Потери подводных лодок КБФ


"Мужество есть презрение страха.
Оно пренебрегает опасностями,
грозящими вам, вызывает их на
бой и сокрушает."

Л. Сенека

Условия, в которых воевали немецкие и наши подводники, были разительно отличны и по задачам, которые ставились перед подводными лодками, и по географо-временным факторам театров военных действий, и в оперативно-тактическом отношении. Советские подводные лодки вынуждены были с первого дня войны действовать в чрезвычайно тяжких оперативно-тактических условиях. Они действовали там, где вынуждала крайняя необходимость. Особенно это относится к Балтике.

Нашим подлодкам Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) приходилось действовать в условиях, с вероятностью близкой к единице, непригодных для этих действий. Условия здесь в оперативно-тактическом отношении были за гранью возможности для боевых действий! У всех, кто хотя бы немного понимает, это вызывает недоумение, восхищение и восторг: как можно было в такой обстановке не только прорываться в открытое море, но и, преодолевая все противолодочные рубежи и игнорируя охранные меры противника при защите своих баз, врываться в эти закрытые базы и смело атаковать противника.

Советские подлодки действовали в районах, нашпигованных минами различных типов, перегороженных противолодочными сетями. Нередко – в зоне досягаемости береговой артиллерии и везде – в зоне, доступной для вражеской авиации. Ни у кого из зарубежных подводных флотов ничего подобного при ведении боевых действий не было. Подводные лодки КБФ вынуждены были действовать в чрезвычайно стесненных условиях мелководья, извилистых и узких шхер и фьордов.

Риск погибнуть при уклонении от противолодочного воздействия особенно велик там, где глубина места значительно меньше, чем глубина, на которую лодка могла бы погрузиться. Такое же положение возникает, если возможность постановки якорной мины по ее ТТХ (по глубине) перекрывает глубину места или несколько меньше глубины места, но «зазор» толщи воды между дном и минным полем не обеспечивает безопасность лодки от донных мин. Именно так обстояло дело на Балтике при прорыве лодками противолодочных рубежей. Фактически все боевые действия лодок в этом районе проходили в условиях, когда спасение от глубинных бомб при уклонении от сил ПЛО или прорыве минных заграждений висело на волоске: все зависело от мастерства командира лодки, обученности и отработанности экипажа: мгновенное реагирование на складывающуюся обстановку, быстрая реакция, расчет, своевременная команда, немедленное выполнение команд.

Хочется добавить, что за всю Великую Отечествнную войну попало в плен лишь 9 советских подводников: 4 из экипажа «С-7» вместе с ее командиром С.П. Лисиным после ее гибели, двое матросов с подводной лодки «Щ-214», погибшей вместе со всем экипажем и ее командиром капитаном 3-го ранга В.Я. Власовым, и двое старшин с подводной лодки «Щ-403», а также тяжелораненый командир этой лодки капитан 3-го ранга С.И. Коваленко. Все до единого в плен попали либо ранеными, либо контужеными. В плену вели себя достойно, и никто их них ни на какое сотрудничество с врагом не пошел. Командир «С-7» остался жив и достойно продолжал служить флоту и Родине до последнего дня. Командир «Щ-403» был расстрелян фашистами в одном из концлагерей.


Потери советских подводных лодок на Балтике во время ВОВ
Подводная лодкаДата гибелиКомандирПодробности
1«С-2»03.01.1940капитан-лейтенант И.А. Соколов Предположительно подорвалась на минном заграждении, выставленном в декабре 1939 г. финским минным заградителем «Лоухи» в проливе Южный Кваркен в 1 миле восточнее острова Маркет (Аландское море). Погибло 50 человек.
2«М-78»23.06.1941старший лейтенант Д.Л. ШевченкоПри переходе из Либавы в Усть-Двинск в паре с «М-77» близ Виндавы торпедирована немецкой ПЛ «U-144» (командир капитан-лейтенант Гердт фон Миттельштадт). Погибло 15 человек (весь экипаж), в том числе командир 4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И. Матвеев. В 1999 г. найдена совместной латвийско-шведской экспедицией на глубине 60 м.
3«М-71»23.06.1941капитан-лейтенант Л.Н. Костылев Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.
4«М-80»23.06.1941капитан-лейтенант Ф.А. МочаловНаходилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.
5«С-1»23.06.1941капитан-лейтенант И.Т. МорскойНаходилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником. Экипаж во главе с командиром ушел из города на ПЛ «С-3».
6«Ронис»23.06.1941капитан-лейтенант А.И. Мадиссон Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.
7«Спидола»23.06.1941старший лейтенант В.И. БойцовНаходилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата противником.
8«С-3»24.06.1941 капитан-лейтенант Н.А. КостромичевОколо 23 часов 23 июня, не закончив ремонт и не имея возможности погружаться, вышла из Либавы. На борт лодки взят экипаж ПЛ «С-1» (38 человек) во главе с командиром и рабочие завода «Тосмаре» (20 человек). Около 6 часов утра следующего дня перехвачена торпедными катерами «S-35» и «S-60» и после полуторачасового артиллерийского боя потоплена. По данным противника, взято трое пленных (некоторые источники говорят о пленении 20 человек). По данным советской стороны, немцы расстреляли людей, плавающих в воде, из автоматов. Тело командира лодки капитан-лейтенанта Костромичева прибило к острову Саарема, где было похоронено. В июне - июле 1941 года немцы вели на лодке спасательные работы.
9«М-83»25.06.1941старший лейтенант П.М. ШалаевС 22 июня лодка находилась в базовом дозоре у Либавы. 25 июня в результате атаки авиации получила повреждение перископа и вынуждена была вернуться на базу, когда в Либаве уже шли уличные бои. Вторично получив повреждения и не имея возможности уйти, приняла артиллерийский бой, а по окончании боезапаса взорвана экипажем на глазах у противника.
10«М-99»28.06.1941 Б.М. Попов Торпедирована в районе острова Утё германской ПЛ «U-149» (командир капитан-лейтенант Хорст Хёлтринг). Погибло 20 человек (весь экипаж). В некоторых источниках – дата гибели лодки 26 или 27 июня 1941 г., а причиной гибели указывается подрыв на мине в районе Ханко.
11«С-10»29.06.1941капитан 3-го ранга Б.К. БакунинПропала без вести. 23 июня вышла на позицию к Пиллау. 25 июня в Данцигской бухте лодка подверглась атакам сил ПЛО противника. 28 июня сообщила, что не может погружаться и, преследуемая катерами, идет к Либаве. Утром следующего дня с «С-10» получено сообщение – «Терплю бедствие. Нуждаюсь в немедленной помощи». Больше на связь не выходила. Вероятно, погибла в результате полученных повреждений, нанесенных силами ПЛО противника, или подрыва на мине, так как бой 29 июня, по немецким данным, не зафиксирован. В некоторых источниках указывается, что лодка погибла 25 июня от огня сил ПЛО противника в Данцигской бухте или в результате атаки немецких торпедных катеров, что маловероятно. Погибло 38 человек.
12«М-81»01.07.1941капитан-лейтенант Ф.А. ЗубковПри следовании с отрядом кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш» из Куйвасте в Палдиски подорвалась на мине в районе банки Лайне в проливе Мухувяйн. Погибло 12 членов экипажа, 3 человека спасено. Поднята в 1965 г. Экипаж похоронен в Риге.
13«М-94»21.07.1941старший лейтенант Н.В. ДьяковТорпедирована германской ПЛ «U-140» (командир капитан-лейтенант Ганс Юрген Хейригель) в проливе Соэла Вяйн южнее маяка Ристна. Торпеда попала в корму лодки, а так как глубина в месте гибели не превышала 20 метров, «М-94» затонула кормой с дифферентом 60 градусов так, что нос лодки на 3-4 метра оставался на поверхности и в таком положении был около двух часов. Шедшая в паре «М-98», сняла с носовой части трех человек, в том числе и командира, еще восьмерым удалось покинуть лодку через рубочный люк. Погибло 8 человек. В некоторых источниках атака «М-94» приписывается «U-149».
14«С-11»02.08.1941капитан-лейтенант A.M. СередаПри возвращении из похода подорвалась на магнитной донной мине в проливе Соэла Вяйн. Погибло 46 членов экипажа. Три человека сумели выйти из лодки через торпедный аппарат. По некоторым источникам, считается погибшей от торпеды немецкой ПЛ «U-140». Поднята в 1957 г. Останки части экипажа похоронены в Риге.
15«С-6»конец августа 1941капитан-лейтенант Н.Н. КулыгинПропала без вести. Возможно, погибла на мине в Финском заливе или потоплена авиацией 30 августа 1941 г. в бухте Тагалахт (на западном побережье острова Саарема). Возможной причиной гибели подводной лодки могла стать ошибка личного состава (вновь назначенный командиром на «С-6» капитан-лейтенант Кулыгин ранее командовал «малютками»). В некоторых источниках дата гибели лодки – 21 августа 1941 г. Погибло 49 (или 41) человек.
16«Щ-301»28.08.1941капитан-лейтенант И.В. ГрачевПодорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе мыса Юминда. Затонула после снятия части экипажа. Мины выставлены ПЛ «Весихиси» либо минными заградителями «Риилахти» и «Руотсинсалми»; по данным советской стороны, подорвалась на плавающей мине. Вместе с лодкой погибло 22 (по некоторым данным – 33) человека.
17«С-5»28.08.1941капитан 3-го ранга А.А. БащенкоПодорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе острова Вайндло при следовании в составе Отряда Главных Сил. Спасено 9 (по другим данным, 5 или 10) человек, в том числе командир 1-й бригады ПЛ КБФ Н.Г. Египко. На подводной лодке погибло 35 человек, в том числе почти весь штаб 1-й бригады ПЛ КБФ.
18«М-103»25-28.08.1941старший лейтенант Г.А. ЖаворонковПогибла на мине в 8 милях севернее острова Вормси со всем экипажем (21 человек). В 1999 г. обнаружена на дне.
19«П-1» «Правда»09-10.09.1941капитан-лейтенант И.А. ЛогиновПропала без вести. Вероятно, подорвалась на мине западнее острова Гогланд. Погибло 54 человека.
20«Щ-319»09.1941капитан-лейтенант Н.С. АгашинПропала без вести. 19 сентября вышла в боевой поход на позицию к Либаве, но о прорыве на Балтику не донесла. Вероятно, погибла на мине в Финском заливе или в районе Либавы в конце сентября 1941 г. Погибло 37 человек. По некоторым данным, дата гибели лодки – 29.09.1941.
21«М-74»23.09.1941на момент гибели находилась на консервацииПотоплена при налете немецкой авиации у выхода из средней гавани Кронштадта. В 1942 г. поднята и сдана на хранение, но 2 декабря 1944 г. отправлена на разборку.
22, 23Плавучие зарядовые станции, бывшие подводные лодки типа «Барс»: «Б-7» «Красноармеец», первоначально «Леопард» и «Б-8» «Товарищ», первоначально «Тур». 05.10.1941 Затонули в результате огня немецкой полевой артиллерии в Ораниенбауме. В 1944 г. подняты и сданы на слом.
24«С-8»10.1941капитан-лейтенант И.Я. Браун Погибла на мине заграждения «Вартбург» в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность острова Эланд). Погибло 48 (53) человек. Найдена в июле 1999 г. До этого считалось, что «С-8» погибла после 12.10.1941; на мине западнее острова Кери в Финском заливе.
25«Щ-322»12.10.1941капитан-лейтенант В.А. ЕрмиловПогибла на мине западнее острова Гогланд в Финском заливе. Погибло 37 человек.
26«Калев»30.10.-01.11.1941капитан-лейтенант Б.А. Ныров Пропала без вести. 29 октября вышла в боевой поход с задачей высадки разведгруппы в районе Таллина и постановки минного заграждения. Больше на связь не выходила. Вероятно, подорвалась на мине западнее острова Найссар. Погибло 38 человек.
27«Л-1» «Ленинец»09.11.1941капитан 3-го ранга С.С. Могилевский Находилась на ремонте. Стояла на Неве в Ленинграде. Повреждена при артобстреле и затонула от повреждений в прочном корпусе. В 1944 г. поднята и сдана на слом.
28«Щ-324»06-10.11.1941.капитан-лейтенант Г.И. ТархнишвилиПропала без вести. Вероятно, погибла на мине в западной части Финского залива. Погибло 39 человек.
29 Л-2» «Сталинец»14.11.1941капитан-лейтенант А.П. ЧебановСледовала на минную постановку в составе четвертого конвоя на Ханко. Подорвалась на мине в районе острова Кери в Финском заливе. Погибло 50, спасено 3 человека.
30«М-98»14.11.1941капитан-лейтенант И.И. БеззубиковПогибла на мине в районе острова Кери в Финском заливе, находясь в охранении четвертого конвоя на Ханко. Погибло 18 человек.
31«Щ-411» (недостроена)24.04.1942Затонула в Неве в Ленинграде в результате полученных повреждений от артогня противника. Поднята. После окончания войны введена в строй.
32«Щ-405»13.06.1942капитан 3-го ранга И.В. ГрачевПодорвалась на мине в районе острова Сескар при переходе в надводном положении из Кронштадта на Лавенсари или погибла в результате аварии. Погибло 36 человек.
33«М-95»15.06.1942капитан-лейтенант Л.П. ФедоровПодорвалась на мине и погибла в районе острова Суурсари или, получив повреждения от подрыва и не имея возможности погружаться, была добита финским самолетом. Погибло 14 человек.
34«Щ-317»12.07.1942капитан-лейтенант Н.К. МоховПотоплена глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» севернее острова Эланд. Найдена на грунте в 1999 г. До последнего времени считалось, что лодка подорвалась на мине и была добита глубинными бомбами минного заградителя «Руотсинсалми», сторожевого катера «VMV-б» (по другим данным – «VMV-16») и финского самолета в районе Калбодагрунда 15.07.1942. Погибло 42 человека.
35«М-97»11.09.1942 капитан-лейтенант Н.В. Дьяков Подорвалась на мине заграждения «Насхорн» юго-западнее Порккалан-Каллбода. Весь экипаж (19 человек) погиб. В 1997 г. обнаружена на грунте. До последнего времени считалось, что лодка потоплена 15.08.1942. сторожевым катером «VMV-5» к северу от Суурсаари или погибла на мине 14-15.08.1942 у острова Лавенсари.
36«Щ-320»03-06.10.1942капитан 3-го ранга И.М. ВишневскийПропала без вести. Возможно, подорвалась на мине в Финском заливе или потоплена германскими кораблями ПЛО вечером 3 октября у острова Гогланд. Иногда указывается, что подводная лодка стала жертвой торпеды финской подводной лодки «Ику Турсо» в районе Утё 27 октября 1942 г., что не соответствует действительности. Погибло 37 человек.
37«Щ-302» «Окунь»11-13.10.1942капитан-лейтенант В.Д. НечкинПодорвалась на мине заграждения «Зееигель» севернее острова Суур Тутрсаари. Предположительно осталась на плаву и 14.10.1942 г. была добита финской авиацией. Погибло 37 человек.
38«Щ-311» «Кумжа»15.10.1942капитан 3-го ранга А.С. Пудяков Потоплена финскими сторожевыми катерами «VMV-13» и «VMV-15» у Порккала или ими же 12.10.1942 южнее острова Тайкерсаари. Погибло 38 человек. Есть пленные.
39«С-7»21.10.1942капитан 3-го ранга С.П. ЛисинТорпедирована ПЛ «Весихииси» (командир капитан-лейтенант О. Айтола) в 10-15 милях севернее маяка Содерарм в Аландском море. Спасено 4 человека, в том числе командир. В 1993 г. найдена и обследована на глубине 30-40 м шведскими водолазами.
40«Щ-308» «Семга»10.1942капитан 3-го ранга Л.Н. КостылевПропала без вести. Возможно, стала жертвой торпед финской субмарины «Ику Турсо» (командир капитан-лейтенант Е. Паккола) на переходе к проливу Серда-Кваркен у острова Утё 27 октября 1942 г. либо была потоплена ударом противолодочного корабля «Шифф-47» 19 октября 1942 г. в районе Утё. Могла погибнуть на пути домой от полученных повреждений в результате этого удара. Возможно, уничтожена у острова Тайкесаари глубинными бомбами и артогнем финского сторожевого катера «VMV-2» 20 октября 1942 г. Не исключен подрыв подлодки на мине заграждения «Насхорн», «Юминда» или «Зееигель». Весь экипаж лодки (40 человек) погиб.
41«Щ-304» «Комсомолец»После 29.10.1942капитан 3-го ранга Я.П. АфанасьевПропала без вести со всем экипажем (42 человека). Вероятно, погибла на мине в Финском заливе.
42«Щ-305» «Линь»05.11.1942капитан 3-го ранга Д.М. СазоновТаранена финской ПЛ «Ветехинен» (командир капитан-лейтенант О. Лейко) северо-восточнее Симпнаса в Аландском море.
43«Щ-306» «Пикша»12-16.11.1942капитан-лейтенант Н.И. СмолярПропала без вести. Предположительно подорвалась на мине в Финском заливе. Погибло 40 человек (весь экипаж).
44«Щ-323»01.05.1943капитан 2-го ранга А.Г. Андронов Подорвалась на донной мине в Морском канале Ленинграда. Погибло 40, спасено 5 человек. В 1944 г. поднята и сдана на слом.
45«Щ-408»23.05.1943капитан-лейтенант П.С. Кузьмин После длительного преследования потоплена группой финских кораблей, включающей в себя минные заградители «Риилахти» и «Руотсинсалми» и авиацией в районе маяка Вайндло. По советской версии, вынуждена была всплыть и вступить в артиллерийский бой с пятью немецкими сторожевыми катерами. Погиб 41 человек.
46«Щ-406»01.06.1943капитан 3-го ранга Е.А. ОсиповПропала без вести. Возможно, потоплена огнем финского минного заградителя «Риилахти» и немецкого самолета «Арадо-196» или позднее подорвалась на мине. Погибло 39 человек.
47«С-12»После 01.08.1943капитан 3-го ранга А.А. БащенкоПропала без вести. Возможно, погибла на минном заграждении «Насхорн» севернее острова Найссар или подорвалась на мине заграждения «Вальросс». Погибло 45 человек.
47«С-9»После 12.08.1943капитан 3-го ранга А.И. МыльниковПропала без вести. Возможно, погибла на минном заграждении «Насхорн» в районе банки Негрунд-Намси 14-15 августа 1943 г. или стала жертвой атаки финского эскортного корабля «Виско» северо-восточнее острова Кери 15 августа 1943 г. Погибло 45 человек.
48«М-96»07-09.09.1944капитан-лейтенант Н.И. КарташевПропала без вести. Вероятно, подорвалась на мине заграждения «Зееигель» в Нарвском заливе. Погибло 22 человека.
49«С-4»06.01.1945капитан 3-го ранга А.А. КлюшкинТаранена немецким миноносцем «Т-33» у маяка Брюстерорт в Данцигской бухте или в ночь на 4 января погибла со всем экипажем (48 человек) в результате случайного столкновения с миноносцем «Т-3».



Данные о погибших подводных лодках взяты из книги
Е. Чирва "Подводная война на Балтике: 1939-1945", М., "Яуза", "Эксмо", 2009 г., с. 383-389.






возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог