Морские десанты в Великой Отечественной войне


Высадка десанта в районе Южная Озерейка – Станичка

Нас в пехоту сражаться послали,
Беззаветных морских сыновей,
Только мы бескозырки не сняли
И не сняли тельняшки своей.
Мы с врагом повстречаемся вскоре,
И его уничтожим в бою
За родные морские просторы
И за флотскую славу свою.

В. Ефименко

Среди основных видов совместных действий Военно-Морского Флота СССР с войсками Советской Армии во время Великой Отечественной войны особое значение приобрели десанты различных масштабов. Их результаты оказывали прямое и косвенное влияние на развитие обстановки не только на приморских участках сухопутного фронта, но и в более обширных его прибрежных районах. Возможности, которыми располагали силы Северного и Черноморского флотов в течение всей войны, в основном благоприятствовали проведению десантных операций и высадок тактических десантов в интересах оборонявшихся и наступавших войск, действовавших на приморских флангах. Обстановка, сложившаяся в Прибалтике в начальный период войны, позволяла Краснознаменному Балтийскому флоту до 1944 г. осуществлять лишь высадки тактических десантов, которые способствовали оборонявшимся войскам в проведении частных наступлений для улучшения позиций. Некоторым исключением явилась попытка высадки тактического десанта на о. Соммерс 8 июля 1942 г. для овладения им. Всего в течение Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот высадил свыше ста десантов различных масштабов, в том числе несколько оперативных в районах: Керчь – Феодосия, Южная Озерейка – Станичка, Керчь – Эльтиген.

Высадка морского десанта, Прибалтика 1944 г.

В первом периоде войны большинство тактических десантов имели цель сковать или замедлить продвижение наступавшего вдоль побережья противника и тем обеспечить войскам Советской Армии возможность задержаться на оборонительных рубежах. Кроме того, высадка десантов, даже сама угроза их, вынуждала противника отвлекать часть сил для обороны побережья. Целью большинства десантных операций второго периода войны являлось содействие войскам Советской Армии в прорыве сильно укрепленных прибрежных районов на приморских флангах противника, захват плацдармов для наступательных операций, овладение портами, неприятельскими базами и опорными пунктами. Десантные операции третьего периода войны преследовали те же цели; некоторые из них осуществлялись для отсечения отхода войск противника.

Морские десанты в зависимости от их цели и количества высаживаемых сил разделялись на стратегические, оперативные, тактические и диверсионные. Целью стратегического десанта является создание нового фронта борьбы и оказание тем самым влияния на ход войны в целом. В частных случаях такие десанты могли осуществляться для окружения неприятельской военно-морской базы и захвата ее с суши. Масштаб сил, высаживаемых в стратегическом десанте, – корпус специального назначения и выше. Целью оперативного десанта являлось нанесение удара в тыл противнику и совершение глубокого обхода его расположения в интересах сухопутных войск, осуществляющих операцию на данном направлении. Масштаб высаживаемых в таких десантах сил – до дивизии специального состава. Тактические десанты предназначались для обхода с моря и нанесения удара во фланг или ближний тыл противника. Силы тактического десанта, содействующие общевойсковому соединению на побережье, могли состоять из стрелкового полка с частями усиления. Высаживаемые скрытно и внезапно диверсионные десанты имели конечной целью осуществление диверсионных действий в тылу врага. Предусматривалось и сочетание морских десантов с воздушными десантами.

По предвоенным взглядам, десантная операция слагалась из следующих основных этапов: подготовка операции, посадка десанта, переход его морем, бой за высадку, выполнение десантом своей задачи на берегу. Важнейшим этапом десантной операции являлся бой за высадку. Его цель – преодоление охранения и заграждений противника на воде, разведка пунктов высадки, захват их и базы высадки, овладение высадившимися войсками плацдармом высадки. Как и всякий бой, бой за высадку, по взглядам того времени, в свою очередь слагался из ряда тактических этапов, которые определялись последовательностью действий сил высадки для выполнения поставленной им общей задачи. Основные этапы боя за высадку: развертывание сил высадки, высадка головного эшелона, высадка последующих ударных эшелонов, составляющих основные силы десанта, высаживающегося на данном участке в этом бою, бой на берегу для овладения плацдармом высадки. В тех случаях, когда выполнение главной задачи морского десанта достигалось непосредственно боем за высадку, высаживаемые вслед за головным эшелоном десанта ударные эшелоны являлись главными силами; заключительным этапом боя за высадку была высадка их тылов.

Непрерывно накапливавшийся в течение войны опыт в проведении морских десантов позволил последовательно развить формы и способы их подготовки и выполнения. Одной из наиболее характерных черт этого опыта явилось то, что он дал возможность вскрыть абстракцию прежних, преимущественно оперативных, взглядов на десантные операции в условиях ограниченных по пространству морских театров военных действий, в которых излишне теоретизировались нормы размещения войск и средств десанта на транспортах, требования к району высадки, условия достижения внезапности и т. п.

Суровые требования боевой действительности заставляли существенным образом корректировать довоенные взгляды на нормы размещения десанта на транспортных средствах, исходя не из теоретических предположений, частично опиравшихся на чужой опыт, а на основе конкретных возможностей и реальной обстановки. В еще большей мере это относилось к выбору района, участков и пунктов высадки. Обстановка неоднократно заставляла отказываться от поиска не обороняемых районов или участков высадки и высаживаться непосредственно "в лоб" неприятельской обороны (Феодосия в 1941 г., Новороссийск в 1943 г., Петсамо в 1944 г.). При оценке тех или иных боевых событий, независимо от их характера и масштабов, нельзя подходить к ним безотносительно, с одними лишь мерками оперативной или тактической теории. Нельзя не учитывать конкретной обстановки и причин, оказывавших прямое и косвенное влияние на результаты оцениваемых событий, и тех обстоятельств, которые вызвали возникновение этих причин.

Эти соображения следует учитывать при оценке высадок десантов в первый период Великой Отечественной войны, в особенности в его начале. Как известно, обстановка на приморских флангах сухопутного фронта в первом военном полугодии была исключительно напряженной, временами даже угрожающей. В такой обстановке фактор времени и, в частности, предельно быстрое реагирование на действия противника приобретали особенное значение. Поэтому естественно, что у советского командования неоднократно возникала идея высадки десантов (преимущественно тактических) на флангах и в ближнем тылу врага в качестве ответных действий. Некоторым исключением по масштабам явилась Керченско-Феодосийская десантная операция.

Бой ведёт морская пехота

Тактические десанты, как действия наиболее динамичные, должны были быть весьма чувствительными для противника, поскольку они наносили удары на тех участках расположения вражеских сил, которые были трудно или вовсе недоступными для советских войск с фронта. Первыми тактическими десантами, не считая высадок сил военно-морской базы Ханко в шхерном районе, преследовавших иные цели, явились высаженные кораблями Северного флота десанты в районе Западной Лицы. Их характерная черта – быстрота подготовки, перехода и высадки, обеспечивавшая достижение внезапного воздействия на фланг противника. Успеху их, способствовало, прежде всего взаимодействие десантов с частями фланговой 52-й стрелковой дивизии. Благодаря синхронности действий дивизии и десантов было достигнуто необходимое в таких случаях сложение боевых усилий. Оно и обеспечило успех. К числу успешных тактических десантов, высаженных в течение первого периода войны, несомненно, следует отнести высадку 3-го Черноморского полка морской пехоты, в районе дер. Григорьевка. Высадка этого десанта и одновременное наступление 157-й и 421-й стрелковых дивизий на левый фланг противника преследовали цель разгрома неприятельских войск и восстановления рубежа обороны в восточном секторе Одесского оборонительного района.

На развитие форм и способов десантных операций в целом и боя за высадку в годы Великой Отечественной войны в самой большой степени оказывали влияние непрерывный рост значения авиации как ударной и обеспечивающей силы, последовательное увеличение устойчивости противодесантной обороны. Влияние первого фактора сказывалось на всех этапах операции и в боях за высадку. Воздушная разведка противника затрудняла достижение внезапности высадки, вызывала необходимость организации мер борьбы с нею, а равно и со всеми другими техническими средствами наблюдения. Повышение ударной мощи вражеской авиации потребовало значительного увеличения масштабов обеспечивающих мероприятий, в особенности прикрытия с воздуха пунктов сосредоточения транспортов, высадочных средств и сил десанта, его погрузки-посадки и перехода морем. Рост удельного веса авиации в десантных операциях дал основание считать, что высадка достаточно крупных воздушных десантов на наиболее уязвимых участках расположения противника может способствовать успеху проводимой операции в целом, а высадка воздушных десантов тактического масштаба – успеху в бою за высадку.

Накопленный опыт в проведении десантных операций и боев за высадку говорил о необходимости:
– увеличения объема всех видов обеспечения (в частности, оперативного, боевого и специального) основных сил, выделенных для выполнения задач на всех этапах;
– предельного увеличения темпов операции, начиная с этапа сосредоточения для нее сил и средств в пунктах оперативного развертывания;
– усиления головного эшелона десанта для возможно более быстрого прорыва им первой укрепленной полосы противника на берегу и захвата базы высадки;
– мощной артиллерийской и авиационной подготовки участков высадки и последующей активной поддержки и сопровождения десанта, ведущего бой на берегу, артиллерией и бомбоштурмовыми ударами авиации;
– выброски воздушных десантов в ближнем тылу противника или на флангах обороняемого им района с целью отсечения путей подхода его резервов и стеснения подвижности маневренных сил неприятельской противодесантной обороны;
– предельного сокращения продолжительности высадки, в особенности головного эшелона десанта, чтобы ограничить возможность перегруппировки подвижных сил неприятельской противодесантной обороны и их маневра для нанесения контрудара до закрепления высадившихся частей на берегу;
– гибкого и быстрого маневрирования направлениями высадки для усиления воздействия на противника на тех участках (или в пунктах), решающее значение которых выявилось в процессе ведения операции или боя за высадку.

Усиление огневой системы противодесантной обороны и повышение роли авиации как ударной силы этой обороны, по существу, заставили отказаться от прежней расплывчатой рекомендации производить высадку на берег головных частей десанта на рассвете. В создавшихся условиях рассвет более благоприятствовал силам противодесантной обороны, нежели силам высадки. Поэтому в большинстве случаев, когда позволяла обстановка, высадка производилась в темное время суток. К сожалению, ограниченность сил, выделявшихся в качестве десанта, не всегда объяснялась недостатком в них или в высадочных средствах. В большинстве случаев основной причиной являлась уверенность в успехе фронтального наступления сухопутных войск, в интересах которых высаживались десанты. Вредные последствия несоответствия сил десанта поставленной ему задаче, в отдельных случаях просто чрезмерной торопливости подготовки высадки, отсутствия достаточной огневой поддержки высадившимся войскам, неудовлетворительного управления силами в операции и в бою за высадку, как уже говорилось, сказывались главным образом в некоторых десантах первого периода.

Как показал опыт Новороссийской и Керченской операций осенью 1943 г., а также высадок на острова Бьёркского архипелага и Выборгского залива, минная обстановка в районе высадки может не только помешать организации поддержки десанта средствами корабельной артиллерии, но и вовсе ее исключить. Но вместе с тем опыт этих же десантов говорит о широких возможностях поддержки высадок береговой и сухопутной артиллерией. Правда, превосходя корабельную артиллерию в возможности массированного и длительного огневого воздействия на противника, они уступали ей в маневренности использования, имевшей важное значение при непосредственной поддержке и сопровождении десанта. Само собой разумеется, что недостаток в артиллерийских средствах мог в какой-то мере компенсироваться усилением поддерживающей авиации, однако в этом случае приходилось считаться с неизбежными, хотя и кратковременными, паузами в огневой поддержке.

Высадки десантов, произведенные Военно-Морским Флотом СССР на всех морских театрах, подтвердили большую роль морской пехоты в составе первого эшелона десанта. Морская пехота при правильном ее использовании служила как бы бронебойным наконечником, обеспечивающим десанту проникновение в глубину вражеской противодесантной оборины. Опыт использования морской пехоты при высадках десантов еще раз подтвердил необходимость соответствующего специального обучения ее частей, наличия в них саперных подразделений, и в частности групп разграждения, насыщения их огневыми средствами и включения в комплектацию ее танков-амфибий и скоростных транспортеров-вездеходов.

Морская пехота

Морская пехота — специальный род сил Военно-Морского Флота, предназначенный главным образом для высадки морских десантов. Однако в военной истории нашей страны это понятие всегда рассматривалось значительно шире. Когда на Родину нападал враг и на сухопутных фронтах, где решалась судьба войны, складывалась тяжелая обстановка, из моряков формировались стрелковые части для борьбы с противником. Так было в Отечественную войну 1812 г., при обороне Севастополя в 1854-1856 гг. и Порт-Артура в 1904-1905 гг. Так было и в годы гражданской войны, на всех фронтах которой успешно сражалось около 75 тыс. военных моряков.

Морская пехота, 1942 г.

К началу Великой Отечественной войны в составе наших флотов почти не имелось частей морской пехоты (была одна бригада в составе КБФ и отдельные роты на Дунайской и Пинской военных флотилиях). Но уже первые бои выявили насущную необходимость в морской пехоте как для десантных действий и обороны военно-морских баз, так и для защиты отдельных островов и приморских плацдармов. В ходе Великой Отечественной войны наш флот высадил более 110 морских оперативных и тактических десантов, в которых участвовало почти 100 тыс. человек, а с учетом последующих перевозок на занятые плацдармы – более 250 тыс. человек. При этом тактические десанты и первые эшелоны крупных оперативных десантов, как правило, состояли из частей морской пехоты.

Почти на всех участках гигантского фронта от Мурманска до Кавказа, плечом к плечу с воинами Красной Армии, сражалось около полумиллиона моряков ВМФ. Мужественные и бесстрашные морские пехотинцы, для которых в бою не существовало преград, сыграли значительную роль в обороне Одессы, Севастополя, Заполярья, Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Кавказа, а также в многочисленных десантных операциях флота. Независимо от того, наступает враг или отходит, морские пехотинцы, морские стрелковые части всегда выдвигались вперед в атакующие или контратакующие группы, в части прорыва или прикрытия, всегда лицом к врагу. Прошедшие боевую школу на море и суше, морские пехотинцы в равной степени соединяли в себе боевые качества и традиции советского флота и пехоты. Неукротимый наступательный порыв, дерзость, стремительность, беззаветная отвага в бою – вот дух морской пехоты. Недаром враг, познавший удары морских пехотинцев, прозвал их "черной тучей" и "черными дьяволами". Их узнают на фронте по сине-белым полоскам матросской тельняшки – "морской душе", по веселой удали, презрению к смерти, лютой ненависти к врагу и готовности к самопожертвованию во имя Родины, во имя жизни товарища. Морская пехота – это всегда стремление к победе. Если она идет в атаку, то непременно опрокинет врага. Если она в обороне, то держится до последнего, изумляя врага своим бесстрашием и отвагой.

В ожесточенных боях первого периода Великой Отечественной войны соединения и части морской пехоты показали отличные боевые качества и заслужили высокую оценку командования. Где бы ни сражались моряки – в специальных морских формированиях или стрелковых дивизиях, – они всегда действовали стойко и упорно в обороне, стремительно и неустрашимо в наступлении. В первые месяцы войны в организации и ведении боевых действий морской пехоты было немало недостатков. Однако в ходе войны накапливался опыт, росло воинское мастерство морских пехотинцев. Когда морская пехота подбиралась вплотную к окопам и траншеям противника и над передним краем гремели мощное "Ура!" и устрашающий фашистов матросский клич "Полундра!", когда исход ожесточенного боя решался гранатой, штыком и ножом, враг не выдерживал и отступал в ужасе перед непреодолимой отвагой моряков. В 1943-1944 гг. все морские стрелковые бригады были направлены на формирование стрелковых дивизий или расформированы. Большинство офицеров возвратились на флоты, а старшины и матросы в основном влились в стрелковые части Красной Армии.

Первой военно-морской базой, подвергшейся нападению гитлеровских сухопутных войск, была Лиепая, расположенная менее чем в 100 км от государственной границы. Первыми приняли на себя удар врага пограничники и части 67-й стрелковой дивизии, развернутой на рубеже р. Барта в 15 км южнее Лиепаи. Встретив упорное сопротивление наших бойцов, и понеся немалые потери, фашисты обошли город с востока, а затем с севера, отрезав его от Виндавы, Риги и других районов Прибалтики. Город готовился к борьбе. На военно-морской базе срочно формировались подразделения морской пехоты. Для защиты восточного участка обороны, где гитлеровцы проявляли особую активность, военно-морская база выделила три отряда морской пехоты, в которые вошли курсанты военно-морских училищ, моряки флотского полуэкипажа, береговых батарей и ремонтирующихся кораблей. Одновременно был создан подвижной боевой резерв морской пехоты – 800-1000 человек на 100 автомобилях. Вместе с частями дивизии и рабочими-добровольцами на суше сражалось более 3 тыс. моряков.

23 июня батальон 67-й дивизии капитана Славягина попал в окружение. На выручку армейцам немедленно пришли моряки. Стремительной атакой они опрокинули гитлеровцев и дали батальону возможность отойти без значительных потерь. 24 июня немецко-фашистские войска обошли Лиепаю с севера. Ее гарнизон оказался отрезанным от своих главных сил, однако он мужественно продолжал вести тяжелые оборонительные бои. В тот день противник четыре раза штурмовал северные позиции, где оборонялись части 56-го стрелкового полка майора Кожевникова и 32-го стрелкового батальона военно-морской базы. Их яростные контратаки заставляли фашистов каждый раз откатываться назад. Задержка немецких войск на ближних подступах к городу позволила вывести из базы и направить в другие порты шесть подводных лодок и восемь транспортов.

25 и 26 июня противник с особой яростью атаковал северный участок обороны. Во время одной из атак фашистов в самый разгар схватки подоспел отряд моряков 43-й авиаэскадрильи с оз. Дурбе. С криком "Полундра! Бей фашистов!" моряки, которыми командовал старшина А.И. Просторов, ударили во фланг противника, и тот в замешательстве бежал с поля боя. В неравной борьбе с врагом окруженный гарнизон Лиепаи быстро таял. Стал ощущаться недостаток боеприпасов. 26 июня на береговых батареях осталось всего по 10 снарядов на орудие.

По приказу командования были взорваны находившиеся в ремонте корабли, а их экипажи влились в отряды морской пехоты. Героические защитники города, сдерживая продвижение фашистов, бились за каждый дом, за каждую пядь родной советской земли. Они вели бой с врагом до 1 июля. В разгар ожесточенных боев за город отряд моряков под командованием главного старшины Н. Смирнова стремительной контратакой прорвал боевые порядки гитлеровцев и помог нашим стрелкам очистить дорогу на Шкеде. Незабываем подвиг пяти неизвестных моряков, которые после захвата города фашистами насмерть стояли в разрушенном артиллерией доме по улице Танкистов. Гитлеровцы не сломили их волю к борьбе, не заставили просить пощады. Все они погибли под развалинами дома, но не сдались врагу. В историю первого периода Великой Отечественной войны героические защитники Лиепаи вписали страницу немеркнущей славы. Здесь возродилась слава неустрашимости, безудержного боевого порыва и отчаянной храбрости советских военных моряков.

Значение и роль морской пехоты в обороне военно-морских баз в каждом отдельном случае были различными. Так, при обороне Мурманска и Одессы морская пехота лишь усилила сухопутные войска, а при обороне Таллина она создала оборонительный рубеж, на который впоследствии отошли теснимые противником части 10-го стрелкового корпуса 8-й армии. В обороне Таллина плечом к плечу с частями 10-го стрелкового корпуса сражались 1-я отдельная бригада морской пехоты, отряд курсантов Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, шесть строительных батальонов, шесть батальонов, сформированных из моряков главной базы и кораблей, две подвижные артиллерийские батареи и два бронепоезда. Общая численность частей морской пехоты, защищавшей Таллин, превышала 14 тыс. человек и составляла более половины всех оборонявшихся сил.

Морская пехота была широко использована в обороне Керченского полуострова, в боях за Таманский полуостров и Новороссийск, в отражении натиска противника, рвавшегося к Туапсе. Во второй половине войны морская пехота использовалась для освобождения военно-морских баз, портов и некоторых островов. В составе речных и озерных флотилий появились постоянные штатные или временно формируемые на операцию части морской пехоты. На Черном море части морской пехоты участвовали в освобождении Новороссийска, Керчи, Севастополя, Николаева, высаживались в Сулине, Констанце, Бургасе, а также во многих пунктах на Дунае вплоть до Вены. На Севере морские пехотинцы участвовали в освобождении Петсамо (Печенги) и Киркенеса, а также в ликвидации некоторых артиллерийских батарей противника на побережье Варангер-фъорда. На Балтике морская пехота была использована при освобождении островов в Выборгском заливе и Моонзундского архипелага, при освобождении Пиллау (Балтийск) и о. Борнхольм.





возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог