Лётчик морской авиации Василий Раков


"Воздушный бой, он очень жуткий,
В бою – натянут, как струна,
От перегрузок трудно вспомнить,
А где же небо, где земля."

Н. Филатов

Памятник В.И. Ракову на Аллее Героев Московского парка Победы в Санкт-Петербурге

Прославленный лётчик Василий Иванович Раков прошёл яркий и долгий жизненный путь от ученика ФЗУ до научного работника, от рядового летчика до генерала авиации, стал дважды Героем Советского Союза. В его судьбе были взлёты и падения…

Василий Раков родился в 1909 года в Петербурге, в семье служащего, хотя иногда местом его рождения называют Калининскую область. Ведь до революции трудовой люд, пришедший на заработки из деревни в город, продолжал числиться в крестьянах по месту, откуда он прибыл. Так было и с Иваном Раковым. Он уже давно жил в Петербурге и работал в торговом порту, но продолжал формально числиться крестьянином Тверской губернии (ныне – Калининская область). Крестьянином той же губернии полагалось считать и его сына.

Через четыре дня после рождения, маленького Василия повезли из Петербурга в деревню Большое Кузнечково. Там он был крещён, наречён Василием и записан в церковную книгу, затем мать вместе с мальчиком вернулась в Петербург. В Ленинграде Василий окончил «семилетку» и фабрично-заводское училище (ФЗУ). В те годы многие молодые люди мечтали об авиации. Вот и Василий Раков поступил летом 1928 года по комсомольской путевке в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, в которой обучался два года. Затем поступил в Ейскую авиашколу, из которой он уже вышел летчиком морской авиации.

В Финскую войну 1939-1940 годов капитан Василий Раков вступил командиром эскадрильи СБ-2 57-го бомбардировочного полка ВВС Балтийского флота. В конце ноября 1939 года эскадрилья капитана Ракова нанесла бомбовый удар по аэродрому в Сантахамине. О боевой работе лётчика в те суровые дни рассказывала газета «Ленинградская правда» 1940 год выпуска:

Бомбардировка Хельсинки 30 ноября 1939 г.

«12 бомбардировщиков под командованием Ракова были снаряжены для нанесения удара по базе и плоскому аэродрому. Низко над землёй висела тяжёлая гряда облаков, шёл снег, была плохая видимость. Самолёты взлетели на рассвете и на высоте 30-40 метр собрались и строем пошли к цели. Условия полёта особенно осложнились над заливом. Облака сливались c водой, и требовалась большая точность, чтобы держать высоту, не врезаться в залив. Самолёты пересекли залив, а дальше, над сушей, вошли в полосу густых снежных зарядов и продолжали полёт низко над лесом.

На пути к цели облачность поднялась. Раков набрал высоту, стараясь держаться над кромкой облаков. Он издали увидел островок, знакомый по карте. В секунды, оставшиеся до удара, он рассмотрел мачты радиостанций, ангары и спуски гидросамолётов. Достигнув цели, он сбросил бомбы и, развернувшись со снижением, наблюдал за разрывами. Первый взрыв произошёл перед ангаром, второй – в середине ангара. Главные сооружения были накрыты двумя звеньями, а сзади шли новые самолёты, бомбы которых попали в средний и крайний ангары. Пока не отбомбили все звенья, Раков продолжал летать в районе цели, наблюдая за очагами взрывов и пожаров. Его расчёт на плохую погоду и в связи с этим на внезапность налёта оправдался полностью. Враг спохватился, когда на земле отгрохотали разрывы бомб...»

Загрузка бомб ФАБ-500 в пикирующий бомбардировщик Пе-2

Позже Василий Иванович писал об этом задании: «Лишь мельком удалось взглянуть на то, что происходило на земле. Над центральным ангаром медленно опадала серая пирамида взрыва. В двух местах поднимался густой дым, сквозь который мелькало пламя. Чтобы нас не поразили ударами вдогонку, самолеты с повышенной скоростью пошли на снижение. Прижавшись к воде, сомкнутым строем легли на курс к своему аэродрому…»

Хладнокровие и выдержка Василия Ивановича Ракова помогала ему выходить победителем в сложных ситуациях. Во время одного из вылетов самолет капитана Ракова попал под зенитный огонь. Вышел из строя левый мотор, но всё же пилот не свернул с боевого курса. Раков долетел на поврежденном самолете до цели, нанес точный бомбовый удар по вражескому аэродрому и только после этого вернулся на свой аэродром. За проявленное мужество и героизм 7 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Василию Ивановичу Ракову было присвоено звание Героя Советского Союза. Как оказалось, эта «Звезда Героя» не будет для него последней...

Начало Великой Отечественной войны В.И. Раков встретил слушателем Военно-морской академии, которую он окончил в феврале 1942 года. И сразу был откомандирован на Черноморский флот. Там Василий Иванович получил новое назначение – он был назначен командиром авиабригады, а затем стал заместителем командующего Севастопольской авиационной группой. Несмотря на высокую должность, полковник Раков по-прежнему старался сам летать, как только выдавалась возможность. Он отличился при эвакуации из Севастополя гидросамолетов.

По решению советского командования 4 июля 1942 года Севастополь был оставлен советскими войсками. 250 дней продолжалась героическая оборона крепости. Из Севастополя Раков улетел на одном из последних самолётов. Воевать на Черном море ему больше не пришлось. Он был направлен в родные места – в Ленинград. Мужество и летное мастерство быстро выдвинули его в ряды лучших бомбардировщиков Балтики.

Звено Пе-2 в работе

После эвакуации из Севастополя Раков занимался сформированием в запасном авиаполку, в Казахстане, новой части, освоил тяжелый истребитель Пе-3. Однажды группа самолетов, совершавшая тренировочный полет, встретила в пути грозовой фронт. При его пересечении машины попали в сильный снегопад, было потеряно несколько самолётов и лётчиков. Метеослужба вовремя не вернула самолёты с задания, а наказан был командир. Василий Иванович был снят с должности и разжалован в майоры.

В начале 1943 года майор Раков получил назначение командиром эскадрильи 73-го пикировочно-бомбардировочного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии ВВС Балтийского флота, летали на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Защищая Ленинград, эскадрилья Ракова разыскивала тщательно замаскированные батареи врага, обстреливавшие город, и уничтожала их. Василий Раков был участником ожесточённых боёв в районе Мги, Синявино, Кингисеппа, Гатчины. Его бомбардировщик часто выполнял функции и штурмовика. Когда пилот видел сложную для наших солдат ситуацию на поле боя, он не выдерживал: его бомбардировщик срывался в стремительное пике и с высоты 150-200 метров поливал огнем «фрицев», выручая советскую пехоту.

За годы ВОВ В.И. Раков совершил более 170 боевых вылетов, потопил 12 кораблей противника, успешно бомбил вражеские автоколонны, составы с живой силой и техникой, артиллерийские батареи, мосты и конвои. Нелётной погоды для Василия Ивановича просто не существовало. В любое время дня и ночи, в любую погоду он был готов лететь в бой на ненавистного врага. В 1944 году он освоил истребители Як-7 и Як-9.

В начале 1944 года полк Ракова получил задание не из лёгких – разрушить железнодорожный мост, по которому враг подвозил к Ленинграду подкрепления. Каждый метр воздушного пространства над мостом простреливался зенитными установками. И всё же Раков с товарищами, невзирая на риск, выполнил боевую задачу: мост был уничтожен...

В июле 1944 года воздушная разведка доложила о появлении в Финском заливе немецкого крейсера противовоздушной обороны «Ниобе». Двое суток штаб ВВС Балтийского флота разрабатывал план операции по уничтожению крейсера. Решено было бомбить его прямо на месте базирования – в финском порту Котка. Замысел был крайне рискованным и очень опасным. Балтийским лётчикам предстояло преодолеть заслон из 12 стационарных зенитных батарей в районе этой финской военно-морской базы. Кроме того, сам крейсер был хорошо вооружен средствами противовоздушной обороны и надёжно замаскирован.

Экипаж летчика Ракова возвратился из боевого вылета, совершенного в Восточную Пруссию, 13 августа 1944 г.

16 июля 1944 года по крейсеру «Ниобе» был нанесён массированный комбинированный удар с воздуха. Советские бомбардировщики вёл Герой Советского Союза подполковник Василий Иванович Раков. В результате мастерского налета крейсер «Ниобе» затонул. 22 июля 1944 года командир 12-го гвардейского бомбардировочного полка В.И. Раков был удостоен второй медали «Золотая Звезда» и приказом наркома ВМФ был восстановлен в прежнем воинском звании – полковник.

О высоком лётном мастерстве Ракова свидетельствует и такой факт. Во время выполнения боевого задания он вёл 70 самолётов в атаку на немецкие позиции. Завязалась ожесточённая схватка с немецкими истребителями. Бой длился 20 минут, и за это время противник потерял 22 машины! И это при том, что сражались фашистские стервятники не с нашими истребителями, а с бомбардировщиками – самолетами, в общем-то, не очень подходящими для воздушных боев!

В разгар боя машину Василия Ивановича вдруг сильно тряхнуло, под левым крылом блеснул огонь. Густая белая полоса тянулась за крылом. «Белая, – пронеслось в голове Ракова, – значит, ещё не пожар, вырываются лишь пары бензина из повреждённого бензопровода. Но пары могут вспыхнуть в любую минуту…» Чтобы избежать этого, он отключил левый мотор. Самолёт стремительно терял высоту. Василий Иванович напряжённо вглядывался в землю: внизу виднелись линии окопов. Здесь не сядешь. Нужно протянуть еще чуть дальше. К счастью, почти сразу за передовой показалось пустое поле. Раков направил свой самолет туда и с трудом совершил посадку. Только в эти мгновения он почувствовал, какого напряжения стоил полёт на подбитой машине.

По воспоминаниям однополчан В.И. Раков был: «Педантичен и аккуратен, летал точно так же, при том, что был летчик от Бога!.. Раков не пил и не курил. Никогда не кричал. Что бы ни происходило, всегда был спокоен. И было у него еще одно хорошее качество, он умел слушать подчинённых, никакого снобизма...» До последнего дня войны нес свою ратную службу выдающийся ас морской авиации. За героические боевые заслуги, высокое лётное мастерство, нанесение врагу большого ущерба, мужество и отвагу Василий Раков был награждён также двумя орденами Красного Знамени.

После войны жизнь Василия Ивановича была связана по-прежнему с небом. Летчик постоянно совершенствовал свой технический уровень. В послевоенные годы Василий Иванович окончил Академию Генерального штаба. Затем служил на Тихоокеанском флоте – командовал авиадивизией. Потом с Тихого океана вернулся в родной Ленинград. Многие годы преподавал в Военно-Морской академии. В 1971 году профессор, доктор военно-морских наук генерал-майор авиации Раков ушёл в отставку. Василий Иванович Раков – автор книг: «Крылья над морем», «Над морем и сушей», «В авиации – моя жизнь». Скончался заслуженный летчик в 1996 году. Прах героя был погребен в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.




возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог