Штрафник, дважды не ставший Героем


"...Вы, штрафные батальоны,
Были мясом той войны.
Вас на мины, вашей кровью
Слава кована страны…"

А. Латаев

Федоров И.Е.

Он прошел через огонь трех войн: в Испании, Великой Отечественной и корейской. Дрался в воздушных боях над Хасаном, Халхин-Голом и во время зимней войны с Финляндией. Летал на 297 типах самолетов, испытал более 200. Был сподвижником Валерия Чкалова, Михаила Громова, Степана Супруна и Петра Стефановского. Во время Великой Отечественной войны официально сбил лично 49 самолетов противника и еще 47 в группе. Ни разу не был сбит, покидал свои истребители лишь в результате тарана врага. Трижды представлялся к званию Героя Советского Союза, однако «Золотую Звезду» получил лишь в 1948 г.

Речь пойдет о выдающемся летчике Иване Евграфовиче Федорове. Его настоящая фамилия – Денисов. Отец Ивана, буденновец Первой конной армии, воевал на фронтах Гражданской войны. Вернувшись на родину в Луганск, бравый кавалерист переписал сына на фамилию деда. Поводом к этому послужило хулиганство восьмилетнего отпрыска: будучи батраком Иван в отместку за побои хозяина поджег его усадьбу. Свое образование Ваня смог продолжить лишь в четырнадцать лет. За два года прошел пятилетнюю программу, выучился на слесаря-инструментальщика, а затем на машиниста паровоза. Параллельно он всерьез увлекся авиацией в планерной школе и пятнадцати лет отроду впервые поднялся в небо.

В Луганской школе военных пилотов Иван познакомился с пестрым набором различных самолетов: «Авро-504», «Фоккер Д-72», И-2 бис, И-5. В девятнадцать лет он стал командиром эскадрильи, летал на И-15 и И-16, совершенствовался в пилотировании и боевой подготовке сам и обучал этому других. Но чтобы стать асом, необходимо участвовать в реальных боях.

В 1937 году этот момент настал. После воздушного парада над Красной площадью его участников, среди которых был и Федоров, пригласили в Кремль. Пользуясь случаем, 12 самых опытных летчиков решили проситься в Испанию, где уже шла война. Своим представителем и ходатаем летчики выдвинули Ивана, который, увидев Ворошилова, обратился прямо к нему. Нарком, посоветовавшись со Сталиным, дал «добро». 17 июня в испанском небе Иван Федоров одержал свою первую победу. По сигналу тревоги он взлетел на перехват группы франкистских бомбардировщиков, которых прикрывали новейшие немецкие истребители «Мессершмит» Bf-109 из легиона «Кондор».

Уже в воздухе летчик заметил, что вылетел без парашюта. Храбрец врезался в группу вражеских самолетов и, сманеврировав, длинной очередью сбил Bf-109. Несмотря на то, что воздушные бои велись при численном превосходстве авиации генерала Франко, которого весьма активно поддерживали немцы и итальянцы, пилоты-интернационалисты на И-16 «завалили» немало врагов. Сам Федоров получил от испанцев кличку «дьяболе рохо» (т.е. «красный дьявол») и личную благодарность в виде поцелуя от Долорес Ибаррури за мастерство и бесстрашие в небе. В личном деле за номером 8803 значится, что за время пребывания в Испании Федоров «совершил 286 боевых вылетов, провел 36 воздушных боев, в которых показал исключительные образцы воздушного боя». Сбил 24 самолета противника (11 лично и 13 в группе). Совершил два тарана. Помимо награждения двумя орденами Красного Знамени Федоров в числе других отличившихся в боях был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако все испортила потасовка на торжественном банкете в Москве между танкистами и летчиками, поспорившими о важности роли родов войск, в которой Иван Евграфович принял активное участие.

После Испании Федорова направили сначала в Китай, а затем на Халхин-Гол. «Японские летчики были достойными противниками. Летали они на неплохих для того времени истребителях И-96 и показали себя смелыми и бесстрашными бойцами», – вспоминал он позднее. Федоров добавил к своему счету еще 8 сбитых противников.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны Федоров написал командующему ВВС РККА рапорт с просьбой направить на фронт. Просьбу удовлетворили в ином смысле: Иван Евграфович, имевший за плечами солидный опыт в испытаниях самолетов, был направлен в Горький на завод № 21 в качестве ведущего пилота. Скрепя сердце наш герой облетывал новые ЛАГГ-3, которые затем переправлялись прямиком на фронт. Все рапорты, которые он слал директору завода и командованию ВВС, оставались без ответа. Чтобы вынудить начальство снять его с испытательной работы, Федоров решился на отчаянный шаг: в конце июля он сделал на новом истребителе три мертвые петли, заканчивающиеся под мостом через Оку. Охрана моста открыла огонь по хулигану. Дело могло кончиться трибуналом, и летчик принял решение лететь в сторону фронта. Попрощавшись по радио с друзьями, он взял курс на запад. 3-я воздушная армия генерала Громова была конечным пунктом его маршрута.

В подмосковном Монине Федоров приземлился для дозаправки. Ему повезло: на аэродроме еще не знали об «угоне» и, заправившись без проблем, Иван полетел в направлении Калинина. Отыскав крупный аэродром с командным пунктом, зашел на посадку. К самолету сбежались любопытные, подъехал и сам Михаил Громов наличном «кадиллаке», подаренном ему еще в 1937-м президентом Рузвельтом за беспосадочный перелет Москва – Калифорния через Северный полюс. «Товарищ генерал! Летчик-испытатель майор Федоров прибыл к вам для прохождения фронтовой практики!» – отрапортовал Иван. Тем временем над аэродромом был замечен вражеский разведчик Хе-111. Получив разрешение испытать «новый самолет в боевых условиях», Федоров пошел на взлет. Бой был коротким. На глазах у всех он атаковал и сбил немца. Громов поздравил майора: «Будем считать, что ваша фронтовая практика началась».

В августе 1942 года в составе 3-й воздушной армии, воевавшей на Калининском фронте, был сформирован полк летчиков-штрафников. На этот беспрецедентный шаг командование фронта пошло с целью нивелировать господство в воздухе немецкой авиации. Здесь действовала группа немецких асов, машины которых были разрисованы игральными картами всех мастей, за что наши летчики прозвали их «картежниками». Потери советская авиация несла от них довольно ощутимые. Командующий 3-й воздушной армией генерал Громов предложил маршалу Коневу создать специальную группу из опытных летчиков, которым за различные провинности грозил штрафной батальон, и которые любой ценой должны будут ликвидировать «картежников» и прикрыть от бомбежек наши войска.

Громов осознавал всю полноту ответственности, взятой на себя. В середине августа на аэродром Башарово стали прибывать пилоты, в предписаниях которых значилось: «Направляется в группу истребителей-штрафников». Всего набралось 64 человека, и встал закономерный вопрос – кто ими будет командовать? Лучшие асы Андрей Боровых, Василий Зайцев и Анатолий Онуфриенко (впоследствии Герои Советского Союза) отказались. Тут под руку подвернулся Федоров, который сам изъявил желание возглавить штрафное воинство. На организацию Ивану Евграфовичу было дано две недели. Группа получила новые истребители Як-1 и Як-7 и приняла участие в боях.

Первые же схватки в воздухе показали, что Федоров поторопился вводить в бой своих пилотов. Звенья сражались разрозненно, сумбурно, хотя и дали достойный отпор вражеским бомбардировщикам. Командиру даже пришлось таранить немца колесами шасси и приземляться на парашюте. Постепенно штрафники благодаря Федорову добились слаженности в своих действиях и стали драться более организованно и напористо, а вскоре к ним на усиление были переведены и лучшие истребители армии: Зайцев, Боровых, Онуфриенко, Баранов.

Как-то, возвращаясь с воздушной разведки, Федоров вместе с ведомым Андреем Боровых внезапно обнаружили у линии фронта большую группу Bf-109G. Увидев размалеванные фюзеляжи, поняли – долгожданные «картежники». Несмотря на заведомо проигрышное соотношение сил (двое против четырнадцати), наши летчики завязали бой. Зайдя в лоб и расколов группу немцев надвое, они увлекли противника в схватку на виражах. Як Федорова получил попадание, и он, чтобы ввести противника в заблуждение, сымитировал беспорядочное падение самолета. Один из мессеров с фигурой дракона на фюзеляже подошел слишком близко и, не уберегшись, получил очередь в упор и врезался в землю. Та же участь постигла и его напарника с червовым тузом на носу. Боровых тем временем завалил «пиковую даму».

Уцелевшие «картежники» ударились в бегство. На месте падения немецких асов побывала комендантская команда и доставила в штаб их документы и личные награды – Рыцарские кресты. Федорову пилоты преподнесли маузер, трубку и кортик «красного дракона» командира группы полковника фон Берга.

О самовольно сбежавшем на фронт нашем герое в Москве все же не забыли. В сентябре Военный Совет ВВС РККА получил из Горького депешу: «Прошу вернуть Федорова И.Е. для использования его в качестве летчика-испытателя». Громов лично ответил директору завода № 21: «Летчик-испытатель вашего завода майор Федоров с согласия народного комиссара авиапромышленности тов. Шахурина временно переведен для выполнения спецзаданий по боевой работе в истребительную авиацию Калининского фронта». Конфликт был исчерпан.

В течение двух месяцев «штрафная» группа успешно работала на фронте: отбивала налеты вражеских бомбовозов, сопровождала наши бомбардировщики и штурмовики, прикрывала с воздуха наземные войска. Отличившихся пилотов возвращали в родные полки, и постепенно соединение Федорова «растаяло». Оставшийся костяк лучших из лучших генерал Громов решил преобразовать в полк асов опять же с Иваном Евграфовичем во главе. Какое-то время Федоров летал вместе со своими товарищами, а затем был назначен командиром 256-й авиадивизии.

Командуя штрафниками, Федоров сбил 15 и подбил 3 фашистских самолета, и несмотря на эти достижения, он не был представлен к награде. Об этом факте лишь в январе 1944-го вспомнил командир 6-го истребительного авиакорпуса полковник Жильцов, подписывая боевую характеристику на предоставление Ивана Евграфовича к званию Героя Советского Союза. Но опять вмешался случай. Представление приостановили.

До конца войны Иван Евграфович находился в должности заместителя 269-й Краснознаменной дивизии полковника Додонова. Много летал. Воевал на самолетах многих марок. Как ни парадоксально, но во время войны был награжден всего двумя орденами: двумя Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и Александра Невского.

Уже в 1945 году его представили за обучение летчиков приемам воздушного боя к ордену Красного Знамени, но эта награда почему-то не дошла до своего героя. Причину такой немилости скорее всего следует искать в отношениях Ивана Евграфовича с вышестоящим начальством, которому Федоров был очень неудобен, Мог вылететь на боевое задание, несмотря на запрет командира корпуса, мог ввязаться в «рискованный» воздушный бой. «Меня не раз разжаловали, лишали, выгоняли, сажали под арест. Считали хулиганом – и в воздухе, и на земле. Но, слава Богу, крыльев не лишали», – вспоминал герой.

Как только окончилась война, Федоров вернулся в КБ Лавочкина. В мире авиации вступила в свои права эра сверхзвуковых полетов. Скорости полетов постоянно росли, и вскоре ученые столкнулись с таким явлением, как звуковой барьер. В декабре 1948-го Федоров в паре с летчиком Соколовским приступил к штурму звукового барьера. В ходе испытаний выяснилось, что Федоров на реактивных самолетах Лавочкина побил около трех десятков мировых рекордов. Однажды главного конструктора вызвали к Сталину. Семен Алексеевич взял с собой и Федорова, так как знал, что у вождя могут возникнуть вопросы относительно поведения сверхзвукового истребителя в воздухе.

Ознакомив Сталина с документами по Ла-176, Лавочкин представил своего летчика: «Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф-пилот. Воевал, испытывает наши реактивные самолеты». На вопрос – чего он хочет? – конструктор ответил: «Чтобы пилот стал Героем». Трижды, мол, представляли и все без результата. Вождь пообещал разобраться. Так, в марте 1948 года с «третьего захода», и то благодаря ходатайству Лавочкина, Иван Евграфович получил Звезду Героя Советского Союза. А свой боевой путь Федоров завершил в небе Кореи. Летая на маневренном и быстром Миг-15, он отправил к земле 7 американских и южнокорейских самолетов.

Из книги Непомнящий Н.Н."100 великих тайн Второй мировой", М., "Вече", 2010 г.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог