Сочинения о ВОВ по произведениям Валентина Распутина


"Знаний о войне у вас хватает.
Но вот атмосфера времени – это та тонкость,
которую невозможно постичь логически.
Это постигается шкурой. Кровью. Жизнью."

В. Быков

Книга в моей жизни (В.Г. Распутин «Живи и помни»)

В последнее время мы чаще стали говорить о нравственности. Отношение к народу, его жизни со всеми тяготами и радостями, его опыту, выступает главным мерилом духовной сущности человека. В жизни часто встречаешься с безнравственностью. Поэтому, чтобы воспитывать в себе нравственность, я обращаюсь к книгам. И книга стала моим учебником жизни. Такие книги, как "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Живи и помни" В. Распутина, стали моими настольными книгами. Больше всего раздумий вызвала у меня повесть "Живи и помни". Действие повести происходит во время войны. Но Распутин останавливается не на военных действиях, а на поступках человека.

Андрей Гуськов и его жена Настена любят друг друга, их роднит вместе прожитая жизнь. Но тот миг, когда Андрей, выписавшись из тылового госпиталя, сел в поезд, который увозил не на фронт, когда он превратился в дезертира, стал началом духовного раскола между ним и Настеной. Судьбы Настены и Андрея тесно переплетены с жизнью их родной деревни Атамановки. Все, что происходит в деревне: приезд ли фронтовика, известие ли о долгожданной победе, – всё, так или иначе отдастся в их душах. А мир Атамановки с ее вдовами и инвалидами, надорванными стариками и голодными ребятишками воплощает в себе черты России военных лет, он весь пропитай трагической атмосферой той поры. И чтобы выжить, Гуськову надо порвать с этой атмосферой, не слышать ее требовательного голоса, а это значит – оторвать себя от Родины, от земли, от отца и матери, стареющих в Атамановке. Таким путем он и идет. Распутин психологически очень тонко показывает, как Андрей, некогда простой деревенский парень, скрываясь от людского глаза, изолировав себя от родного мира, постепенно и неотвратимо теряет человеческий облик: в нем просыпаются озлобленность, жестокость, инстинкт уничтожения.

Для Настены же мир Атамановки, ее горькие слезы и светлые надежды – это то, что дороже всего на свете. Этот мир – опора се души. И совесть Настены не может совместить тайное, ворованное счастье с Андреем и горькое вдовство своих подруг, чьи мужья полегли на войне, сиротство ребятишек, оставшихся без отцов, печальное одиночество стариков. Душа Настены вбирает в себя вину мужа и сама проникается виной за его преступление. Чем больше теряет Андрей человеческий облик, тем больше ее душа наполняется трагической виной перед людьми. И в то время как Андрей, спасаясь, окончательно порывает с людьми, Настена сама казнит себя, не перенеся гнета вины, расплатившись своей жизнью за преступление мужа. Своей трагической гибелью она признает верховную власть над собой нравственных законов народа.

Вместе с Настеной и автором начинаешь все в большей степени убеждаться и понимать, что бывают в жизни и такие исторические эпохи, когда любое естественное чувство человека может и должно уступить дорогу общественному долгу. Настена почувствовала, что она переступила черту и оказалась одна против всех, посторонней, не смеющей отзываться на их слезы и радости, не решаясь поддерживать их в разговорах и песнях. Она не жила, а "скрывала" жизнь, и даже праздник Победы она отмечала, стесняясь и совестясь людей. "Стыдно... Почему так истошно стыдно и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда? Что теперь с ним делать?.." Гуськова судит не только смерть и судьба Настены. Его судит мучительной болью и недоумением старик отец; его судит жизнь деревни военных лет, ее бесконечный труд, голод, неустроенность, военное лихо, судит весь дух, вся нравственная атмосфера всенародного подвига.

Почему Гуськов пошел на это? Отправляясь на фронт, он не собирался становиться ни дезертиром, ни предателем. Более того, он был хорошим солдатом, храбро воевал. Но, видимо, не созрел в нем еще человек высокоразвитого патриотического самосознания. Даже война не вызвала ничего, кроме желания, стремления во что бы то ни стало остаться в живых. Повесть "Живи и помни" показывает нам, сколь ущербен, беден нравственно, а иногда и опасен человек, поставленный или поставивший себя вне общественных связей и отношений, исключивший себя из общества, ограничивший свой жизненный круг, внутренние интересы и потребности только биологическими помыслами.

В чём своеобразие решения В.Г. Распутиным темы «Человек и война» (по повести «Живи и помни»)

Виктор Астафьев назвал повесть "Живи и помни" одной из лучших книг о Второй Мировой войне, отметив "потрясающую, глубокую трагичность". Эта книга получила признание и у нас в стране, и за рубежом. В ней затрагивается все та же вечная тема – война. О Второй Мировой войне размышляли многие советские писатели. Но есть в понимании этой темы Распутиным нечто особенное, что заставляет внимательней вчитываться в его книги.

Что же в повести "Живи и помни" привлекло к себе всеобщее внимание? Не только выбранная тема, конечно. О дезертирстве писали многие. Эта тема не нова, просто раскрыта Распутиным по-новому. Интересен подход к изображению войны. Вроде бы в повести нет описаний боев, почти не затронут фронтовой быт. Мы видим войну "с изнанки", со стороны тыла, и, тем не менее, чувствуем ее ход, ни на минуту не забываем, что где-то, не так уж далеко, гибнут люди. Не будь войны, не осталась бы молодая Настенина подруга Надька с тремя ребятишками на руках. Не будь войны, не вернулся бы Максим Вологжин инвалидом. Не будь войны, не произошло бы этой страшной беды с Настеной и Андреем.

В повести "Живи и помни" Валентин Распутин не просто рассказывает о жизни героя и героини, но соотносит их судьбы с народной судьбой на трагическом изломе истории. Так он решает тему "человек и война". В повести нет героев, совершающих военные подвиги. Два главных действующих лица – дезертир Гуськов и его жена. Причем в книге идет речь не столько о дезертире, сколько именно о его жене. Это всегда подчеркивал сам автор, говоря о своей книге. За ее судьбой, за ее переживаниями Распутин следит с сочувствием и состраданием. Настена – образ русской женщины, великой в своих поступках и в своих несчастьях. Если из двоих супругов Гуськовых кто-то и достоин называться героем, то это Настена.

Ее подвиг самопожертвования действительно велик. Настена живет в тылу, но и она ощущает на себе все тяготы войны. Это сказывается хотя бы в недостаточном снабжении провизией. Вспомним, как Надька, мужа которой убили, распределяет между тремя своими детьми жалкие куски хлеба и картошки. Детям не объяснишь, что идет воина. Они хотят есть. Поэтому и выбивалась Надька из сил, поэтому гнула спину. Ей надо было хоть как-то прокормить семью. Так же и Настена работает, не покладая рук. Работает для фронта, для будущей победы, для Андрея. А в это время ее муж, чья святая обязанность – защищать Родину, малодушно ехал в родные места. Странно, он прекрасно помнит показательный расстрел дезертиров в начале войны, но все же бежит. Автор пытается объяснить (но не оправдать!) те причины, которые заставили Андрея бежать, а затем скрываться. Бежит он из страха за свою жизнь. Можно предположить, что не он один испытывал этот страх.

Может быть, кому-то из его товарищей приходили в голову и мысли о побеге. Но почему-то никто не бежал. Только Гуськов с его непомерным эгоизмом, потребительским отношением к жизни, озлобленностью смог переступить опасную черту, обмануть собственную совесть. Только вначале еще можно понять его обиду на то, что не отпустили из госпиталя домой. Дальше он уже недостоин понимания. Да, Гуськов вызывает отвращение, презрение, но иногда и жалость. Ведь и в этом, в принципе "конченом человеке" (как говорит сам писатель), иногда просыпаются благородные чувства. В такие минуты он заботится не только о себе, но и о Настене, и вопрошает судьбу, в чем он перед ней провинился. Однако к концу повести даже жалости к этому человеку не остается.

По-настоящему жалко лишь Настену. Именно она приняла на себя все тяготы дезертирства. Ее мучила совесть, она чувствовала себя отрезанной от общества. В годы войны народ сплачивается и идет одной широкой дорогой. Андрей же, крадучись, пошел своей тропинкой в совершенно противоположном направлении. Все это отражается, как ни странно, только на Настене, но не на нем самом. Она даже не может встретить с односельчанами День Победы и порадоваться от души вместе с ними. Ее муж – предатель. Это клеймо теперь и на ней, и на всей семье Гуськовых.

Так Распутин показал нам войну в необычном ракурсе. Ни батальных картин, ни традиционных атрибутов произведений о войне нет в повести "Живи и помни". Война не глазами солдата, участвующего в ней, а глазами человека, убежавшего от неё. Автор пытался дать нам понять размышления дезертира. И мы действительно понимаем, но не принимаем их. Столь неординарный подход к теме "человек и война" – одна из причин, почему повесть "Живи и помни" завоевала такое широкое признание.

Любовь и война на страницах повести В.Г. Распутина «Живи и помни»

Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Валентин Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же – это именно повесть о войне. Она занимает достойное место в ряду антивоенных шедевров современной классики. Война разрушила семейную жизнь Андрея и Настены, загубила судьбу Надьки, оставшейся вдовой с тремя детьми; война наложила свой неизгладимый отпечаток на каждого из героев книги. Собственно, война же дала автору сюжет. Ведь не будь войны, не стал бы Андрей Гуськов дезертиром, не разрушил бы жизнь Настены.

Их любовь и война – две движущие силы их судеб, то, что определило горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Хотя, если быть честными, они изначально были несовместимы – человечная Настена и жестокий Андрей. Она – сама доброта и душевное благородство, он – вопиющая черствость и эгоизм. Война сначала даже сблизила их, но глобальную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.

Чувство Андрея к Настене – скорее потребительское. Он все время хочет что-то получать от нее – будь то предметы материального мира (топор, хлеб, ружье) или же чувства. Гораздо интереснее понять, любила ли Настена Андрея? В замужество она кинулась, "как в воду", иными словами, долго не раздумывала. Любовь Настены к мужу строилась отчасти на чувстве благодарности, ведь он взял ее, одинокую сироту, в свой дом, не давал никому в обиду. Отчасти же ее привязанность к Андрею можно объяснить чувством вины оттого, что у них не было детей. Настена не думала о том, что здесь может быть вина Андрея. Так и позже она винила почему-то саму себя в преступлении мужа. А в сущности, Настена и не может любить кого-то иного, кроме мужа, ведь одна из священных семейных заповедей для нее – это супружеская верность.

Неизвестно, к чему пришли бы их отношения, не будь войны. Видимо, улучшились бы. Но война круто изменила их судьбы. Как все женщины, Настена ждала мужа, рвалась к нему, переживала и боялась за него. Он также думал о ней. Будь Андрей другим человеком, он, вполне вероятно, вернулся бы из армии, и они снова зажили бы обычной семейной жизнью. Все случилось не так: Андрей вернулся раньше срока. Вернулся дезертиром. Предателем. Изменником Родины. В те времена это клеймо было несмываемым. Настена не отворачивается от мужа. Она находит в себе силы, чтобы понять его. Такое поведение – единственно возможная для нее форма существования. Она помогает Андрею, поскольку жалеть, отдавать и сочувствовать для нее естественно. Она уже не помнит того плохого, что омрачало их довоенную семейную жизнь. Она знает только одно – ее муж попал в большую беду, его надо жалеть и спасать. И она спасает как может. Судьба снова свела их воедино и в качестве огромного тяжкого испытания послала им ребенка.

А ведь, по сути дела, ребенок должен посылаться как награда, как величайшее счастье. Как когда-то Настена мечтала о нем! Теперь же ребенок – плод любви его родителей – обуза, грех, хотя он и зачат в законном браке. И снова Андрей думает лишь о себе: "Плевать нам на него". Он говорит "нам", но на самом деле "плевать" только ему. Настена не может так же равнодушно относиться к этому событию. Для Андрея главное, чтобы родился ребенок, продолжился род. Он не думает в эту минуту о Настене, которой придется выносить позор и унижение. Такова степень его любви к жене. Конечно, нельзя отрицать, что Гуськов привязан к Настене. Иногда даже у него бывают минуты нежности и просветления, когда он с ужасом думает о том, что он делает, в какую пропасть толкает жену.

Их любовь не была такой, о которой пишут в романах. Это обычные отношения мужчины и женщины, мужа и жены. Если бы не война, никогда бы не стали эти отношения такими "прозрачными". Благодаря войне проявились и преданность Настены мужу, и потребительское отношение Гуськова к жене. Война же и разрушила эту семью, как семью Надьки Березкиной и тысячи других семей. Хотя кто-то все же сумел сохранить свои отношения, как Лиза и Максим Волошины, И Лиза могла ходить с гордо поднятой головой. А Гуськовы, даже если бы сохранили семью, никогда не сумели бы поднять глаз от стыда. Потому что и в любви, и на войне, где, как говорится, все средства хороши, все же нужно сохранять свое достоинство и оставаться честным. Андрей же не смог быть честным. Это и определило тяжелую судьбу Настены. Так своеобразно Распутин решает тему любви и войны. Эта тема, взятая в таком ракурсе, не избита. Может быть, поэтому из числа прочитанных книг о Великой Отечественной войне повесть Распутина "Живи и помни" запоминается так ясно и остается в памяти так надолго.

В. Распутин «Живи и помни»

Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина «Живи и помни» и выяснить, в чем смысл заглавия повести. Я прочитала эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не могла предположить, что судьба людей бывает такой жестокой и люди могут так страдать. Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба». Для них судьба есть нечто, независящее от воли отдельного человека. Чем дальше читаешь повесть, тем труднее разделять героев на «хороших» и «плохих». Распутин судит своих героев не по законам военного времени, а по законам народной справедливости. Андрей Гуськов и Настена встретились после голодного 1933 года, когда Настя уже немного пришла в себя после хорошего урожая.

На долю Настены выпало много бед. В шестнадцать лет, оставшись сиротой, она с сестренкой работала у своей тетки. Когда же Настена встречает Андрея, она влюбляется в него. И после нескольких встреч он предлагает ей выйти за него замуж. В семье мужа у Настены отношения со свекровью поначалу не заладились, и некому было заступиться за нее. Только Семеновна начала свыкаться с Настеной, как разразилась война... Андрей ушел на фронт и честно воевал, пока не попал в госпиталь. Выздоравливая, он думал об одном: война кончается, а значит, ему дадут отпуск. Но он узнал, что его отправляют на фронт. Все его мечты были разрушены в тот же миг. Он принимает решение: съездить домой, повидать родных.

Бывают обстоятельства, в которых человек может дрогнуть. Он не управляет своей судьбой, судьба управляет им. Повинуясь инстинкту, он направляется в родные края. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Он поселился в этой бане и стал похож на оборотня, научившись выть по-волчьи. Меня поразила сцена, когда Андрей, подстрелив косулю, «не добил ее, как следовало бы, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения, как мучается умирающее животное, как затихают и снова возникают судороги, как дергается на снегу голова. Он приподнял ее и заглянул в Глаза – они в ответ расширились... Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Жене он тоже пригрозил: «Скажешь кому – убью. Мне терять нечего».

Андрей мучается вопросом: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной? – зачем?» И не находит ответа. Главное оправдание своему преступлению он находит в том, что Настена забеременела от него, и в этом он видит свою судьбу. Но Андрей не смог построить добро на зле, оно обернулось к нему лицом, поэтому его постигла страшная кара. Она заключается в том, что он остается жить и мучиться, а Настена с не родившимся ребенком погибает. Для Андрея жизнь и память, на которую он обречен, – самое страшное наказание.

Трагическая гибель Настены – это не только наказание, последовавшее за преступлением Андрея. К кому же взывает фраза «живи и помни»? Вначале уже было отмечено, что Настена, испытавшая сиротскую долю, очень боялась потерять семью, остаться одной. В. Распутин постоянно подчеркивает две черты ее характера: покорность и смирение. Настена привязана к деревне, к дому, к работе, ее жизнь и поведение определены обычаями.

При встрече с Андреем Настена понимает, что он – дезертир, но не долго думает, как ей поступить. Она остается с мужем. Ситуация меняется, когда признаки беременности становятся все более заметными. И никому, даже подруге Надьке, даже родителям Андрея, Настена не может объяснить, что она ничем не замарала своего достоинства. Оказавшись меж двух огней, Настена выбирает страшный путь – самоубийство.

Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!» Максим – один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь – самая большая ценность. После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку. Призыв «Живи и помни» обращен не только к жителям Атамановки, но ко всем нам. Человек ответствен за свои поступки и за все должен расплачиваться сам. Мне кажется, что эта повесть открывает нам многие тайны бытия, заставляет размышлять, волноваться и переживать за ее героев. Мы учимся на ошибках других и должны избегать их повторения. И в этом нам помогают такие произведения, как повесть «Живи и помни».




события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог