Сочинения о ВОВ по произведениям Юрия Бондарева


Особенности проблематики произведения «Горячий снег» Юрия Бондарева

"Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет."

А. Ахматова

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели.

Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали свое право на так называемую "окопную правду". Их творчество получило наименование "прозы лейтенантов". Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они "выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили" и "видели пот и кровь войны на своей гимнастерке", составили целую плеяду хорошо известных нынешнему читателю имен: Бакланов, Богомолов, Бондарев, Воробьев, Быков, Астафьев. Хотелось бы отметить одну общую особенность их произведений о войне – мемуарность.

В особой художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев в романе "Горячий снег". Это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но солдаты, офицеры, генералы, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей.

В романе раскрывается, по существу, лишь один военный эпизод, который служит переломным моментом во всем дальнейшем ходе сражений. Идут жестокие бои под Сталинградом. В центре внимания автора батарея, входящая в артиллерийский заслон, перед которой поставлена задача: любой ценой не пропустить огромные танковые силы врага, рвущиеся к городу на помощь окруженным фашистским войскам. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому непререкаем приказ генерала Бессонова: "Ни шагу назад!" Но солдаты и сами понимают это. Писатель с большой художественной правдой изображает своих героев: молодого лейтенанта Кузнецова, командира орудия Уханова, санинструктора Зою. В их будничных поступках и действиях он видит проявление героического. Беспредельное мужество и стойкость сочетается у этих людей с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Рождающееся в жестоких условиях чистое и светлое чувство любви Кузнецова и Зои свидетельствует о силе человеческого духа. Изображая батальные сцены одной батареи, Бондарев передаст атмосферу всей войны с ее драматизмом. За один день лейтенант Кузнецов, сдерживавший немецкие танки, смертельно уставший, поседевший, становится старше на двадцать лет.

Писатель открывает нам "окопную правду" и истинные масштабы этой битвы. Рисуя встречу генерала Бессонова с Верховным Главнокомандующим, автор подчеркивает ее стратегическое значение. Незаурядное мастерство Бондарева проявилось в умении создавать глубоко психологические образы не только рядовых участников войны, но и крупных военачальников. Большим достижением писателя является образ мужественного, прямого и проницательного генерала Бессонова. Но угроза смерти и общее дело часто стирают границы между чинами. Мы видим, как после боя Кузнецов устало и спокойно докладывает генералу. Война ужасна, она диктует свои жестокие законы, ломает судьбы людей. Человек, попадая в экстремальные ситуации, проявляет себя неожиданно, полностью раскрывается как личность.

Война – проверка характера. Причем могут выступить как хорошие, так и плохие черты, которые в обычной жизни незаметны. Два главных героя романа, Дроздовский и Кузнецов, прошли такую проверку. Кузнецов не смог послать товарища под пули, сам оставаясь а это время в укрытии, он разделил участь бойца Уханова, отправившись вместе с ним на выполнение задания. Дроздовский же не смог переступить через свое "я". Он мечтал отличиться в бою, совершить геройский поступок, но в решительный момент струсил. Нам искренне жаль молодого солдата, который должен выполнять бессмысленный приказ своего командира Дроздовского, посылающего его на верную смерть.

Правдиво изображая сложные взаимоотношения людей на войне, где рядом с подлинным героизмом порой проявляется и трусость, рядом с высокой человечностью – жестокость, главное свое внимание Бондарев сосредоточил на выявлении в героях тех качеств, которые обеспечили победу над врагом. Невозможно даже перечислить все произведения, воспевшие героизм нашего народа в Великой Отечественной войне. Перебирая все то, что было создано писателями о тех огневых годах, хочется вспомнить строки Якуба Коласа, полные чувства великой благодарности воинам-победителям: «Какую песню о победе, Какой сложить о вас рассказ? Богатыри, язык мой беден, Чтобы воспеть, прославить вас!»

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любить Родину, быть стойкими в трудных испытаниях. Значение этих книг все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. И вклад писателей в общее дело борьбы за мир – это их произведения, которые смело можно считать оружием в руках художников.

Ю.В. Бондарев Подвиг человека на войне (по повести «Батальоны просят огня»)

"А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была."

Г. Поженян

Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали «поганые полки половецкие» – и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую. Не одно столетие длилось татаро-монгольское иго – и поднимались русские Пересветы и Осляби во главе с легендарным князем Дмитрием Ивановичем Донским. Настала «гроза двенадцатого года» — и юные сердца воспламенены желанием сражаться за отечество: «Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны…» История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории, – Поле Куликово, Бородино, Прохоровна... Для русского солдата – просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать... В чистом ноле... Под небом России... Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг.

И в двадцатом веке доля сия не миновала русского человека. Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной.

Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к не знающему себе равных в истории подвигу народа. По определению Ю. Бондарева, героизм – преодоление самого себя. И писатель ставит своего героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя, испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в чрезвычайно сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны, когда при ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в человеческой душе. Первые страницы повести «Батальоны просят огня» воскрешают те далекие события: «Все горело, рвалось, трещало... Клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе». Здесь открывается поистине ад: ощущение смертельной опасности, обжигающей человека своим дыханием.

Удивителен художественный прием, использованный писателем: его описание похоже на моментальные фотографии, что создает «эффект присутствия». Каждый эпизод с достоверностью передает мельчайшие подробности фронтового быта. И здесь, среди крови и смерти, человек просто, незаметно делает обычное и святое дело – защищает Родину. Нельзя не согласиться с В. Кондратьевым, утверждавшим, что «одно нахождение тут... является уже подвигом». И вот перед нашим взором возникает один из первых бондаревских мальчиков артиллерист капитан Борис Ермаков. Он сбежал из госпиталя, не желал отрываться от своей части, будто война вот-вот кончится без него. Что это: юношеская бравада или героизм? Полковник Гуляев беседует с ним, искренне изумляясь этой пылкой, нетерпеливой энергии:
«– Значит, раньше времени прибежал?
– Променять госпитальную койку вот на это... стоило, честное слово!»

Жажда подвига – таков мотив бегства. Ермаков сжился с войной и, кажется, не особенно задумывался о ней. Он любил риск. «Все с риском живешь, а не с умом!» – ругал его Гуляев. «Все – это конец прежнего, грань нового, грань жизни и смерти: сумасшедший огонь, раскаленные докрасна стволы орудий, вольно распахнувшаяся на потной груди шинель, страшные в копоти глаза наводчиков». Я будто вижу этого капитана в прожженной, пропахшей горьким порохом гимнастерке, с воспаленными от бессонницы глазами, потерявшего счет остервенелым атакам. Приказ о наступлении – это радость для Бориса. Молодость жаждет новизны, пусть и гибельной. Ведя бой на плацдарме, в тылу противника и уже понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель, Ермаков и перед лицом смерти не изменяет чувству долга, не падает духом. Он вершит свой незаметный подвиг... Сначала и не понимаешь, что это и есть подвиг. Мы иногда понимаем подвиг, чуть ли не как синоним славы, и очень трудно нам понять его как долг или обыденность.

В бондаревских «Батальонах...» погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в самых жестоких и безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой солдатский долг, в живых остаются пятеро. В такие дни и в такие минуты особо суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об этом никто не узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя – и ты спасен. Но спасен ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит, погибнуть, потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Вдвойне подвигом, на мой взгляд, является способность не просто выжить в нечеловеческих условиях, но и сохранить в себе Человека. Именно поэтому капитан Ермаков, вернувшийся после боя к своим и повзрослевший за сутки чуть ли не на несколько лет, нарушая все уставы и субординацию, бросит гневно и бескомпромиссно в лицо командиру дивизии, карьеристу Иверзеву: «Я не могу считать вас человеком и офицером».

Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в наших сердцах так же, как живет она в душе героини В. Астафьева из повести «Пастух и пастушка»: «...И, послушав землю, всю засыпанную пухом ковыля, семенами степных трав и полыни, она виновато сказала:
– А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам.
А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один – посреди России».

Война в новелле К. Паустовского «Снег»

"Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди..."

К. Симонов

Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я это ощущаю? В нашем семейном альбоме есть очень затертая, старая фотография моей бабушки. Эту фотографию, которая была частицей родного дома, всю войну носил мой дедушка в солдатской гимнастерке. Бабушка рассказывала, как она одна с сыном, моим дядей, пережила трудное время, как работала в госпитале, ждала дедушку. Спасибо им за верность друг другу, потому что благодаря их любви и преданности появились моя мама и я. Вот такая связь, по-моему, существует между теми, кто живет в XXI веке, и теми, кто воевал, защищал Родину в сорок первом – сорок пятом. О войне, о людях на войне мы узнаем из произведений писателей, для которых война – это часть жизни. В романах и повестях Быкова, Астафьева, Бондарева, Бакланова главный герой показан на передовой, в госпитале. Они писали о человеке на войне, в бою.

К. Паустовский пишет об этом событии по-своему. В своих произведениях он рассказывает о том, как война настигает мирных людей в их обыденной, "гражданской" жизни. Новелла "Снег" написана Паустовским в тревожном напряжении сорок третьего. Глубоко лирическое, нежное произведение автора было смелым шагом для того времени. Начальный период войны в литературе – совершенно особый. Воззвания и стихи, полные патриотических мотивов, боевые марши и лирические песни, художественные очерки – все это было подчинено одной идее – идее гнева и возмездия. Вся жизнь страны, каждого человека, была направлена только на победу.

Паустовский не стремился в своих произведениях акцентировать внимание на жестокостях и тяготах войны. Он хотел внести в суровое, скудное существование людей немного радости, напомнить о близких людях, о родном доме. В новелле "Снег" писатель представил нам то, что выпало тогда немногим, но было желанным для всех. Действие происходит в маленьком пустынном городке, где поселились эвакуированная из Москвы актриса с дочерью. Паустовский так нарисовал этот уголок России, что, наверное, каждый мог узнать свой родной дом. Писатель сумел увидеть человеческое родство своих героев. В их душах пет корысти, жизненного отчаяния, а есть вера в будущее, которое неразрывно связано с прошлым. Все это Татьяна Петровна узнает из письма сына: "Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок..."

Мастерство Паустовского как писателя проявилось в умении оживить природу, сад. Человек, его чувства раскрываются через пейзаж, через оживший сад: "Сад как бы вздрогнул. С веток сорвался снег, зашуршал". В рассказе у Паустовского нет ничего лишнего. Снег, вынесенный в название произведения, становится одним из главных действующих лиц. Все чистое, хорошее с Татьяной Петровной и Потаповым происходит на фоне снега. В начале рассказа героиня недовольна собой, городком, куда попала волею судьбы. Но постепенно она успокаивается, "особенно когда пришла зима и завалила его (городок) снегом".

И у лейтенанта Потапова лучшие воспоминания о родном доме тоже связаны с зимой: "Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее". На могилу отца они идут вместе. "Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени" – таков пейзаж, где нет войны, где человек с фронта восстанавливает свои силы. Поэтический образ снега еще раз подчеркивает чистоту отношений между героями.

Паустовский в своем рассказе показал ценности "незамысловатых" вещей, тех самых, которые помогали поддерживать в человеке мужество жить и бороться. Не случайно в то трудное время появился старинный вальс "Осенний сон", запел Марк Бернес в кинофильме "Два бойца", были написаны песня "Землянка" А. Суркова и лирические стихи К. Симонова «Жди меня».




события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог