Герои-летчики 16-го истребительного авиационного
полка ПВО Москвы


"Ещё удар. И дым клубится,
Потоки пуль, кругом темно.
И огнедышащая птица
С тобою дышит заодно."

В. Аврущенко

Герой Советского Союза Шумилов И.П.

Шумилов Иван Петрович родился в 1918 г. в деревне Михайлова, ныне Лебединского района Сумской области. Украинец. Отец его был моряком. После окончания семилетней школы Иван поступил в ФЗУ (фабрично-заводское училище) и получил специальность рабочего-слесаря. Работал на металлургическом заводе в Керчи, одновременно учился летать сначала на планере, потом на самолете в аэроклубе. Аэродром Аджимушкай находился в пяти километрах от горы Митридат, где жила семья Шумиловых.

Внешне он был несколько медлительным в движениях, но очень волевым парнем. У него было такое горячее желание стать летчиком, что он позволял себе спать не более трех часов в сутки. Утром прибегал на аэродром, готовил планер (а на втором году – самолет), летал положенное время – и обратно бегом на работу. А после работы – учеба в школе рабочей молодежи.

В РККА с 1937 г. В 1938 г. окончил Первую военную Качинскую школу пилотов и был направлен в 16-й истребительный авиаполк в должности летчика, а затем командира звена. С первого дня Великой Отечественной войны Шумилов в действующей армии, защищает Москву. С 22 июня 1941 г. по 1 мая 1942 г. выполнил 131 боевой вылет, сбил лично в одиночных боях девять самолетов противника, один из них – тараном, произвел десять штурмовок наземных войск противника. Всего в воздушных боях (одиночно и в составе группы) Шумилов И.П. сбил 12 самолетов противника: три Ю-88, два Ю-87, два Ме-109, два Ме-115, один Мэе-110, один Хш-126, один Ме-109Ф.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном листе о Шумилове говорится: «Отважный летчик-истребитель, бесстрашный воздушный боец. В боях смел, мужественный и решительный».

В 1943 г. Иван Петрович был назначен инспектором истребительной авиации ПВО страны, затем – 320-й авиадивизии 19-й Воздушной истребительной армии. В 1944-1945 гг. был заместителем, а затем командиром 495-го авиаполка, окончил войну в звании полковника. В 1946-1947 гг. был заместителем командира 16-го авиаполка, затем два года инспектором 88-го истребительного авиакопуса в Москве (командир Покрышкин А.И.). Получил звание летчика 1-го класса. В 1955 г. окончил Монинскую Краснознаменную Военно-воздушную академию, командный факультет. За освоение новой реактивной техники был награжден орденом Красного Знамени. Был командиром 148-го гвардейского истребительного авиаполка, зам. командира 181-й авиадивизии. Закончил службу в Советской Армии в Южно-Сахалинске, в 1961 г. уволен в запас.

Но его исключительно деятельная натура не могла обойтись без авиации. Шумилов работает инструктором-летчиком УТО-2 (Учебно-тренировочный отряд) в аэропорту Быково, инспектором-летчиком Московского управления гражданской авиации, командиром 178-го авиаотряда на вертолетах, начальником летной службы Кратовской летно-испытательной станции.

За период летной работы с 1936 г. по 1978 г. Шумилов И.П. налетал 12740 часов. Освоил 68 летательных аппаратов (планеры, самолеты, вертолеты). Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. Иван Петрович и его жена Антонина Ивановна, инженер-экономист, воспитали двух дочерей. Ольга окончила Московский строительный институт, Татьяна – энергетический. Растет внук Никита.

Полковник в отставке Шумилов И.П. скоропостижно скончался 22 июня 1987 г. в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.


Герой Советского Союза Плеханов И.Е.

Плеханов Иван Ефимович родился 27 сентября 1917 г. в селе Ильинка Курской области в многодетной крестьянской семье, в которой было четыре сына и дочь, Иван был младшим. После окончания семилетней школы учился в Курском железнодорожном техникуме. В 1936 г. по спецнабору горкома ВЛКСМ был направлен в Качинскую военную школу летчиков, которую успешно окончил. В августе 1938 г. Плеханов прибыл в 57-ю истребительную авиационную бригаду МВО в город Люберцы для дальнейшего прохождения службы. Был направлен в 4-ю авиаэскадрилью 1б-го истребительного авиаполка. Участвовал в воздушных парадах над Красной площадью. Летал на истребителях И-153.

В мае 1941 г. получил должность адъютанта эскадрильи. Во время Великой Отечественной войны защищал Москву от налетов немецко-фашистской авиации, совершил 17 боевых вылетов. 28 августа 1941 г. в составе 17-го истребительного авиаполка, сформированного из двух эскадрилий 16-го истребительного авиаполка, под командованием Горелика С.А. Плеханов И.Е. был направлен на Ленинградский фронт. В октябре 1941 г. после переформирования 17-й истребительный авиаполк стал 158-м авиаполком и вошел в состав 7-го истребительного авиакорпуса ПВО города Ленинграда. В дальнейшем этот полк получил наименование 103-го гвардейского.

Летчик-истребитель Плеханов участвовал во многих воздушных схватках, из которых почти всегда выходил победителем. Вот несколько примеров. В сентябре 1941 г. Плеханов барражировал над Ленинградом, охраняя наши войска от нападения противника с воздуха. По мосту через Неву переправлялась военная часть. Он заметил немецкий самолет-разведчик над переправой и атаковал его, применяя всю мощь огня пушек и пулеметов. Фашистский самолет рухнул в болото. Это был «Фокке-Вульф-189», так называемая «рама». Такой самолет был сбит впервые. Его доставили в часть как пособие для молодых летчиков. В ноябре 1941 г. Плеханов И.Е. был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

26 июня 1942 г. десятка наших истребителей под командованием Плеханова вылетела на боевое задание. Стояли белые ночи, видимость была хорошая. При подходе к цели летчики почти лицом к лицу встретились с группой из 56-ти бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88 в сопровождении 12-ти «мессершмиттов». Они направлялись к стратегическим объектам Ленинграда. Плеханов принял решение атаковать не медля ни секунды! Сам он с ведомым Сергеем Литавриным атаковал ведущее звено и поджег флагман. Бой длился около часа. Плеханов сбил два самолета, его ведомые – восемь вражеских машин. Главное – они сорвали планы противника, заставили бомбардировщики повернуть обратно. Ни одна бомба не упала на охраняемые объекты.

За год непрерывных тяжелых боев за Ленинград Плеханов превратился в первоклассного летчика фронта. В июне 1942 г. он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи 158-го авиаполка.

2 августа 1942 г. большие группы бомбардировщиков, прикрытые истребителями, шли на Ленинград. Капитан Плеханов уже в первых схватках сбил два самолета противника. В пятом боевом вылете за этот день ему и его ведомому Литаврину пришлось драться с девяткой Ме-109. Друзья приходили на помощь друг другу в опасные минуты. Но в один из моментов боя, когда Иван выходил из очередной атаки, два фашистских истребителя открыли по его самолету огонь.

Снаряд попал в кабину. Летчик попытался выровнять машину. Сгоряча он не заметил, что осколок снаряда срезал по локоть правую руку. Левая рука тоже была ранена. Его самолет пикировал над территорией, занятой врагом. Колоссальным усилием воли обливающийся кровью летчик заставил себя действовать. Ему удалось развернуть самолет в сторону своих войск, левой рукой открыл фонарь, отстегнул ремни, чтобы выпрыгнуть, локтями уперся в борта кабины, но от сильной боли потерял сознание и упал под приборную доску самолета. Очнувшись, последним напряжением сил зубами рванул кольцо, и раскрывшийся купол парашюта вырвал его из кабины. При ударе о стабилизатор было повреждено бедро, при падении на землю – позвоночник и нога. В бессознательном состоянии летчика подобрали бойцы одного из участков Ленинградского фронта и доставили в госпиталь.

Плеханов И.Е. произвел 244 боевых вылета, участвовал в 44 воздушных боях, сбил 13 самолетов противника (11 – лично, 2 – в группе), за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Указ от 28 января 1943 г.). После излечения в госпитале 22 ноября 1942 г. он получил назначение на должность начальника отдела кадров 269-й истребительной авиадивизии. Но он хотел активно участвовать в боевой работе и через три недели подал рапорт о переводе в 16-й авиаполк в г. Люберцы. По просьбе командира полка командование 6-го истребительного авиакорпуса назначило Плеханова помощником начальника аэродромной службы АСН-3 Люберецкого аэроузла. На этой должности Плеханов работал с декабря 1942-го по февраль 1946 г.

И после Великой Отечественной войны Плеханов продолжал военную службу: в 1948-1949 гг. был штурманом звена УТЦ (Учебно-тренировочного центра) ВВС МВО, затем работал в Главном штабе ВВС МВО в Москве. Весной 1956 г. Плеханов И.Е. был демобилизован в звании гвардии полковника. С 1958 г. работал начальником БТИ Первомайского райисполкома г. Москвы 26 лет. Награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды и многие медали. Его имя на доске героев Монумента Славы, защитников Ленинграда.

Иван Ефимович и Анна Андреевна вырастили троих детей. Старший сын Валентин – офицер Космических войск, в настоящее время полковник в отставке, сын Анатолий – инженер-связист (окончил ВЗЭИС), дочь Елена по специальности – инженер (окончила Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии). Род Плехановых продолжают три внука: Игорь, Дмитрий, Илья; две внучки – Наталья и Анна; шесть правнуков – Станислав, Александр, Семен, Анатолий, Матвей, Олег; три правнучки – Даша, Маша, Саша. За их будущее сражался с фашизмом отец, дед и прадед Иван Ефимович Плеханов.

Гвардии полковник в отставке Плеханов И.Е. умер 19 апреля 2005 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 5).


Герой Советского Союза Макаров В.Н.

Макаров Валентин Николаевич родился 30 августа 1919 г. в Севастополе в семье рабочего. Окончил семь классов школы, затем ФЗУ и Симферопольский аэроклуб. В 1938 г. после окончания Качинской авиационной военной школы летчиков был направлен в 16-й истребительный авиаполк в Люберцы Московской области, а в 1940 г. – на учебу на курсы командиров звеньев в г. Чугуев Харьковской области.

С июня 1941 г. Макаров участвовал в боях на Юго-Западном, Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Уже к январю 1943 г. командир эскадрильи 512-го истребительного авиаполка (53-й гвардейский авиаполк) капитан Макаров в 118 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 7 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши.

С 1944 г. майор Макаров В.Н. командовал 176-м авиаполком. Войну закончил в Берлине. За весь период Великой Отечественной войны он совершил 635 боевых вылетов, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и 9 в группе самолетов противника. В 1947 г. окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. В 1954 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. В 1956 г. окончил Военную академию Генштаба. Командовал авиационными соединениями.

В 1975 г. демобилизовался. Вел большую общественно-политическую работу, был депутатом Первомайского района г. Минска. Награды: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многие медали. Умер в Минске 20 мая 1978 г.


При написании статьи использованы материалы из книги
Боброва К.В. «Истребители. «Крылатый полк шестнадцатый», М., «Голден-Би», 2006 г.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог