«...Но можно еще переделать грядущего страшный сюжет»
Судьба семьи в судьбе страны (II ч.)


«Времена переменятся…»

Отступление первое


"Все еще перемелется.
Будут лучшие дни.
Времена переменятся,
да они ли одни!"

Евгений Евтушенко.


Лёля Лоппа была цыганочка, отсюда и такая необычная фамилия. В Сибири, особенно во время войны, жило много людей самых разных национальностей: татары (наверно, еще со времен татаро-монгольского ига), северные народности (их тогда называли «нацмены» – национальные меньшинства), немцы (приехали во время правления Петра I, а в ХХ веке были сосланы Сталиным из Поволжья), сосланные разными правительствами, эвакуированные из захваченных врагом республик... Война объединила всех, у людей была общая цель: победа, освобождение Родины. Таким же многонациональным был и класс моей бабушки, и она с детства привыкла относиться к представителям других народов как к равным, друзьям.

В моей школе тоже учатся не только русские ребята, и у меня, как и у бабушки когда-то, среди них есть друзья. Я бы не стала писать об этом – такое отношение между людьми, на мой взгляд, естественно. Но спустя многие годы, после развала Советского Союза в 1991-м, начались межнациональные конфликты. И как отражение их начались конфликты в поселениях, где люди из разных республик жили до этого мирно и дружно. Все это ослабило мощь нашего государства. Взрослым и детям пришлось покидать свои дома, начинать жизнь с нуля в незнакомой местности, а это очень трудно и финансово, и физически, а больше всего морально: люди страдали душевно. И эти раны, я считаю, ничуть не легче полученных в бою…

Детство, отнятое войной


"Нету права на злобу.
Но все же, эпоха, позволь
узаконить
неприкосновенное право на боль."

Евгений Евтушенко.


«Мы еще неплохо жили, лучше многих, – говорит бабушка, вспоминая те годы. – Голодно было, но не опухали, в обморок не падали: картошку сажали, овощи, корову держали; одежда была, обувь в школу ходить. Папа, хоть и в отъезде (его мобилизовали работать на танковом заводе в Нижнем Тагиле), но не на фронте, а значит, вернется живым. Нам повезло…».

Но сколько за этим стоит тяжелого, недетского труда! Кроме работ в колхозе, многие ребята вязали варежки бойцам на фронт, писали письма в госпиталях за тех раненых, кто не мог этого делать. Поскольку взрослые были заняты тяжелой работой (приходилось заменять ушедших на фронт), детям нужно было содержать огород: вскопать землю, удобрить, посадить картошку, овощи; потом поливать, полоть, осенью выкопать урожай, перенести в погреб, сохранить… Корова требовала ежедневных забот о себе.

Одежду тоже купить было непросто: в магазинах ничего не было, не было и денег. Однажды в Каргат приехала семья, эвакуированная из Ленинграда, их поселили в доме напротив. Женщина, экскурсовод Русского музея, предложила продать отрез на костюм – в обмен на молоко. И мама сказала Нине: «Если хочешь костюм – ходи каждый день днем доить корову в третий раз» (доили обычно утром и вечером, дома). А это значит далеко на луг. Нина ходила даже во время экзаменов. В последний день она заволновалась: ее долго не вызывали, а время дойки приближалось! Не успеешь с другими женщинами – пастух угонит стадо, и не найдешь его. Но тут пришла мама, учительница этой же школы, и, объяснив ситуацию, попросила вызвать дочь. Едва сдав экзамен, Нина помчалась за подойником.

Осенью у нее появился красивый костюм из Ленинграда, она долго его носила.

Из блокадного Ленинграда эвакуированных было много. Сибиряки теснились, выделяя приехавшим комнаты, койки – «углы», старались помочь, чем могли.

«Слушай, Ленинград, я тебе спою…»

Отступление второе


"Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет."

Анна Ахматова.


Блокада Ленинграда – самое, на мой взгляд, печальное и трагическое событие Великой Отечественной войны. Она длилась 900 дней и ночей, и погибло более миллиона ленинградцев (точных данных нет и, видимо, не будет). По Дороге жизни везли в город продукты, а вывозили взрослых и детей, но смогли спасти не всех, а многие погибли в пути. В самом городе жить было крайне трудно. Но люди не сдавались. На Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Даже не закрылись театры! Голодные артисты выходили на сцену, а голодные зрители слушали и смотрели. Работало радио. Одна из любимых бабушкиных поэтов, Ольга Берггольц, почти ежедневно приходила в радиостудию, говорила с ленинградцами, читала им свои новые стихи, стремилась поддержать тех, с кем делила крохотный кусочек хлеба – «125 блокадных грамм», – печаль и боль. В страшную зиму 1942 года она написала такие строки:

…и собирал бутылки каждый дом
и собственную строил баррикаду.
И вот за это долгими ночами
пытал нас враг железом и огнем...
–Ты сдашься, струсишь, – бомбы нам кричали, –
забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
не только люди – камни Ленинграда!

Но мы стояли на высоких крышах
с закинутою к небу головой,
не покидали хрупких наших вышек,
лопату сжав немеющей рукой.

...Настанет день,
и, радуясь, спеша,
еще печальных не убрав развалин,
мы будем так наш город украшать,
как люди никогда не украшали.

Несмотря ни на что, люди верили в победу.

Великая симфония Шостаковича – Седьмая Ленинградская – родилась именно в осажденном городе. И ленинградский оркестр ее исполнил!

Бабушка рассказывала такую историю (может, легенду). Когда готовилось выступление, у музыкантов были не совсем белые рубашки; и одна женщина, узнав, взялась постирать их и даже накрахмалила, потратив на это последние картофелины. Для этих людей важнее еды было сохранить свое человеческое достоинство.

Симфония звучала по радио 9 августа 1942 года – ровно через год после назначенного Гитлером срока взятия этого прекрасного города, и вся наша страна, слушая величественную, могучую музыку, восхищалась подвигом ленинградцев и понимала, что город на Неве непобедим!

Я думаю, немцы были потрясены. Они стояли у стен колыбели революции, видели даже без бинокля, как на улицах рвутся бомбы, над городом стоит зарево пожаров; они знали, что в холодную зиму у людей не было ни отопления, ни воды, ни продуктов, жители тысячами умирали от голода, – и вдруг оказывается, что люди пишут музыку, играют музыку и приходят в зал филармонии слушать эту великую музыку, дарят ее всей стране и словно говорят: «Мы победим!». Вряд ли немцы за весь свой военный путь встречали в людях захватываемых ими стран столько непреклонного желания победить врага, уверенности в этом. Думаю, фашисты испугались нашего боевого духа.

После войны Ленинграду присвоили звание «город-герой».

Я была в Санкт-Петербурге, и меня восхитила его восставшая из руин красота…

Ленинградцы совершали свой великий подвиг, а подростки, жившие в Сибири, наши ровесники, – свой. У каждого из них была своя нелегкая судьба. Бабушка рассказала о многих, я выбрала пять. И каждый из этих ребят словно стоит у меня перед глазами.

…Была у Нины одноклассница Маша Масловская. Когда ей исполнилось только 13 лет, ее мама умерла от туберкулеза кости. Отца призвали на фронт, и Маша осталась одна с младшими братом и сестрой. Хорошо, что неподалеку жила работница нефтебазы по имени Феня, она стала помогать детям. Когда после войны вернулся отец, он женился на Фене, и– как в русской сказке! – они жили долго и счастливо.

…Ефим Гутин с братом и мамой ехал в эвакуацию из Белоруссии. На одной из остановок мать вышла за кипятком, и началась бомбежка. Бомба упала прямо рядом с ней… От матери ничего не осталось. Ефим с братом жили у тети с дядей. Потом дядю ложно обвинили в воровстве, он повесился. Много горя выпало на долю Ефима. Но он не сдавался, учился, даже другим помогал. А после войны, как раз к окончанию школы, вернулся его отец. За Ефима радовался весь класс! Отец увез их всех: его, брата, их тетю – на родину, в Белоруссию. И там позднее Ефим учительствовал.

…Лёша Небоженко тоже был из эвакуированных. Любознательный, находчивый. Его голос был слышен повсюду, что бы ни случилось, Лёша был в курсе! Летом 44-го Новосибирский технический институт объявил набор 9-классников на курсы: можно было за лето пройти программу 10-го класса и поступить в вуз.

– Не от хорошей жизни было принято такое решение, – объяснила бабушка. - В 44-м выпускников 10-х классов почти не осталось: все были призваны в армию. Поэтому и пригласили девятиклассников. Леша тоже поехал: он мечтал стать инженером. Учился все лето, но поступить не смог. Я думаю, не смог потому, что голодал он там: помогать-то было некому. Вернулся в наш класс, встретили его хорошо. А после войны он осуществил свою мечту и всю жизнь работал инженером у себя на родине – на Украине.

…Одноклассников моей бабушки в армию уже не призывали: вышел такой указ, чтобы юношей 1927 года рождения не брать. Но однажды Нина с подружкой была в кино. Выходя, увидели, что их ждет Володя Артамонов, одноклассник. Мерзнет (зима, ветер сильный, мороз), но ждет. Девочки сначала обрадовались: Володина семья жила очень бедно, и мама не могла давать ему денег на кино. А тут он из кино вышел. Но вдруг он говорит:

– Девочки, я завтра в армию ухожу.

Они ему объясняют, что не может быть, что не призовут… А он:

– Я добровольцем ухожу.

– Почему? Зачем?

И Володя рассказывает, что ему не в чем в школу ходить. Есть одна рубашка, но она белая, надо стирать часто, а мыла нет. Вот он и решил уйти в армию, а рубашка тогда хоть брату достанется, хоть он учиться будет.

А мама, видимо, ему такой праздник на прощание устроила – дала денег на кино…

Девочки постеснялись сказать ему: «Володя, пиши нам, вот адрес…». Так были воспитаны. И бабушка не знает, как сложилась его судьба. Воевал ли он? Жив ли остался? А хотелось бы знать…


Велик вклад в Победу каждого советского человека. И взрослые, и дети отдавали все свои силы для достижения великой цели – окончания войны.

После 9 Мая 45-го года вновь пришлось очень много трудиться, восстанавливая хозяйство страны – отстраивать дома, заводы, все, что было разрушено.

Тех, кто в 41-м был ребенком, война лишила детства, и юность тоже была очень нелегкой. Несмотря на то, что их труд был не так заметен, как подвиги на фронте, он не может считаться малым. У каждого из тех, кто жил в сороковые годы, своя война, свои чувства, которые они испытывали в то время. И сейчас, в век, когда многое забывается, нужно дорожить каждым воспоминанием, каждым человеком, который может рассказать о войне. И неважно, кем он был – фронтовиком или обычным рабочим, колхозником, ребенком. Рассказ его будет уникален. И необходимо записывать эти воспоминания, сохранять их. Так делают, например, ребята из туристско-краеведческого клуба «Исток» Дворца детского и юношеского творчества нашего города. Благодаря таким, как они, восстанавливается история войны.


продолжение



события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог