Генерал-полковник Мироненко А.А.


"И у меня есть тоже неизменная,
на карту не внесенная, одна,
суровая моя и откровенная,
далекая провинция – Война..."

С. Гудзенко

Мироненко А.А., после окончания войны

Генерал-полковник авиации в отставке, заслуженный военный летчик СССР Мироненко Александр Алексеевич имеет награды: Золотая Звезда Героя Советского Союза, 2 ордена Ленина, Орден Отечественной войны 1-й ст., 3 ордена Красного Знамени, Орден Октябрьской революции, Орден Ушакова 2-й ст., 3 ордена Красной Звезды, Орден «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медали.

Для командира звена Александра Мироненко, воевавшего в составе 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота, эта «роковая» цифра оказалась счастливой. Здесь начался боевой путь летчика-истребителя, который сбил за войну 20 вражеских самолетов лично и 10 – в группе. (По данным справочника «Герои Советского Союза» сбил 12 и в группе 4 самолета.) Профессии – Родину защищать – он остался верен и после Победы. А когда у США, в годы «холодной войны», появились невиданные дотоле авианосцы, командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота генерал Мироненко активно участвовал в создании морской ракетоносной авиации.


Воспоминания Мироненко А.А.

«Окончив в 1936 году десятилетку в Краснодаре, я поступил учиться в Военно-механический институт в Ленинграде. Но по призыву «Комсомолец – на самолет!» отправился навстречу неизведанному, чтобы стать военным летчиком. Летом 1937 года я оказался в городе Ейске в авиаучилище, которое готовило летные кадры всех профилей для военно-морского флота. А море я очень любил, И тут-то произошло неожиданное: больше всего мне пришлись по душе истребители, хотя я и начинал теоретическое обучение на морских самолетах. Так я стал крылатым моряком, любя обе эти стихии.

После трех лет учебы, летом 1940 года, я получил профессию истребителя и, воспользовавшись своим лестным для курсанта правом выбора флота, оказался (а точней, остался) на Краснознаменном Балтийском флоте в составе ВВС. Летал я еще на самолетах И-15 «бис». В то время в Европе уже пылало пламя Второй мировой войны, и нам было понятно, что рано или поздно придется воевать с немецким фашизмом. Поэтому все мои мысли были направлены на то, чтобы подготовить себя к будущим боям. Тем более что у нас оказались прекрасные учителя-практики, которые в 1936-1937 годах повоевали в Испании. И мы имели возможность – хотя и негласно – получить от них некоторые весьма важные рекомендации по ведению воздушных боев с фашистскими истребителями Me-109. К моменту нападения фашистов я, казалось, на своем истребителе готов решать любые задачи, но выяснилось, что со многими из них, к сожалению, нам пришлось встретиться впервые!..

Кроме того, за три дня до начала войны меня назначили командиром звена, и мне пришлось заниматься вводом в строй своих летчиков уже в ходе выполнения реальных боевых задач. Все годы войны, с первого до последнего ее дня, мне довелось провести на Ленинградском фронте, начиная с подступов к главной базе флота, которая была в Таллине, и кончая всеми Прибалтийскими республиками, затем Восточной Пруссией, Померанией – и еще далее на запад по ходу наступления наших войск.

7 июля 1941 года, базируясь в районе военно-морской базы Хаапсалу и прикрывая три эскадренных миноносца, я, в паре со своим ведомым лейтенантом Марковым, вступил в первый бой с тремя Ю-88, пытавшимися атаковать наши корабли. Противник, будучи выше нас на 300-500 м и имея преимущество в скорости, заставил меня строить свой маневр на срезании курса, используя форсированный режим мотора. В итоге мне удалось выйти на перехват ведущего и зажечь оба его мотора. Ю-88 рухнул прямо на островок Муху.

Мироненко А.А., Балтийский флот 1942 г.

Однако и мой мотор, будучи полностью перегретым, отказал. Надо было идти на посадку к берегу. Но профиль его не обеспечивал безаварийного приземления. Посадка же самолета И-15 «бис» с неубирающимися шасси небезопасна. Сел я с тремя «кульбитами», разбив самолет. Сам отделался ушибами ног. На другой день, 8 июля, командир нашей эскадрильи, герой Финской войны, майор Анатолий Нефедов повел нас на первую штурмовку немецкой мотомеханизированной колонны, вышедшей из Пярну на север, и получил тяжелое ранение в голову.

Пришлось командира эвакуировать на И-15 «бис» за бронеспинкой в фюзеляже, а эскадрилье улететь на регламентные работы под Ленинград. Вернулись наши ребята 12 июля, уже в Таллин – на аэродром Лагсберг. Там мы находились до сдачи города фашистам. Никогда не забуду тяжелых сентябрьских воздушных сражений 1941 года, когда Гитлер, стремясь уничтожить корабли Балтийского флота, прислал специальную группу летчиков-пикировщиков. Это были самолеты Ю-87, Ю-88 и Me-110. Действия их были приурочены к первому штурму города.

Мы базировались после прилета из Таллина на единственном аэродроме в Кронштадте – Бычье поле и вошли в состав 71-го истребительного авиационного полка на самолетах И-153 («чайка») под командованием Алексея Коронца.

8 сентября 1941 года противнику удалось захватить город Шлиссельбург. Используя этот успех, гитлеровцы первую атаку (самолетами Ю-87, Ю-88 и Ме-110) провели в течение 6 суток, с 12 по 17 сентября. Но не добились ощутимых результатов. Мы же всем составом своей группы (36 И-15 «бис») с подвеской на самолете четырех фугасных авиабомб под прикрытием 36 «чаек», где ведущим был Алексей Коронец, наносили в этот период бомбово-штурмовые удары по войскам и технике, сосредоточенным в пушкинских парках. Особо удачными и результативными были наши удары 12 сентября, когда нам удалось разгромить руководство фашистских войск и нарушить управление ими, после чего противник в панике стал отступать и вышел на ту линию фронта, которая и продержалась 900 блокадных дней.

За эти успешные и весьма эффективные действия вся наша группа летчиков была награждена боевыми орденами Красного Знамени, а мы с Алексеем Коронцом, как ведущие групп, получили по ордену Ленина. Но награды – наградами, а проза боевой нашей жизни была очень суровой. Еще более жестоким был второй «залет» группы фашистских асов – 21, 22, 23 сентября 1941 года. Противнику на этот раз удалось серьезно повредить линкоры «Марат», «Октябрьская революция», несколько других кораблей. Однако и на этот раз им не была решена главная задача: корабли Балтийского флота продолжали оказывать существенную помощь своей артиллерией советским стойко оборонявшимся войскам – буквально до конца войны.

Эскадрилья, которой мне фактически пришлось командовать с октября 1941 года, принимала активное участие в прикрытии кораблей Ладожской флотилии, снабжавших Ленинград. А с 3 декабря 1941 года, когда начала действовать дорога по льду озера, вошедшая в историю, как «Дорога жизни», наши летчики, не щадя себя, участвовали в развернувшихся в воздухе ожесточенных сражениях. «Дорога жизни», действовавшая 144 дня, спасла Ленинград от голода и холода! Совершив свыше 400 боевых вылетов на старой авиатехнике (И-15 «бис», И-16) и сбив 7 фашистских самолетов, с января 1943 года я был назначен командовать 12-й отдельной эскадрильей, оснащенной самолетами МиГ-3, а с мая 1943 года, в возрасте 25 лет и в звании капитана, пришлось принять 13-й авиаполк, вооруженный самолетами Як-76, ЛаГГ-3. Это было большое доверие молодому командиру. И тут еще – новый коллектив и новые задачи.

Наиболее сложной из этих задач было прикрытие истребителями ударных самолетов Ил-2, Пе-2, торпедоносцев А-20ж. Но при всех этих трудностях моя боевая работа и здесь, в 13-м авиаполку сложилась удачно. За год летчикам моего полка удалось сбить 178 самолетов противника (преимущественно истребителей) и ко Дню Военно-Морского флота получить наименование 14-го гвардейского полка. А мне 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время мой боевой счет составлял 16 самолетов противника, сбитых лично, и 5 – в группе. А к концу войны он был доведен до 30 побед (20 лично и 10 в группе). Три раза меня сбивали. Три раза я на посадках делал вынужденные «кульбиты». 7 раз приходилось садиться на одно шасси из-за повреждений в бою систем выпуска шасси на Як-7... Были и другие аварийные ситуации. Но все это осталось позади.

После войны я поступил в Военно-Морскую академию в Ленинграде, где вместе с моряками обучались и летчики. Вместе со мной учились такие советские асы, как торпедоносец Борзов И.И., штурмовик Гуляев С.А., истребитель Алексеев К.С., разведчик Павлов Н.Г. За три года учебы нам удалось освоить не только весь комплекс программ, но и творчески обобщить богатый опыт боевой работы ВВС флотов, полученный за годы войны, раскрыть сильные и слабые стороны этой работы, определить место и роль авиации в системе ВМФ. Кроме того, мы сумели сформулировать ту направленность в развитии сил и средств, которые, к нашей радости, были положены в основу практической программы послевоенного самолетостроения. После выпуска мы стали активными участниками и организаторами этого важного процесса.

Затем восемь лет я служил на Дальнем Востоке командиром авиадивизии, авиакорпуса ПВО, в составе которого было 15 полков МиГ-15, МиГ-17, четыре из которых приняли участие в Корейской войне 1950-1952 годов. В Приморье под моим руководством прошло переучивание летного состава истребительной, минно-торпедной и разведывательной авиации на реактивные самолеты. В январе 1951 года мне было присвоено звание «генерал-майор авиации».

С мая 1956 года в течение 15 лет мне были доверены Военно-Воздушные силы Черноморского флота. Я счастлив тем, что на этом флоте под моим руководством родилась морская ракетоносная авиация, развилась и получила дальнейшее совершенствование тактика нанесения ракетно-ядерных ударов, – вначале на самолетах Т-4кс, а затем на Ту-16кс и других системах ракетного оружия, которое стало грозной силой в борьбе на море с авианосцами и другими крупными надводными кораблями. Активно и в числе первых пришлось заниматься развитием корабельной противолодочной авиации на Черном море, испытывая вертолеты Ка-15. Вначале это были вертолеты одиночного базирования, а с появлением кораблей типа «Москва» и «Ленинград» – группового базирования.

С огромными усилиями удалось заложить основы и создать организацию полетов корабельных штурмовиков на самолетах вертикального взлета и вертикальной посадки Як-38. В феврале 1958 года на Черном море мне было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации», а летом 1965 года – «генерал-полковник авиации». В Крыму, в числе первых, я получил звание «Заслуженный военный летчик», а двумя годами позже стал кандидатом военно-морских наук. В феврале 1971 года меня перевели в Центральный аппарат ВМФ. Три с половиной года работал начальником штаба авиации ВМФ, а с 5 августа 1974 года в течение восьми лет осуществлял руководство авиацией Военно-Морского флота.

С сентября 1982 года в течение пяти лет работал в Научно-техническом комитете ВМФ, откуда 31 декабря 1987 года ушел в отставку, прослужив в Вооруженных Силах более 50 календарных лет. Я всегда жил, как в бою. Был одним из самих активных участников непосредственного создания и внедрения в Военно-Морском флоте корабельной авиации, первоначально в вертолетном варианте, а затем – и в самолетном. Причем впервые в Вооруженных Силах мы ввели в эксплуатацию самолеты вертикального взлета – вертикальной посадки (СВВП) Як-38 академика Александра Сергеевича Яковлева на кораблях типа «Киев».

На основе СВВП Як-38 были разработаны и созданы академиками Михаилом Петровичем Симоновым и Ростиславом Аполлоновичем Беляковым высокоэнерговооруженные корабельные сверхзвуковые истребители-перехватчики трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-27к и МиГ-29к, которые успешно эксплуатируются с авианесущего крейсера «Адмирал Флота СССР Н.Г. Кузнецов» на Северном флоте.

И все-таки, оглядываясь на пройденный мною жизненный путь, я с особой гордостью вспоминаю наши молодые годы, когда мы бесконечно дорожили жизнью своих боевых друзей, готовые любой ценой выручить, заслонить собой каждого из нашего фронтового братства. Это была настоящая школа мужества».

Мироненко Александр Алексеевич скончался 17 июля 1999 г, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.


Из книги "Всем смертям назло! Вспоминают Герои Советского Союза и России",
составители П.Е. Брайко и О.С. Калиненко, М., "Знание", 2001 г.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог