Старший лейтенант Шарков В.И.


"Мир, как окно, для воздуха распахнут,
Он нами пройден, пройден до конца,
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца."

Н. Майоров

Шарков В.И.

Валентин Иванович Шарков родился в 1923 г. в городе Угличе Ярославской области. В 1924 г. вместе с родителями переехал в Москву. Учился в средней школе и одновременно в аэроклубе Дзержинского района столицы. В ноябре 1940 г. поступил в военно-авиационную школу пилотов. В Великой Отечественной войне – с лета 1942 г. Был летчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в боях на Брянском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Звания Героя Советского Союза удостоен 23 февраля 1945 г.

В девятнадцать лет Валентин Шарков после окончания военно-авиационной школы пилотов был назначен в штурмовой авиаполк Брянского фронта и сразу же включился в боевую работу. В жестоких воздушных схватках с сильным и опытным врагом приобретался опыт, закалялся характер молодого летчика. Старательно, с завидной настойчивостью и исключительным упорством изучал Шарков действия в бою старших товарищей, перенимал их методы штурмовок, познавал тактику врага. Учился у однополчан, как надо захватывать инициативу в бою, навязывать врагу свою волю. Учился мужеству, верности солдатскому долгу. Постепенно приходило мастерство.

Уже через несколько месяцев напряженной боевой работы Шаркова трудно было отличить от многих бывалых летчиков в полку. Он действовал в бою умело, проявлял смекалку и, как правило, поражал цель с первого захода. Как-то раз, в конце февраля 1943 года, группа штурмовиков, в составе которой находился и Шарков, получила задание нанести удар по переднему краю немецко-фашистских войск в районе города Мценска. Поднявшись в воздух, легли на заданный курс. Но на подходе к району действий радиостанция авианаведения перенацелила их на удар по танкам и автоколонне, двигавшихся по шоссе из Карачева к Орлу.

Изменив курс, ведущий повел «илы» вдоль широкой автомагистрали. Вскоре группа попала в полосу сплошной облачности. Пришлось резко снизиться и продолжать полет под огнем не только зенитчиков, но и стрелков противника. Однако, несмотря на это, штурмовики точно вышли на заданную цель. Выбрав на шоссе группу плотно идущих танков, Валентин Шарков одним из первых обрушил на нее всю мощь своего «ила»: сначала бомбы, затем «эрэсы» и пушечно-пулеметный огонь. Фашисты, видимо, не ждали нападения советских штурмовиков в такую погоду. Тем успешнее оказался налет. Шесть заходов, шесть точных, ошеломляющих штурмовых ударов нанесли наши летчики. От многих неприятельских танков и автомашин осталась лишь груда искореженного металла.

Израсходовав почти все боеприпасы, группа «илов» взяла курс на свой аэродром. Самолет Шаркова шел в строю замыкающим. Но едва успели штурмовики отойти от цели, как их атаковали две пары истребителей ФВ-190. Противнику удалось отсечь от строя самолет Шаркова. Пришлось вступить в воздушный бой и отражать яростные атаки противника. Когда же один из вражеских истребителей попытался подобраться справа, советский летчик меткой очередью полоснул по нему, и тот отвалил в сторону. Нелегко было драться одному штурмовику против четырех вражеских истребителей.

Фашисты атаковывали Ил-2 с разных направлений, применяли различные тактические приемы. Но Шарков вместе с воздушным стрелком умело отбивались от них. Более восьми минут длился бой, во время которого воздушному стрелку «ила» длинной очередью удалось сразить один «фокке-вульф». Тот вспыхнул и пошел к земле. Однако и штурмовику основательно досталось. Были повреждены маслорадиатор и лопасти воздушного винта, изрешечены крылья. И все же Шарков сумел вырваться из огненного кольца, оторваться от вражеских истребителей и посадить подбитый самолет на своей территории.

Как-то раз экипажу Шаркова во время очередного налета на вражеский аэродром южнее Орла было поручено уничтожить зенитные точки фашистов. Взлетели в предрассветных сумерках. К аэродрому противника подошли незаметно точно в расчетное время. Гитлеровцы открыли огонь из зениток лишь тогда, когда вся десятка наших штурмовиков уже сбросила бомбы. Шапки разрывов зенитных снарядов вспыхнули в воздухе между самолетами. К ним потянулись и трассы «эрликонов» (пушек). Пока Шарков и его ведомый разделывались с зенитными точками, его товарищи штурмовали вражеские самолеты. На их стоянках взметнулись столбы огня и дыма.

Налет оказался настолько неожиданным, что фашисты не успели погасить посадочные огни, зажженные для приема своих самолетов. Внезапный удар с воздуха вызвал среди гитлеровцев панику. Покончив с зенитками, пара Шаркова пристроилась ко всей группе «илов» и вместе с ними продолжала штурмовать вражеские машины. Горели фашистские самолеты, служебные здания, рвались боеприпасы. Было уничтожено более 12 самолетов врага, два из них – на счету Шаркова. Он же со своим ведомым подавил огонь зенитной батареи. Задание было выполнено успешно. Вскоре Валентина Ивановича наградили орденом Красной Звезды. Он стал командиром звена, а месяц спустя – заместителем командира эскадрильи.

Особенно отличился Шарков в Белорусской операции. 24 июня 1944 года он поднялся в свой 85-й боевой вылет, возглавляя восьмерку «илов», направлявшихся для удара по коммуникациям врага юго-западнее Жлобина. Еще на подходе к цели сквозь пелену утреннего тумана летчики увидели далеко растянувшуюся колонну тяжелых вражеских танков, бронемашин, заправщиков горючего и грузовых автомашин, крытых брезентом. Повернув вправо, штурмовики стремительно приближались к колонне. Фашисты встретили их заградительным огнем зенитной артиллерии. Прорываясь сквозь эту огневую завесу, Шарков вывел группу в правом пеленге на цель: так гитлеровцам труднее пристреливаться к «илам».
– В атаку! – передал по радио Шарков и ввел свою машину в пикирование.

С невероятной быстротой набегала земля, словно бы вырастали деревья, увеличивались в размере казавшиеся поначалу крохотными танки и бронемашины. Посыпались противотанковые бомбы. Вслед за Шарковым на колонну устремились ведомые. В сплошном облаке зенитных разрывов штурмовики неслись навстречу ощетинившейся земле. После первой атаки запылали два танка и бронетранспортер противника. Хорошо видны были языки пламени, густой черный дым. Движение на дороге затормозилось. Фашисты в панике заметались, бросая технику.
– Второй заход! – распорядился командир группы.

Теперь огонь реактивных снарядов, пушек и пулеметов обрушился на хвост колонны. И на третьем, и на четвертом заходах штурмовики продолжали громить технику врага. Бортовое оружие работало безотказно. При обстреле крытые брезентом автомашины взрывались: видимо, везли боеприпасы. Более двадцати минут колонна гитлеровцев подвергалась ударам наших штурмовиков, на дороге появлялись новые и новые клубы дыма, перевитые языками пламени. Когда группа «илов», сделав последний, пятый заход, стала отходить от цели, на дороге и ее обочинах Шарков насчитал более двух десятков очагов пламени, несколько разбитых танков, машин, штабных автобусов. Было убито много гитлеровцев. А главное – нашим самолетам удалось надолго парализовать движение противника по важной магистрали.

Результаты удара успел сфотографировать замыкавший группу штурмовик Ил-2. Работа летчиков получила высокую оценку командования. В тот день Валентин Иванович, возглавляя группы «илов», совершил еще четыре боевых вылета, производя по пять-шесть заходов на позиции окруженной фашистской дивизии. За эффективные штурмовые удары Шарков был удостоен второго ордена Красного Знамени.

В представлении к награде говорилось: «Важной чертой характера Шаркова является упорство в достижении цели, смелость, отвага, хладнокровие и трезвый расчет. В сложной обстановке действует умело. Над полем боя проявляет разумную инициативу и находчивость, мужество. С исключительной настойчивостью выполняет боевые задания».

Много раз еще приходилось Шаркову водить группы самолетов Ил-2 на штурмовку мотомеханизированных колонн, живой силы, артиллерийских и минометных позиций, складов, железнодорожных воинских эшелонов, станций, опорных пунктов и аэродромов противника. И хотя гитлеровцы пять раз сбивали отважного штурмовика: три раза вражеские зенитки и два – истребители, Шарков оставался невредимым, возвращался на аэродром, садился на другой самолет и снова поднимался в воздух, чтобы с еще большей яростью громить захватчиков. – В счастливой сорочке родился наш командир, — говорили летчики эскадрильи.
– «Смелого пуля боится, смелого штык не берет...» Так кажется, поется в песне? – шутя отвечал им заместитель командира эскадрильи.

В боях при форсировании Днепра Шарков произвел десять боевых вылетов. 15 октября 1943 года он водил группу «илов» на штурмовку войск противника на правом берегу реки в районе Бабовичей. Задача – подавить артиллерийские и минометные батареи врага, дать возможность нашим войскам переправиться через Днепр. Пролетев по тактически грамотно избранному командиром маршруту подхода к цели, группа Ил-2 внезапно атаковала ее, а затем, несмотря на сильный зенитный огонь, в течение двадцати пяти минут держала противника под непрерывным огнем. Наши наземные части получили возможность, форсировав Днепр, занять на его правом берегу ряд опорных пунктов.

По отзывам командира стрелковой дивизии и находившегося на станции наведения командира штурмовой авиадивизии летчики старшего лейтенанта Валентина Шаркова отличились настойчивостью, смелостью, выполнили боевую задачу отлично. За меткие удары по врагу его группа получила благодарность от командования наземных войск. В наступательных боях в Белоруссии Шарков произвел 21 боевой вылет. Делая по пять-шесть заходов на цели, подавляя огневые средства противника, он и его ведомые и здесь способствовали прорыву обороны противника, развитию успеха нашими войсками.

«Смелый, мужественный, в совершенстве владеющий боевой техникой, личным примером и героизмом воодушевляет молодых летчиков на отличное выполнение боевых заданий, на эффективное использование огневой мощи своего штурмовика» – так характеризовали заместителя командира эскадрильи 218-го Слуцкого штурмового авиаполка старшего лейтенанта Шаркова старшие начальники, представляя его к присвоению звания Героя Советского Союза. Таким он был, таким и остался до победного окончания Великой Отечественной войны.


Из книги "Герои огненных лет", под редакцией А.М. Синицына,
книга 7-я, М., "Московский рабочий", 1984 г., с. 365-369.





возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог