Сергей Васильевич Герасимов (1885 - 1964)


"Грянул гром, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете..."

А. Твардовский

Сергей Васильевич Герасимов, выдающийся русский советский художник, яркая самобытная личность. Живописец и график. Писал тематические и жанровые картины, портреты, замечательные по живописному мастерству пейзажи. Высокие человеческие качества художника-гражданина, широта души, смелость и стойкость в искусстве, жизненная мудрость сочетались в нем с необыкновенной скромностью, с человеческой честью, огромной любовью к миру и людям. Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в старинном городе Можайске в семье кустаря-кожевника.

Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1901-1907) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1912) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В 1920-х – начале 30-х гг. писал простые по композиции и почти монохромные портреты и жанровые картины, главным образом из жизни крестьянства, запечатлев трудный процесс становления новой жизни ("Крестьянка с петухом", 1924, Русский музей, Ленинград; "Фронтовик", 1926, Третьяковская галерея). Герасимов обращался к историко-революционным темам, решая их в монументально-эпическом плане ("Клятва сибирских партизан", 1933, Русский музей).

Сталин и Ворошилов в Кремле

Не мало полотен А.Герасимова носит подчеркнуто праздничный помпезный характер. Это, главным образом, портреты вождей, изображения партийных съездов, торжественных встреч. Живопись мастера бравурна и широка. В 1930-е годы Герасимов возглавлял Оргкомитет Союза советских художников, то есть был наиболее авторитетной фигурой в глазах властей. Его барственный, властный облик увековечил в образе фабриканта в исторической картине "На старом уральском заводе" Борис Иогансон (1893–1973).

В середине 1930-х гг. живописная манера Герасимова меняется; и в жанровых картинах, среди которых выделяется насыщенностью, ликующей мажорностью цвета "Колхозный праздник" (1937, Третьяковская галерея), и в пейзажах, занявших важное место в творчестве художника, он обращается к традициям русской пленэрной живописи. Герасимов – русский художник, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин.

Пейзажи Герасимова замечательны поэтичностью, тонким ощущением жизни природы, гармонией и свежестью колористических решений ("Зима", 1939, "Лёд прошёл", 1945, серия "Можайские пейзажи" и, в том числе "У переправы" и "Овсы", 1954, – все в Третьяковской галерее). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Герасимов создал картину «Мать партизана» (1943, частично переработана в 1949-50, Третьяковская галерея); из тематических картин послевоенного периода наиболее значительна картина "За власть Советов" (1957, Третьяковская галерея). Исполнил иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова, А. М. Горького и др.

Мать партизана

С течением времени зрительские симпатии к полотнам Герасимова сильно поубавились. Изменилось отношение к самому знаменитому созданию Герасимова "На страже мира" (1938) – так первоначально называлась эта работа. В дальнейшем картину переименовали в "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле".

А к концу 1950-х годов в устном фольклоре полотно упоминалось уже совсем иронично просто: "Два вождя после дождя". Убидительней выглядят в наследии С. Герасимова неофициальные портреты деятелей искусства, например, балерины Ольги Лепешинской (1939), артистки Аллы Тарасовой (1939). Советский живописец, народный художник СССР (1958). Ленинская премия (1966). Эпическая историко-революционное полотно "Клятва сибирских партизан" (1933), картины, посвященные жизни советской деревни "Колхозный праздник" (1937), "Мать партизана" (1943), тонкий по колориту поэтический пейзаж "Лед прошел" (1945) – одни из самых значимых работ художника.

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества. Глубокая этическая и художественная целостность искусства С.В. Герасимова, чистота и принципиальность его исканий, сила и мастерство выражения новых задач искусства поставили его имя в ряд самых больших имен советского искусства, определивших высший уровень советской художественной культуры.

Художник умер 20 апреля 1964 года в Москве. Народный художник СССР (1958), доктор искусствоведения (1956), действительный член АХ СССР (1947).



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог