Тяжелый танк КВ-1



В феврале 1939 года группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка с дизелем, названного КВ (Клим Ворошилов). Опытный образец танка KB относился к тяжелым однобашенным с противоснарядным бронированием, пушечно-пулеметным вооружением, установленным в башне, дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения, механической ступенчатой трансмиссией с бортовыми фрикционами, расположенными в кормовой части корпуса, шестикатковым гусеничным движителем и независимой торсионной подвеской.

Броневые катанные листы корпуса и башни были изготовлены из гомогенной брони, имели значительную по тому времени толщину, равную 75 мм, и соединялись между собой с помощью электросварки. Лобовые и кормовые броневые листы корпуса, а башни и бортовые располагались к вертикальной плоскости под сравнительно большими углами наклона, что дополнительно повышало их защитные свойства. Испытания брони танка на Ижорском полигоне путем обстрела бронебойными снарядами из 76-мм пушки, имевшими начальную скорость полета 650 м/с, при прямом угле встречи показали, что броня выдерживала их удары на дистанции 200 м.

Танк КВ-1

Вооружение опытного образца танка состояло из 45- и 76-мм танковых пушек, установленных в маске башни, и двух 7,62-мм танковых пулеметов ДТ, один из которых устанавливался в шаровой опоре в кормовом листе башни, а другой на турели на крыше башни. 76-мм пушка была основной, а 45-мм спаренной, предназначенной для борьбы с легкобронированными или незащищенными целями. Боекомплект танка состоял из 118 76-мм и 50 45-мм артиллерийских выстрелов, 1008 патронов к пулеметам, находившихся в 16 магазинах, и 24 оборонительных ручных гранат Ф-1.

Внешняя связь обеспечивалась применением приемопередающей симплексной танковой радиостанции 71-ТК-З со штыревой антенной, а внутренняя – танковым переговорным устройством на три абонента ТПУ-3. В танке был установлен 12-цилиндровый V-образный танковый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2 мощностью 368 кВт (500 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин, унифицированный с двигателем отечественного среднего танка Т-34. Двигатель обеспечивал возможность движения танка с максимальной скоростью до 36 км/ч. Он отличался хорошей топливной экономичностью, меньшей пожарной опасностью, упрощал систему электрооборудования танка и не создавал помех при работе радиостанции.

Трансмиссия состояла из трёхдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач, бортовых передач. Механизмы поворота позволяли танку иметь расчетный минимальный радиус поворота, равный ширине его колеи – 2,62 м. Подвеска была независимой торсионной. Она допускала возможность движения по шоссе и грунтовым дорогам с неплохими для тяжелого танка средними скоростями, составлявшими 26,6 и 15,5 км/ч соответственно.

Танк КВ-1 движется на защиту Ленинграда

Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, радиста и механика-водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего. Опытный образец танка KB был изготовлен 1 сентября 1939 года. Испытания опытного образца KB показали, что по максимальной скорости движения и показателями профильной проходимости он практически не отличался от танков СМК и Т-100, а опорная проходимость у него была лучше. Он имел меньшую на 3-4 человека численность экипажа и значительно меньшие габаритные размеры, что позволяло ему лучше вписываться в складки местности, маскироваться. Испытаний в полном объеме танк не прошел, так как было принято решение направить опытные образцы танков СМК, Т-100 и KB на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву линии Маннергейма.

Корпус танка КВ-1 сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах – сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две – с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых – 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов.

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года – 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами – спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплект состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам. Танк был оснащен телескопическим прицелом ТОД-6, перископическим – ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.

На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин. С началом войны, из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод №75 в Харькове, танки КВ-1 какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17.

Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей – сказывался дефицит резины. Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм.

Для замены Т-35 предлагался тяжелый танк Т-100. Он имел две башни – в одной устанавливалась 76,2-мм, во второй 45-мм (1,78-дм) пушка, – но оказался громоздким и трудно управляемым. От этого проекта отказались в пользу более простого тяжелого танка, названного КВ-1. На первых КВ-1 часто выходили из строя сцепление и коробка передач, так что потребовалось время на доводку. Основное вооружение составляла 76,2-мм пушка. Хотя броня танка была толще, чем у других серийных танков того времени, этого уже было недостаточно. Компенсировать недостаток бронирования пытались креплением накладных бронелистов («экранов») на лобовую часть корпуса и башни. Последующие улучшения включали установку 76,2-мм пушки с большей длиной ствола и башни, свариваемой из литых броневых деталей. Защищенность КВ-1 непрерывно пытались повысить, чтобы сделать их по возможности неуязвимыми для германских противотанковых пушек. Однако дополнительное бронирование не компенсировалось добавлением мощности двигателя, остававшейся неизменной. КВ-1 оставались в производстве до 1943 г. После этого производство хотели переключить на КВ-85, вооруженный 85-мм (3,35-дм) пушкой в новой башне – такое же сочетание было принято для Т-34-85. КВ-85 построили только 130 штук.

Тактико-технические характеристики

Экипаж – 5 человек
Мощность двигателя 600 л.с. (447,6 кВт)
Боевая масса около 43,0 т (94 815 фнт)
Максимальная скорость хода 35 км/ч (21,74 мили в час)
Запас хода 335 км (208,03 мили)
Габариты (ДлинахШиринахВысота) 6,68х3,32х2,71 м (21,92х10,89х8,89 фт)
Основное вооружение 76,2-мм (3-дм) пушка
Толщина брони от 25 мм (0,98 дм) до 75 мм (2,96 дм)





возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог