Генерал-лейтенант Попков В.И.


"Слава тебе, герой воздушных баталий,
Наш бесстрашный истребитель Попков Виталий!
Тридцатый сбитый фашистский самолёт –
Вот его мести грозный счёт!"

Из фронтовой газеты

Генерал-лейтенант Попков В.И.

Попков Виталий Иванович родился в Москве 1 мая 1922 г. По окончании московской школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района был направлен в Чугуевское военное училище, которое он закончил в 1941 г. Однокашниками Виталия Попкова были Кожедуб, Лавриненков, Боровых, Лихолетов и др. В годы Великой Отечественной войны Попков совершил 475 боевых вылетов, успешно провел 117 боев, сбил лично 41 вражеский самолет и 1 самолет противника в группе. Указом Президиума Верховного совета СССР от 8 сентября 1943 г. Попкову В.И. было присвоено звание Героя Советского Союза, а 27 июня 1945 г. он был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

Виталий Иванович Попков – один из тех немногих людей, кому суждено было увидеть рукотворный памятник самому себе. Он был поставлен ему как дважды Герою в столице, на Самотеке. Рассказывают, что однажды, когда ветераны собрались в сквере, у памятника, по одному из юбилейных поводов и по фронтовому разлили по сто грамм, нагрянул постовой. Велико же было его изумление, когда в одном из предполагаемых нарушителей правопорядка он узнал увековеченного в бронзе летчика…

После окончания военного училища сержант Попков был назначен на должность инструктора, но добился отправки на фронт, попал в 5-й гвардейский истребительно авиационный полк. Полк, в который прибыл сержант Попков, к тому времени прошел славный боевой путь. В нем выросли многие мастера воздушного боя, слава о которых разнеслась далеко за пределы фронта. А такие летчики, как Герои Советского Союза Василий Ефремов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко, Анатолий Соколов, Александр Кондратюк и другие, имели уже на своем счету не один десяток воздушных побед. В начале июня 1942 г. над городом Холм Попков одержал первую победу, сбив Ю-88, через несколько дней ещё один…

Вот как об этом рассказывал сам Попков: «Мы прикрывали Холм. Около Холма я первый раз сбил «Юнкерса» с гвардии лейтенантом Штоколовым, он был ведущим. «Юнкерс» вышел из облаков, нас не видел. Я бил, бил и сбил. Потом ещё телеграмму нам прислали, а я ещё больше рад был. Это было в мае 1942 г. Перед этим я говорю майору Ефремову: «Сколько раз летаю, ни разу с бомбардировщиком не встретился, только всё с истребителями». И тут как раз сбил, близко к нему подошли. Но нужно сказать, что хоть и сбил его, но неграмотно подошёл, не маневрировал, ходил по прямой. Сейчас уж, конечно, опытность есть. Он мне в бак попал. Три пробоины сделал. Бензин вытек весь. Я долетел до аэродрома. Не долетел метров 50, упал, но попал в болото, машина сразу же завязла в болоте. Меня из машины выбросило в болото, лицом ударился…»

В середине лета 1942 г. над старинным русским городом Ржевом гвардии сержант Попков одержал уже свою пятую победу. Но не счет был на этот раз главным. Выбросившийся с парашютом немецкий летчик оказался полковником, чьи победы в небе Европы были отмечены многими наградами. Он долго не мог поверить, что его сбил девятнадцатилетний сержант. Но когда Виталий Попков с помощью рук показал ему особенности боя, фашист сник. Фокус этого боя требовал от летчика не только безупречного тактического мастерства, но и большого напряжения физических сил, выносливости. Гитлеровский ас не думал, что этот безусый юноша, в совершенстве владея боем на вертикали, мог так уверенно маневрировать в воздухе.

В это время командиром звена у Попкова был Герой Советского Союза гвардии капитан Лавейкин И.П. «1921 года рождения. Мы с ним почти ровесники, тоже молодой парень. На вид он, как мальчик. Когда мне сказали, что командир, я просто удивился, смотрю – капитан. У меня был хороший товарищ, тоже сержант – Быков. Командиром эскадрильи был Ефремов В.В. Они с нами занимались и натаскали, как говорят, на это дело. Когда Ефремов ушёл в Москву работать инспектором, у нас командиром эскадрильи стал гвардии капитан Лавейкин. Я был старшим лётчиком, потом командиром звена, но я был всё ещё сержантом. Орденом Ленина наградили, я всё ещё сержантом был. В декабре 1942 г. дали старшего сержанта, а уже в марте 1943 г. присвоили звание младшего лейтенанта, в июле получил звание лейтенанта», – вспоминал Виталий Иванович.

«В августе были самые сильные бои с истребителями. Нас была девятка, а их 18 штук. Начали мы драться, как говорят лётчики, «пластаться в воздухе». В августе во время одного из боёв Виталий Попков сумел поймать в прицел и поразить истребитель противника, мгновение спустя исчезнувший в облаке взрыва, и тут же увидел другой «мессер», аккуратно ладящийся в хвост машины его ведущего гвардии майора Ефремова. Резко сманеврировав, так, что сквозь надсадный рев мотора, казалось, был слышен хруст перегруженных лонжеронов, Попков бросил свой «лагг» между фрицем и самолетом командира. Несколько снарядов потрясли машину, из под капота показался голубоватый огонь, сменившийся растущим желтым пламенем… Секунды – и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули лицо… Уже теряя сознание, Виталий Попков перевернул самолет и вывалился из кабины…

Прогоревшее полотнище парашюта не держало, оно лишь замедлило падение, и, если бы не болотце, куда упал летчик, в Москве было бы одним памятником меньше. Победа давалась потом, кровью, гибелью людей. Не уберегся от вражеской пули и Виталий Попков. Около тридцати минут шел этот поединок, В небе сошлись равные по мастерству противники. Каждый из них мог безошибочно предугадать движение другого, но не мог завершить атаки. И тогда Виталий Попков пошел в лобовую атаку.

Бешено увеличивается в размерах самолет фашиста. Еще секунда, и все. Хочется закрыть глаза. Но Виталий только крепче сжал зубы. Лучше смерть, чем отступление. И фашист не выдержал. Он рванул ручку на себя. На какое-то мгновение его закрыло грязное брюхо «мессершмитта». Прицельная очередь гвардейца ровной строчкой прошила его от мотора до хвостового оперения.

Гвардии капитан Попков В.И. у своего самолета. Звёздочками обозначены сбитые им самолёты противника

Но не успел Виталий проводить взглядом свой трофей, как его машина вздрогнула. Над головой промелькнула тень пары «мессершмиттов». Они отомстили за гибель ведущего. От прямого попадания самолет Попкова загорелся. Оставляя за хвостом шлейф дыма и отрывающиеся куски обшивки, объятая пламенем машина быстро теряла высоту. языки огня лизали лицо летчика, опалили руки. От боли перехватило дыхание. Виталий попытался сбить пламя. Бесполезно. Самолет не слушался рулей. Под крылом – своя территория. Надо прыгать! Преодолевая нестерпимую боль, Попков с трудом перевалился через борт кабины. Земля бросилась навстречу. Надо открыть парашют. Но гитлеровцы рядом. Они сразу же расстреляют в воздухе. Только у самой земли купол парашюта замедлил смертельное падение. После ранения Виталий Попков попал в госпиталь. Мужественному и бесстрашному летчику наградой стал орден Ленина.

«В первом же бою после выздоровления я рассчитался с противником: зажёг его. Ужасно обрадовался, что мог рассчитаться. Это было под Ржевом. Фриц, правда, уполз с парашютом, как и я, на глазах у всех, командир дивизии видел. После этого я начал воевать, уже злость появилась, правда, не сбивал самолёты… В декабре, как раз только начались операции на Дону, мы начали прикрывать танковый корпус... Когда мы пошли уже к Донбассу, я сбил «Хейнкель», затем «раму» «Фокке-Вульф-189»... В общем, у меня уже было 10 сбитых самолётов и один в группе. Меня представили к ордену Отечественной войны 1 степени», – продолжал вспоминать Попков В.И.

На Курской дуге летом 1943 г. Виталий Попков был назначен командиром звена «лавочкиных». Армада «юнкерсов» наплывала на переправу. Над бомбардировщиками, как растревоженные в улье пчелы, метались восемнадцать «мессершмиттов». Времени для раздумья не оставалось. Надо во что бы то ни стало помешать гитлеровцам нанести прицельный удар.
– Пчелкин и Глинкин – наверх, к «мессерам», остальные – атака! – скомандовал Попков. Гвардейцы стремительно врезались в строй «юнкерсов». Первая же атака командира увенчалась успехом. Два «юнкерса» расписались черным дымом на голубом небе.

Нашим летчикам удалось не только связать боем всю группу, но и сбить двух вражеских истребителей. Это придало силы четверке Виталия Попкова. Она повторяет одну атаку за другой. От метких очередей гвардейцев загорелись еще три бомбардировщика, Фашистам стало не до переправы. Они, беспорядочно освободившись от бомбового груза, поспешили покинуть поле боя. Но натиск «лавочкиных» не уменьшался. Преследуя гитлеровцев, гвардейцы сбили еще три вражеские машины. Три «юнкерса» получили значительные повреждения. Десяти боевых машин лишился враг только в одном бою!

Лётчики, Герои Советского Союза, участники Парада Победы, пятый справа - Попков В.И.

23 июля 1943 г. В. Попков провел бой и сбил подряд 2 немецких истребителя новой модификации – Ме 109Г2, а под Львовом, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков вместе со своим ведомым А. Пчелкиным, уже не имея ни единого патрона, сумел вырваться из клещей восьмерки немецких истребителей. 25-й, сбитый Попковым фашист, был асом из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на раскрашенном Ме 109: желтые кончики крыльев, пиковый туз рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен, а крашеные обломки рассыпались по степи под Харьковом. Не даром яркая раскраска и приметные эмблемы были непопулярны среди большинства летчиков.

К августу 1943 г. после боёв на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге на счету командира звена гвардии младшего лейтенанта Попкова В. были 168 боевых вылетов, 45 воздушных боев, 17 лично сбитых самолетов противника. Он был представлен к званию Героя Советского Союза.

...Август 1944 г. В эскадрилью Попкова прибыло молодое пополнение летчиков. Перед комэском стояла задача: не прекращая боевых вылетов, за короткое время ввести молодежь в строй. Приказ совпадал с желанием молодых летчиков. И дела шли успешно. Скоро начались полеты в составе пары. Вот тут-то и произошло самое страшное. При проверке слетанности на выходе из пикирования лейтенант Е. Сорокин не выдержал направления и врезался в самолет ведущего. Произошла катастрофа. Но Сорокин остался невредим. Он с трудом посадил самолет.

Было принято решение отдать молодого офицера под суд Военного трибунала. Многие поддерживали это решение. Не место в рядах гвардейцев человеку, который допустил столь тяжкий проступок. Кое-кто намекнул, что не испытывает желания идти в бой с таким летчиком. Сорокин виновато молчал. Он с болью и надеждой смотрел на командира эскадрильи. Капитан Попков хорошо понимал тяжесть проступка Сорокина. Не меньше других переживал он и трагическую смерть смелого летчика эскадрильи, своего боевого друга.

Рассказав об условиях, при которых произошла катастрофа, и своей вине, как командира эскадрильи, капитан Попков стал просить командира полка дважды Героя Советского Союза Б. Зайцева наказать виновных по всей строгости, но не отдавать под суд Военного трибунала Сорокина. И Сорокин был оставлен в эскадрилье. Больше того, Попков взял его к себе ведомым. И не ошибся. Евгений Сорокин стал надежным помощником в бою. Не один десяток вылетов сделал Виталий Попков со своим новым ведомым. Во многих переделках приходилось бывать им, и всегда они выходили победителями. За короткое время лейтенант Сорокин сбил восемь фашистских самолетов…

Над Глогау 16 февраля 1945 г. Попков сбил два самолёта противника: Ю-87 и ФВ-190. Вот как писал об этом бое сам Виталий Иванович: «Я повел шестерку на «охоту» уже с нового бывшего немецкого аэродрома. Маршрут на переправу. И вот здесь, южнее г. Глогау, произошел первый мой воздушный бой над Германией. Через переправу непрерывным потоком двигались наши войска. Идя по реке с юга, я заметил вдали восемь ФВ-190. Высота у нас была больше, чем у немецких истребителей. Мы сближались с противником с его стороны. Я решил атаковать звено, имея пару в прикрытии, и передал об этом Глинкину. Получилось так, что мы и атаковали двух задних ФВ-190, как только они стали перестраиваться в цепочку. Внезапность подхода и атаки во многом способствовала нашему успеху. «Фоккеры», заметив нашу атаку, не прицельно сбросили бомбы.

Атакуя ближний ко мне ФВ-190, я старался подойти к нему близко, зная, что сейчас за мной следят мои товарищи и верят в меня, а мой успех в атаке даст им особый «огонек», столь нужный в бою. Атака была безошибочной. Вслед за своими не прицельно сброшенными бомбами упал на землю один ФВ-190, сбитый мною… В этом бою не было ничего случайного, ненужного. Бой проходил организованно с нашей стороны. Конечно, было трудновато драться шестерке против 12, но каждый из шести наших летчиков уже «видал виды»… Было доказано еще раз суворовское правило, что «воюют не числом, а уменьем». (Ф.В. Фалаев «Сто сталинских соколов. В боях за Родину»).

Генерал Попков В.И.

Свою последнюю, сорок первую, победу Виталий Попков одержал в небе над Берлином... Бой был жаркий. Фашисты дрались с ожесточением смертников, и им удалось подбить самолет героя. Машина, объятая пламенем, перестала слушаться летчика и неудержимо шла к земле. Пытаясь вывести ее в горизонтальный полет, Попков почувствовал острую боль в теле. «Ранен», – подумал Виталий и, напрягая последние силы, повел изрешеченную машину на посадку. А когда, покинув свои артиллерийские позиции, навстречу приземлившемуся самолету бежали наши пехотинцы, Попков уже ничего не видел. В сознание он пришел в госпитале...

Военные подвиги дважды Героя Советского Союза гвардии капитана Попкова В.И. были отмечены тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1 й ст., орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

В 1951 г. Попков В.И. окончил Военно Воздушную академию, в 1964 г. – Военную академию Генштаба. Летал на многих реактивных боевых машинах. Служил в Министерстве обороны СССР. Свой последний вылет генерал лейтенант авиации, заслуженный военный летчик СССР В. Попков совершил в 1979 г. С 1980 г. он находился на преподавательской работе в ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского. Попков В.И. стал прототипом главного героя фильма «В бой идут одни старики» – командира эскадрильи Титаренко. Скончался герой в 6 февраля 2010 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.


При написании статьи использованы материалы из книги "Герои огненных лет",
под редакцией Синицына А.М., кн. первая, М., "Московский рабочий", 1975 г.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог