Тяжелый танк ИС-1



Танк ИС-1 (ИС–«Иосиф Сталин») не выпускался в больших количествах, но обозначил собой важный шаг советского танкостроения, приведший к созданию наиболее мощного танка первых послевоенных лет. ИС представлял собой новую разработку, базирующуюся на узлах КВ, но с модифицированными корпусом, подвеской, трансмиссией и двигательной установкой. Он был лучше бронирован и оснащался новой башней с 85-мм (3,35-дм) пушкой, аналогичной Т-34-85, который к тому времени (конец 1943 г.) уже ставился на производство. Необходимость усилить вооружение вызвала эксперименты со 100-мм (3,94-дм) и 122-мм (4,81-дм) пушками, причем лучшие показатели давала 100-мм. Однако возможности 122-мм пушки оказались ненамного ниже, имелась возможность производить ее в больших количествах, а также установившееся производство 122-мм боеприпасов (для 100-мм боеприпасов такие возможности были ограниченны). В качестве нового основного вооружения танка было выбрано 122-мм, но на ИС-1 его так и не установили. Вместо этого усилия сосредоточили на более перспективном танке ИС-2.

Некоторое количество ИС-1 использовалось на Украине в качестве тяжелых танков прорыва, для чего они прекрасно подходили. Всего было построено 100 или около того танков ИС-1, позднее доведенных до стандарта ИС-2.

Танк ИС-1

Тяжелый танк ИС-1 имел классическую компоновку. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк.

Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, наводчика, командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.

Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа – топливный, слева – масляный баки; над ними – масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, – воздухоочистители "мультициклон".

Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса – носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса – катаные.

В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса исключало возможность ее заклинивания.

К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи.

Корма корпуса состояла из трех наклонных листов – верхнего, среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний – съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса. В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.

Башня – литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками.

В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

Тактико-технические характеристики

Экипаж – 4 человека
Мощность двигателя 600 л.с. (447,6 кВт)
Боевая масса около 46,0 т (101 430 фнт)
Максимальная скорость хода 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода 250 км (155,25 мили)
Габариты (ДлинахШиринахВысота) 8,32х3,25х2,9 м (27,3х10,66х9,51 фт)
Основное вооружение 85-мм (3,35-дм) пушка
Толщина брони от 30 мм (1,18 дм) до 160 мм (6,3 дм)


возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог