграл духовно. Не случайно незадолго до смерти Сотников увидел пророческий сон, в котором покойный отец произнес слова, показавшиеся Сотникову библейской истиной: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете...» В этот момент Сотникову показалось странным, что Библию цитирует отец, который не верил в Бога. О Боге вспоминает и сам Сотников, пережиная свои последние минуты. Его мучает мысль о том, что много человеческих жизней «со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, да многому ли они научили это человечество?»

Несомненным достоинством повести В. Быкова стало не только ее оригинальное художественное решение, но и высокий гуманизм. Утвердить в человеке духовное, обрести себя и остаться человеком, даже находясь на границе между жизнью и смертью. Не геройствуя, но и не пасуя перед врагом. Да, Сотников осознает, что «фашизм – машина, подмявшая под свои колеса полмира», но от этого не меняется его собственная жизненная позиция. Ведь «он уже знал, когда произойдет его последняя битва с врагами, и знал, на какие станет позиции. С них он не отступит». Давно закончилась война, давно побежден фашизм, но люди по-прежнему стоят перед выбором, сохраняя в себе то высокое нравственное начало, помогающее победить духовно и утвердить навеки Добро на земле.




события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ<         блог