Специальное стрелковое оружие времён ВОВ


"Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой."

В. Лебедев-Кумач

Авиационный пулемёт Дегтярёва

Авиационные пулеметы являются представителями специального стрелкового оружия, предназначенного для ведения воздушного боя и поражения различных наземных целей. Первоначальные попытки приспособить уже существующее пехотное оружие в качестве авиационного довольно скоро уступили место конструированию специальных типов авиационных пулеметов. Это оружие обрело к 1930-м годам свои окончательные черты. Впервые в оружейной практике были созданы пулеметы, учитывавшие в своих конструкциях специфические требования монтажа и эксплуатации на летательных аппаратах. Они составили отдельный подвид стрелкового оружия, резко отличающийся по своим особенностям в боевом применении и эксплуатации от наземного оружия. В зависимости от способа установки на самолете существует три варианта авиационных пулеметов: турельные, монтируемые на подвижных относительно самолета установках; синхронные, устанавливаемые неподвижно в фюзеляже самолета и ведущие огонь через плоскость, ометаемую лопастями винта; а также крыльевые, монтировавшиеся в консолях крыла неподвижно.

Авиационный пулемёт Дегтярёва

Танковые пулеметы также являются представителями специального стрелкового оружия, предназначенного для поражения живой силы противника, различных транспортных средств, огневых точек, а также для борьбы с низколетящими самолетами. В соответствии с боевым назначением танковые пулеметы разделились на две группы: оружие, предназначенное для стрельбы по наземным целям, и оружие для зенитной стрельбы. Многообразие выполняемых этими пулеметами задач и специфика их эксплуатации в малых объемах боевых отделений танков и БТР привели к тому, что они обладают своими, присущими только этому оружию специфическими чертами. Наведение пулемета на цель осуществляется с помощью специального оптического прицела; отсутствие сошек и приклада; для того чтобы обеспечить необходимую интенсивность воздушного охлаждения.

Зенитные пулеметы появились в качестве специального оружия на основе реализации боевого опыта Первой мировой войны. В качестве зенитного оружия начинают использоваться крупнокалиберные пулеметы, установленные как на универсальные, так и специальные зенитные станки. С целью повышения действительности огня этого оружия и увеличения его скорострельности создаются комплексные зенитно-пулеметные установки (ЗПУ), состоявшие из нескольких пулеметов нормального винтовочного калибра или крупнокалиберных пулеметов. ЗПУ приобрели особое значение в борьбе с низколетящими воздушными целями на высотах до 1500 м, которые трудно было поразить огнем зенитной артиллерии из-за ее недостаточной огневой маневренности и скорострельности. Новое оружие стало не только мощнейшим средством борьбы с воздушным противником, зенитно-пулеметные установки, как правило, позволяли вести огонь и по наземным целям, являясь, таким образом, грозным противником и для легких танков и бронеавтомобилей.

На базе своего ручного пулемета В.А. Дегтярев создал целое семейство специального автоматического оружия. Он успешно решил задачу создания авиационного турельного пулемета. Оружие, сконструированное с учетом его эксплуатации в ограниченных внутренних объемах самолета, имело свои особенности: для уменьшения его массы и габаритов был демонтирован кожух; в передней части ствольной коробки устанавливалась планшайба, служившая для крепления пулемета на турели; введены новые прицельные приспособления, состоявшие из кольцевого прицела и флюгер-мушки; снизу на ствольной коробке крепился мешок гильзоулавливателя. В 1928 г. пулемет под обозначением ДА поступил на вооружение советской военной авиации.

Этот пулемет послужил основой и для создания Дегтяревым танкового пулемета. На нем установили выдвижной приклад, изменили конструкцию прицела. Мушка располагалась в окне шаровой установки, которая состояла из шарового гнезда, смонтированного в броневом листе танка, и шарового яблока, фиксирующего зажимом сам пулемет. Подобная система обеспечивала высокую огневую маневренность пулемета, его надежное крепление. При необходимости шаровая установка допускала быстрое отделение пулемета. В комплект к нему также входили съемные сошки, предназначавшиеся для использования ДТ в качестве ручного в случае ведения стрельбы из него вне боевой машины.

Крупнокалиберный ДКШ на корабле

Ручной пулемет Дегтярева конструктором Г.С. Шпитальным был приспособлен для стрельбы из танков. Для этого был введен металлический выдвижной приклад и разработан дисковый магазин с трехрядным расположением 63 патронов. С принятием в 1929 г. на вооружение Красной Армии 7,62-мм танкового пулемета Дегтяревым было завершено создание комплекса унифицированного оружия: пехотного, авиационного и танкового.

Автоматика пулемета работает за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола через боковое отверстие. Запирание канала ствола осуществляется двумя симметрично расположенными относительно вертикальной плоскости боевыми упорами, входящими в зацепление со ствольной коробкой. Ударно-спусковой механизм ударникового типа позволяет вести только непрерывный огонь. Прицельные приспособления открытого типа состоят из мушки и секторного прицела, основание которого является корпусом защелки магазина. Предохранитель рычажного типа при включении блокирует спуск. Питание пулемета патронами осуществляется из плоского дискового магазина с радиальным расположением 47 патронов в один ряд пулями к центру.

Пулемет ДШК использовался не только в качестве пехотного станкового пулемета, но также применялся с другими установками в различных родах войск. Например, на тумбовых и турельных (спаренных МТУ-2) установках, в качестве вооружения боевых катеров. На появившихся в 1943 г. отечественных тяжелых танках ИС-2 пулемет ДШК был установлен в качестве зенитного – на башне танка.

Счетверённая зенитно-пулемётная установка, Москва 1941 г.

В конце 1942 г. КБ Дегтярева представило на испытания счетверенную установку "шквального огня", состоящую из пулеметов ДТ. Она предназначалась для ведения плотного настильного огня по фронту стрелковых подразделений и могла монтироваться как на кавалерийской тачанке, так и на универсальном колесно-треножном станке системы Колесникова от пулемета ДШК образца 1938 г. Однако станок для подобной установки из-за низкой кучности боя и сбиваемости наводки забраковали, а вариант счетверенной установки на тачанке также отклонили из-за неудобства ведения огня с ходу по воздушным целям.

Поскольку приспособленные для авиации пехотные пулеметы "максим" или же системы, унифицированные с этим оружием, не полностью удовлетворяли всем специфическим требованиям ВВС (авиационному оружию необходимо было иметь более высокую скорострельность и эффективность действия боеприпаса по цели, малую отдачу, небольшие массу и габариты), перед советскими конструкторами-оружейниками встала задача разработать специальные виды авиационного стрелково-пулеметного вооружения с темпом стрельбы не менее 1200 выстр./мин. Все эти вопросы удалось решить инженеру Шпитальному. Первый образец его авиационного скорострельного пулемета, в создании которого принял самое непосредственное участие и опытнейший тульский инженер И. Комарицкий, был изготовлен уже в конце 1930 г.

Автоматика пулемета системы Шпитального-Комарицкого работала по принципу отвода части пороховых газов из канала ствола через специальное отверстие, запирание осуществлялось перекосом затвора вниз. Спусковой механизм допускал ведение только непрерывного огня. Предохранитель флажкового типа. Питание ленточное, из металлической рассыпной ленты звеньевого типа. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа приводился в действие от затворной рамы. Высокий темп огня – 1200-1800 выстр./мин достигался за счет высоких скоростей подвижных частей автоматики (пулемет снабдили буферными пружинами затвора и затворной рамы), а также путем совмещения ряда операций по перезаряжанию. Оригинальная система подачи патрона, обусловленная высокотемпным огнем, происходила за 10 циклов работы автоматики, с помощью криволинейного паза на кожухе зубчатки механизма подачи, обеспечивая тем самым плавное извлечение патрона из металлической звеньевой ленты и перемещение его на линию канала ствола к моменту его досылания. Еще одной из особенностей пулемета ШКАС являлось и раннее отпирание канала ствола после выстрела, а для облегчения экстрагирования стреляной гильзы в патроннике имелись канавки Ревелли.

В 1934 г. в массовое производство пошли турельный и крыльевой варианты пулемета ШКАС. В конструкцию отдельных деталей крыльевого пулемета были внесены некоторые изменения по отношению к его прототипу. В 1936 г. инженер-конструктор К. Руднев в содружестве с В. Котовым, В. Галкиным и В. Салищевым создали еще один вариант ШКАС – синхронный, предназначенный для ведения стрельбы через винт. Выпуск пулеметов ШКАС к 1940 г. достиг 34233 шт. Всего же в 1933-1940 гг. советские военно-воздушные силы получили более 110 000 авиационных пулеметов ШКАС всех модификаций, которые устанавливались практически на всех моделях советских самолетов-истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков предвоенных лет.

Авиационный пулемёт ШКАС

В начале 1932 г. принимают на вооружение советских ВВС 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный). Владимиров, используя наиболее удачные узлы и агрегаты ШКАСа, сумел добиться гораздо большей эффективности нового оружия. Многие узлы автоматики пулемета подверглись коренной переработке. 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ШВАК явился мощным оружием для борьбы с самолетами противника.

Спустя двадцать лет после Победы Борис Шпитальный с гордостью вспоминал: "Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных там, оказались на первый взгляд необычного вида образец оружия, накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать".

Великую Отечественную войну пехота Красной Армии закончила, имея на вооружении современные ручные и танковые пулеметы, не только не уступавшие аналогичным зарубежным системам, но по некоторым показателям и превосходившие их. В мае 1937 года на Тульском оружейном заводе вошла в строй конвейерная линия по сборке пулеметов, что существенно улучшило ситуацию с изготовлением "максимов", повысив производительность труда.

В 1931 году с целью унификации станков для пулемета "максим" молодой конструктор С.В. Владимиров создал новый универсальный колесно-треножный станок. Он предназначался для ведения огня как по наземным, так и по воздушным целям. Для стрельбы по самолетам пулеметный станок с вертлюгом снимался с колесного хода, из сошников выдвигались телескопические трубы, превращая таким образом колесный станок в зенитную треногу. Пулемет на универсальном колесно-треножном станке образца 1931 года оснащался зенитными кольцевыми прицелами образца 1929; 1936; 1941 и 1943 годов. Однако из-за своего большого веса (39 кг) и возросшей трудоемкости изготовления, по сравнению со станком Соколова, универсальный станок образца 1931 года конструкции Владимирова не получил в Красной Армии широкого применения.

Одновременно с разработкой одиночных зенитно-пулеметных установок советские конструкторы занимались и проектированием более мощных систем для ПВО, которые позволили бы обеспечить плотный заградительный огонь по воздушным целям на низких высотах. Еще в 1928 году в ПКБ Тульского оружейного завода приступили к проектированию спаренных, строенных и счетверенных зенитных пулеметных установок. Н. Токарев, Л. Панов, С. Прилуцкий и Г. Куренков создали несколько опытных вариантов ЗПУ на базе пулемета "максим".

Лучшей оказалась конструкция комплексной пулеметной установки системы Токарева, принятая на вооружение Красной Армии в 1931 году. Она могла как монтироваться в кузове грузовых автомобилей, на железнодорожных платформах, кораблях и т.д. в качестве подвижного средства войсковой ПВО, так и устанавливаться стационарно для защиты крупных объектов. Зенитная установка из четырех пулеметов обладала высокими служебно-эксплуатационными показателями, помимо значительной скорострельности (до 2000 выстр/мин), отличалась гибкостью и плотностью огня, а также постоянной боеготовностью, что в немалой степени обеспечивалось системой интенсивного охлаждения с принудительной циркуляцией воды и большой емкостью пулеметных лент (на 1000 патронов). Удобство и простота наведения оружия на цель (в совокупности с новыми зенитными кольцевыми дистанционными прицелами образца 1929 и 1936 годов) позволяли вести стрельбу по самолетам, летящим на высотах до 1400 м при скорости до 500 км/час. Это сделало счетверенную зенитную пулеметную установку образца 1931 года высокоэффективным оружием для борьбы с авиацией противника.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог