Капитан Комардинкин К.П.


"От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны."

Р. Гамзатов

Комардинкин К.П.

Комардинкин Константин Петрович родился в 1918 г. в деревне Алпатъево Луховицкого района Московской области. В 1937 г. вместе с родителями переехал в Москву. Работал на заводе электромонтером, одновременно учился в аэроклубе. Окончил военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке. С 1943 г. в действующей армии, сражался на Северо-Кавказском и Южном фронтах. Был командиром звена, а затем эскадрильи истребительного полка. Только с 19 апреля по 25 октября 1943 г. совершил 90 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, сбил лично 18 вражеских самолетов и три уничтожил на земле. Звания Героя Советского Союза удостоен 1 ноября 1943 г. 17 апреля 1944 г. погиб в воздушном бою под Севастополем.

Есть в Москве улица с красивым названием – Фестивальная. Она протянулась от Ленинградского шоссе (станция метро «Речной вокзал») до Октябрьской железной дороги (станция Ховрино). До начала шестидесятых годов часть ее составляла одна из улиц поселка Ново-Ховрино, где среди многочисленных деревянных одноэтажных строений стоял и домик московского рабочего Петра Ивановича Комардинкина. Здесь, в этом тихом поселке, вместе с родителями и жил Костя Комардинкин. Отсюда вместе с отцом, братом и сестрами отправлялся он по утрам на работу, вечерами – в аэроклуб. Отсюда, из Ховрина, по путевке комсомола уезжал в военно-авиационную школу, а позднее – на фронт.

После окончания авиашколы в звании лейтенанта Константин Комардинкин был направлен на Дальний Восток. В 1942 г. он был назначен на должность командира звена. С первых дней Великой Отечественной Константин Комардинкин стал писать рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Но ему каждый раз отказывали. И лишь в апреле 1943 года 274-й авиационный истребительный полк, в котором Комардинкин служил командиром звена, прибыл на боевой аэродром. Два месяца Константин воевал на Северо-Кавказском фронте, где показал себя отличным летчиком-истребителем отважным воздушным бойцом.

Враг, отступая, оказывал упорное сопротивление, цеплялся за каждый рубеж. В воздухе шли ожесточенные бои. Наши летчики по нескольку раз в день вылетали на боевые задания. Эти боевые вылеты явились хорошей школой для Комардинкина. Уже в конце апреля он сбил первый вражеский самолет. 7 мая 1943 года шестерка советских истребителей во главе с командиром эскадрильи старшим лейтенантом Климовым В.В. вылетела на перехват большой группы фашистских бомбардировщиков Ю-87, направлявшихся в сопровождении истребителей Ме-109 бомбить боевые порядки советских войск. В составе шестерки был и лейтенант Комардинкин. Советские истребители перехватили вражеские самолеты далеко от наших позиций. Завязался ожесточенный воздушный бой, во время которого было сбито десять немецких самолетов, два из них – Комардинкиным. Уцелевшие «юнкерсы», беспорядочно сбросив бомбы, поспешили уйти восвояси.

Особенно запомнился Комардинкину воздушный бой, проведенный 11 мая 1943 года на Кубани, над станицей Крымской. Прикрывая наши наземные войска, четверка истребителей, возглавляемая Комардинкиным, встретилась в тот день с большой группой вражеских бомбардировщиков, шедших под прикрытием восьми истребителей. «Юнкерсы» готовились уже нанести бомбовый удар по советским войскам, когда на них сверху неожиданно обрушились наши истребители.
– Атакуем звеном! – скомандовал Комардинкин и ринулся на врага. С первой же атаки он сбил один «юнкере». Строй вражеских бомбардировщиков был нарушен.

После короткой очереди загорелся второй немецкий бомбардировщик. Но в тот же момент подвергся атаке и самолет Комардинкина. Фашистам удалось поджечь его. Летчик был ранен в руку. Попытка сбить пламя не удалась. Самолет продолжал гореть.
Что делать? Бросать машину или тянуть, пока можно, до аэродрома? Комардинкин выбрал последнее. И, несмотря на нестерпимую боль в раненой руке, на дым, заполнивший кабину, он сумел дотянуть объятый пламенем самолет до своего аэродрома и благополучно произвести посадку.

Успехи сопутствовали Константину Комардинкину и на Северо-Кавказском фронте. Лишь с 19 апреля по 20 июня 1943 года он совершил на этом фронте 36 боевых вылетов, провел 15 групповых воздушных боев и лично сбил шесть самолетов противника. За эти боевые подвиги Комардинкин был загражден двумя орденами Отечественной войны.

Летом 1943 года Константин побывал в Москве, встретился с родителями, сестрами, знакомыми, работавшими на предприятиях столицы. Съездил в Химки и на канал Москва – Волга, сходил на речку Лихоборку, где не раз купался до войны, побывал на одном из заводов, посмотрел, как рабочие выполняют заказы фронта. Напряженный героический труд москвичей, самоотверженно переносивших невзгоды и лишения военного времени, еще больше вдохновили Комардинкина на подвиги во имя освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков. В начале сентября 1943 г. авиационный полк, в котором Комардинкин занимал должность заместителя командира эскадрильи, прибыл на Южный фронт. И снова жаркие схватки с врагом. Летчики ежедневно производили по нескольку боевых вылетов, не давая врагу бомбить наши наземные войска.

Вот лишь один пример. 15 сентября 1943 г. четверка истребителей под командованием Комардинкина встретила большую группу вражеских бомбардировщиков, направлявшихся в сопровождении истребителей бомбить наши боевые порядки. Советские летчики смело вступили в бой и сорвали намерения врага. В ходе этого боя Комардинкин сбил два самолета противника. В тот же день за успешные боевые действия он получил благодарность от командующего армией. Однажды, прикрывая наши наземные войска под Большим Токмаком на Украине, Комардинкин заметил большую группу «юнкерсов». Он немедленно ринулся вниз, в гущу вражеских самолетов. В это время к его ведомому летчику Захару Маликину начал заходить в хвост вражеский истребитель. Комардинкин резким разворотом с набором высоты дал по нему очередь, и тот камнем пошел вниз. Второй «мессершмитт» попытался уйти из-под огневого удара советского летчика, но при развороте был также сбит.

На Южном фронте Комардинкину пришлось выполнять и ответственные боевые задания по разведке в тылу врага. Летая в радиусе до 150 километров, он сообщал советскому командованию ценные данные о сосредоточении войск противника, движении его мотомеханизированных колонн, расположении вражеских аэродромов. Только 24 октября 1943 года, используя данные Комардинкина, наши летчики нанесли мощный удар по мотомеханизированной колонне врага, в результате которого было уничтожено до 100 машин противника, Двигавшихся к фронту. Его же сведения помогли нашим летчикам уничтожить на одном из аэродромов более десятка вражеских самолетов. Одновременно с выполнением задач по разведке тыла врага Комардинкин неоднократно сам штурмовал его аэродромы, а однажды участвовал в групповом налете советских штурмовиков и истребителей на немецкий аэродром в Новогригорьевске, во время которого было уничтожено до 40 самолетов.

С 5 сентября по 25 октября 1943 г. Константин Комардинкин произвел на Южном фронте 54 боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, сбил 12 вражеских самолетов и три уничтожил на земле. Все эти данные были подтверждены нашими летчиками и наземными войсками. В ноябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Петровичу Комардинкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Как только об этом узнали в полку, боевые друзья Комардинкина отправили его родителям письмо, в котором говорилось: «Нет границ радости, охватившей весь личный состав части по случаю присвоения Константину Петровичу звания Героя Советского Союза. Восемнадцать фашистских самолетов сбил наш друг. Он является патриотом Родины! Спасибо Вам за воспитание мужественного сына Отчизны!»

Вскоре Комардинкина назначили командиром эскадрильи и наградили орденом Красного Знамени. Ему присвоили также очередное воинское звание капитана. В апреле 1944 г. войска 4-го Украинского фронта при поддержке 8-й воздушной армии и авиации Черноморского флота, прорвав оборону немцев, развернули боевые действия по освобождению Крыма. Участвовала в этих боях и эскадрилья Комардинкина. Здесь он также действовал смело и решительно. Летчики эскадрильи старались равняться на своего командира. Наступило 17 апреля 1944 года. Комардинкин, получив задание командования, немедленно повел четверку истребителей на прикрытие советских войск, наступавших на Севастополь с востока. В 17 часов 10 минут на высоте 4 тысячи метров наши истребители вступили в бой с восьмеркой немецких истребителей «Фокке-Вульф-190».

Пользуясь двойным превосходством в силах, вражеские истребители, зайдя со стороны солнца, разбились на четыре пары и атаковали нашу четверку истребителей. Советские летчики, уклонившись от боя и набрав высоту, сами пошли в атаку. В жарком бою Комардинкин сбил один немецкий истребитель. Но в это время сам был атакован сразу двумя вражескими самолетами. Чтобы занять более выгодное положение по отношению к противнику, он переворотом через крыло ушел вниз, а затем набрал высоту и снова ринулся в атаку. В ожесточённом неравном бою с вражескими истребителями капитан Комардинкин пал смертью храбрых. По сообщению наших наземных войск, его самолет упал в море северо-западнее Севастополя.

Бои за Севастополь продолжались еще около месяца. Лишь 9 мая 1944 года город был полностью освобожден от захватчиков. А 12 мая закончилась ликвидация вражеских войск в Крыму. Константину Комардинкину не довелось увидеть светлого, радостного дня победы. Но Герой не забыт. В деревне Алпатьево Луховицкого района Московской области, где он родился и вырос установлен памятник-обелиск землякам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Первым среди них указан летчик Комардинкин. Его имя было присвоено алпатьевской средней школе. На здании школы в память о Герое установлена мемориальная доска.

Из книги "Герои огненных лет", под редакцией А.М. Синицына,
книга 6-я, М., "Московский рабочий", 1983 г.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог