Лейтенант Филатов И.А.


"Я люблю тебя, Армия, -
Юность моя!
Мы – солдаты запаса.
Твои сыновья."

Ю. Друнина

Филатов И.А.

Филатов Иван Андреевич родился в 1921 г. в деревне Занинке Алексинского района Тульской области. До войны жил в Москве, работал техником в аэроклубе Свердловского района. С 1940 г. учился в школе пилотов. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1943 г. Прошел путь от летчика до командира эскадрильи. Звания Героя Советского Союза удостоен 1 июля 1944 г. В I960 г. в звании майора уволился в запас.

Летчик-штурмовик. В самом названии этой новой в годы войны военной специальности скрыто что-то мужественное, героическое. Штурмовая авиация была предназначена для непосредственной поддержки войск, сражавшихся на поле боя. Ни в одной другой армии не было самолета-штурмовика, подобного нашему «летающему танку» – Ил-2. Это был уникальный бронированный самолет, вооруженный двумя пушками, двумя пулеметами, восемью ракетами и бомбами общим весом 400-600 килограммов.

На грозном штурмовике Ил-2, прозванном фашистами «черной смертью», и летал Филатов. Неотвратимо направлял он самолет на врага, уничтожал и приводил в смятение его пехоту, сжигал танки, разбивал артиллерийские орудия, сметал с фронтовых дорог колонны войск, превращал в горящие костры технику противника. Только за первые полгода участия в боях он произвел 99 успешных боевых вылетов на штурмовку и разведку врага, лично уничтожил 40 танков, четыре зенитных артиллерийских батареи, 74 автомашины с войсками и грузами, 27 повозок с различным военным имуществом, 560 немецких солдат и офицеров. Если сложить все вместе, то это равноценно разгромленным танковому и пехотному полкам и артиллерийскому зенитному дивизиону. И было тогда летчику всего 22 года.

За мужество и героизм, проявленные в боях, за совершенные 99 боевых вылетов, как скупо сказано в наградном листе Филатов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но ведь каждый из вылетов сам по себе был уже подвигом. Почти в каждом из них, прежде чем выйти на цель, следовало преодолеть завесу заградительного огня зенитной артиллерии, противодействовать истребителям противника, а затем штурмовать цель с бреющего полета. Не только огонь врага, но и малейшая неточность в управлении самолетом, снижавшимся иногда до 100-150 метров, грозили гибелью пилоту. Нужно было большое мастерство для того, чтобы каждое мгновение видеть землю, не потерять цель и своевременно обрушить на нее всю мощь своего оружия.

Филатов овладел этим мастерством в совершенстве. В короткий срок он, как записано в наградном листе, «из простого летчика вырос в отличного командира звена», стал водить в бой группу самолетов, подавая пример мужества и боевого мастерства. Покинув стены училища и сменив курсантские погоны на офицерские, молодой летчик сразу оказался в самой гуще военных событий. Он был направлен на Центральное направление, где развертывалось в то время одно из величайших сражений второй мировой войны – Курская битва.

Здесь, под Курском, окончательно решался исход борьбы за стратегическую инициативу в войне, а авиация вела решающее сражение за господство в воздухе. В этой сложной обстановке, когда на земле и в воздухе развернулись самые кровопролитные бои, какие знала война, Филатов и начал свой боевой путь. Но это не помешало ему проявить себя в первых же боевых вылетах. Вскоре молодой летчик был отмечен орденом Отечественной войны I степени, а затем и орденом Красного Знамени. Только за первые шесть месяцев боев Филатов получил пять благодарностей Верховного Главнокомандующего, столько же благодарностей командования Сухопутных войск и три благодарности командира 1-го штурмового авиакорпуса. Звание Героя Советского Союза стало как бы итогом его подвигов в Курской битве и в последовавших за ней операциях на Украине.

765-й штурмовой авиационный полк, в который 8 июля 1943 года прибыл младший лейтенант Филатов, входил в состав Степного фронта. Его войска находились в то время в резерве, но авиация уже действовала. Она наносила удары по наступавшим на Курск немецким танковым армиям, громила вражеские резервы. Один из первых боевых вылетов Филатов совершил в составе группы самолетов на штурмовку скопления пехоты и танков противника в районе деревень Сырцово, Березовка, стоявших у шоссе на Обоянь, Курск. Здесь, вдоль шоссе, немецко-фашистские войска наносили главный удар. В том бою Филатов проявил «большое умение, мужество и храбрость», запишут об этом позже в наградном листе.

От самой линии фронта штурмовики шли под огнем зенитной артиллерии противника. Внизу, под крылом самолета, Филатов видел сожженные танки, застывшие по обе стороны шоссе. Особенно много их было у деревни Яковлево, где только что завершилось одно из крупнейших танковых сражений войны. Главный бой кипел теперь где-то севернее, а в назначенном для штурмовки районе наблюдалось передвижение войск, видны были едва замаскированные, укрывшиеся в балках и оврагах вражеские танки, автомашины, артиллерийские орудия, приготовленные для наращивания удара. Огонь зениток здесь был особенно сильным. Не раз самолет Филатова содрогался от ударной волны разорвавшегося вблизи снаряда, по фюзеляжу и крыльям барабанили осколки. Однако младший лейтенант четко держал свое место в боевом строю, повторяя все маневры ведущего.

Вот ведущий круто пошел вниз. Филатов устремился за ним. Поймав в прицел колонну танков и автомашин, он видел теперь только свою цель, не обращая внимания на вражеский огонь. Проявив завидную выдержку, молодой летчик дождался наиболее выгодной дистанции для удара и лишь тогда сбросил на цель противотанковые авиационные бомбы, ударил из пушек и пулеметов. В том бою он лично УНИЧТОЖИЛ три танка, две автомашины и не менее полутора десятков фашистских солдат и офицеров. После возвращения на аэродром механики насчитали в его самолете 33 пробоины.

Особенно много работы прибавилось штурмовой авиации Степного фронта, когда его войска вступили в сражение. С 3 августа 1943 года они приняли участие в контрнаступлении Советской Армии на Белгородско-Харьковском направлении. С первого же дня операции Филатов участвовал в поддержке наступавших войск с воздуха, делая иногда до пяти вылетов в день. Только 3 августа группа штурмовиков, в которую он входил, уничтожила 15 танков, 10 автомашин с войсками, три зенитные батареи, более 90 гитлеровских солдат и офицеров. В этот успех свою немалую долю внес и Филатов.

Но особенно отличился он в последний день Белгородско-Харьковской наступательной операции, 23 августа, когда лично уничтожил два танка, одну автомашину, около 15 гитлеровцев и подавил огонь зенитной батареи. Для атаки он снижался до 100-150 метров. При втором заходе на цель Филатов почувствовал как сильно тряхнуло его самолет. Штурмовик вдруг перестал слушаться рулей, повалился на крыло. Взглянув на правую плоскость, летчик увидел огромную дыру, пробитую в ней снарядом. С большим трудом удалось выровнять самолет, но скорость и высота его падали. Филатов отстал от группы. Все его мысли были теперь только о том, чтобы дотянуть до линии фронта. Но когда это почти удалось и в запасе оставалось еще 300 метров высоты, рядом со штурмовиком появились два «мессершмитта».

Рассчитывая на легкую добычу, они атаковали раненый штурмовик. Филатов успел увидеть, как один из «мессеров», прошитый пулеметной очередью стрелка Ивана Кузина, задымил и пошел к земле. Мгновением позже его самолет, сраженный огнем второго «мессера», перевернулся в воздухе и стал падать. Командир приказал Кузину прыгнуть. Потом выбросился сам. Им повезло. Приземлились на нейтральной полосе. Вскоре «двух Иванов», как называли экипаж в полку, подобрал высланный на помощь летчикам танк Т-34.

За мужество и героизм, проявленные в бою, Филатов получил заслуженную похвалу от командования полка и наблюдавшего за боем командира 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса Героя Советского Союза генерала Рязанова В.Г., в последующем дважды Героя Советского Союза.

В сентябре 1943 года, когда войска Степного фронта стремительно преследовали разбитые гитлеровские дивизии, отходившие к Днепру, Филатов зарекомендовал себя отличный воздушным разведчиком. Командование полка в аттестации летчика отмечало, что он бесстрашен в разведывательных полетах, безошибочно ориентируется и умело пользуется радиосвязью, доставляет ценные данные о противнике. Филатову стали поручать самые ответственные разведывательные полеты. И он выполнял их с честью.

Так, 20 сентября, при разведке противника в районе Полтавы, он в очень сложных погодных условиях при сильном противодействии зенитной артиллерии обнаружил две переправы через реку Ворсклу и крупную колонну отходивших войск, в которой насчитывалось до тысячи автомашин. Используя эти разведывательные данные, наша авиация уничтожила переправы и нанесла сокрушительный удар по отходившим вражеским войскам. Как только представился случай, отважный летчик-штурмовик испытал свои силы и в воздушном бою.

Воздушный бой не задача штурмовика. Самолет тяжелый и маломаневренный по сравнению с истребителем. Но это не смутило Филатова, когда он встретил в воздухе вражеские бомбардировщики, летевшие без прикрытия истребителей. В то время войска Степного фронта, переименованного во 2-й Украинский, вели бои уже на Правобережной Украине, под Кировоградом. 5 января 1944 года они начали Кировоградскую наступательную операцию. Наиболее ожесточенное сопротивление противник оказал в первый день наступления в районе Новогородки, где была сосредоточена его крупная танковая группировка. Туда-то и были направлены штурмовики. Филатов теперь сам вел в бой четверку самолетов. Успешно выполнив задачу, его группа возвращалась на свой аэродром.

Вражеские бомбардировщики встретились при перелете через линию фронта. Три группы Ю-87, в каждой по 15 самолетов, шли несколько выше штурмовиков. Наших истребителей в воздухе не было. А вражеские бомбардировщики уже заходили в круг для пикирования на боевые порядки наступающих советских войск. Решение пришло мгновенно. Филатов, столько раз помогавший пехоте и танкам своими огневыми ударами с воздуха по наземному противнику, решил защищать их теперь от воздушного врага. Боеприпасов оставалось в обрез, только на случай обороны от истребителей. Но об этом он не думал.

Смело повел свою четверку в атаку против первой группы бомбардировщиков, сам атаковал ближайшего к нему правого ведомого. Фашистский летчик попытался разворотом влево уйти от атаки. В этот момент Филатов и поймал его в прицел. Пулеметной очередью вражеский самолет был сражен и, потеряв управление, пошел к земле. Штурмовики сбили в том бою два самолета и заставили вражеские бомбардировщики уйти, беспорядочно сбросив бомбы. Это была первая, а потому особенно памятная Филатову победа в воздушном бою. Он не оставил без помощи наземные войска и на этот раз, прикрыв их с воздуха. Так Филатов стал не только штурмовиком и разведчиком, но и воздушным бойцом, чем, естественно, очень гордился. А через три дня он сбил второй самолет.

На этот раз Филатов шел в паре на воздушную разведку. Вражеские бомбардировщики снова встретились при перелете через линию фронта. В группе было 12 Ю-87. Уже имея опыт воздушного боя, отважный штурмовик без колебания пошел в атаку и залпом из пушек и пулеметов зажег ведущего. Остальные бомбардировщики повернули на запад, а штурмовики пошли на выполнение своей задачи. Разведывательный полет оказался не только успешным, но и богатым событиями. При возвращении после разведки Филатов по своей инициативе дал второй за этот полет бой, не предусмотренный боевым заданием. Обнаружив на дороге южнее Кировограда колонну из 30 автомашин, он атаковал ее с воздуха и пулеметно-пушечным огнем сжег семь машин. Противник потерял не менее двух десятков убитыми.

В боях под Кировоградом Филатову пришлось во второй раз спасать подбитый самолет. На этот раз ему удалось дотянуть до линии фронта без встречи с вражескими истребителями. Он посадил свой штурмовик с убранными шасси на передовой позиции наших войск. Весной 1944 года 765-й штурмовой авиационный полк вслед за наступающими войсками перебазировался на запад, под Могилев-Подольский, а затем под Бельцы. На юге война перекатилась через границу Советского Союза в Румынию, догоняя отступавшие под напором Советской Армии немецко-фашистские войска. Филатов неоднократно вылетал на разведку врага на румынской территории, где фашистское командование пыталось остановить наше продвижение.

В один из таких разведывательных полетов ему была поставлена задача установить предполагаемое базирование немецких бомбардировщиков на аэродроме Фокшаны. Вылетев со своим напарником еще в сумерках, на рассвете они обнаружили аэродром. Появление советских разведчиков было настолько неожиданным, что они прошли над аэродромом и произвели аэрофотосъемку без единого выстрела со стороны противника. Не воспользоваться столь благоприятной обстановкой было не в характере Филатова. Разведчики решили сделать второй заход, теперь уже для штурмовки. Им удалось уничтожить несколько бомбардировщиков и взорвать бензосклад. Но на этот раз противник встретил их шквалом зенитного огня. В самолете Филатова осколок снаряда пробил бензобак. Горячее масло ударило в лицо летчика, ослепило. Однако верный себе, вопреки всем инструкциям, он опять думал не о спасении, а сделал все возможное, чтобы сохранить самолет и добытые снимки. И снова мужество восторжествовало. Филатов умело посадил штурмовик на небольшой лужайке.

Когда в апреле 1944 года последовали сильные контрудары противника под Яссами, Филатов, став командиром эскадрильи, водил в бой уже группу из шести – девяти самолетов и также успешно выполнял поставленные командованием боевые задачи. Особенно примечателен был один из вылетов. Противник готовил в тот апрельский день очередной контрудар, подтянув крупные силы пехоты и танков. Войска 2-го Украинского фронта, прошедшие с боями от Днепра до Карпат, были истощены и находились в трудном положении. На помощь наземным войскам вовремя пришли штурмовики.

К лету 1944 года на счету Филатова уже числилось 135 боевых вылетов. Второй орден Красного Знамени украсил его грудь. А вскоре он был вызван в Москву для вручения ему ордена Ленина и Золотой Звезды Героя. Эти высшие знаки воинской доблести ко многому обязывали. И молодой летчик стремился умножить боевые подвиги. Его штурмовики, перебазировавшиеся летом 1944 года в составе авиакорпуса на 1-й Украинский фронт, также бесстрашно наносили удары по врагу теперь уже на Берлинском стратегическом направлении.

На долю Филатова выпало участие в важнейших завершающих операциях войны: Висло-Одерской, Берлинской, а затем и Пражской. Он разил своим грозным оружием врага на пути наступления советских войск от Вислы к Одеру, при штурме столицы фашистской Германии Берлина. Еще один орден Отечественной войны и орден Александра Невского прибавились к его наградам в тех боях. Особенно памятным для Филатова остался бой 26 апреля, когда его эскадрилья участвовала в поддержке войск фронта при форсировании канала Тельтов и прорыве с юга в центр Берлина.

Ведомая им девятка Ил-2 под ураганным огнем вражеской зенитной артиллерии трижды заходила на штурмовку артиллерийских батарей, мешавших нашим войскам переправиться через канал. В том бою эскадрилья уничтожила две батареи. При третьем заходе самолет Филатова был поврежден. Бой за канал едва не стал для него последним. Но и на этот раз отважный летчик сумел посадить самолет. Последний свой штурмовой удар он нанес под Прагой, когда в Москве уже отгремел победный салют. Это был 171-й боевой вылет Филатова, завершивший его подвиги в Великой Отечественной войне.

Из книги "Герои огненных лет", под редакцией А.М. Синицына,
книга 6-я, М., "Московский рабочий", 1983 г.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог