Советские истребители И-16 и И-153


"Аварийность будет большая, потому что
вы заставляете нас летать на гробах…"

П. Рычагов

Последняя модификация И-16 тип 29

Накануне 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, в ВВС западных приграничных военных округов (Ленинградского, Прибалтийского, Западного особого, Киевского особого и Одесского) насчитывалось 4226 самолетов-истребителей, среди которых самым массовым являлся самолет И-16, носивший у летчиков прозвище «ишак», разработанный в 1933 году под руководством авиаконструктора Поликарпова Н.Н. По состоянию на 1 июня 1941 года на вооружении указанных выше пяти округов, которым предстояло первыми встретить врага, состоял 1771 самолет данного типа (42% от общего числа истребителей).

На протяжении своей истории И-16 многократно модернизировался. Основываясь на имеющихся данных, можно сделать вывод, что примерно 40% от общего числа самолетов этого типа составляли наиболее совершенные представители семейства И-16 с 900-сильными двигателями М-63, имевшие обозначения «тип 24» и «тип 29». На втором месте по численности (примерно 20%) стояли старые и порядком изношенные «ишаки» 5-го и 10-го типов с менее мощными 730-сильными моторами М-25В. Примерно столько же было в строевых частях пушечных вариантов И-16 (типы 17, 27 и 28). Оставшиеся 20% приходились на учебно-тренировочные УТИ-4, являвшиеся двухместным вариантом боевых истребителей.

Люфтваффе бомбит советские самолёты на аэродромах, 22 июня 1941 г. Белыми стрелками помечены попавшие под удар истребители И-153

Основной противник «ишаков» в июньском небе 41-го был немецкий «Мессершмитт» Bf 109, который создавался в 1934 году почти одновременно с И-16 и также успел пройти целый ряд модернизаций. Однако резервы конструкции позволили немецким инженерам получить к началу войны гораздо более грозную боевую машину, которая за счет более мощного мотора и лучшей аэродинамики намного превосходила своего советского оппонента в скороподъемности, высотности и особенно в скорости (так, основные модификации И-16 разгонялись не более чем до 450-470 км/ч против 560-570 км/ч у Bf 109E-4/Е-7 и 600 км/ч у Bf 109F-1/F-2).

Это превосходство объективно являлось решающим фактором в воздушном бою, и его невозможно было компенсировать никакими тактическими приемами. Благодаря ему немецкие летчики владели инициативой – они могли догонять противника, стремительно атаковать сверху или сзади, а затем вновь уходить на высоту для новой атаки, не опасаясь, что враг «повиснет у них на хвосте». Пилотам «ишаков» оставалось лишь пассивно защищаться, уворачиваясь от атак за счет хорошей горизонтальной маневренности своих самолетов, и взаимно прикрывать друг друга, становясь в «оборонительный круг».

К сказанному можно добавить, что «Мессершмитт», опять же за счет лучшей аэродинамики и большего веса, быстрее разгонялся на пикировании, а потому у немецких летчиков всегда имелась возможность в невыгодной для себя ситуации выйти из боя и оторваться от преследования. По бортовому вооружению преимущество «Мессершмиттов» выглядело не столь подавляющим. На Bf 109Е-4 стояли две крыльевые 20-мм пушки MGFF и два синхронных 7,92-мм пулемета MG-17. Масса секундного залпа составляла примерно 2,37 кг.

Вооружение «Фридриха» было гораздо слабее, чем у «Эмиля». Например, масса секундного залпа Bf 109F-2 всего лишь 1,04 кг, в то время как наиболее массовая модификация И-16 – тип 24 – была вооружена двумя синхронными и двумя крыльевыми пулеметами ШKAC калибра 7,62 мм с общей массой секундного залпа 1,43 кг. И-16 тип 29 нес три синхропулемета: два ШКАСа и один крупнокалиберный 12,7-мм БС. Масса секундного залпа этого истребителя – 1,35 кг.

Сбитый ФВ-190

Следует отметить, что И-16 отличался неустойчивостью в полете, из-за которой его пилоту было сложнее попасть в цель. «Мессершмитт» же, напротив, считался весьма устойчивой и стабильной «оружейной платформой». Вдобавок боекомплект пулеметов у немецкого истребителя составлял по 1000 патронов на ствол (плюс по 60 снарядов на пушку), а у И-16 – по 450 патронов на каждый из ШКАСов и 250 – на БС.

«Пушечные» модификации И-16 – типы 17, 27 и 28 – имели вооружение, аналогичное «Мессершмитту» Bf 109Е-4: две крыльевые 20-мм пушки ШВАК и два синхронных пулемета ШКАС винтовочного калибра под капотом. Однако за счет более высокой скорострельности советских авиапулеметов и авиапушек масса секундного залпа у них была выше – 3,26 кг. Но таких «ишаков» выпустили относительно немного – 690 штук.

При сравнении боевых потенциалов И-16 и Bf 109 необходимо остановиться еще на одном важном моменте. Все «Мессершмитты» к началу Второй мировой войны были радиофицированы и имели на борту надежные и безотказные приемо-передающие радиостанции FuG-7. Это позволяло немецким пилотам координировать свои действия во время боя, а также получать команды и целеуказания от наземных авианаводчиков. Подавляющее большинство советских летчиков не имело такой возможности – из почти трех тысяч «ишаков», состоявших в начале июня 1941 года на вооружении советских ВВС, радиостанции РСИ-3 «Орел» имели не более полутора сотен, поскольку радиозаводы не могли обеспечить их поставку в достаточном количестве.

Еще одним истребителем Поликарпова, который также составлял значительный процент в списочном составе предвоенных советских ВВС, был полутораплан И-153, прозванный «Чайкой». С учетом нескольких штурмовых авиаполков, в западных военных округах к июню 1941-го насчитывалось около 1500 «Чаек», или примерно 35% от общей численности истребителей. Несмотря на то что самолет был спроектирован в 1938 году, его конструкция и аэродинамическая схема примерно соответствовали уровню развития авиастроения десятилетней давности. Единственным прогрессивным элементом у «Чайки» можно назвать убирающееся шасси.

На большинстве серийных «Чаек» стояли те же двигатели М-63 и такое же вооружение, как на И-16 тип 24. Однако из-за худшей аэродинамики максимальная скорость «Чайки» была ниже: у земли – всего 370 км/ч, а на высоте 5000 м – 435-440 км/ч. Такая скорость не позволяла ей успешно бороться с немецкими истребителями, а зачастую и перехватывать бомбардировщики. Зато нагрузка на крыло у «Чайки» была значительно меньше, чем у «ишака», а значит, лучше горизонтальная маневренность. Полный вираж на высоте 1000 м самолет выполнял за 13-14 секунд (у И-16 – 16-18 секунд). Скороподъемность обеих машин примерно равная – 14,7-15 м/с.

Негативным качеством И-153 в сравнении с истребителями-монопланами являлся худший обзор вперед, ограниченный верхним крылом. Хотя Поликарпов пытался исправить этот дефект, придав крылу характерный излом, за который самолет и получил свое прозвище, значительная часть передней полусферы была скрыта от глаз пилота, мешая поиску и слежению за целью.

Из-за еще более низких, чем у И-16, скоростных данных «Чайки» также не могли применять в боях с «Мессершмиттами» наступательную тактику. Не могли они и спастись от атак за счет скорости. Бесполезность «Чаек» в воздушном бою вынудила руководство ВВС перевести эти машины в штурмовые полки, где их вооружение (четыре пулемета винтовочного калибра, а также подвеска двух 25- или 50-кг бомб) оказалось довольно эффективным против слабозащищенных наземных целей (пехота, автотранспорт и т.д.). К концу 1941 года количество И-153 в боевых частях сократилось до 200 машин, а еще через год они почти полностью исчезли с советско-германского фронта.


При написании статьи использованы материалы из книги
А. Драбкин «Истребители. «Прикрой, атакую!», М., «Яуза», «Эксмо», 2012 г.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог