Самоходно-артиллерийские установки


"Все на бой с проклятым гадом,
Не уйти ему живым
Под железным нашим градом
И под ливнем огневым!"

В. Лебедев-Кумач

Сборка танков в Танкограде

САУ – самоходно-артиллерийская установка является боевой машиной, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. САУ созданы для выполнения других задач, нежели танки, поэтому имеют значительные отличия от них.

Самоходные артиллерийские установки имеют значительно большую дальность, нежели танковые пушки, и им не требуется так близко приближаться к противнику, поэтому они сталкиваются с меньшим огневым противодействием – что определяет несколько меньший уровень защиты и значительно большие габариты (в частности – высота). Броня САУ предназначена, прежде всего, для защиты от стрелкового оружия десантных и разведывательных подразделений противника, что определяет отсутствие динамической и активной защиты.

Мощность вооружения артиллерийских установок значительно больше, нежели у танков. Это определяет большую длину и вес ствола, более совершенное навигационное и прицельное оборудование, наличие баллистических вычислителей и других вспомогательных средств, улучшающих эффективность стрельбы. По характеру решаемых с их помощью боевых задач, САУ могут быть разделены на следующие классы:
1) Истребители танков – специализированные для борьбы с бронетехникой боевые машины. Как правило, самоходки этого класса вооружаются длинноствольным полуавтоматическим орудием среднего калибра (57-100 мм) с унитарным заряжанием для повышения скорострельности. Тяжёлые истребители танков могут быть оснащены длинноствольными орудиями крупного калибра (120-155 мм) с раздельным заряжанием и предназначены для борьбы с тяжёлыми танками и аналогичными САУ противника. САУ этого класса относительно неэффективны против пехоты и укреплений. Наибольшее развитие истребители танков получили во время Второй мировой войны (характерными представителями являются советская САУ СУ-100 и немецкая "Ягдпантера").
2) Штурмовые орудия – полностью бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты, действующие в их боевых порядках. Вооружены крупнокалиберным орудием (105-203 мм, как короткоствольным, так и длинноствольным), эффективным против укреплений и пехоты. Эти САУ нередко с успехом использовались и против танков. К этому классу относятся: СУ-122, ИСУ-152.
3) Самоходные гаубицы – мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций (самоходный аналог классической буксируемой артиллерии). Вооружаются самыми разнообразными артсистемами калибров 75-406 мм, имеют относительно легкое, противоосколочное бронирование, предназначенное, в основном, для защиты от контрбатарейного огня противника.
4) Противотанковые САУ – открытые или полуоткрытые машины с монтировкой противотанкового орудия среднего или малого калибра (37-128 мм) на базе легкобронированного (и как правило устаревшего, но хорошо отлаженного в производстве) танкового шасси. Отличаются отличным соотношением "эффективность/стоимость", выпускались в значительных количествах, но проигрывают по характеристикам более специализированным боевым машинам. Хорошим примером самоходки Второй мировой войны этого класса является СУ-76М.
5) Зенитные самоходные установки (ЗСУ) – специализированные пушечно-пулемётные машины для борьбы с низколетящими и средневысотными самолётами противника. Вооружены как правило автоматическими пушками малого (20-40 мм) калибра и/или крупнокалиберными пулеметами (12.7-14.5 мм). Исключительно эффективны против больших масс пехоты и в городских боях. Выдающимися представителями времен Второй мировой войны являются немецкие ЗСУ Wirbelwind и Ostwind, советская ЗСУ-37.
6) Суррогатные САУ – импровизированные машины на базе грузовиков, сельскохозяйственных тракторов и артиллерийских тягачей, иногда вообще без бронирования. Наиболее широко применялись нацистской Германией и фашистской Италией во Второй мировой войне от недостатка иной бронетехники. Наиболее известной отечественной машиной этого класса является 57-мм противотанковая САУ ЗиС-30 на базе лёгкого гусеничного легкобронированного артиллерийского тягача Т-20 "Комсомолец".

Большинство отечественных САУ времён Великой Отечественной войны, таких как ИСУ-152, успешно совмещали в себе функции нескольких классов. Лёгкая противотанковая САУ СУ-76М Появившиеся в 30-е годы в СССР образцы САУ были лишь опытными и в войска не поступали, поэтому перед войной Красная Армия не имела крупносерийных самоходок. Их роль в будущей войне, к сожалению, недооценивалась. Поэтому к производству самоходок приступать пришлось в ходе боев, уже в июле 1941 года была построена суррогатная САУ ЗиС-30. Из-за высокого расположения линии огня при короткой базе машины самоходка оказалась неустойчивой, стрельба из нее — неточной, а подвижность из-за возросшей массы (4,5 т) стала низкой, хотя несколько десятков таких орудий участвовали в обороне Москвы. К концу 1942 года на вооружение поступили первые серийные штурмовые орудия СУ-122. Противоборство с тяжёлой немецкой бронетехникой и укреплениями вызвало к жизни такие выдающиеся образцы советских самоходок, как ИСУ-152 и СУ-100.

Весной 1942 года, когда произошел крутой перелом в увеличении производства танков, очень остро встала задача создания и массового выпуска самоходной артиллерии. Было очевидно, что только она могла при наступлении в изменившемся характере современного боя непрерывно сопровождать пехоту, конницу и танки, маневрировать на местности и быстро сближаться с противником, будучи неуязвимой от его пулеметного огня. Самоходные установки могли эффективно и без долгой подготовки уничтожать огневые точки противника и его танки прямой наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная артиллерия, даже на механической тяге, а чаще всего передвигаемая конной упряжкой или силами расчета, с этими задачами справляться не могла.

В мая 1943 г. успешно завершились испытания СУ-76М – в армии появилась многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой так нуждались войска, и получилась она весьма удачной. С конца месяца началось серийное производство модернизированных СУ-76М. В июле они уже сражались в битве на Курской дуге. Летом 1943 года головным предприятием по изготовлению СУ-76М был определен Горьковский автозавод с его огромными производственными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров. Под руководством заместителя главного конструктора по танкостроению H.А. Астрова машина была существенно доработана и приспособлена к технологии массового производства. Была усилена кормовая броня, усовершенствована установка вооружения, переделана маска пушки. С октября 1943 года под заводской маркой ГАЗ-15-126 началось ее непрерывно возраставшее производство. С конца 1943 года выпуск СУ-76М освоил еще один, подмосковный, завод, где было организовано свое ОКБ. Бронекорпуса ему поставляли специализированные предприятия.

Самоходная установка ИСУ-122

Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе место в системе вооружения Красной Армии. Если в течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году – в 3,7 раза больше. Экипажи получали их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города маршевых подразделений шли прямо на фронт. На бронированную машину устанавливалась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта "пантеры" и "тигра". Установка несла боекомплект из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, а также переносный пулемет ДТ для самообороны.

На шоссе скорость машины достигала 41-45 км/ч, по грунту – до 25 км/ч. Самоходка преодолевала окоп шириной до 2 м, подъем до 30° и брод глубиной до 0,9 м. Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545 кгс/см2) установка могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности, сопровождая пехоту там, где не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия. Развитая система охлаждения и, с другой стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность СУ-76М успешно воевать в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта – от Карелии до Крыма.

Когда заместителя наркома танковой промышленности Ж.Я. Котина спросили – какому советскому танку по плечу равный поединок с "тигром", Котин не смог дать ответа. Мощный, тяжелый, массой 55 тонн, "тигр", снабженный 88-мм пушкой и двумя пулеметами, а броневая защита его в лобовой части достигала 150 миллиметров – противостоять ему не просто. Поэтому уже 4 января 1943 года ГКО обязал завод № 100 НКТП СССР и завод № 172 НКВ СССР в течение 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1С опытный образец самоходной артиллерийской установки, оснащенной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 образца 1937 г.

Тяжёлая самоходка СУ-152

Весь конструкторский коллектив КБ Кировского завода перешел на казарменное положение. Трудовой энтузиазм и патриотический подъем конструкторов, рабочих и инженерно-технических работников в значительной степени способствовали выполнению правительственного задания. Люди спали по очереди возле чертежных досок, питались чаще сухим пайком. Разграничения обязанностей практически не существовало. Готовый чертеж узла или агрегата сразу отсылали в цех, где непосредственно на месте вносили изменения, уточнения, отрабатывали технологию. Порой по нескольку раз повторяли одну и ту же операцию, но никто не роптал. Людей сплачивало единое стремление дать фронту оружие, способное остановить врага на поле боя.

25 января, на 4 дня раньше срока, намеченного ГКО, первый образец самоходки СУ-152 был собран и прошел заводские испытания, а с февраля 1943 г. она поступила в серийное производство. До начала марта того же года изготовлена первая партия установок в количестве 35 машин, которые отправлены для формирования тяжелых самоходно-артиллерийских полков. Впервые новые советские боевые машины были использованы на Курской дуге. Как впоследствии вспоминал сам конструктор Котин, 9 июля он развернул газету "Красная звезда" и мгновенно увидел броский заголовок: "Тигры горят!". Оказалось, что, несмотря на действительную мощь новых тяжелых танков, слухи, распускаемые немцами об их неуязвимости, явно преувеличены. "Тигров" бьют, "тигры" горят, "тигров" подбивают наши бронебойщики, жгут наши артиллеристы, поражают наши танкисты.

СУ-152 отлично зарекомендовали себя в борьбе с "тиграми" и "пантерами" в битве на Курской дуге, за что красноармейцы прозвали их "зверобоями". Потом, уже после Курской битвы, были и благодарственные отзывы фронтовиков, и восторженные статьи о том, как воины поджигали по нескольку "тигров" в одном бою. За годы войны из ворот Танкограда вышло 18 тысяч танков и самоходных орудий, а также более 50 тысяч двигателей к ним. В серийном производстве было освоены 13 танков и САУ. В этих цифрах – и бессонные ночи конструкторов, и подлинный героизм рабочих... Конструкторский коллектив Жозефа Яковлевича Котина на базе танков ИС в 1944 году создал тяжелые самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152. Эти самоходные установки также отлично зарекомендовали себя во время уличных боев в Берлине и при штурме мощных фортификационных сооружений Кенигсберга и Будапешта.

В середине 1944 года под руководством Ф.Ф. Петрова была сконструирована еще более мощная, 100-мм пушка Д-10С. Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы "Уралмаша" оперативно разработали СУ-100 – лучшую противотанковую САУ Второй мировой войны. Выпуск этой самоходки начался в сентябре 1944 года. Разработка самоходки проводилась под руководством Л.И. Горлицкого, ведущего конструктора всей линейки средних советских САУ. Средняя самоходная установка СУ-100 СУ-100 обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с расстояния в 2 тыс. м поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. Толщина лобовой брони самоходки составляла 75-мм. До конца 1944 года было выпущено 500 таких машин, а всего за годы войны "Уралмаш" произвел около 6 тысяч средних САУ.

Слабыми местами машины были отсутствие пулемёта, расположение топливных баков в боевом отделении. Кроме того, противотанковые возможности пушки не были до конца использованы в полной мере, так как в 1944-1945 гг. был доступен только калиберный бронебойный снаряд. Подкалиберные варианты стали доступны уже после окончания Великой Отечественной войны. Тем не менее, СУ-100 с успехом использовались в боях завершающего периода войны. Первый раз в бой самоходки пошли в Венгрии, в январе 1945 г. Хорошее действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда по небронированным целям позволяло использовать СУ-100 в качестве штурмового орудия. В городских боях СУ-100 стали чаще использоваться именно в таком качестве.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог