Командиры подводных лодок КБФ,
прошедшие всю войну


"Однозначна подводная
Мера
И высок героический
Миг –
Разделила стеной
Кремальера
Всех героев –
На мертвых – живых!"

Н. Гульнев

Автомонов Иван Васильевич (18 декабря 1904 – ?)

После окончания в 1938 г. Военно-морского училища и краткосрочных курсов при Учебном отряде подводного плавания назначен помощником командира «С-4», на которой принял участие в советско-финляндской войне. С 7 декабря 1940 г. Автомонов командир подводной лодки «М-79». В этой должности в звании старшего лейтенанта он встретил начало Великой Отечественной войны. С апреля 1942 г. Автомонов командир «Щ-308», однако в первом же боевом выходе «щуки» обнаружилась слабая подготовка нового командира – по прибытии субмарины на Лавенсари было ясно, что корабль к походу не готов. «Щ-308» имела отрицательную плавучесть, к тому же на переходе подводная лодка повредила кормовые горизонтальные рули.

Корабль вернули в Кронштадт, и 22 июля 1942 г. капитан-лейтенант Автомонов был снят с должности и назначен командиром отряда дымомаскировки Ленинградской ВМБ, затем офицером организационно-строевого отдела штаба КБФ. После окончания войны он один из сотрудников военно-морского отдела в составе советской военной администрации в Германии, а с 1948 г. на преподавательской работе. В качестве командира подводной лодки совершил 2 боевых похода. В торпедные атаки не выходил. Награжден тремя орденами, медалями. Уволен в запас в звании капитана 2-го ранга.

Богорад Самуил (Семен) Нахманович (Наумович) (17 августа 1907 – 1995)

В ВМФ с 1940-го. Герой Советского Союза. После окончания Ленинградского морского техникума работал в Балтийском морском пароходстве. Помощник капитана. Выпускник Учебного отряда подплава 1941 г. Начало Великой Отечественной войны встретил в должности помощника командира ПЛ «Д-2». С декабря 1942 г. занимал эту же должность на «Щ-310», а в марте 1944 г. получает «щуку» под свое командование. В качестве командира подводной лодки совершил 3 боевых похода, произвел 14 торпедных атак (выпущено 34 торпеды); потоплено 2 транспорта противника общим водоизмещением 4899 брт. Итоги 7 атак сегодня еще нуждаются в оценке, некоторые из них вполне могут быть результативными. (По официальным данным, потоплено 7 транспортов.) 8 июля 1945 г. Богораду С.Н. присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны до февраля 1950 г. Богорад продолжал командовать «Щ-310», затем, после непродолжительного командования дивизионом подводных лодок, взят на штабную работу. В 1953 г. он командир отдельного дивизиона спецназначения. В 1961-м – начальник вспомогательных судов в Рижской ВМБ. В 1961 г. в звании капитана 1-го ранга С.Н. Богорад вышел в запас. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени орденом Ушакова II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Бочаров Павел Иванович (15 сентября 1910 – 1 января 1981)

В ВМФ с 1931 года. Выпускник ВМУ им. Фрунзе 1936 г. В 1938 г. прошел подготовку в Учебном отряде подплава Тихоокеанского флота, назначен помощником командира ПЛ «Щ-122», а уже в июле 1938 г. получил под свое командование «М-10». В марте 1940 г. Бочаров принял командование над тихоокеанской «Щ-123», на которой встретил начало Великой Отечественной войны.

21 апреля 1943 г. направлен в распоряжение Военного совета КБФ и в июле 1943 г. принял «Щ-407», на которой участвовал в боевых действиях. Подводная лодка под командованием Бочарова П.И. совершила 4 боевых похода, в которых произведено 8 торпедных атак с выпуском 21 торпеды. Потоплено 2 судна, суммарный тоннаж которых составляет 13 308 брт. По уничтоженному тоннажу является один из наиболее результативных командиров подводных лодок советского флота.

В марте 1946 г. назначен командиром Учебного дивизиона ПЛ, а с августа 1947 г. на преподавательской работе в Учебном отряде подводного плавания им. Кирова. 19 июля 1946 г. Бочарову П.И. присвоено звание капитана 2-го ранга. С августа 1948 г. по март 1950 г. командует одной из подводных лодок, затем он вновь на преподавательской работе в различных военно-морских учебных заведениях. С мая 1956 г. Бочаров П.И. в запасе. Награжден пятью орденами, в том числе орденом Ушакова II степени, медалями.

Вершинин Федор Григорьевич (23 апреля 1905 – 29 февраля 1976)

Герой Советского Союза. После окончания Ленинградского морского техникума работал инструктором в Архангельском губкоме ВЛКСМ. В 1927 г. он призван на флот. Проходил службу матросом на подводных лодках, затем инструктором рулевого и сигнального дела в Учебном отряде подводного плавания. В 1937 г. окончил командное отделение при УОПП им. Кирова. Советско-финляндскую войну встретил в звании капитан-лейтенанта. Командовал ПЛ «Щ-311». Совершил 1 боевой поход, в ходе которого потопил 2 судна, еще одно, вероятно, было повреждено. (Всего 1259 брт.) 7 февраля 1940 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1942 г. окончил Военно-морскую академию. Принимал участие в Великой Отечественной войне. С 1946 г. на преподавательской работе. В 1964 г. в звании капитан 1-го ранга вышел в запас. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Витковский Александр Вацлавович (26 марта 1902 – 10 января 1995)

Витковский А.В.

В РККА с 1918 года. В ВМФ с 1923-го. Выпускник ВМУ им. Фрунзе 1926 г. Будучи курсантом училища, принял участие в первом заграничном походе советских кораблей – крейсера «Аврора» и учебного судна «Комсомолец» (бывш. «Океан») по маршруту Кронштадт – Берген – Мурманск – Архангельск – Тронхейм – Кронштадт. С января 1927 г. – штурман ПЛ «Большевик» (бывш. «Рысь», типа «Барс»). В 1928 г. Витковский А.В. окончил специальный класс подплава при ВВМУ им. Фрунзе и с октября 1928 г. назначен минером на ПЛ «Товарищ» (бывш. «Тур», типа «Барс»), а в ноябре 1929 г. – помощником командира ПЛ «Большевик». В апреле 1932 г. Витковский А.В. получает под командование ПЛ «Товарищ», но уже в декабре 1932 г. он принимает строящуюся «Ёрш» (впоследствии «Щ-303»), став первым командиром прославленного корабля.

В январе 1935 г. Витковский командует дивизионом в недавно сформированной бригаде «малюток», а уже в мае 1936 г. он становится командиром дивизиона «щук». С ним подводные лодки через Беломорканал перебазировались на Север, пополнив зарождающийся Северный флот. Волна политических репрессий не обошла стороной и Витковского А.В. В конце 1937 . его «за утрату политической бдительности» арестовывают и увольняют с флота. Некоторые командиры также были арестованы. Только в марте 1938 г. Витковского восстанавливают в кадрах ВМФ, направив сначала в Морской Регистр, а затем преподавателем на специальные курсы комсостава при Учебном отряде подплава им. Кирова (с 1942 года – Высшие офицерские классы подводного плавания и противолодочной обороны). В годы Великой Отечественной войны А.В. Витковский стоял (с осени 1942 года) во главе этого учебного заведения, готовя офицерские кадры для флота.

17 августа 1941 г. спецкурсы, как и весь Учебный отряд подплава, эвакуируют в Махачкалу, где уже через три месяца возобновились занятия. Только в августе 1944 г. Учебный отряд, а вместе с ним и Высшие офицерские классы вернулись в Ленинград. В 1956 г. в звании капитана 1-го ранга Витковский А.В. вышел в запас. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями.

Грищенко Петр Денисович (12 июля 1908 – 14 января 1991)

Капитан 1-го ранга (24.01. 1950). Кандидат военно-морских наук, доцент. В ВМФ с 1928 г. После окончания второго курса электротехнического техникума призван на флот. Выпускник ВМУ им. Фрунзе 1931 г., после чего получил назначение на подводную лодку «Б-2», типа «Барс», сначала помощником вахтенного начальника, затем – врид командира. В 1932 г. проходит обучение в минном классе Специальных курсов командного состава ВМС РККА. С июня 1933 г. командир БЧ-3 на подводной лодке «Д-2» («Народоволец»), а с апреля 1934-го – помощник командира «Д-1» («Декабрист»).

В 1935 г. – выпускник Учебного отряда подплава им. Кирова, по окончании которого назначен помощником командира, а затем командиром подводной лодки «Д-5» (до февраля 1938). Выпускник Военно-морской академии им. Ворошилова (1940). В июле 1940 г. принимает командование «Л-3», на которой в звании капитана 3-го ранга встречает начало Великой Отечественной войны. Под командованием Грищенко «Л-3» совершила 4 боевых похода общей продолжительностью 81 сутки, в которых провела 5 торпедных атак с выпуском 10 торпед, в результате чего было потоплено 1 шведское судно водоизмещением 5513 брт. Кроме того, «Л-3» под командованием Грищенко произвела 7 минных постановок (выставлено 80 мин), эффективность которых оценивается в 8 судов (14 347 или 14 282 брт.). В марте 1943 г. его подводная лодка удостоена гвардейского звания.

В феврале 1943 г. Грищенко сдал командование «Л-3» и был переведен в отдел подводного плавания, а с сентября 1943-го – в разведотдел штаба Балтийского флота. После окончания Великой Отечественной войны в июне 1945-го назначен командиром дивизиона подводных лодок, но уже в апреле 1946 г. Грищенко вновь на штабной работе: старший офицер, затем начальник отделения отдела боевой подготовки штаба флота. С декабря 1946 г. Грищенко на преподавательской работе в ВВМУ, адъюнкт Военно-морской академии им. Ворошилова.

С 1964 г. он в запасе. Автор труда «Боевая деятельность подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота на Балтийском море в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (1952), книги воспоминаний «Схватка под водой». Награжден 8 орденами, медалями. Неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но его так и не получил. Похоронен в Москве.

Египко Николай Павлович (9 ноября 1903 - 6 июля 1985)

Герой Советского Союза. Вице-адмирал. В ВМФ с 1925 г. Красноармейцем участвовал в Гражданской войне. В составе 14-й стрелковой дивизии принимал участие в боях на польском фронте. До призыва на флот работал слесарем на судостроительном заводе. После окончания машинной школы Морских сил Черного моря в ноябре 1925 г. – машинист на крейсере «Червона Украина», а затем (до августа 1927 г.) – на эсминце «Шаумян».

После окончания ВМУ им. Фрунзе в феврале 1931 г. назначен командиром БЧ-3, а затем помощником командира на ПЛ «Л-55». В 1932 г. в составе 72 офицеров 1-го набора окончил Учебный отряд подводного плавания. С ноября 1932 по май 1934 г. – помощник командира на ПЛ «Щ-102». В мае 1934 г. получает в командование лодку «Щ-117», став ее первым командиром. После окончания одного курса ВМА им. Ворошилова направлен добровольцем в Испанию, где с июня 1937 по август 1938 г. принимает участие в Гражданской войне на стороне республиканцев под именем дон Матисс.

В июне 1937 г. принял в командование испанскую ПЛ «С-6» у советского советника Бурмистрова Ивана Александровича. Лодка была повреждена и стояла у стенки в Бильбао. После падения города 19 июля 1937 г. «С-6» перешла в Сантандер, где, приняв ценности Правительства Басков, уже под огнем франкистов покинула город и перешла в Хихон. Под обстрелом противника «С-6» неоднократно выходила в море и несколько раз атаковала крейсер мятежников «Апьмиранте Сервера», но из-за низкого качества торпед итальянского производства атаки результата не дали.

18 октября 1937 г. в ходе воздушного налета на Хихон «С-6» получила повреждения, и командир вынужден был взорвать ее. Хихон пал, и Египко пришлось выбираться из города на английском пароходе, но в море транспорт был остановлен крейсером мятежников «Альмиранте Сервера», который начал сопровождать его в порт, занятый франкистами. К счастью, один из английских крейсеров, находившийся рядом, не дал ему этого сделать.

Вскоре Египко получил новую лодку «С-2», которая ночью на 26 августа 1937 г. покинула Хихон и укрылась во французском Сен-Назере. Лодка требовала ремонта, который превратился в сражение за корабль. Помимо анархистов на лодке действовала «пятая колонна», которая саботажем и диверсиями всячески препятствовала выходу лодки в море. Кроме того, французские власти также противодействовали испытаниям. Они заявили командиру лодки, что, выйдя из Сен-Назера, «С-2» не сможет вернуться ни в один французский порт, иначе она будет интернирована. На свой риск Египко проводит испытания ночью, прямо в бассейне Сен-Назера.

17 июля 1937 г. лодка вышла в море. Пройдя 24 июня через Гибралтар в Средиземное море, «С-2», несмотря на активные действия противолодочных сил франкистов, благополучно добралась до базы республиканского флота Картахену. По возвращении из Испании Египко 22 февраля 1939 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. С августа 1938 г. он командует бригадой подводных лодок на Черном море. В апреле 1941 г. Египко окончил ВМА им. Ворошилова.

22 июня 1941 г. он встретил в звании капитана 1-го ранга, будучи командиром 1-й бригады ПЛ КБФ. В августе 1941 г. Египко принял участие в прорыве флота из Таллина в Кронштадт. Египко шел на лодке «С-5», когда она подорвалась на мине и погибла. В числе спасшихся был и комдив. С октября 1941-го по февраль 1943 г. Египко в Главном штабе ВМФ и состоит в аппарате военного атташе при посольстве СССР в Лондоне, а затем, по май 1946 года, занимает должность начальника отдела внешних сношений Разведуправления НК ВМФ.

С января 1948 г. он на преподавательской работе. В январе 1967 г. Египко вышел в запас. Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, югославским орденом «Партизанская Звезда» II степени, польским орденом Виртути Милитари V класса, именным оружием. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Егоров Григорий Михайлович (30 октября 1918 – 9 февраля 2008)

Герой Советского Союза. В ВМФ с 1936 г. В 1940 г., после окончания Военно-морского училища им. Фрунзе, назначен командиром БЧ-1 на ПЛ «Щ-310». В конце 1942 г. Егоров Г.М. становится помощником командира «триста десятой», а в начале 1943 г. направляется в Махачкалу для учебы в Учебном отряде подводного плавания. Окончив обучение, 15 декабря 1944 г. принимает под свое командование «М-90», на которой в годы Великой Отечественной войны совершил три боевых похода в качестве командира.

После окончания войны командует одной из трофейных немецких ПЛ, затем соединением ПЛ на Тихоокеанском и Северном флотах. В 1959 г. окончил Военно-морскую академию. С 1963 г. он занимает должность начальника Штаба Северного флота. С 1967 г. – заместитель Главкома ВМФ по боевой подготовке. В 1973 г. Егорову Г.М. присвоено звание адмирала флота. В 1972-1977 годах он командует Северным флотом, после чего становится начальником Главного штаба, первым заместителем Главкома ВМФ. 27 октября 1978 г. за большой вклад в дело повышения обороноспособности страны адмиралу флота Егорову Г.М. присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. Автор книги воспоминаний «Фарватерами флотской службы» (Москва, 1985).

Калинин Михаил Степанович (23 февраля 1918 – 5 июля 1978)

Герой Советского Союза. В ВМФ с 1937 г. После окончания семилетней школы поступил в ВМУ им. Фрунзе, которое окончил в 1938 г. Проходил службу на крейсере «Киров», затем на подводных лодках. Принимал участие в советско-финляндской войне.

В годы Великой Отечественной войны участник боевых походов «Щ-303». Помощник командира. 24 февраля 1944 г. получает под свое командование «Щ-307», на которой совершил 2 боевых похода, произвел 6 торпедных атак (выпущено 16 торпед). По результатам четырех атак зарубежные данные отсутствуют, две другие атаки оказались безрезультатными. (По официальным советским данным, потоплено 5 транспортов и 1 танкер.) 6 марта 1945 г. Калинину присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны окончил Академические курсы при Военно-морской академии, после чего остался на преподавательской работе. В 1964 г. в звании капитана 1-го ранга вышел в запас. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Ушакова II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды.

Коновалов Владимир Константинович (5 декабря 1911 – 29 ноября 1967)

Командир

Герой Советского Союза (08.07. 1945). Контр-адмирал (07.05.1966). В ВМФ с 1932 г. После окончания в 1936 г. ВМУ им. Фрунзе назначен командиром БЧ-1 на подводную лодку «М-51». С августа 1936 по июнь 1938 г. занимал различные должности в авиации Черноморского флота, затем получил назначение на подводную лодку «Д-4» «Революционер» сначала штурманом, затем помощником командира (до января 1939 г.). В октябре 1940 г., после окончания Отделения помощников командиров ПЛ Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подплава им. Кирова, назначен помощником командира подводной лодки «Л-3», а в марте 1943 г. принял эту субмарину под свое командование.

В годы Великой Отечественной войны «Л-3» под командованием Коновалова совершила 3 боевых похода продолжительностью 92 суток, в которых произвела 11 торпедных атак (выпущена 31 торпеда), в результате которых потоплен 1 транспорт противника водоизмещением 5230 брт. (по данным А. Платонова, потоплено 2 транспорта суммарным водоизмещением 6641 брт.), выполнила 5 минных постановок (выставлено 52 мины), на которых погибло 1 судно водоизмещением 1141 брт.

Гибель от торпед «Л-3» под командованием Коновалова транспорта «Гойя», на котором погибло от 6 до 7 тысяч человек, стало самой крупной по количеству жертв катастрофой на море за всю историю мореплавания. 8 июля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза. С мая 1946-го по ноябрь 1947 г. командует подводной лодкой «Н-27» (бывшая германская «U-3515» XXI серии). После окончания в 1950 г. Военно-морской академии им. Ворошилова – на командных должностях и преподавательской работе. 7 мая 1966 г. присвоено звание контр-адмирал. Награжден 8 орденами, в том числе орденом Ленина, орденом Ушакова II степени. Умер и похоронен в Ленинграде.

Коняев Анатолий Михайлович (30 марта 1909 – 13 мая 1992)

Герой Советского Союза. После окончания 9 классов работал слесарем на заводе в Казани. В 1931 г. призван на флот. Окончил Спецкурсы комсостава ВМФ. На момент начала советско-финляндской войны капитан 3-го ранга, командир ПЛ «Щ-324». 13 января 1940 г. после неудачной атаки финского конвоя подводная лодка Коняева была обнаружена кораблями эскорта. В ходе артиллерийской дуэли на одном из сторожевиков взорвались глубинные бомбы и он затонул. (По официальной версии, потоплен вспомогательный крейсер.) 21 апреля 1940 г. «Щ-324» была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир стал Героем Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны занимал различные должности в Штабе КБФ, Главном штабе ВМФ; командовал дивизионом ПЛ. В 1952 г. окончил курсы при Военно-морской академии. В 1957 г. в звании капитана 1-го ранга вышел в запас. Работал в Музее ДКБФ в Таллине. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды.

Курников Лев Андреевич (6 февраля 1907 – 27 апреля 1997)

В ВМФ с 1922 г. После окончания ВМУ им. Фрунзе в 1928 г. и школы морских летчиков в Севастополе – морской летчик-наблюдатель. В 1931 г. после окончания Спецкурсов командного состава ВМС РККА получил назначение командиром БЧ-3 эсминца «Фрунзе». С декабря 1931 г. дивизионный торпедист, а с декабря 1932 г. после успешной сдачи экзаменов в Учебном отряде подводного плавания им. Кирова назначен флагманским торпедистом бригады подводных лодок. С ноября 1933 г. Курников командует рядом подводных лодок, в феврале 1936 г. получает под свое командование «Л-8».

В апреле 1938 г. он становится командиром дивизиона, но в августе арестован органами НКВД. В феврале 1939 г. Курников освобожден и восстановлен в кадрах ВМФ. Обвинение в отношении его было снято. В мае 1939 г. Курников назначен командиром дивизиона, а в апреле 1941 г. – начальником штаба 1-й бригады подводных лодок КБФ.

В этой должности в звании капитана 2-го ранга он встретил начало Великой Отечественной войны. 18 апреля 1945 г. он становится командиром бригады. В июне 1947 г. Курников Л.А. зам. командира, а с апреля 1951 г. – командир Учебного отряда подводного плавания им. Кирова. С апреля 1957 г. Курников зам. начальника ВМА по учебной работе. В январе 1970 г. вышел в запас. Награжден семью орденами, в том числе орденом Ушакова II степени и Нахимова II ст., медалями.

Лисин Сергей Прокофьевич (13 июля 1909 – 5 января 1992)

В ВМФ с 1931 г. После окончания ВМУ им. Фрунзе в 1936 г. назначен командиром БЧ-1 на «Щ-303», а затем на ПЛ «Щ-401». После окончания Учебного отряда подплава принимает участие в Гражданской войне в Испании против диктатуры Франко. В октябре 1938 г. Лисин возвращается в СССР и назначается командиром ПЛ «С-7», на которой он встретил начало Великой Отечественной войны в чине капитан-лейтенанта.

Командуя этой лодкой, Лисин совершил 5 боевых походов, в 9 торпедных атаках (выпущено 12 торпед) потопил три транспорта, а еще один был уничтожен артиллерией (всего – 9164 брт.). Кроме того, лодкой под командованием Лисина был поврежден 1 транспорт (1938 брт.). 21 октября 1942 г. «С-7» была потоплена финской ПЛ «Весихииси», но четыре человека во главе с командиром были спасены и попали в плен. 23 октября 1942 г. Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза, но тогда в Москве не знали о его пленении.

19 сентября 1944 г. Финляндия вышла из войны, и Лисин был передан советской стороне. До января 1945 г. он находился в спецлагере НКВД, но, к счастью, все обвинения в его адрес были сняты, он восстановлен в воинском звании капитана 3-го ранга и направлен старшим преподавателем Курсов офицерского состава в Учебный отряд подплава ТОФа. С ноября 1945 г. Лисин назначается командиром дивизиона ПЛ ТОФа. С декабря 1947 г. он на штабной (до марта 1948 г.) и преподавательской работе. 26 мая 1955 г. ему присвоено звание капитана 1-го ранга. С сентября 1970 г. С.П. Лисин в отставке. Награжден двумя орденами Ленина (1942, 1956), орденом Красного Знамени (1951), орденом Красной Звезды (1946), медалями, в том числе: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Маланченко Петр Петрович (род. 26 января 1906)

В ВМФ с 1932 г. Выпускник ВМУ им. Фрунзе 1936 г. После окончания училища назначен штурманом на ПЛ «Д-6». В ноябре 1940 г. после окончания Военно-морской академии им. Ворошилова получил под свое командование ПЛ «С-13», на которой в звании старшего лейтенанта встретил начало Великой Отечественной войны. В качестве командира подводной лодки совершил один боевой поход, в ходе которого торпедами и артиллерийским огнем потоплено три судна противника общим водоизмещением 3994 брт. Несмотря на успешный поход подводной лодки под командованием Маланченко, его весной 1943 г. снимают с командования «С-13», назначив с явным понижением помощником командира «С-12».

В июле 1943 г. он был осужден приговором военного трибунала на 7 лет лишения свободы с направлением в штрафной батальон на 3 месяца. Вскоре в связи с прекращением дела Военной коллегией Верховного Суда Союза ССР Маланченко был освобожден от наказания и 11 сентября 1943 г. направлен в распоряжение Военного Совета КБФ. По сути, уголовное дело спасло ему жизнь, так как, пока шло следствие, «С-12» пропала без вести. В октябре 1943 г. Маланченко назначен командиром строящейся «Щ-412», а в апреле 1944 г. принял «Щ-414», которая также еще не вступила в строй. В этой должности Маланченко встретил День Победы.

После окончания войны Маланченко занимает различные штабные должности. С марта 1947 г. он в адъюнктуре и на преподавательской работе в различных военно-морских учебных заведениях. В мае 1955 г. Маланченко вышел в запас в звании капитана 1-го ранга. Награжден четырьмя орденами, медалями.

Маринеско Александр Иванович (15 февраля 1915 – 25 ноября 1963)

В ВМФ с 1933 г. После окончания школы юнг и Одесского морского техникума плавал на судах Черноморского пароходства матросом, затем 2-м помощником капитана. В 1934 г. окончил Специальные курсы командного состава ВМС РККА, после чего назначен командиром БЧ-1 на «Щ-306». В 1938 г. выпускник Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова. С ноября 1938 г. врид помошника командира на ПЛ «Л-1» ( «Ленинец»), а с мая 1939 г. назначен командиром на «М-96».

22 июня 1941 г. Маринеско встретил в звании капитан-лейтенанта. На «М-96» он сделал 3 боевых похода, совершил 1 безрезультатную торпедную атаку. По возвращении лодки из похода ей было засчитано потопление транспорта в 7000 тонн, а ее командир был награжден орденом Ленина. 23 ноября 1942 г. Маринеско присвоено звание капитана 3-го ранга, а в апреле 1943 г. назначают командиром на «С-13», что явилось пиком его карьеры. Эта лодка с несчастливым номером принесет ему известность и славу.

30 января 1945 г. «С-13» под командованием Маринеско трехторпедным залпом отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором погибло более 5 тыс. человек. Через 11 дней лодка под его командованием топит транспорт «Штойбен», на котором погибло 3,5 тыс. человек, в основном раненых военнослужащих вермахта и беженцев. Только эти две победы (40 144 брт.) закрепили за Маринеско первое место среди командиров-подводников Советского Союза по уничтоженному тоннажу противника. Всего за годы войны произвел 1 артиллерийскую и 5 торпедных атак (выпущено 10 торпед), в результате чего потоплено 2 судна противника общим водоизмещением 40 144 брт., одно повреждено или, возможно, потоплено (563 или 363 брт.).

К сожалению, поведение командира «С-13» на берегу носило подчас скандальный характер. Несмотря на то, что уже в 1945 г. он был представлен к званию Героя Советского Союза, Золотую Звезду получил уже после смерти, а за потопление «Густлова» Маринеско был удостоен ордена Красного Знамени. 14 сентября 1945 г. в соответствии с приказом наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. за № 01979 «...За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота...» 18 октября Маринеско приказом командующего Балтийским флотом № 0708 назначен командиром тральщика «Т-34», а 20 ноября 1945 г. приказом № 02521 он был уволен в запас.

После демобилизации Александр Иванович плавал помощником капитана сухогруза «Севан», а затем был капитаном сухогруза «Ялта» Балтийского морского пароходства. В 1949 г. по состоянию здоровья он ушел с флота и работал завхозом в НИИ по переливанию крови в Ленинграде. В 1950 г. Маринеско был осужден «за разбазаривание социалистической собственности» и около двух лет провел в местах заключения. После освобождения из мест лишения свободы он работал топографом в Онежско-Ладожской экспедиции, а затем в отделе снабжения на заводе «Мезон» в Ленинграде, был оправдан, восстановлен в воинском званиии и в рядах КПСС. 25 ноября 1963 г. он умер от рака.

5 мая 1990 г. Александр Иванович Маринеско был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). При жизни награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

Маркелов Александр Филиппович (род. 1909 г.)

В ВМФ с 1932 г. После призыва на флот краснофлотец береговой обороны Морских сил Балтийского моря. После окончания Спецкурсов командного состава ВМС РККА в 1933 г. назначен сначала командиром торпедной группы подводной лодки «Щ-304», затем «Щ-305». С марта 1936 г. командир БЧ-3 подводной лодки «Щ-307». В ноябре 1938 г. после курса обучения в Учебном отряде подплава им. Кирова назначен командиром подводной лодки «Щ-308».

В этой должности в звании капитан-лейтенанта Маркелов встретил начало Великой Отечественной войны. В качестве командира «Щ-308» он совершил 1 боевой поход, в котором проявил пассивность, что стало поводом для командования бригадой возбудить ходатайство о предании суду командира «Щ-308» и военкома лодки старшего политрука Орлова Н.А. 20 октября 1941 г. военный трибунал КБФ, рассмотрев дело Маркелова и Орлова, приговорил обоих к расстрелу. К счастью, дело было пересмотрено, и приговор в исполнение приведен не был.

В мае 1942 г. Маркелов назначен командиром группы морских танкеров отряда военных транспортов КБФ, а с сентября 1942 г. – группы самоходных тендеров Ладожской военной флотилии. В феврале 1943 г. Маркелов назначен командиром сторожевого корабля «Коралл». 25 мая 1944 г. ему присвоено звание капитана 3-го ранга. В конце войны, 13 марта 1945 г., Маркелов назначен командиром 12-го дивизиона катерных тральщиков 2-й бригады траления КБФ, а в декабре 1945 г. стал командиром 9-го дивизиона тральщиков бригады траления, с апреля 1947 г. – охраны рейдов в Кронштадте.

В апреле 1950 г. Маркелов назначен командиром несамоходной баржи «Ахтуба» 2-й бригады подводных лодок, а в июне 1950 г. – старший офицер по боевой подготовке 156-й бригады подводных лодок, с ноября 1952 г. – по учебно-лабораторному оборудованию 12-го учебного отряда 8-го ВМФ (Северо-Балтийского флота). В январе 1955 г. Маркелов вышел в запас. Награжден 4 орденами, медалями.

Матиясевич Алексей Михайлович (30 сентября 1905 – 28 января 1995)

В ВМФ с 1940 г. Окончил Киевский водный техникум (1927) и Ленинградский мореходный техникум (1931). Служил матросом, штурманом, капитаном дальнего плавания торгового флота. В 1940 г. призван в РККФ. После окончания отделения помощников командиров подводных лодок Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подплава им. Кирова в июле 1941 г. назначен помощником командира ПЛ «Лембит», а 30 сентября 1941 г. стал командиром «Лембита». Принимал участие в 7 боевых походах (в качестве командира подводной лодки — в шести).

Провел 8 торпедных атак с выпуском 14 торпед, произвел 4 минные постановки (установлено 80 мин). В результате действий подводной лодки «Лембит» под командованием Матиясевича торпедами было потоплено 1 датское судно водоизмещением 2414 брт., еще одно судно (5281 брт.) получило такие повреждения, что вскоре затонуло. Возможно, торпедами подводной лодки под командованием Матиясевича потоплено еще одно небольшое судно. Вероятно, на минах, выставленных подводной лодкой под командованием Матиясевича A.M., подорвались и погибли сторожевой корабль, тральщик и два небольших судна (около 300 брт.) противника.

6 марта 1945 г. подводная лодка «Лембит» под командованием Матиясевича A.M. награждена орденом Красного Знамени. После окончания Великой Отечественной войны продолжал командовать подводной лодкой «Лембит», а в марте 1946 г. принял под командование гвардейскую «Щ-303». В августе 1947 г. Матиясевич становится командиром дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей учебного дивизиона ПЛ КБФ, а в апреле 1948 г. назначен командиром экспериментальной «М-401». В феврале 1950 г. его назначают командиром отдельного опытного дивизиона ПЛ. Затем Матиясевич A.M. был направлен на преподавательскую работу в Учебный отряд подводного плавания, на офицерские курсы, в военно-морское училище.

В ноябре 1955 г. Матиясевич A.M. в звании капитана 1-го ранга (присвоено 15 декабря 1950 г.) вышел в запас. После ухода с военно-морской службы занимался ледовыми проводками по Северному морскому пути, был капитаном дальнего плавания, возглавлял лоцманскую службу в Ленинградском порту. Награжден 8 орденами, в том числе орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Ушакова II степени, медалями. 24 декабря 1995 г. после неоднократных представлений и ходатайств ветеранских организаций Матиясевич A.M. удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). До этого высокого звания он не дожил всего 11 месяцев.

Могилевский Сергей Сергеевич (16 сентября 1909 г. – 1986 г.)

В ВМФ с 1931 г. После призыва на флот проходил службу на линкоре «Марат» и эсминце «Володарский». В 1933 г. после окончания Спецкурсов командного состава ВМС РККА назначен командиром БЧ-3 на подводной лодке «Л-1». В 1936 г. он слушатель Учебного отряда подводного плавания им. Кирова. В этом же году Могилевский назначен помощником командира, а с ноября 1938 г. командиром «Л-1». Участник советско-финляндской войны. С февраля 1941 г. он офицер отдела подводного плавания штаба КБФ, а в ноябре того же года принял под свое командование строящуюся «Л-21».

В августе 1943 г. подводная лодка вступила в строй. Участник боевых действий. В качестве командира «Л-21» совершил три боевых похода, в ходе которых произвел семь торпедных атак с выпуском 21 торпеды, два раза подводная лодка под командованием Могилевского выходила на минные постановки, выставив на коммуникациях противника 36 мин. Результатом боевой деятельности «Л-21» под командованием Могилевского стала гибель шведского транспорта и сторожевого корабля в результате торпедных атак. На минах, выставленных подводной лодкой, погибли 1 судно (1873 брт.), 2 миноносца и 1 подводная лодка, 1 судно повреждено. Возможно, на минах, выставленных подводной лодкой под командованием Могилевского, погибло еще 1 судно и поврежден 1 эсминец.

После окончания войны Могилевский командовал рядом подводных лодок («К-54» с ноября 1946 г., «П-3» с августа 1947 г.), затем занимал должность начальника штаба, командира отдельного дивизиона опытовых подводных лодок. 15 июля 1950 г. Могилевскому присвоено звание капитана 1-го ранга. С 1953 г. Могилевский член госкомиссии по приемке кораблей от промышленности. В 1966 г. он вышел в запас. Награжден шестью орденами, в том числе двумя орденами Красной Звезды, орденом Ушакова II степени, медалями.

Руссин Юрий Сергеевич (1917 или 1919 – февраль 1997)

После окончания ВМУ им. Фрунзе в 1940 г. назначен штурманом на подводную лодку «М-102», на которой в звании лейтенанта встретил начало Великой Отечественной войны. 29 мая 1943 г. принял под свое командование подводную лодку «М-90», на которой в качестве командира произвел 2 боевых похода, атаковав двумя торпедами 8 октября 1943 г. конвой противника. Противник не подтверждает успех атаки, но в советских источниках в качестве жертвы «М-90» под командованием Руссина Ю.С. называется быстроходная десантная баржа «F-212» (220 брт.).

В декабре 1944 г. Руссин убыл на учебу, после которой на «М-90» уже не вернулся, а занял должность помощника командира «Л-21», на которой встретил День Победы в звании капитан-лейтенанта. Принимал участие в общей сложности в 13 боевых походах. После окончания войны командовал подводной лодкой «Лембит». В 1952 г. в звании капитана 2-го ранга назначен начальником штаба бригады подводных лодок. В 1957 г. окончил Военно-морскую академию, после чего назначен командиром соединения подводных лодок на Дальнем Востоке. Окончил Академию Генерального штаба, после чего стал начальником штаба Камчатской военной флотилии. Присвоено звание капитана 1-го ранга, контр-адмирала.

С 1968 г. на преподавательской работе в Высших ордена Ленина специальных офицерских классах (ВОЛСОК). После увольнения в запас много занимался общественной работой - председатель и почетный член Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ, почетный член Российского комитета ветеранов войны, член Центрального совета Союза моряков-подводников, член Организации ветеранов Вооруженных Сил, член Международного комитета «Мир океанам». Награжден тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», медалями.

Травкин Иван Васильевич (30 августа 1908 – 14 июня 1985)

Герой Советского Союза. После окончания десятилетки работал монтером. В 1930 г. призван в РККА. В ВМФ с 1931 г. Выпускник ВМУ им. Фрунзе 1936 г. После окончания училища служил командиром группы рулевых, затем командиром БЧ-1 на ПЛ «Щ-303». С апреля 1938 г. флагманский штурман дивизиона ПЛ. Выпускник Учебного отряда подводного плавания им. Кирова 1939 г., по окончании которого назначен помощником командира «Б-2» (бывшая «Пантера», типа «Барс»). В феврале 1940 г. получает под свое командование «Щ-303», на которой в звании старшего лейтенанта встретил начало Великой Отечественной войны.

В марте 1944 г. Травкин И.В. принимает под свое командование «К-52». Участник шести боевых походов. Выполнил 20 торпедных атак, потратив на это 50 торпед. В итоге 1 транспорт противника был поврежден (7891 брт.). Еще 11 атак Травкина до сих пор нуждаются в оценке. В ряде случаев с подводной лодки наблюдалось поражение цели, но противник не комментирует результаты этих атак. По официальным данным, на счету Травкина И.В. 13 потопленных судов и кораблей. 20 апреля 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. По количеству выпущенных торпед Травкин И.В. занимает первое место среди советских подводников, а по числу атак –второе.

С октября 1946 г. занимает должности сначала начальника штаба, а затем командира бригады ПЛ. В 1950 г. окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии им. Ворошилова, после чего остается на преподавательской работе. В декабре 1956 г. в звании капитана 1-го ранга вышел в запас. Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, американским орденом «Морской Крест», медалями. Автор книг «В водах седой Балтики» (Москва, 1959 г.), «Всем смертям назло», 2-е изд. (Москва, 1976 г.)

Трипольский Александр Владимирович (12 декабря 1902 – 21 января 1949)

Герой Советского Союза. После окончания средней школы в 1924 г. призван на флот. Обучение проходил в Учебном отряде подплава. К началу советско-финляндской войны в звании капитан-лейтенанта командовал подводной лодкой «С-1». В ходе «зимней» войны совершил два боевых похода, в одном из которых, 10 декабря 1939 г., подводной лодкой под командованием Трипольского был потоплен транспорт (им оказался в то время нейтральный немецкий «Больхайм» в 3324 брт ). Второй поход «С-1» проходил в сложных ледовых условиях. По пути на базу субмарина подверглась атаке авиации противника, ответным огнем сбив один из самолетов. 7 февраля 1940 г. Трипольский А.В. удостоен звания Героя Советского Союза, а его подводная лодка стала Краснознаменной.

Начало Великой Отечественной войны встретил в звании капитана 3-го ранга, командуя 1-м дивизионом 1-й бригады ПЛ КБФ, с 27 сентября 1941 г., уже в звании капитана 2-го ранга, командует бригадой ПЛ КБФ. В марте 1942 г. переводится на Тихоокеанский флот, где руководит 17 000-мильным переходом подводных лодок с Дальнего Востока на Северный флот. К этому времени Трипольскому А.В. присвоено звание капитана 1-го ранга. До конца Великой Отечественной командует соединением ПЛ Тихоокеанского флота. После окончания Второй мировой войны занимал должность начальника штаба Порт-Артурской военно-морской базы.

Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова II степени, орденом Отечественной войны II степени, медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем Трипольского А.В. названа улица в г. Коростень Житомирской области (Украина).

Тураев Василий Андрианович (8 января 1907 – начало 1970)

Командир ПЛ

В ВМФ с 1926 г. Выпускник ВМУ им. Фрунзе, по окончании которого получил назначение помощника вахтенного начальника линкора «Марат». В 1932 г. после окончания минного класса Спецкурсов командного состава ВМС РККА назначен командиром БЧ-3 ПЛ «А-1». В 1935 г. Тураев слушатель в учебном отряде подплава, в этом же году он стал помощником командира «Л-2». В январе 1936 г. он получил под свое командование «М-52». В марте 1940 г. после окончания ВМА им. Ворошилова Тураев назначен командиром строящейся «С-12», на которой в звании капитан-лейтенанта встретил начало Великой Отечественной войны.

Участник боевых походов. С 19 сентября по 18 ноября 1942 г. «С-12» под командованием Тураева совершила самый длительный среди советских подводных лодок боевой поход в Великой Отечественной (62 дня). 10 июля 1943 г. перед самым выходом «С-12» в море Тураев назначается на Северный флот, где с явным понижением получает под свое командование «М-108», через два месяца он становится командиром новейшей «М-200» («Месть»).

С февраля 1944 г. он командует «С-104». (В мае 1945 г. подводная лодка, которой еще недавно он командовал, награждена орденом Красного Знамени.) Накануне окончания войны, в апреле 1945 года, Тураев становится заместителем начальника отдела подводного плавания штаба Северного флота, с ноября 1945 г. он начальник штаба бригады подводных лодок. В 1948 г. Тураев командир Свинемюндской военно-морской базы. С конца 1948 г. он на преподавательской работе, в 1958 г. Тураев становится командиром Учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота, 31 августа 1949 г. ему присвоено звание капитана 1-го ранга.

Незадолго перед выходом в запас в 1964 г. он недолгое время был уполномоченным Балтийской группы Госприемки кораблей ВМФ. Подводные лодки под командованием Тураева произвели 12 торпедных атак с выпуском 21 торпеды. Результатом их боевой деятельности стала гибель 1 транспорта (1730 брт.) и 1 корабля, еще два судна суммарным водоизмещением 12 859 брт. были повреждены. Тураев В.А. умер в начале 1970-х гг. Он был награжден семью орденами, в том числе пятью орденами Красного Знамени (три из них он получил в 1944 г.), медалями.


Биографии командиров ПЛ взяты из книги
Е. Чирва "Подводная война на Балтике: 1939-1945", М., "Яуза", "Эксмо", 2009 г., с. 389-439 .




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог