Героизм летчиков в годы ВОВ


"Ушла война. Осталась память.
И опаленные сердца.
И похоронок злая наледь,
И чьи-то дети без отца…"

А. Фролов

Подвиг подполковника Сафонова Б.Ф.

Б.Ф. Сафонов перед боевым вылетом. 1941 г.

Шел третий день Великой Отечественной войны. Над бухтой, где стояли корабли Северного флота, появился вражеский самолет-разведчик «Хейнкель-111». В составе группы перехвата вылетел и командир эскадрильи из 72-го смешанного Краснознаменного авиаполка старший лейтенант Сафонов. На максимальной скорости набрал высоту и пошел со своим ведомым наперерез врагу. Расстояние между самолетами сокращалось. Фашистский летчик, маневрируя, пытался уклониться от боя, но советский истребитель зашел сбоку, дал короткую очередь, затем, сблизившись с фашистским самолетом, другой меткой очередью «срубил» ему хвост. «Хейнкель» упал на прибрежные скалы и взорвался.

Этой победой Борис Феоктистович Сафонов открыл свой боевой счет. И счет этот был немалым. Недаром на своем самолете И-16 с заводским номером 28213-95 отважный летчик написал: «Смерть фашизму!» На этом самолете он произвел 109 боевых вылетов и сбил 17 немецких бомбардировщиков и истребителей. «...Фашистов, численно превосходящих нас в два, три раза, а то и в пять раз, бьем без промаха и с первого захода, – писал Борис Сафонов брату Евгению. – Когда будешь бить фашистскую сволочь, помни одно: всегда наступай, атакуй первым и не выходи первым из боя, потому что фашистские молодчики смелые тогда, когда ты им подставляешь спину...»

«Бить врага по-сафоновски» стало девизом всех летчиков-североморцев. Противник рвался к Мурманску. Шли ожесточенные и упорные бои на суше, на море и в воздухе. Во время сентябрьских боев 1941 г. перед летчиками Северного флота была поставлена задача: прикрыть с воздуха перегруппировку наших войск в районе Мурманска.

15 сентября пятерка истребителей, ведомая Сафоновым, вылетела на выполнение боевого задания. Вышли в заданный район. Впереди по курсу североморцы заметили более 20 вражеских машин. Зайдя со стороны солнца, пятерка советских истребителей сомкнутым строем с короткой дистанции ринулась на врага. Сразу же были сбиты три «юнкерса». Затем Сафонов сбил еще один. Вражеские бомбардировщики поспешили уйти. Но в районе боя появилось до 20 фашистских истребителей. Сафонов снова собрал свою пятерку в кулак и ринулся на врага. Строй вражеских машин рассыпался. Однако, заметив, что советских истребителей всего пять, гитлеровцы попытались зажать наши самолеты в кольцо.

Не удалось. Сафоновцы сбили еще один самолет, доведя общий счет до пяти. В тот же день вечером советские истребители были вновь подняты по тревоге. Стремительность и натиск атакующих вызвали панику среди гитлеровцев. Пользуясь облачностью, советские летчики заходили в атаку с разных сторон. У врага создалось впечатление, что сражается большое количество советских истребителей. В разгар боя, когда Сафонов наносил меткий удар по очередному стервятнику, фашисты передали в эфир: «Мы окружены, спасайтесь» – и стали покидать поле боя. Семь североморцев вели бой с 52 самолетами врага и одержали победу! Сафонов сбил 2 самолета, его товарищи – 4.

16 сентября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру эскадрильи капитану Сафонову первому из летчиков-североморцев было присвоено звание Героя Советского Союза. О славной победе сафоновцев газета «Красный флот» в передовой статье 18 сентября 1941 г. писала: «Этой победой советских соколов может гордиться весь флот как образцом мужества, отваги и прекрасного мастерства».

30 мая 1942 г. командир 2-го гвардейского истребительного полка подполковник Сафонов с летчиками Владимиром Покровским и Павлом Орловым вылетели на прикрытие союзного конвоя. Во время боя Сафонов поддерживал радиосвязь с командными пунктами своего полка и дивизии. Поэтому стали известны некоторые подробности этого боя. «Двух рубанул! – передал Сафонов. – Бью третьего... Прикрой с хвоста... Готов третий!» Затем было принято последнее сообщение: «Мотор... Иду на вынужденную посадку». Теряя высоту и скорость, Сафонов вел свой самолет к конвою. Не дотянув несколько миль до эсминца «Куйбышев», который полным ходом шел ему навстречу, истребитель врезался в воду. Б.Ф. Сафонов посмертно награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Это был первый дважды Герой Советского Союза среди летчиков нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Не числом, а умением

Летчик-истребитель А.К. Горовец. 1942 г.

В первый же день Курской битвы летчики 88-го гвардейского авиационного истребительного полка, которым командовал майор С.С. Рымша, сбили 30 самолетов противника. 6 июля 1943 г. эскадрилья под командованием В.И. Мишустина вылетела на выполнение боевого задания. В ее составе был летчик А.К. Горовец. На его боевом счету в это время было два сбитых самолета противника и четыре в группе.

Эскадрилья Ла-5 прикрывала советские войска в районе Владимирова, Ольховатка. Выполнив задание, она возвращалась на свой аэродром. Горовец шел замыкающим. Он внимательно следил за обстановкой и сразу заметил, как из-за облаков вынырнули вражеские бомбардировщики. Сообщить товарищам о противнике Горовец не мог: испортилась рация. Времени на то, чтобы маневром привлечь внимание товарищей, не оставалось, решение надо было принять немедленно. И Горовец атакует ведущего. Поврежденный самолет, падая, увлекает за собой два других. Строй врага рассыпался, а советский летчик, один принявший бой с двадцатью вражескими самолетами, продолжал атаковать... Казалось, победа близка. Но появились вражеские истребители, и Александру Горовцу пришлось продолжить неравный бой. На исходе боеприпасы и горючее, но нет предела мужеству и отваге советского воина. Бесстрашный летчик погиб в этом бою...

В сводке Совинформбюро от 13 июля 1943 г. сообщалось: «Летчики Н-ской гвардейской части за три дня боев сбили 156 немецких самолетов. Герой Советского Союза гвардии лейтенант Новиков сбил 5 вражеских самолетов. Летчик гвардии старший лейтенант Горовец встретился в воздухе с группой немецких самолетов. Вступив с ними в бой, товарищ Горовец сбил 9 немецких бомбардировщиков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 г. А.К. Горовец посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Летом 1957 г. жителями села Зоренские Дворы был обнаружен самолет летчика А.К. Горовца. В настоящее время орден Красного Знамени и нагрудный знак «Гвардия», 20-мм авиационная пушка с самолета Ла-5, на котором сражался Горовец, находятся в Центральном музее Вооруженных Сил РФ.

На Як-9

Летчик-истребитель В.А. Зайцев

Конструктор А.С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» пишет: «...еще задолго до войны в воздухе шла незримая, упорная битва с противником за чертежными столами конструкторских бюро, в цехах заводов. Уже тогда решался вопрос: кто кого? Кто будет господствовать в воздухе в предстоящих схватках?» В ходе войны в КБ A.С. Яковлева был создан самолет Як-9. Это был легкий и маневренный истребитель в годы войны, имел мощное вооружение: 37-мм и 45-мм пушки. По скорости и вооружению он превосходил «Мессершмитт-109».

На Як-9 наши летчики совершили немало героических подвигов в воздушных боях. Летчик-испытатель Василий Алексеевич Зайцев из конструкторского бюро Яковлева рвался на фронт. Машину надо испытывать в бою, считал он. В июле 1943 г. он был направлен в 832-й истребительный авиационный полк, который перевооружался на новые самолеты Як-9. «Летчик-истребитель с отличной техникой пилотирования, – читаем в характеристике того времени. – Матчасть боевых самолетов знает отлично, штурманская подготовка отличная. Летает днем и ночью в любых метеоусловиях... Все боевые задания выполняет отлично. При его сопровождении штурмовики не имели потерь... В воздушных боях смел. Как опытный летчик, знания передает молодым. Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом».

С января 1944 г. В.А. Зайцев командует авиаэскадрильей. 26 марта он вылетел во главе группы из восьми самолетов с задачей прикрыть наземные войска в районе Новый Путь, Горушко. На высоте 2500 м увидел две группы самолетов противника: 14 бомбардировщиков Ю-87 шли в сопровождении четырех ФВ-190. Истребители успешно атаковали – сбили четыре Ю-87. Наши летчики в этом бою потерь не имели. В тот же день во втором воздушном бою эскадрилья капитана Зайцева сбила четыре «фоккера».

Кусок бронестекла с самолета В.А. Зайцева с его боевым отчётом

Напряженным для летчиков 832-го истребительного авиационного полка был май 1944 г. В эти дни еще ярче проявились мужество и боевое мастерство В.А. Зайцева. 16 мая он с четверкой истребителей прикрывал наши войска в районе станции Русаки. В воздушном бою с восемью ФВ-190 сбил два самолета, его товарищи В.Н. Бородаевский и В.И. Соловьев – по одному ФВ-190. Противнику удалось поджечь самолет Соловьева.

Был подбит и самолет Зайцева, но он сумел дотянуть до своих и благополучно посадить Як-9. Тогда-то капитан Зайцев взял на память обломок бронестекла разбитого самолета и написал на нем короткий отчет о результатах воздушной схватки. Этот кусок бронестекла летчик подарил товарищам из конструкторского бюро А.С. Яковлева, где был создан Як-9. Сейчас его можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил РФ.

Легендарный Ил-2

Конструктор С.В. Ильюшин

«Черная смерть!» – с ужасом говорили о штурмовике Ил-2 фашисты. «Летающий танк» – восхищалась советская пехота. «Горбатый», – ласково называли его наши авиаторы. И не столько за некоторые признаки внешнего вида, сколько за его «выносливость» и ту тяжесть, которую он вынес во время войны на своем «горбу». Самолет-штурмовик Ил-2 создан конструкторским бюро, возглавляемым С.В. Ильюшиным. Машина впервые была поднята в воздух 12 октября 1940 г. летчиком-испытателем В.К. Коккинаки. В марте 1941 г. самолет пошел в серийное производство. Впервые в мировой практике коллективу конструкторов удалось удачно совместить такие характеристики, как масса, броня, вооружение и скорость.

Ил-2 стал лучшим самолетом для непосредственной поддержки наземных войск и в наступлении, и в обороне. На нем наши летчики успешно вели борьбу с танками противника, применяя специальные противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ). Эти небольшие, весом 1,5-2,5 кг, бомбы кумулятивного действия прожигали броню танков и выводили их из строя. В боевом комплекте Ил-2 имел их до 200. «Илы» наносили точные бомбовые удары по водным переправам противника. Успешно применялись ПТАБ для ударов по аэродромам и кораблям врага.

Советские летчики умело использовали боевые возможности самолетов Ил-2, но полки этих самолетов несли потери из-за отсутствия стрелка в задней полусфере. Поэтому с середины 1942 г. стали выпускать штурмовик в двухместном варианте. В 1943 г. вместо 23-мм пушек начали устанавливать более мощные 37-мм пушки. Во время Курской битвы штурмовики уничтожали фашистские танки кумулятивными бомбами и огнем пушек. Самолет обладал поразительной живучестью. Нередки были случаи, когда машины, имевшие свыше сотни пробоин, все-таки возвращались на аэродром. Поврежденные штурмовики многократно приземлялись на одном шасси или на фюзеляж на поле, на болото, на лед и на лес.

Самолет-штурмовик Ил-2

Командир эскадрильи Ил-2 летчик-штурмовик капитан А.А. Карасев так отзывался о своей машине: «Самолет-штурмовик Ил-2 обладает невероятной живучестью. Однажды четыре «мессера» пикировали на мой самолет. Был пробит масляный радиатор... Я решил пойти на таран. Но фашисты увернулись. С трудом дотянул до своего аэродрома и не сел, а упал на него. Только в винте было 36 пробоин. В одной плоскости – 215, а в другой – так много, что и считать не стали... А долетел! Вот это машина!»

Летчик И.А. Докукин из 504-го штурмового авиационного полка сражался на Брянском и Юго-Западном фронтах, участвовал в Сталинградской битве. В совершенстве владея штурмовиком Ил-2, И.А. Докукин летал в любое время суток, в любую погоду, обрушивая на голову врага бомбы и реактивные снаряды. В битве за Сталинград с каждым вылетом он увеличивал боевой счет своей эскадрильи. В районе Песчанки под Сталинградом, где было сосредоточено 2 полка пехоты, до 30 танков, большое количество автомашин, эскадрилья Докукина уничтожила более роты пехоты, 5 танков, до 100 автомашин, 12 орудий полевой и зенитной артиллерии противника.

17 сентября 1942 г., возвращаясь, после выполнения важной боевой задачи, И.А. Докукин встретил группу вражеских бомбардировщиков и успешно атаковал, не дав им возможности сбросить бомбы на наши войска. Лейтенант Докукин, отличавшийся безмерной храбростью, мужеством, высоким воинским мастерством, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

В Центральном музее Вооруженных Сил РФ есть такой экспонат – винт от самолета Ил-2. На этом штурмовике летал заместитель командира эскадрильи 567-го штурмового авиационного полка старший лейтенант В.С. Георгиев. Винт деформирован, лопасти изогнуты...

29 октября 1942 г. группа штурмовиков выполняла боевое задание по уничтожению железнодорожных эшелонов противника в районе Острогожска. В.С. Георгиев заметил в овраге большой склад боеприпасов противника. Возвратившись на аэродром, он доложил об этом командиру полка и получил приказ лично уничтожить этот склад… Уже начинало вечереть. Надо было на малых высотах подойти в район склада, чтобы не вызвать на себя огонь зениток противника, прикрывавших этот объект. А вереницы автомашин уже тянулись к складу с боеприпасами, чтобы доставить их на передовые позиции войск. Летчик сумел приблизиться и подойти к складу на малой высоте. Реактивные снаряды точно легли в цель. Склад с боеприпасами взлетел на воздух. Летчик быстро повернул в сторону и вверх, но взрывная волна огромной силы сильно встряхнула самолет, и, потеряв управление, он врезался в землю.

Прошли годы. Подросли сыновья В.С. Георгиева – Игорь и Олег. Им хотелось как можно больше узнать об отце, найти место его гибели. Обратились к работникам архива, отыскали ветеранов полка, знавших В. Георгиева. По их совету выезжали на место, где действовала эскадрилья отца осенью 1942 г. Вскоре было установлено точное место падения самолета – недалеко от Острогожска Воронежской области. В заросшей бурьяном воронке были найдены куски обшивки самолета. Здесь и начались раскопки. Сыновьям помогли учащиеся местной школы. Были извлечены предметы вооружения, отдельные узлы самолета, в том числе винт (пропеллер), парашют, а также документы В.С. Георгиева и его личные вещи. Все эти реликвии прошедшей войны дороги не только сыновьям храброго летчика. Они дороги всем нашим гражданам, поэтому хранятся в музее.

Дальний бомбардировщик Ил-4

Бомбардировщик Ил-4

В 1933 г. Центральное конструкторское бюро, руководимое С.В. Ильюшиным, получило задание разработать конструкцию бомбардировщика с большим радиусом действия. Самолет должен иметь хорошую бомбовую нагрузку и достаточную высотность. Через два года такая машина была создана. Это был двухмоторный цельнометаллический самолет ЦКБ-26. На нем в августе – сентябре 1936 г. летчик-испытатель В.К. Коккинаки установил три мировых рекорда. Несмотря на значительную массу, самолет обладал высокой маневренностью. На одном из авиационных праздников на Тушинском аэродроме В.К. Коккинаки сделал на нем петлю Нестерова.

Самолет ЦКБ-26 стал первым в серии бомбардировщиков дальнего действия. Один из его образцов – ДБ-3 был принят на вооружение ВВС в 1936 г., а с 1940 г. выпускался под маркой Ил-4. Самолет обладал высокими летными качествами. При бомбовой нагрузке 1000 кг имел дальность полета 3800 км. Два мотора по 1100 л. с. позволяли развивать скорость до 445 км/ч. Для отражения атак вражеских истребителей самолет имел 12,7-мм пулемет системы Березина и два 7,62-мм пулемета системы Шпитального – Комарицкого (ШКАС). На протяжении всей Великой Отечественной войны Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем.

11 июля 1942 г. экипаж под командованием А.И. Молодчего получил боевое задание нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу Брянск, который имел сильную противовоздушную оборону. При заходе на цель противник молчал. Бомбы попали в эшелон с боеприпасами. Сразу вспыхнули десятки прожекторов. Фашисты открыли ураганный огонь. Умелым маневром А.И. Молодчий избежал прямых попаданий в машину, но осколки снарядов настигли ее. Самолет терял управление. Летчик с трудом сумел привести подбитую машину на свою базу. 60 пробоин насчитали механики на бомбардировщике. Осколками зенитных снарядов пробило бензобаки, фюзеляж, плоскости, колесо. И все же самолет долетел до аэродрома благодаря высокой прочности конструкции, мастерству и воле нашего летчика.

Активно действовали на этих машинах летчики-бомбардировщики и в составе фронтовой авиации. Они совершали налеты на железнодорожные станции, захваченные противником, на его аэродромы. По мере усиления фронтов истребительной авиацией Ил-4 становился и дневным бомбардировщиком. В Заполярье, на Балтике и Черном море действовали торпедоносцы Ил-4Т. Они топили вражеские транспорты, сторожевые корабли и подводные лодки… «На логово врага!» Так называлась выпущенная политуправлением Балтийского флота листовка, рассказывающая о подвигах летчиков-балтийцев.

С первых дней Великой Отечественной войны летчики-бомбардировщики 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота наносили мощные удары по врагу. Они появлялись над Турку, Мемелем, Кенигсбергом, Данцигом, сокрушая военные объекты и портовые сооружения. Командир полка Евгений Николаевич Преображенский сам водил экипажи на боевые задания. Отличаясь беззаветной отвагой и мужеством, превосходно владея машиной, Преображенский неизменно выходил победителем из самых затруднительных положений.

Во время одного из дневных налетов на морскую базу противника самолет Преображенского подвергся сильному зенитному обстрелу. На поврежденную прямыми попаданиями и осколками снарядов машину устремилась группа вражеских истребителей. Преображенский не стал уходить от них, а атаковал ближний самолет. Враги не выдержали дерзкой атаки...

Летчики-гвардейцы во главе со своим командиром полковником Е.Н. Преображенским первыми осуществили бомбардировочные удары по столице гитлеровской Германии – Берлину. Расстояние, непогода, десятки огневых преград, атаки истребителей, кислородная недостаточность – все это не помешало Преображенскому вывести самолеты точно на столицу фашистского рейха. Первый налет на Берлин состоялся в ночь на 9 августа 1941 г. с эстонского острова Сааремаа. В нем участвовало три звена, по четыре ДБ-3 в каждом. Первое звено возглавлял сам Е.П. Преображенский. Второе – капитан В.А. Гречишников, третье – капитан А.Я. Ефремов.

Каждый экипаж сбросил на военные объекты Берлина по 800 кг бомб. В городе вспыхнули пожары. За несколько налетов на фашистское логово были сброшены сотни фугасных бомб. Расстояние до Берлина по прямой 900 км. Бомбардировщики прошли его в оба конца за семь часов. Все экипажи вернулись на свою базу. До 6 сентября 1941 г. летчики авиагруппы особого назначения наносили бомбовые удары по Берлину.

Рейды в тыл врага, разрушение важнейших железнодорожных узлов, уничтожение вражеских баз и штабов – все это стало повседневной, будничной работой для героических летчиков полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. командиру полка – руководителю авиагруппы полковнику Е.Н. Преображенскому и флагманскому штурману капитану П.И. Хохлову присвоено звание Героя Советского Союза. Это высокое звание было присвоено также командирам звеньев капитанам В.А. Гречишникову, А.Я. Ефремову, М.П. Плоткину.

Не всем суждено было получить их. Так, осталась неврученной Золотая Звезда за номером 613 – капитан В.А. Гречишников погиб 24 октября под Тихвином, направив объятый пламенем самолет на колонну противника.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог