Немецкие бомбардировки военно-морской базы
Кронштадт в 1941 г.


"Моряки плывут в дозоре,
Еле волны шевеля,
А фашистcкие пираты
Догорают в тишине,
Возле города Кронштадта
На балтийской на волне."

В. Винников

Линкор Октябрьская Революция ведёт огонь по противнику

Основные силы авиации флота действовали под Ленинградом, нанося удары по наступающим войскам противника. На аэродроме Бычье поле в Кронштадте дежурили всего 5-6 истребителей. Ввиду нехватки истребителей, которые противник мог связать боем, основная тяжесть отражения налетов легла на зенитную артиллерию. Диспозиция зенитных батарей 1-го зенитного полка в Кронштадте не обеспечивала одинаковой плотности огня со всех направлений. Наиболее надежно база прикрывалась с северо-запада, а с юго-востока – с тыла, наоборот, слабо. Не обеспечивались непосредственным прикрытием огнем места стоянок кораблей в гаванях и на рейдах, особенно Восточном, где сосредоточились почти все крупные боеспособные корабли.

Первый воздушный налет был совершен 19 сентября, в нем участвовало 15 «хейнкелей». В этот день корабли вели огонь по скоплениям противника в районах Белоострова, пос. Володарского и т.д. Впервые после Таллинского перехода открыла огонь по самолетам противника зенитная артиллерия крейсера «Киров». Стоявший на Петергофском рейде линкор «Октябрьская Революция» успешно отразил атаки авиации противника. Истребители в отражении налета не принимали участия. Небольшая группа самолетов нанесла удар по гавани Ораниенбаума, где стоял крейсер «Аврора». Орудия главного калибра корабля еще в июле были отправлены на позиции у Дудергофа. Но на нем оставались зенитные орудия, встретившие огнем немецкие бомбардировщики.

Но этот налет был разведочным, его целью было определить места стоянки кораблей и расположение зенитных батарей ПВО базы. 21 сентября были совершены три дневных и один ночной налет. Всего в налетах участвовало от 175 до 190 самолетов. Десятки бомбардировщиков волна за волной совершали налеты на гавани и рейды. Если в Таллине корабли могли маневрировать на рейде, уклоняясь от атак авиации, то в Кронштадте они стояли в гавани с холодными машинами или находились на рейдах, стоя на якоре. На этот раз в налете участвовали бомбардировщики Ju-88 и пикировщики Ju-87, которые сопровождали истребители Ме-109. При входе в зону огня зениток они разделялись на группы. Над целью группы выстраивались в так называемую карусель, из которой по одному или парами пикировали на цель.

На линкор «Октябрьская Революция» они сбросили около 100 бомб. Три из них попали в носовую часть корабля, пробили верхнюю палубу и разорвались, разрушив шпилевое отделение и другие помещения. Для уклонения от последующих атак линкор дал ход. Поскольку шпили были разрушены, выбрать якоря не было возможности, и корабль шел на Малый рейд, волоча якоря по дну.

Линкор «Марат» подвергся пяти ударам с воздуха, в каждом из которых участвовало 20-40 бомбардировщиков. Все воздушные атаки «Марат» успешно отразил, и ни одна из многочисленных бомб, сброшенных на него, никакого ущерба не принесла. Группа бомбардировщиков из 12-16 "юнкерсов" атаковала эсминец «Стерегущий», который находился на Петергофском рейде и вел огонь по береговым позициям противника. Самолеты пикировали на корабль группами по 3-4 машины и за 7-8 минут сбросили не менее 60 бомб весом от 50 до 250 кг.

Командир Ленинградской ВМБ Пантелеев Ю.А.

«Стерегущий» получил три прямых попадания, кроме того, эсминец поразило большое количество осколков и пуль, что привело к большим потерям в личном составе. Самые тяжелые последствия вызвал взрыв в 1-м машинном отделении. Механизмы сорвало с фундаментов, возник пожар, но огонь был залит хлынувшей через пробоины водой. Образовался сильный крен на правый борт. Несмотря на быстрое падение давления пара, эсминец сумел на одной турбине дойти до отмели. Объем разрушений не оставлял надежды на спасение корабля. Через четверть часа после начала налета эсминец повалился на правый борт и затонул на глубине 5,5 м (в 1944 г. эсминец «Стерегущий» был поднят и после ремонта введен в строй).

Эсминец «Славный» на Большом рейде получил повреждения от близко разорвавшихся бомб, от сотрясения вышли из строя два котла. Бомба попала в эсминец «Грозящий», стоявший в доке «Трех эсминцев». От близких разрывов бомб на минном заградителе «Марти» вышли из строя три орудия. Во время ночного налета была повреждена канонерская лодка «Пионер».

Были потоплены транспорты «С.А. Леваневский», «Барта» и «Мария». Несколько малых кораблей и судов, маневрируя, пытаясь уклоняться от бомб в гаванях, столкнулись и получили повреждения. На берегу был уничтожен завод приборов, повреждения получил Морской завод. В Кронштадте было разрушено несколько жилых домов, выведены из строя городская водопроводная и электрическая станции. Погибли 18 жителей города.

22 сентября немцы произвели ещё два налета, в них участвовали 38 "юнкерсов". Был поврежден эсминец «Сильный», стоявший на Восточном рейде. На корабль спикировали 9 "юнкерсов". Один самолет был сбит зенитным огнем, но попаданий избежать не удалось: 100-кг бомба угодила в кормовую надстройку, еще несколько разорвались в 10-15 м от корабля, осыпав его осколками. Кормовая часть корпуса получила повреждения, вспыхнул пожар. 7 человек погибли. 27 ранило. Во избежание взрыва кормовые погреба боезапаса немедленно затопили, затем потушили пожар. Вечером эсминец перешел с рейда к стенке Морского завода.

23 сентября немецкие бомбардировщики совершили пять дневных налетов (более 100 самолетов) и один ночной. В этот день пикировщики Ju-87 впервые применили по кораблям 1000-кг бомбы, только накануне доставленные на аэродром. Этот день стал роковым для «Марата». Несмотря на интенсивный огонь всех зенитных средств кораблей и базы, уже в первой атаке два Ju-87, спикировав на линкор, достигли прямых попаданий. Обе бомбы по 1000 кг разорвались с интервалом в доли секунды – одна в нос, а другая в корму от фок-мачты – и вызвали детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. Взрыв почти полностью перебил корпус линкора, разрушил и сбросил с корабля в воду первую башню, фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Днищевые конструкции в этом районе надломились, и носовая оконечность легла на грунт.

Командир эскадренного миноносца Грозящий - Черемхин К.К.

Смертью храбрых погибли на своих командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга Иванов П.К., старший помощник капитан 3 ранга Чуфистов В.С. и еще 324 человека. Линейный корабль «Марат» как боевая единица перестал существовать. К концу октября 1941 года кормовую часть «Марата» частично осушили и отремонтировали, а башни главного калибра № 3 и № 4 ввели в строй. 31 октября корабль открыл огонь 305-мм снарядами по позициям противника на южном побережье Финского залива. 120-мм орудия сняли с корабля и отправили на сухопутный Фронт. К концу 1942 г. ввели в строй и вторую башню главного калибра, таким образом, вооружение «Марата» состояло из трех 305-мм башен и восьми зенитных орудий.

Одной из целей пикировщиков был крейсер «Киров», стоявший в Средней гавани. Одна бомба попала в палубу полубака правого борта крейсера и взорвалась при прохождении через каюты начсостава. Вторая, пробив верхнюю палубу, упала на нижнюю броневую палубу и не взорвалась. Погибли 3 моряка, 12 получили ранения. Возник пожар, но его удалось быстро ликвидировать. После отбоя тревоги в одной из кают была обнаружена неразорвавшаяся авиабомба, матросы открыли иллюминатор и выбросили ее за борт. Шесть Ju-87 одновременно атаковали лидер «Минск», маневрировавший малым ходом. В корабль, только накануне завершивший ремонт, попали три бомбы. Лидер «Минск» был добит вечером 23 сентября при новом налёте пикирующих бомбардировщиков.

В линкор «Октябрьская Революция» попали две бомбы, но корабль серьезных повреждений не получил. В доке рядом с «Грозящим» опять разорвалась бомба, осколки которой пробили топливную цистерну, в которой находилось 200 т мазута. Вытекшее топливо загорелось, и вскоре пожар охватил всю кормовую часть корабля. Чтобы потушить пожар, командир эсминца принял решение заполнить осушенный док водой. Вода сбила огонь, после чего док вновь осушили. Были попадания в Морской завод, ночью от полученных повреждений затонула подводная лодка М-74.

После немецкого налёта 23 сентября командование флота решило усилить ПВО Кронштадта. 24 августа на аэродром Бычье поле перелетел 71-й истребительный полк, в воздухе над Кронштадтом теперь постоянно патрулировали 9 истребителей. 26-го на Котлин из Ораниенбаума прибыл 6-й полк зенитной артиллерии. Поэтому атаковавшие 26 августа с западного направления 12 "юнкерсов" были встречены таким плотным огнем, что, поспешно сбросив бомбы, ушли.

Последний массированный налет немецкие самолеты нанесли 27 сентября. В нем участвовали 42 самолета, которые зашли, как и 23-го, с юга. В результате попадания 500-кг бомбы была выведена из строя 2-я башня линкора «Октябрьская Революция», а от разрывов бомб у борта были затоплены 8 бортовых отсеков.

За эти дни флот лишился линкора «Марат», лидера «Минск», эсминца «Стерегущий», сторожевого корабля «Вихрь», канонерской лодки «Пионер», подводной лодки М-74. Линкор «Октябрьская Революция», крейсер «Киров», три эсминца, минный заградитель и еще ряд кораблей получили повреждения. Из трагических событий сентября 1941 г. командование сделало соответствующие конструктивные выводы. За все оставшиеся годы блокады Ленинграда на Неве и в Кронштадте ничего подобного советская ПВО противнику уже не позволила, хотя скученно стоявшие без движения корабли представляли собой идеальные мишени. Задача уничтожить корабли Балтийского флота с воздуха оказалась непосильной для немецкой авиации.

Немцы и финны просматривали рейды и гавани Кронштадта с обоих берегов, держать там крупные корабли было крайне опасно. Военный совет КБФ принял решение перевести корабли, в первую очередь поврежденные, в Ленинград, а в Кронштадте держать часть сил, обеспечивающих боевую деятельность.

В ночь с 23 на 24 сентября крейсер «Киров» перешел в Ленинград и встал к правому берегу Невы у 19-й линии Васильевского острова. 30 сентября в Ленинград ушли эсминцы «Гордый» (на Балтийский завод для ремонта) и «Сильный», 1 октября – «Суровый», а затем и отряд заграждения. 3 октября был отбуксирован в Ленинград к Балтийскому заводу «Грозящий». 23 октября ушел в Ленинград линкор «Октябрьская Революция».

29 сентября была создана Ленинградская военно-морская база, в которую вошли Отряд кораблей р. Невы, ОВР (охрана водного района) Невской губы, отряд особого назначения (12 транспортов и 5 ледоколов), дивизион железнодорожной артиллерии, Укрепленный сектор р. Невы, НИМАП (научно-исследовательский морской артиллерийский полигон) и другие подразделения. Командиром ВМБ назначен контр-адмирал Пантелеев Ю.А.

27 октября Военный совет КБФ принял решение об эвакуации островов Бьёркского архипелага, Гогланда, Соммерса Б. Тютерса. 1 ноября части Выборгского укреплённого сектора (ВУС) (свыше 6300 человек и техника) были перевезены в Кронштадт. Эвакуацию прикрывали канонерские лодки «Москва», «Волга» и «Кама». 2 ноября ВУС был расформирован в связи с его эвакуацией.

Гогландский укрепленный сектор был расформирован 6 ноября, в связи с его эвакуацией в Кронштадт. До 6 декабря на Гогланде был оставлен небольшой гарнизон дня прикрытия эвакуации Ханко. 31 декабря 1941 г. острова Гогланд и Б.Тютерс были вновь заняты частями КБФ и на них созданы гарнизоны. В октябре – декабре КБФ провел эвакуацию гарнизонов Ханко и острова Осмуссар.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог