Капитан Макаров К.В.


"Мир, как окно, для воздуха распахнут,
Он нами пройден, пройден до конца,
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца."

Н. Майоров

Макаров К.В.

Константин Васильевич Макаров родился в 1923 г. в Горьком. До войны жил в Москве. После окончания средней школы в 1940 г. Кировским РВК столицы был призван в армию. В 1942 г. окончил военно-авиационную школу летчиков. С 22 октября 1942 г. – на фронте. Был командиром звена, затем командиром эскадрильи. Участвовал в боях на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Совершил десятки боевых вылетов. Звания Героя Советского Союза удостоен 23 февраля 1945 г. После войны до 1960 г. продолжал службу в Вооруженных Силах.

Константин Макаров получил боевое крещение под Сталинградом. В том первом бою его самолет был сбит. Ему же пришлось спускаться на парашюте. «Почему так получилось? – размышлял потом лейтенант. – Летать на боевое задание – значит не просто держаться в строю группы и сбрасывать бомбы, надо еще и следить за воздушной обстановкой. Быть очень осмотрительным. Прозевал атаку истребителей противника, не сумел вовремя сманеврировать, и...»

Много передумал тогда Макаров. И не только думал, но и расспрашивал, присматривался к действиям своих боевых товарищей, прислушивался к каждому их слову. В результате в последующих вылетах, а их только под Сталинградом было двадцать четыре, действовал иначе. Тогда же, под Сталинградом, он получил и первую правительственную награду – орден Красного Знамени. Одновременно ему присвоили звание старшего лейтенанта. Сталинградская битва многому научила Макарова, закалила его, подготовила к новым испытаниям. В последующих боях он проявил себя уже бесстрашным, находчивым летчиком-штурманом, умело отражал атаки истребителей противника.

Более сотни раз водил Константин Макаров в бои группы штурмовиков на уничтожение фашистских танков, на штурмовку аэродромов и железнодорожных эшелонов, на обработку переднего края врага, мостов, колонн, переправ. Немало пришлось испытать и пережить за эти полеты. Его Ил-2 был поистине грозой для фашистов. Особенно ему запомнился боевой вылет 19 июля 1943 года в составе восьмерки «ильюшиных». Метеорологические условия были сложные: проливной дождь, видимость полтора-два километра. «Ильюшины» шли на высоте четыреста метров строем правый пеленг с интервалами в паре пятьдесят метров и с такой же дистанцией.

Исходя из воздушной обстановки, был выбран и строй истребителей сопровождения. Группа непосредственного прикрытия состояла из четверки Лa-5, причем одна пара держалась на уровне группы «илов» в стороне на двести-триста метров. Вторая четверка «лавочкиных» – ударная группа – попарно шла сзади строя на расстоянии хорошей видимости. При пересечении линии фронта Макаров заметил две группы «юнкерсов», которые, построившись в два круга, заходили на бомбометание с пикирования по нашим сухопутным войскам. Решение пришло молниеносно – с ходу атаковать обе вражеские группы. И с первой же атаки при выходе «юнкерсов» из пикирования Макаров и его ведомый сбили по одному гитлеровскому самолету.

Одновременно с группой Константина Макарова в атаку бросились и истребители прикрытия. Их ведущий летчик Смирнов с дистанции примерно семьдесят метров короткой очередью сбил еще один «юнкере». У противника началась паника. Сбрасывая куда попало бомбы, он повернул обратно. Преследовать врага старший лейтенант Макаров не стал. К тому времени к месту воздушного боя, вызванные, очевидно, по радио, подошли двенадцать «фокке-вульфов» и четверка «мессершмиттов». Макаров тут же подал команду:
– Перестроиться в оборонительный круг!

При замыкании круга один из «фокке-вульфов» попытался атаковать его машину снизу. Это заметил командир ведущий пары истребителей непосредственного прикрытия. Отвернув в сторону, он мощным огнем из пушки и пулеметов сбил фашиста. Вскоре завязался ожесточенный воздушный бой. Все попытки врага пробиться к «ильюшиным» на дистанцию своего действительного огня отсекались истребителями прикрытия, огнем стрелков-радистов и своевременным маневром наших летчиков. Когда же один из вражеских пилотов при атаке оказался под прицельным огнем пушек и пулеметов самолета старшего лейтенанта Макарова, тот не замедлил выпустить в него длинную пулеметную очередь. Окутанную дымом машину гитлеровец отвернул в сторону.

Пока наши истребители разделывались с «фоккерами» и «мессершмиттами», Макаров со своим ведомым сделал еще четыре круга. Не добившись успеха и потеряв еще четыре «фокке-вульфа», самолеты противника вышли из боя. Активные действия советских летчиков не дали возможности вражеской авиации нанести бомбовый удар по нашим наземным войскам. Противнику был нанесен ощутимый урон. В том бою он потерял семь самолетов. Успех был обеспечен внезапностью атаки, мощностью и силой огня «ильюшиных», быстрым перестроением в оборонительный круг.

Возвращаясь после выполнения боевого задания на свой аэродром, группа Макарова подверглась нападению «мессершмиттов». Однако их атака была отражена. Неожиданно к месту воздушной схватки подошла четверка «фокке-вульфов». И воздушный бой закипел с возрастающим ожесточением. Но и на этот раз все атаки гитлеровцев умело отражались огнем стрелков-радистов и летчиков. В разгар воздушного боя один из наших летчиков погнался за «фоккером» и сбил его. Но и сам был подбит. Оставшаяся же шестерка «лавочкиных» под командованием Константина Макарова еще семнадцать минут продолжала воздушную схватку.

Тактическая хитрость, инициатива, активность, смелость и находчивость обеспечили успешное выполнение боевого задания и на этот раз. Война есть война. В начале сентября 1943 года Константин Макаров, возглавляя шестерку «илов», вел воздушный бой с четверкой «мессершмиттов». Схватка происходила с переменным успехом. Казалось, что воздушной карусели не будет конца. Ревели моторы, огненные трассы впивались во вражеские истребители. Однако и нашим штурмовикам было нелегко.

Вот один из них, объятый пламенем, пошел со снижением в сторону востока. Макаров немедленно развернул свою машину и атаковал «мессер». От пушечной очереди вражеский самолет клюнул носом, а затем взорвался в воздухе. В это время другой неприятельский летчик открыл огонь по кабине Ил-2. Константин Макаров получил ранение в плечо и обе ноги, но не покинул своих воздушных бойцов и продолжал сражаться еще несколько минут, а затем сумел довести самолет до своего аэродрома и благополучно приземлиться.

После выздоровления он снова на фронте. В конце октября 1943 года штурмовикам 74-го авиационного полка было приказано массированным ударом уничтожить в районе Удачное огневые средства, подавить артиллерийские и минометные батареи, скопление танков и живую силу врага. Ведущим группы в тот день был капитан Макаров. Он точно в указанное время прибыл на пункт сбора. Вслед за ним на близком расстоянии друг от друга поднялись группы по шесть – восемь «илов». В районе цели советские летчики обнаружили около 50 автомашин и до 40 танков противника, рассредоточенных в роще севернее населенного пункта Удачное. По ним и ударили. Сразу же возникли пожары. Вскоре к цели подошли другие штурмовики, которые и завершили разгром скопления вражеской техники.

Командующий 1-й воздушной армией генерал-полковник авиации Хрюкин Т.Т., лично наблюдавший за действиями наших летчиков, прислал им телеграмму, в которой говорилось: «Работали хорошо. Ваши самолеты нанесли значительный урон врагу».

Но особенно отличился своей беззаветной храбростью и мужеством Константин Васильевич в боях при прорыве линий обороны врага на реке Миус, в районе Донбасса и в низовьях Днепра, где за 51 успешный боевой вылет он был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды. Отличился Макаров и при освобождении Белоруссии и Литвы. Только при взятии городов Орши, Борисова и Гродно он совершил 30 вылетов на штурмовку врага и нанес ему ощутимый урон. Как записано в его летной книжке, капитан Макаров лишь за несколько дней уничтожил семь орудий, четыре танка, поджег три автомашины, разбил восемь вагонов с грузами, истребил до 50 гитлеровских солдат и офицеров.

В начале июля 1944 года командир 74-го штурмового авиаполка подполковник Паничев поставил командиру эскадрильи капитану Макарову задачу:
– Вам в составе шестерки Ил-2 необходимо отыскать в районе Шепелевичей войска и технику противника и уничтожить их. И на этот раз задание было выполнено успешно. Обнаружив хорошо замаскировавшегося врага, группа восемью заходами уничтожила более 40 автомашин, два склада с боеприпасами и истребила более 90 вражеских солдат и офицеров. Макаров лично уничтожил восемь автомашин и взорвал склад с боеприпасами. К тому времени командир эскадрильи капитан Константин Макаров считался уже одним из лучших штурмовиков фронта…

Он всегда появлялся со своими ведомыми там, где было особенно тяжело. 15 июля 1944 года в районе Гродно его шестерка Ил-2 стремительно атаковала отходившие войска противника. И хотя на одной из высот около города противник сосредоточил значительное количество зенитной артиллерии и пулеметов, Макаров со своими ведомыми сумел нанести фашистам ощутимый урон. И таких боевых вылетов было немало.

Это он, Константин Макаров, 26 июня 1944 года в районе Коханово в составе шестерки «илов» атаковал неприятельский эшелон с живой силой и техникой. Несмотря на сильный заградительный зенитный огонь, ведомые им самолеты совершили четыре захода на цель. Бомбами, «эрэсами» и пулеметно-пушечным огнем штурмовики подожгли два эшелона и разбили два паровоза. В том вылете Макаров прямым попаданием бомб лично разбил один паровоз и поджег восемь железнодорожных вагонов.

Это он 1 августа 1944 года в районе Жвангучи шестеркой Ил-2 бесстрашно атаковал немецкую группу танков. Ураганный зенитный огонь не остановил советских штурмовиков. Группа уничтожила четыре танка и около 30 автомашин с боеприпасами. Это он, Макаров, во главе группы штурмовиков участвовал в налете на вражеский аэродром. Умело маневрируя, «илы» без потерь прошли сквозь густую завесу зенитного огня и истребительного прикрытия немцев.

Фотообъектив точно зафиксировал работу советских летчиков. На аэродроме бомбоштурмовым ударом и пулеметно-пушечным огнем было уничтожено тогда 18 и повреждено 11 немецких самолетов... Так воевал Константин Васильевич Макаров. За выдающиеся подвиги, совершенные на фронте, в феврале 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.


Из книги "Герои огненных лет", под редакцией А.М. Синицына,
книга 7-я, М., "Московский рабочий", 1984 г., с. 360-364.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог