Первые герои в небе Украины



"Поклонимся великим тем годам:
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым…"

Н. Добронравов

В годы Великой Отечественной войны, с самых её первых дней, наши лётчики совершали тараны. Однако чаще других вспоминаются тараны наземных целей, или огненные тараны. Каждый школьник знает о подвиге Николая Гастелло (Александра Маслова), направившего 26 июня 1941 г. свой горящий самолёт на колонну вражеской техники. В статье Олега Ковалева речь идёт о воздушных таранах, целью уничтожения которых являются воздушные объекы противника. Кто первый совершил воздушный таран в годы Великой Отечественной? На этот вопрос однозначно сейчас ответить сложно.

Рано утром в первый день войны воздушные тараны совершили несколько советских лётчиков: старший лейтенант Иван Иванов (46-й истребительный авиаполк), младший лейтенант Дмитрий Кокорев (124-й истребительный авиаполк), младший лейтенант Леонид Бутерин (12-й истребительный авиаполк) и другие. Наши лётчики сознательно шли на таран и ценой своей жизни уничтожали вражеские самолёты. Молодые ребята решались на таранные удары, защищая своё Отечество от немецко-фашистских захватчиков. Выжить из них удалось только Кокореву Д.В. За годы войны наши пилоты совершили 590 только воздушных таранов. Зачастую они при этом погибали. Но далеко не всегда. Летчик Борис Ковзан совершил четыре воздушных тарана и остался в живых. Здесь уместно будет вспомнить самого первого исполнителя таранного удара – Нестерова П.Н. – героя Первой мировой войны.


***


Нестеров Петр Николаевич

Нестеров П.Н.)

Многие знают, что первый авиационный таран совершил русский летчик, штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров. Произошло это 26 августа 1914 года, в небе Прикарпатья, в 6 километрах от города Жолкева (город Нестеров) Львовской области. Первая Мировая война только начиналась. П.Н. Нестеров в воздушном бою таранил австрийский самолет. По заводской дощечке, которую обнаружили на обломках самолета, было установлено, что этот не серийный, а трехместный комфортабельный самолет, был изготовлен фирмой «Альбатрос» в Германии.

Самолет был сконструирован по личному заказу своего бывшего владельца, тело которого с трудом русские солдаты вытащили из-под его обломков. В документах значилось: «Лейтенант барон Фридрих фон Розенталь». Выяснилось, что противником Петра Николаевича в небе был бывший владелец усадьбы, в которой расположился XI русский авиационный отряд. Совершив таран, самолет Нестерова начал слегка кренится, переходя на снижение плавной спиралью, а затем сорвался в штопор. Во время падения от самолета оторвался мотор. После этого падение машины стало беспорядочным, и все на аэродроме увидели как из самолета, перевернувшегося вверх колесами, выпала человеческая фигура.

Вскочив на находящийся на аэродроме автомобиль, русские летчики помчались к месту падения самолета. На болотистом лугу лежал вверх измятыми колесами самолет «Моран». Оторвавшийся мотор лежал в нескольких метрах от места падения. Прибывшие летчики увидели между лежавшими на траве самолетом и мотором, бездыханное тело Петра Николаевича Нестерова. Погибший Герой, был похоронен 31 августа 1914 года на Аскольдовой могиле города Киева.

Первый таран в небе Украины

Младший лейтенант Бутелин Л.Г.

Удивительно, что в этих же местах был совершен один из первых боевых таранов Великой Отечественной войны. Свой воздушный таран ранним утром 22 июня 1941 года совершил командир авиационного звена 12–го истребительного авиационного полка 64 авиационной дивизии младший лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин. Из воспоминаний подполковника запаса М.В. Вербинского: «Утром 22.06.41 г., в одну из тихих летних ночей, когда авиаторы спали, над лагерем прозвучала команда: «боевая тревога». На аэродроме все пришло в движение, вмиг надев гимнастерку и застегивая ее на ходу, Леонид Бутелин побежал к своему самолету И-153 « Чайка».

…Возле стоянки самолетов Леонида догнал запыхавшийся его друг и земляк Владимир Ардашников. «Неужели война», – воскликнул он. «Похоже, да, – ответил Леонид. Леонид Георгиевич вскочил в кабину истребителя, запустил двигатель и стал ждать команду: «На Взлет». В небе нарастал гул немецких самолетов. Глухо ухали взрывы бомб. Усиливался рокот моторов. Было слышно, летят чужие самолеты. Сомнений не осталось, началась война!

С аэродрома начали взлетать истребители. Самолет Бутелина Л.Г., оторвавшись от земли начал набирать высоту. Часть боевых истребителей осталась на стоянках. Вражеские самолеты уже приближались к аэродрому. Вот-вот начнут сбрасывать бомбы.

22 июня 1941 года войска Красной Армии впервые столкнулись с Ju-88. Немецкие бомбардировщики нанесли бомбовый удар по аэродромам. Половина всех немецких авиагрупп 1-го, 2-го и 4-го воздушных флотов, используемых для нападения на СССР, имела на вооружении бомбардировщики Юнкерс-88, преимущественно – Ju-88A4. При ударах по аэродромам бомбардировщики применяли множество мелких осколочных бомб. Каждый бомбардировщик, нес в себе по 2 контейнера, в каждом находилось по 360 штук 2-кг бомб.

Механики, отправив машины, с волнением смотрели в небо. Владимир Ардашников старался держать в поле зрения самолет, пилотируемый его другом. Он видел, как истребитель Бутелина приблизился к вражескому бомбардировщику Ju-88. В тот же миг на «Юнкерсе» вспыхнуло пламя. Самолет резко наклонился и словно комета, волоча за собой длинный дымящий хвост, упал недалеко от аэродрома.

Младший лейтенант Бутелин Л.Г., сделав вираж, выровнял свою машину. Снова показался немецкий бомбардировщик, державший курс на аэродром. Бутелин, недолго думая, развернул истребитель и ринулся на врага. До машины фашиста рукой подать. Бутелин нажал на гашетку, но пулеметы молчали. Кончились боеприпасы. Немецкий летчик, успокоенный молчанием пулеметов истребителя, шел своим курсом. Бутелин прибавив обороты мотора, догнал вражеский бомбардировщик. Миг – винт истребителя рассек хвостовое оперение самолета противника. Бомбардировщик повалился на крыло и, клюнув носом, кувыркаясь, грохнулся на землю.

Вслед за юнкерсом упал недалеко от аэродрома и краснозвездный истребитель. К месту падения самолета спешили летчики, техники, механики. Наш самолет лежал в мягком болотистом грунте. С трудом открыли кабину, которую заклинило вовремя падения истребителя. Притихшие авиаторы обнажили головы перед мужественным человеком, отдавшим жизнь за свою Родину. Свой подвиг Леонид Георгиевич Бутелин совершил в 5 часов 15 минут 22 июня 1941 года, в первые часы первого дня Великой Отечественной войны.

В донесении о боевых потерях № 10640 от 22.08. 1941 года по 64-й Авиационной дивизии записано: «Бутелин Леонид Георгиевич. 1917 года рождения. Уроженец местечка Родня, Могилевской области. Кадровый. В Красной Армии с 2 января 1939 года. Младший лейтенант. Командир авиационного звена. Член ВЛКСМ. 22 июня 1941 года в 5. 15 сбил Ju-88, во второй самолет противника врезался тараном. Сгорел в воздухе с самолетом. Отец – Бутелин Георгий г. Родня Климовичского район Могилевской области».

Отважный летчик был похоронен в селе Нимшина. В 50-х годах прах героя был перенесен в Братскую могилу в местечко Галич. За свой подвиг Леонид Георгиевич Бутелин фронтовым приказом командования ВВС СССР от 29 июля 1944 года был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Газета Южного фронта «Знамя Родины» за 15 июля 1941 года писала о подвиге Леонида Бутелина: «Профессия летчика – это его страсть. Воздушная стихия влечет и призывает летчика подобно тому, как моряка влечет море, ученого – книги. В ней, этой воздушной стихии, когда земля плывет, где-то далеко внизу, высоте полета нет придела, рождается великое чувство, стремление и жажда подвига. Военный летчик – это высший класс профессии, высшая страсть, высшая напористость и воля, ибо не спортивный рекорд владеет чувствами, а непреодолимое желание уметь во всё вооружение лётного мастерства метким огнём поражать противника.

Младший лейтенант Бутелин погиб. Он выполнил до конца, свой долг перед Родиной, как яркий факел горящего самолета, брошенного на врага, будет долго жить в сердцах народа пламенный образ Героя».

Стихи из газеты «Знамя Родины» от 15 июля 1941 года, издаваемой на Южном фронте.

      «Лишь закрячут вдалеке

      Вражеские вороны,

      Вылетай на ястребке

      На четыре стороны.

      Догони врага во мгле,

      Бей его за тучею,

      Чтоб нашел он на земле

      Гибель неминучую!»


Ковалев Олег, село Соколовка, Винничина.




события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог