Крейсера СССР


Крейсер класса "Богатырь"

Крейсер "Коминтерн"

"Крейсер гордый и красивый,
Залатал немало ран,
Был защитником России,
Нынче славный ветеран."

Е. Шаламонова

Крейсер Коминтерн. Вид с боку.

Водоизмещение 7838 т. Размерения 133 х 16.6 х 7.2 м. ГЭУ двухвальная, 2 ПМ, 19500 л.с. Скорость 12 – 13 узлов (первоначально 23 узла), дальность 2200 миль. Бронирование: палуба 35 – 70 мм, башни 90 – 125 мм, казематы 20 – 80 мм, рубка 140 мм, вес брони 765 т. Вооружение: 8 х 130 мм (палубные), 3 х 76.2 мм, 3 х 45 мм, 2 х 25 мм, 5 х 12.7 мм пулеметов, 2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 195 якорных мин.

Первоначальное название "Кагул". Заложен 23.08.1901 г. (Адмиралтейство, Николаев), спущен 20.05.1902 г., вст. в строй в 1905 г. С 25.03.1907 г. "Память Меркурия". С 31.12.1922 г. "Коминтерн". С 1923 г. учебный крейсер. В 1930 г. 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель. 11.03.1942 г. поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу. 16.07.1942 г. повторно поврежден двумя авиабомбами. Ввиду невозможности капитального ремонта разоружен и затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома. Корпус сохранился до настоящего времени.

Крейсера класса "Светлана"

Крейсер класса Светлана. 1-й тип Крейсер класса Светлана. 2-ой тип

Водоизмещение 7999 т. Размерения 154.5 х 15.3 х 5.6 м. ГЭУ котлотурбинная, 4-вальная, 46300 л.с. ("Червона Украина" – 50000 л.с.). Скорость макс. 29.5 узлов, в службе 25/14 узлов, дальность 1200 миль ("Червона Украина" – 3700 миль). Бронирование: борт 76 мм , рубка 76/50 , палуба 25 мм. Экипаж 630 человек.

Русские крейсера времен Первой мировой войны, достроенные в советское время. "Червона Украина" и "Красный Крым", в основном, соответствовали первоначальному проекту.

Крейсер "Червона Украина"

Крейсер Черовона Украина в бухте

Вооружение: 15 x 1 х 130/55 мм (9 палубных, 6 казематных), 3 x 2 х 100/56 мм, 4 х 1 х 45/46 мм, 7 х 12.7 мм пулеметов ; 2 x 3 х 533 мм (по другим данным 2 х 3 х 450 мм) торп.аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин.

Прежнее название – "Адмирал Нахимов". Заложен 18.10.1913 г. (Николаев), спущен 25.10.1915 г. С 26.12.1926 г. – "Червона Украина". Вст. в строй 21.03.1927 г. Потоплен в ноябре 1941 г. в Южной бухте Севастополя немецкими бомбардировщиками. 3.11.1947 г. поднят, корпус отремонтирован и использовался как учебно-тренировочная станция. С 30.10.1950 г. корабль-мишень. 10.05.1952 г. посажен на грунт в р-не косы Бакая как мишень для бомбометания морской авиации.

Крейсер "Красный Крым"

Вооружение: 15 x 1 х 130/55 мм (9 палубных, 6 казематных), 3 x 2 х 100/56 мм, 10 х 1 х 37/67 мм зенитных, 7 х 12.7 мм пулеметов; 2 x 3 х 533 мм (по другим данным 2 х 3 х 450 мм) торп.аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин.

Прежнее название – "Светлана ". Заложен 11.11.1913 г. (Николаев), спущен 28.11.1915 г. С 5.02.1925 г. "Профинтерн". Вст. в строй 1.07.1928 г. (КБФ). С 1929 г. в составе ЧФ. С 31.10.1939 г. "Красный Крым". 18.06.1942 г. удостоен гвардейского звания. После Великой Отечественной войны - учебный крейсер. Сдан на слом в 1959 г.

Крейсер "Красный Кавказ"

Водоизмещение 9030 т. Размерения 169.5 х 5.7 х 6.3 м. ГЭУ котлотурбинная, 4-вальная, 55000 л.с. Скорость 29/14 узлов, дальность 1500 миль. Бронирование: борт 50 – 75 мм, палуба 20 мм, орудийные башни 75 мм, боевая рубка 75 мм. Вооружение: 4 x 1 х 180/57 мм, 6 x 2 х 100/56 мм, 2 х 76.2 мм, 4 х 1 х 45/46 мм (впоследствии заменены на 10 х 1 х 37 мм), 6 х 12.7 мм пулеметов, 4 x 3 х 533 мм (по другим данным 2 х 2 х 450 мм) торп. аппарата; 2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 100 якорных мин, 1 катапульта, 2 самолёта. Экипаж 866 человек.

Прежнее название – "Адмирал Лазарев". Заложен 31.10.1913 г. (Николаев), спущен 28.05.1916 г. В процессе достройки конструкция претерпела значительные изменения (проект 815). Вст. в строй 25.01.1932 г. 2.04.1942 г. удостоен гвардейского звания. После Великой Отечественной войны – учебный крейсер. В июне 1953 г. потоплен в ходе испытаний новых видов оружия.

Крейсера класса "Киров"

Крейсера класса Киров. Вид с боку.

Водоизмещение стандартное 7756 т, полное 9436 т. Размерения 191 х 17.66 х 6.1 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная, 119750 л.с. ("Ворошилов" – 129500 л.с.).Скорость 35.9/17.8 узла, дальность 3750 миль ("Ворошилов" – 2140 миль). Бронирование: главный пояс 50 мм, палуба 50 мм, орудийные башни 76 мм, боевая рубка 100 – 150 мм. Вооружение: 3 х 3 х 180/57 мм, 6 х 1 х 100/56 мм (с 1941 г. 8 х 1), 3 х 1 х 45/46 мм, 5 х 37/67 мм (с 1943 г. "Киров" 10 х 37/67 мм, 6 х 12.7 пулеметов, "Ворошилов" 10 х 37/67 мм, 8 х 12.7 пулеметов), 2 х 3 х 533 мм торп. аппарата, 60 – 96 мин ("Ворошилов" – 196 мин ), 2 бомбосбрасывателя ("Киров"), 1 катапульта, 2 самолета "КОР-1" (демонтированы в 1941 г.). Экипаж 872 – 932 человека.

Крейсер "Советский союз"

Заложен 22.10.1935 г. (завод им. Орджоникидзе, Ленинград), спущен 30.11.1936 г., вст. в строй 23.09.1938 г. Участвовал в советско-финляндской войне (обстрел берегов в декабре 1939 г.). Участвовал в Великой Отечественной войне. 4.04.1942 г. поврежден в результате бомбардировки. Вернулся в строй в начале 1943 г. 27.02.1943 г. награжден орденом Красного Знамени. Обстреливал немецко-фашистские позиции под Ленинградом в январе 1944 г., участвовал в Выборгской операции в июне 1944 г. После войны использовался как учебный крейсер. Сдан на слом в декабре 1974 г. (по другим данным в 1975 г.).

Крейсер "Ворошилов"

Заложен 15.10.1935 г. (завод им Марти, Николаев), спущен 28.06.1937 г., вст. в строй 20.06.1940 г. Участвовал в Великой Отечественной войне. Обстреливал немецкие и румынские позиции в июне 1941 г. Поврежден 2-мя авиабомбами 31.10.1941 г., отбуксирован в Поти для ремонта. Вернулся в строй в феврале 1942 г. 30.11.1942 г. поврежден при подрыве на минах у о-ва Змеиный. Отремонтирован и с 30.01.1944 г. снова в строю. 8.07.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. В 1960-х гг. опытовый корабль. Сдан на слом в 1970 г.

Крейсера класса "Чапаев"

Крейсера класса Чапаев. Вид с боку

Водоизмещение стандартное 11130 т, полное 14100 т. Размерения 199 х 18.7 х 6.9 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная, 124000 л.с. Скорость 32.5/17 узлов, дальность 6300 миль. Бронирование: главный пояс 20 – 100 мм, палуба 20 – 50 мм, башни главного калибра 175 мм, боевая рубка 30 – 130 мм, вес брони 2910 т.

Вооружение: 4 х 3 х 152/57 мм, 4 х 2 х 100/56 мм, 14 х 2 х 37/67 мм, 2 х 5 х 533 мм торп. аппарата ПТА-53-68бис (впоследствии демонтированы), 132 мины образца 1908 г., или 76 мин образца 1926 г., или 68 мин "КБ". Проектом предусмотрены 2 гидросамолета (не устанавливались). Экипаж 1184 человека. К началу Великой Отечественной войны не были достроены, после ее окончания достраивались по откорректированному проекту 68К.

Крейсер "Чапаев"

Крейсер Чапаев в море

Заложен 8.10.1939 г. (Балтийское объединение, Ленинград). Спущен 28.04.1941 г. Прекращен постройкой 10.09.1941 г., корпус законсервирован. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 16.05.1950 г. (по другим данным 27.05.1950 г.). С 19.09.1950 г. в составе 4-го ВМФ, с 30.07.1951 г. в составе СФ. 18.04.1958 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. Разоружен и перестроен в плавучую казарму 6.02.1960 г., с 29.10.1960 г. – "ПКЗ-25". Исключен из списков 12.04.1963 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Мурманске в 1964 г.

Крейсер "Железняков"

Заложен 31.10.1939 г. (завод им. Марти ("Судомех"), Ленинград). Спущен 25.07.1941 г. Прекращен постройкой 10.09.1941 г., корпус хранился в резерве. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 19.04.1950 г. (по другим данным 29.07.1950 г.). С 7.09.1950 г. в составе 4-го ВМФ, с 30.07.1951 г. – в составе СФ. С 14.10.1957 по 5.08.1961 г. в ремонте в Ленинграде. 18.04.1961 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. С 28.05.1973 г. в составе КБФ. Исключен из списков 21.10.1975 г. В конце 70-х гг. разделан на металл на базе Главвторчермета в Лиепае.

Крейсер "Куйбышев"

Заложен 31.08.1939 г. (завод им. 61 Коммунара, Николаев). Спущен 31.01.1941 г. Прекращен постройкой летом 1941 г., отбуксирован в Поти и 14.08.1941 г. поставлен на хранение. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 20.04.1950 г. (по другим данным 29.07.1950 г.). С 6.08.1950 г в составе ЧФ. 18.04.1958 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. Исключен из списков 24.04.1965 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Севастополе.

Крейсер "Чкалов"

Заложен 31.08.1939 г. (Балтийское объединение, Ленинград). Прекращен постройкой 10.09.1941 г. , корпус поставлен на хранение. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Спущен 25.10.1947 г. Вступил в строй 25.10.1950 г. С 22.04.1951 г. в составе 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. в составе КБФ. Переклассифицирован в учебный легкий крейсер 18.04.1958 г. Исключен из списков 27.09.1979 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Лиепае в 1980 г.

Крейсер "Фрунзе"

Заложен 29.08.1939 г. ( завод им А. Марти (Черноморский судостроительный), Николаев). Спущен 30.12.1940 г. Прекращен постройкой летом 1941 г., корпус отбуксирован в Поти и 9.08.1941 г. поставлен на хранение. Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Вступил в строй 19.12.1950 г. (по другим данным 28.03.1951 г.). С 8.04.1951 г. в составе ЧФ. Переклассифицирован в учебный легкий крейсер 18.04.1958 г. Исключен из списков 6.02.1960 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета в Севастополе в 1960 – 1961 гг.

В Николаеве были заложены еще два крейсера "Орджоникидзе" и "Свердлов" , но они были разобраны на металл во время немецко-фашистской оккупации.


возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог