Окна ТАСС


"По России бабы выли,
Проливая море слез...
Разве где-то позабыли,
Кто Победу нам принес?"

В. Макарченко

"Окна ТАСС" – это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Как и "Окна РОСТА" – художественная серия, созданная Владимиром Маяковским еще во времена Гражданской войны – это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

Плакат из коллекции Окон ТАСС

Любая война – это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Любая война – это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Потому что уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны.

В "Окнах ТАСС" – серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны и отражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене, талантливо работал коллектив лучших художников, писателей и поэтов того времени. "Окна ТАСС" – цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих "героев": Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других. Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: "Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку "Микки Маус" по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать "мастера большой лжи" в соответствующем облике". Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочном движении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами.

Первый плакат "Окон ТАСС" был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В "Окнах ТАСС" работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Основное ядро коллектива составляли те, кто в начале 20-х годов работали с Владимиром Маяковским в "Окнах РОСТА": художники М. Черемных, Н. Денисовский, Б. Ефимов, В. Лебедев и В. Козлинский. Многие имена художников и поэтов, работавших в "Окнах ТАСС", были широко известны не только в Советском Союзе, но и в мире – трио Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Демьян Бедный, Самуил Маршак, Константин Симонов.

...Враг приближался к Москве. Все суровей становятся улицы столицы. Все чаще налеты фашистской авиации. «Окна ТАСС» в эти дни учат население борьбе с воздушными налётами, с возможной химической опасностью, борьбе с танками. Появляются замечательные плакаты – «Окна» П. Шухмина, В. Горяева, Кукрыниксов, С. Костина, Н. Радлова, А. Бубнова, М. Соловьева. Вырабатывается новый язык – язык героического гротеска. Так «Окна ТАСС» становятся в эти тяжелые дни неотъемлемой деталью стен московских улиц. К концу октября 1941 г. коллектив художников «Окон ТАСС», пополнившись новыми силами (А. Дейнека, ф. Антонов, Г. Нисский, К. Вялов, А. Лаптев, Н. Котов, В. Люшин, Б. Земенков, ф. Кондратьев, К. Молчанов, В. Трофимов, М. Кончаловский, Д. Черкес, В. Айвазян, И. Феоктистов), с увлечением работает над лучшим разрешением стоящих перед ним агитационных задач.

И именно в эти героические дни мастерская работала наиболее слаженно и четко. Кругом рвались фугасные бомбы, гремели зенитки, трещали пулеметы, но работа мастерской ни на минуту не приостанавливалась: в дымные сумерки московского утра, ежедневно расцвечивая стены домов, мастерская по-прежнему выбрасывала сотни свежих, острых, ярких плакатов, призывающих к борьбе с ненавистным фашизмом, к защите любимой Москвы. «Встань, Москва!», «На защиту Москвы», «Ребята, не Москва ль за нами?», «Все для фронта, все для победы!» – непрестанно взывали со стен «Окна ТАСС».Особенно замечательных результатов, можно сказать, шедевров трафаретного дела, добились в эти дни художники-резчики С. Наумов, Л. Попов, В. Храковский и художники трафарета Б. Борисов, Л. Кузьмина, буквально не выходившие из мастерской.

Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. В тяжелейшиx условиях осажденного города, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированы на восток страны, в том числе и основной костяк редакции "Окон ТАСС", горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе, чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Чтобы убедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого "окна" писать дату и слово "Москва". Только за два месяца – в октябре и ноябре – было выпущено около 200 плакатов! Это был поистине героический труд. Популярность и значимость "Окон ТАСС" была такой, что уже в 1942 году в Историческом музее на выставке "Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве" значительную часть экспозиции составили как раз плакаты из мастерской на Кузнецком мосту. Это вызвало огромный интерес жителей города. С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек.

Каждый выпуск "Окон" в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники. Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту постоянно можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки "Окон ТАСС".

Плакат из коллекции Окон ТАСС

Плакаты "Окон ТАСС" во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть на броне танков, на самолетах. Плакаты приводили нацистов в бешенство. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. Например, в Харькове партизаны полностью заклеили "Окнами ТАСС" здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом – так, что отодрать их от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами. Бессильная злоба немцев к "Окнам ТАСС" была столь ожесточенной, что Геббельс лично угрожал "вздернуть на виселицу всеx, кто работает в "Окнаx ТАСС", сразу же после взятия немецкими войсками Москвы".

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных "Окон ТАСС" с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, еще раз напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался – "Русский народ". На нем были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.

Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив все же умудрялся ежедневно выпускать новое "Окно". При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали "семейным подрядом" – работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Софинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях – не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.

Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова "Убей его!" был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

Плакат из коллекции Окон ТАСС

"Окна ТАСС" печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателями традиций русских народных картинок и сатирических "Окон РОСТА" 20-х гг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут", "Каждый удар молота – удар по врагу"!, "Смерть фашистской гадине! ", "Мы знали: защитник Москвы не сплошает! ", " Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь! "...

"Окна ТАСС" приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны было проведено шесть выставок – в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявления о приеме иx добровольцами в ряды Красной Армии. В Xельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: "Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы! " Один из американскиx фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку "Окон ТАСС", мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайно выгодно. "Некоторые из "Окон", – писала в августе 1942 года "Вечерняя Москва", – целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников было присуждено девять Государственных премий. Их получили С. Маршак, Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, Г. Савицкий, Н. Радлов, П. Шумихин, М. Черемных. Каждое «Окно» – удар по врагу, поэтому, когда коллектив справлял «юбилей» – трехлетие своего существования в дни войны, – художники решили выпустить «юбилейное» – тысячное «Окно ТАСС». Назвали его «Наш тысячный удар». Авторами этого «Окна» были Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля. Текст к «Окну» написал В. Лебедев-Кумач. Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, явившихся поистине поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны. Нет сомнения в том, что "Окна ТАСС" навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог