Штурмовики в годы ВОВ


"Он кричал напоследок, в самолёте сгорая:
«Ты живи! Ты дотянешь!» – доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом возле самого рая, –
Он поднялся чуть выше и сел там, ну а я – до земли дотянул."

В. Высоцкий

ИЛ-2

В процессе усовершенствования штурмовика на него поставили менее высотный, но зато более мощный мотор АМ-38. созданный в КБ А.А. Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Осенью 1940 г. улучшенный самолет прошел заводские испытания. Тем не менее, с началом его серийного выпуска не спешили. Расчет уже был на более совершенные самолеты такого назначения, которые в то время начали разрабатываться в ряде КБ. Тогда С.В. Ильюшин обратился с письмом к И.В. Сталину, после чего и были приняты чрезвычайные меры по организации серии БШ-2. Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку ИЛ-2, начали выходить в 1941 г., а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной. Появление Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника.

Несмотря на то, что тактика использования бронированных штурмовиков еще не была отработана, они стали наносить серьезные потери противнику и деморализующе действовали на фашистов, прозвавших вскоре Ил-2 "черной смертью". С большим успехом подразделения Ил-2 действовали против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника. Вооружение. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов. железнодорожных составов и т.д. Первоначально на самолете планировалось установить четыре пулемета ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, один пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов. Испытывались варианты установки пушек ШВАК и МП-6. Приказом Шахурина № 462 от 21.05.41г. пушка МП-6 была снята с производства и с ноября 41-го Ил-2 выпускались только с пушками ВЯ-23 с боезапасом 150 снарядов на ствол. На всех серийных Ил-2 были сохранены два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с суммарным запасом 1500 патронов.

Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки НС-37 калибра 37 мм, используемых против бронетехники врага, хотя широко разрекламированное поражение танков от артогня авиации вряд ли было таковым. Поражение тяжелых танков из авиационных пушек могло происходить только при прямом вертикальном попадании в крышку танка, и фактически потери танков от артогня авиации за войну составляли 4–5%, хотя в отдельных операциях потери достигали 10–15%. Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75–100 м уничтожались практически все в полосе 15х75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 г. Несмотря на сильное огневое противодействие, Ил-2 показал высокую боевую эффективность.


Характеристики штурмовиков
Тип самолетов Су-2 Ил-2 Ил-2 ИЛ-10
Экипаж 2 2 2 2
Год выпуска 1941 1942 1943 1944
Мотор М-88 АМ-38 АМ-38ф АМ-42
Мощность, л.с. 1100 1600 1750 2000
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1190 740 685 800

Потребность в самолетах этого типа была огромна. Хорошо известна телеграмма И.В. Сталина директорам авиационных заводов, в которой, в частности, говорилось: "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии... как воздух, как хлеб". Боевое применение Ил-2 выявило и крупный его недостаток, приводивший к большим потерям – уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы.

Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В КБ С.В. Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 г. на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. С 1943 г. Ил-2 выпускался с более мощным мотором АМ-38Ф. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность. В грозные годы фашистского нашествия летающий танк Ил-2 являлся отличной системой оружия, в которой оптимальным образом сочетались летные характеристики, вооружение и живучесть. В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов второй мировой войны. "Самолет-солдат" – так называли его фронтовики.

ИЛ-!0

Успешные действия Ил-2 на фронтах Великой Отечественной войны дали мощный импульс дальнейшему расширению опытно- конструкторских работ по самолетам этого класса. Больших успехов в этом деле добилось КБ П.O. Сухого, где были созданы такие отличные бронированные штурмовики как Су-6 и Су-8. Однако их массовое производство так и не наладили, поскольку моторы М-71, под которые проектировались эти самолеты, серийно не выпускались. Новые штурмовики проектировались и в КБ С.В. Ильюшина. Работы шли по двум направлениям.


Летно-технические характеристики штурмовика Ил-2
Самолёт Ил-2 (1942 г. вып.) Ил-2 (1943 г. вып.)
МоторАМ-38АМ-38Ф
Мощность1600 л.с.1750 л.с.
Длина самолета11,6 м11,6 м
Размах крыла14,6 м14,6 м
Нормальный взлетный вес5670 кг6180 кг
Максимальный взлетный вес5870 кг6380 кг
Максимальная скоростьу земли 391 км/ч., на высоте 2350 м 416 км/ч у земли 403 км/ч на высоте 1000 м 414 км/ч
Экипаж 1 человек2 человека
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой740 км685 км
Бомбовая нагрузка нормальная 400 кг400 кг
Бомбовая нагрузка максимальная600 кг600 кг
Оборонительное вооружение2 пулемета 7,62 мм., 2 пушки 20 мм., 8 реактивных снаряда 2 пулемета 7,62 мм., 1 пулемет 12,7 мм., 2 пушки 23 мм., 4 реактивных снаряда


Первое сводилось к усилению бомбардировочных свойств самолета и усилению его бронезащиты. Такой тяжелый штурмовик был построен (Ил-8), но его испытания затянулись, и серийно он не выпускался. Второе направление подразумевало резкое улучшение летных данных при таком же, как у Ил-2, артиллерийско-стрелковом вооружении и бронезащите. Таким штурмовиком стал Ил-10, который построили в 1944 г. По сравнению с Ил-2 этот самолет имел меньшие размеры, существен но лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. Проектируя самолет, конструкторы учли опыт боевого использования и эксплуатации Ил-2. На самолеты были установлены четы ре пушки – на первом этапе калибром 20 мм, позже – калибром 23 мм; на крыльевых балках располагались 8 реактивных снарядов РС-82: бомболюк и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 килограммов. Вес готового к взлету самолета превышал вес пустого (4680 кг) без малого на две тонны. В процессе модернизации конструкторы доработали машину в основном по линии усиления огневой мощи. Был сконструирован также учебно-тренировочный вариант машины УИл-10. Первый испытательный полет совершил 18 апреля 1944 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Заводские испытания заняли менее месяца и 13 мая 1944 года машина была сдана на государственные испытания. Последние были проведены буквально в ре кордные сроки – всего за две недели. Результаты испытаний пре взошли все ожидания: по максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника почти на 150 км/час. К тому же, на малых высотах полета (до 2000 м) Ил-10 почти не уступал по скорости одноместным истребителям противника Ме-109G2 и FW- 109А-4.

Интересен такой факт: в процессе проведения госиспытаний летчики-испытатели Ил-10 провели показательные воздушные бои с лучшим отечественным истребителем Ла-5ФН. Эта машина, кстати, по своим летне-тактическим характеристикам превосходила все истребители, состоявшие на вооружении Люфтваффе в 1944 году. Большая скорость полета, хорошая маневренность и эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10.

Если сопровождение штурмовиков Ил-2 истребителями считалось обязательным, то Ил-10 зачастую не нуждался в них. Более того, по комплексу боевых данных Ил-10 на небольших высотах мог вести активный воздушный бой с истребителями противника. К 1 мая 1945 г. действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, но лишь нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении, довелось принять участие в боевых действиях.


Летно-технические характеристики штурмовика Ил-10
СамолётИл-10 (1944 г. вып.)
МоторАМ-42
Мощность2000 л.с.
Длина самолета11,12 м
Размах крыла13,4 м
Нормальный взлетный вес6300 кг
Максимальный взлетный вес6500 кг
Максимальная скоростьу земли 507 км/ч., на высоте 2800 м 551 км/ч
Экипаж 2 человека
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой800 км
Бомбовая нагрузка нормальная 400 кг
Бомбовая нагрузка максимальная600 кг
Оборонительное вооружение2 пулемета 7,62 мм., 1 пулемет 12,7 мм., 2 пушки 23 мм., 4 реактивных снаряда, 10 авиационных гранат


Однако, самолет Ил-10 массово и эффективно использовался в войне с империалистической Японией. Здесь особенно надо отметить его боевое применение летчиками морской авиации, которые с успехом производили на новой машине топмачтовое бомбометание. Ил-10 и его послевоенная модификация Ил-10М состояли на вооружении до начала 60-х годов, когда им на смену пришли реактивные самолеты Самолет Су-6 в одноместном варианте проектировался в 1940 г. и строился по правительственному заданию, выпущен весной 1941 г. и передан на испытания перед самой войной. Эвакуация и другие обстоятельства не дали возможности испытать самолет своевременно. Это было сделано лишь в 1942 г. Но к этому времени требовался уже двухместный вариант. Он был спроектирован и построен в 1942 г. и проходил испытания с сентября 1943 г. Су-6 (С2А) – двухместный с двигателем М-71Ф в 2200 л.с. (взл).

Летные качества опытного самолета были выдающиеся (как и в одноместном варианте). Скорость (одноместного и двухместного) у земли – 510 и 480 км/ч, на высоте – 527 и 514 км/ч, на 100 км/ч превосходив- шая скорость штурмовика Ил-2. Маневренность оказалась отличной. Она была проверена в 1944 г. в пробных воздушных боях на высоте 6000 м с истребителем Як-3. Здесь можно обратить внимание на то, что площадь крыла Су-6 была в полтора раза меньше, чем у Ил-2 (26 м2 и 38,5 м2), масса значительно меньше, а мощность – немного больше.

Аэродинамически он был совершеннее, шасси убиралось полностью. В этом и причина его гораздо лучших показателей. Как штурмовик Су-6 (особенно двухместный с двигателем М-71Ф-тип С2А) обладал прекрасными характеристиками устойчивости и управляемости, был прост и приятен в пилотировании, но он появился слишком поздно, да и двигатель был не серийный. Поэтому Су-6 в серию пущен не был. Вооружение в двухместном варианте: две пушки ОКБ-16 калибра 37 мм или же 11-П-37 длинноствольные противотанковые (90 снарядов), два пулемета ШКАС (1400 патронов) и один пулемет УБТ (196 патронов) у стрелка. Кроме того, под крылом могли подвешиваться 200 кг бомб.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог