Лидеры СССР


Лидеры класса "Минск"

"Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья,
Что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня."

Н. Букин

Лидер класса Минск

Водоизмещение стандартное 1952 т, полное 2597 т. Размерения 127.5 х 11.7 х 4.14 м. ГЭУ котлотурбинная трехвальная, 66900 л.с. Скорость 40.5 – 41.6/20 узлов, дальность 2100 миль. Вооружение: 5 х 1 х 130/50 мм в установках Б-13, 2 х 1 х 76/55 мм в установках 34-К, 2 х 1 х 45/46 мм в установках 21-К (демонтированы во время войны), 3 х 1 х 37/55 мм в установках 70-К, с 1944 г. 10 х 1 х 37/55 мм ("Баку"), 30 глубинных бомб "Б-1", 40 - 50 глубинных бомб "М-1", бомбометы "БМБ-1", 2 х 4 х 533 мм торп. аппарата "Н-7", (торпеды 53-38, 53-38У, 53-39), 104 – 114 мин образца 1908/39 г. или 68 – 76 мин типа "КБ". Радио- и гидролокационное оборудование ("Баку", "Тбилиси" в конце войны): управления огнем типа 284 пр-ва Великобритании, ГАС "Арктур". Экипаж 190 – 225 человек, 25 офицеров.

Лидер "Минск"

Заложен 5.10.1934 г., спущен 6.11.1935 г., вст. в строй 10.11.1938 г. В ремонте с 1940 по 1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на на немецкой мине при перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт 28.08.1941 г. В ремонте с 29.08.1941 г.по 23.09.1941 г. Потоплен авиацией 23.09.1941 г. в Кронштадте на мелководье. Поднят 25.08.1942 г. и отремонтирован. Переклассифицирован в эсминец 12.01.1949 г. С 31.07.1951 г. учебный корабль, с 27.12.1956 г. учебно-тренировочная станция "УТС-14". С 3.04.1958 г. переклассифицирован в судно-мишень. Потоплен ракетой в 1958 г. возле о-ва Малый во время испытательных запусков в Финском заливе.

Лидер "Баку"

Лидер Баку в бухте

Заложен 15.01.1935 г. под названием "Киев", перезаложен по проекту 38бис 10.04.1936 г., спущен 25.07.1938 г., тогда же переименован в "Орджоникидзе", вст. в строй 27.12.1939 г. под названием "Серго Орджоникидзе". 25.09.1940 г. переименован в "Баку". С 15.07.1942 г. по 14.10.1942 г. совершил переход на СФ Северным морским путем. В ночь с 19 на 20.01.1943 г. торпедным залпом с дистанции 26 каб. (одна торпеда попала в цель) и артиллерийским огнем потопил транспорт "Танья" (в последнее время успех этой атаки усиленно опровергается). 6.03.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. Переклассифицирован в эсминец 12.01.1949 г. С 29.10.1948 г. по 30.07.1954 г. находился в ремонте. С 17.02.1956 г. опытовое судно. Разоружен и переоборудован в корабль-мишень "ЦЛ-31" 18.04.1958 г. С 31.05.1958 г. несамоходная плавбаза "ПБ-32". Со 2.06.1959 г. плавказарма "ПКЗ-171". Исключен из списков ВМФ 30.07.1963 г. и сдан на слом.

Лидер "Тбилиси"

Заложен 15.01.1935 г., перезаложен по проекту 38бис 10.08.1936 г., спущен 24.07.1939 г., вст. в строй 11.12.1940 г. Переклассифицирован в эсминец 12.01.1949 г. С 1951 г. по 24.01.1955 г. в ремонте. Разоружен и переоборудован в корабль-цель "ЦЛ-50" 18.04.1958 г. Исключен из списков ВМФ 31.01.1964 г. и сдан на слом во Владивостоке.

Лидеры класса "Киев"

Лидер класса Киев

Водоизмещение стандартное 2740 т, полное 3460 т. Размерения: 139.8 х 13.7 х 3.7 м. ГЭУ котлотурбинная трехвальная, 81000 л.с. Скорость 37.5 (расчетная)/20 узлов, дальность 4000 миль. Вооружение по проекту: 3 х 2 х 130 мм, 1 х 2 х 76.2 мм или 1 х 2 х 85 мм, 3 х 2 х 37 мм, 4 х 2 х 12.7 мм пулемета, 2 х 5 х 533 мм торп. аппарата, 10 больших и 20 малых глубинных бомб, 86 мин. Экипаж 250 чел.

Лидер "Ереван"

Корпус лидера Ереван

Стап. №358. Заложен в декабре 1939 г. (з-д им. А.Марти, Николаев), спущен 29.06.1941 г. Прекращен постройкой и в августе 1941 г. отбуксирован в Батуми во избежание захвата наступавшим противником. Согласно праказу Наркома ВМФ от 12.04.1945 г. должен был быть возвращен в Николаев для достройки по пр. 48К, однако не достраивался.

Лидер "Киев"

Стап. №357. Заложен в ноябре 1939 г. (з-д им. А.Марти, Николаев), спущен 12.12.1940 г. Прекращен постройкой и в августе 1941 г. отбуксирован в Поти во избежание захвата наступавшим противником. Согласно приказу Наркома ВМФ от 12.04.1945 г. должен был быть возвращен в Николаев для достройки по пр. 48К, однако не достраивался.

Лидер "Алма-ата"

Стап. №546. Штат был открыт, однако закладка не состоялась.

Лидеры класса "Ленинград"

Лидер класса Ленинград

Водоизмещение стандартное 2032 т, полное 2693 т. Размерения 127.5 х 11.7 х 3.72 м. ГЭУ котлотурбинная, трехвальная, 66000 л.с. Скорость 43/20 узлов, дальность 2100 миль. Вооружение: 5 х 1 х 130/50 мм в установках Б-13, 2 х 1 х 76.2/55 мм в установках 34-К или 1 х 2 х 76.2 мм в установке 81-К ("Ленинград" с 1943 г.), 2 х 45/46 мм в установках 21-К (демонтированы во время войны), 3 х 37/55 мм в установках 70-К ("Москва", "Харьков") или 4 х 37/67.5 мм ("Ленинград" с 1943 г.), 4 х 12.7 мм пулемета ДШК, 20 глубинных бомб "Б-1", 32 глубинные бомбы "М-1", бомбометы "БМБ-1"; 2 х 4 х 533 мм торп. аппарата (торпеды 53-38, 53-38У, 53-39), 84 мины образца 1926 г. или 68 мин типа "КБ". Радио- и гидролокационное оборудование ("Ленинград" в конце войны): надводного обнаружения типа 291 пр-ва Великобритании, ГАС "Арктур". Экипаж 190 – 225 человек, 25 офицеров.

Лидер "Ленинград"

Заложен 5.11.1932 г., спущен 17.11.1933 г., вст. в строй 5.12.1936 г. Поврежден немецкой артиллерией в Ленинграде 12.10.1941 г. Поврежден при подрыве на мине у Ханко 11.11.1941 г. В ремонте с 25.11.1941 г. до мая 1942 г. Переклассифицирован в эсминец 12.01.1942 г. Прошел модернизацию с 19.12.1951 г. по 25.11.1954 г. Переклассифицирован в корабль-цель "ЦЛ-75" 18.04.1958 г. Переведен на СФ с 13.10.1959 г. Разоружен и переоборудован в плавучую казарму "ПКЗ-16" 15.09.1960 г. Перекласифицирован в судно-мишень "СМ-5" с 10.08.1962 г. Потоплен в мае 1963 г. ракетным крейсером "Грозный" во время испытательных запусков в Белом море.

Лидер "Москва"

Лидер Москва в Черном море

Заложен 29.10.1932 г., спущен 30.10.1934 г., вст. в строй 10.08.1938 г. Затонул 26.06.1941 г. после подрыва на румынской мине во время набега на Констанцу. По другой версии торпедирован по ошибке советской подводной лодкой "Щ-206".

Лидер "Харьков"

Заложен 29.10.1932 г., спущен 9.09.1934 г., вст. в строй 10.11.1938 г. Потоплен 6.10.1943 г. немецкими бомбардировщиками "Ю-87".



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог