Походы советских подводных лодок
в 1944-1945 годах на Балтике


…Разрывы бомб всё ближе, всё слышней.
Мороз по коже, как надрывно корпус стонет!
Ему, понятно, всех сейчас больней.
Терпи родимый, выдержи, не сникни!
Ещё чуть-чуть, часок, а, может, два
И мы услышим, как акустик крикнет:
«В отсеках, слушай! Мы ушли, братва!»

И. Шептухин

Подводные лодки типа С и Щ, 1943 г.

Привожу примеры некоторых походов советских подводных лодок на Балтике в 1944-1945 г.

Подводная лодка «Щ-310» под командованием капитана 3-го ранга Богорада С.Н. 6 октября вышла в атаку по судну, шедшему под охраной 2-х кораблей эскорта. Сблизившись под перископом (ночью) на короткую дистанцию, командир выпустил 2 торпеды. Обе торпеды попали в транспорт. Транспорт «Минос» (бывшее учебное судно «Нордштерн») тоннажем 1127 т затонуло. Противолодочные корабли сбросили несколько глубинных бомб, но безрезультатно.

8 октября в дневное время (в тумане) Богорад вышел в торпедную атаку и потопил транспорт «Донневейк» («RO-24») водоизмещением 4499 тонн. Как впоследствии оказалось, транспорт вез 1500 военнослужащих и большое количество боеприпасов. Снова 8 октября в конце суток «Щ-310» выходит в атаку и топит торпедой буксирный пароход (400 тонн).

14 октября ночью обнаружен транспорт с двумя кораблями охранения. Богорад принимает решение атаковать из надводного положения, т. к. конвой шел с большой скоростью, применяя противолодочный зигзаг. Сблизившись на дистанцию уверенного поражения, командир производит залп двумя торпедами. Транспорт «Карл Зейс» идет на дно. Противолодочные корабли долго и упорно преследовали лодку, сбросив десятки глубинных бомб, но опять безрезультатно.

Подводная лодка «С-4» под командованием капитан-лейтенанта Клюшкина А.А. 12 октября в Данцигском заливе обнаружила и потопила двухторпедным залпом танкер «Тера» (1533 тонны). Ночное небо осветилось громадным языком пламени. В радиусе несколько сот метров море горело. Все было перемешано с огнем и дымом. Стало светло, как днем. Медленно погружаясь, танкер ушел на дно. В конце дня 12 октября сорвалась атака конвоя, т. к. корабли эскорта обнаружили лодку и открыли по ней артиллерийский огонь. Один из кораблей прошел над погрузившейся подводной лодкой и сбросил несколько глубинных бомб. Меняя курс и скорость, лодка оторвалась от преследования.

13 октября в ночное время Клюшкин еще раз вышел в атаку и двухторпедным залпом потопил еще один танкер. Это был танкер «Талата» водоизмещением 3145 тонн. Снова смерч огня от разлившегося по поверхности воды бензина, снова зарево над пылающим морем и громадное черное облако дыма.

20 октября «С-4» провела еще одну атаку конвоя. двухторпедным залпом был потоплен транспорт водоизмещением около 4000 т. Надо отметить, что в это же время время кроме «С-4» потопили по танкеру капитан 3-го ранга Лошкарев Л.А. ( «Щ-318» ) и капитан-лейтенант Калинин М.С. («Щ-307» ). При этом первый отправил на дно заполненный «под завязку» танкер «Танн» (бывший «Фобос») водоизмещением 7412 тонн. В общей сложности немцами было потеряно 15 000 тонн жидкого топлива, так остро необходимого фронту.

К концу 1944 г. в боевых действиях на Балтике успели принять участие крейсерские подводные лодки типа «К». Совместными усилиями подводников и рабочих ленинградских заводов в строй были введены 4 подводные лодки. Вот как действовали вновь введенные в состав ВФ лодки этого типа.

Подводная лодка «К-51» под командованием капитана 3-го ранга Дроздова В.А. 23 ноября 1944 г. отошла от плавбазы «Полярная звезда» в Турку. Через семь часов в сопровождении финских лоцманов лодка вышла из финских шхер в районе маяка Утё. Через трое суток прибыла в район боевого патрулирования у о. Борнхольм. Обнаружив и неудачно атаковав торпедами немецкий транспорт, командир принял решение расстрелять его артогнем. До подхода немецких сторожевых кораблей транспорт был отправлен на дно.

Через трое суток снова артогнем был уничтожен транспорт водоизмещением 3 тыс. тонн (торпедная атака снова оказалась неудачной). На потопление транспорта было израсходовано около 30 снарядов. 4 декабря во время зарядки аккумуляторных батарей лодку обнаружили противолодочные катера. Лодка была вынуждена погрузиться. В результате короткого замыкания возник пожар в шестом отсеке на левой ходовой станции. Пожар был ликвидирован, ходовая станция введена в строй. К 15 декабря лодка возвратилась в базу.

Подводная лодка «К-56» под командованием капитана 3-го ранга Попова И.П. 17 декабря вышла из Турку. Через три дня уже была в районе боевого патрулирования. Начался сильный шторм при температуре -22° . Ограждение рубки вместе с леерной антенной и орудиями быстро превратились в «айсберг». С ухудшением видимости из-за густого снега лодка погрузилась. 23 декабря акустик доложил о шуме винтов транспорта. Всплыли в позиционное положение.

Идя по пеленгу на цель, обнаружили конвой из 3 транспортов и 7 кораблей эскорта. Командир принял решение атаковать. Трехторпедный залп – транспорт «Балтенланд» (3042 тонны), охваченный огнем и дымом, пошёл ко дну. От торпед, выпущенных из кормовых торпедных аппаратов, очередной транспорт уклонился. Корабли охранения начали упорное преследование лодки, периодически сбрасывая на нее глубинные бомбы. Однако лодке удалось уйти от преследования.

Этот поход «К-56» вошел в историю советского подводного флота уникальной операцией по ремонту топливной цистерны под водой методом электросварки. Идя в подводном положении на глубине 25 метров среди глубин места по карте 40-45 м, лодка ударилась о подводную скалу. От сильного удара разошелся шов топливной цистерны, находящейся внутри прочного корпуса в центральной части второго отсека под аккумуляторными батареями. Топливо из цистерны хлынуло в аккумуляторную яму, что грозило коротким замыканием и соответствующими серьезными последствиями.

Было принято решение лечь на грунт и выгрузить несколько аккумуляторов из аккумуляторной ямы, чтобы обнаружить разрыв в цистерне. С помощью талей, прикрепленных к одному из шпангоутов отсека, выгрузили 9 аккумуляторов, каждый из которых весил более 400 кг. Никаким другим способом, как электросварка, лопнувший шов цистерны заделать было нереально. Работу, которая возможна только в условиях завода, решили выполнить здесь, в отсеке подводной лодки, лежащей на грунте и не имевшей возможности всплыть из-за того, что над ней беспрерывно патрулировали противолодочные корабли.

Риск был велик, т. к. избыточное содержание выделяющегося из аккумуляторов водорода в любой момент могло привести к взрыву от малейшей искры. Провентилировав второй отсек, внимательно следя за содержанием водорода, приступили к работам, предварительно обесточив все механизмы и приготовив аварийные и противопожарные средства. Сварочные работы выполнили, аккумуляторы промыли от соляра, протерли щелочью, насухо протерли аккумуляторную яму. Работы подобного рода в подводном положении были выполнены в истории подводного плавания впервые.

Подводная лодка «Щ-307»под командованием капитан-лейтенант Калинина М.С. 9 января 1945 г., находясь в надводном положении в районе Либавы, обнаружила конвой в составе 3-х транспортов, танкера и нескольких кораблей эскорта. Произведя залп из позиционного положения двумя торпедами и потопив транспорт, подводная лодка подверглась преследованию противолодочными кораблями. На лодку одна за другой были обрушены несколько серий глубинных бомб. В результате взрывов глубинных бомб лодка получила повреждения. В кормовой отсек начала поступать вода через поврежденный сальник одной из линий валов. Вышло из строя аварийное освещение во 2-м отсеке, получили незначительные повреждения некоторые приборы. В общей сложности на лодку было сброшено 70 глубинных бомб, однако лодка оторвалась от противолодочных кораблей.

Начались зимние штормы. Ударами волн были повреждены носовые горизонтальные рули. В ледяную воду в легководолазном костюме спустился командир отделения рулевых-сигнальщиков старшина 2-й статьи Богданов П.Т. и устранил повреждения. При ледяной воде и температуре -20° при сильном волнении надо было проявить много мужества, выдержки, смекалки и умения, чтобы сделать это.

16 января противолодочные корабли сорвали торпедную атаку очередного конвоя, неожиданно осветив подводную лодку лучами прожекторов. Однако командир не отказался от атаки. Обнаружив после всплытия, что конвой ушел, командир принял решение во что бы то ни стало догнать конвой, выжав из своих дизелей все, что можно. Развив предельные обороты, лодка догнала конвой и атаковала его двумя торпедами. Транспорт «Хенриетта Шульце» водоизмещением 1933 тонны пошел на дно. Корабли охранения снова начали преследовать лодку, но безуспешно.

Подводная лодка «Щ-318» под командованием капитана 3-го ранга Лошкарева Л.А. 4 февраля 1945 г., находясь на патрулировании в районе Либавы, обнаружила конвой из 3-х транспортов в эскорте 6 кораблей охранения. Выйдя в атаку из перископного положения, двухторпедным залпом Лошкарев потопил танкер «Хиддензее». Взрыв, пламя, горящее топливо... Началось преследование кораблями ПЛО. Глубинные бомбы рвались почти рядом, было сброшено несколько их серий, но всё безрезультатно.

10 февраля в жесточайший шторм при плохой видимости удалось избежать столкновения со встречным вражеским транспортом. Разошлись с ним в 15-20 метрах. Через некоторое время в снежном заряде обнаружили на близком расстоянии силуэт судна, идущего встречным курсом. Срочное погружение. Не успев погрузиться глубже 4 м, получили удар в кормовую часть лодки. Серьезные повреждения: кормовые горизонтальные рули заклинило в положении на погружение. Лодка, набрав инерцию хода с заполненной цистерной быстрого погружения, начала проваливаться на глубину, но за несколько секунд до удара о грунт остановили погружение.

Одновременно с горизонтальными вышел из строя и вертикальный руль: были перебиты тяги и горизонтальных, и вертикального рулей, повреждена (пробита) цистерна главного балласта, значительно поврежден левый кормовой торпедный аппарат. Управляя курсом с помощью оборотов двигателей, двигаясь в надводном положении, в любую минуту рискуя быть обнаруженной и атакованной авиацией противника, лодка вошла в базу. Впоследствии выяснилось, что «Щ-318» столкнулась с транспортом «Аммерланд» (2452 тонны), который через некоторое время после столкновения затонул.

Подводная лодка «К-53» под командованием капитана 3-го ранга Ярошевича Д.К. 17 марта 1945 г. в районе Кольберга (Поморская бухта в самой южной части Балтийского моря) вышла в атаку из перископного положения и трехторпедным залпом потопила немецкий транспорт «Маргарета Корде» (1921 тонна). Оторвавшись от преследования, продолжала патрулирование.
24 марта корабли ПЛО, наведенные авиацией противника, засекли лодку с помощью гидроакустических средств. Началось длительное и упорное преследование. Более суток лодка находилась на глубине. В дизельный отсек стала поступать вода. Как только взрывы глубинных бомб прекратились, лодка попыталась всплыть. На нее снова обрушились глубинные бомбы. В общей сложности бомбометание продолжалось более 2 суток.

Заканчивалась плотность аккумуляторных батарей, в отсеках уже нечем было дышать, были разбиты плафоны, некоторые приборы и системы повреждены, но лодка не потеряла боеспособности, уйдя на предельную глубину. Глубинные бомбы рвались над лодкой, не доставая ее. В течение более чем 2-суточного бомбометания на лодку было сброшено 250 глубинных бомб. Израсходовав боезапас, корабли ПЛО прекратили бомбометание. В ночь на третьи сутки лодка всплыла и взяла курс в базу.

7 февраля 1945 г. из Кронштадта вышла «К-52» под командованием капитана 3-го ранга Травкина И.В. Через 4 дня после перехода с помощью ледоколов в Хельсинки она вышла на боевое патрулирование к банке Штольце (Южная часть Балтийского моря). 22 февраля Травкин вышел в атаку на конвой в составе 2 транспортов и нескольких кораблей охранения. Трехторпедным залпом был потоплен большой транспорт «Эрик Фритцен» (7200 тонн). Началось преследование противолодочными кораблями. Несколько серий глубинных бомб обрушилось на лодку, но безрезультатно.

1 марта командир «К-52» провёл атаку вслепую по гидроакустическому пеленгу. Двухторпедный залп. Попадание. Транспорт «Бохус» (1761 тонна) затонул. Ночью с 1 на 2 марта был обнаружен конвой. Торпедная атака. Еще один транспорт идет ко дну. Корабли охранения начинают преследовать лодку. Одна за другой над лодкой взрываются серии глубинных бомб. Из-за взрывов глубинных бомб вышло из строя электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, и лодка на большой скорости с большим дифферентом на нос едва не врезалась в грунт. Быстро продув носовую группу главного балласта, удалось избежать катастрофы. От преследования удалось оторваться. Через несколько суток, снова в ночное время был обнаружен конвой, идущий со строгим соблюдением затемнения. Опять торпедная атака. Попадание. Транспорт идет на дно.

17 апреля «К-52» возвратилась в базу. После докового ремонта снова вышла в море в Южную Балтику и 25 апреля, выйдя в атаку на конвой из 3-х транспортов под охраной 4 кораблей охранения, трехторпедным залпом потопила один транспорт. Корабли охранения начали преследование лодки. К ним присоединились 3 «Ю-88», сбросившие несколько бомб. Безуспешно. Лодке удалось оторваться.

27 апреля 1945 «К-52» снова вышла в атаку на конвой. Два транспорта под охраной 3-х кораблей ПЛО. Трехторпедным залпом был потоплен один из транспортов. Этим победным залпом »К-52» завершила боевые действия советских подводников на Балтике, уничтожив за 2 похода 6 транспортов противника.


По материалам книги Г. Дрожжина «Лучшие подводные асы Второй Мировой»



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог