Статья 106. Репрессированные генералы авиации


"Мы память, что жестока и горька,
И мы её горчайшая строка,
Но в памяти – грядущему порука,
Цена ж забвенья слишком высока."

Ю. Левитанский

Рычагов Павел Васильевич (2.01.1911 – 28.10.1941), генерал-лейтенант авиации. Родился в дер. Нижние Лихоборы (ныне в черте г. Москвы) в семье крестьянина. В Красной Армии с 1928 г. Окончил Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде (1930), 2-ю военную школу летчиков им. ОСОАВИАХИМа в Борисоглебске (1931). С ноября 1931 г. летчик 3-й аэ, с сентября 1933 г. – командир звена 109-й иаэ 5-й абр ВВС Украинского ВО. С ноября 1935 г. инструктор аэ высшего пилотажа и воздушной стрельбы 8-й ВАШП, старший лейтенант.

С октября 1936 г. по февраль 1937 г. – командир эскадрильи самолетов И-15, позднее – истребительной группы в республиканской Испании. Участник 20 воздушных боев, в которых лично сбил 6 самолетов противника, за что 31 декабря 1936 г. присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1937 г. и.о. командира 65-й иаэ, майор. С декабря 1937 г. по март 1938 г. принимал участие в планировании и боевых действиях авиации в Китае. С апреля 1938 г. командующий ВВС Московского ВО, комбриг (апрель 1938 г.) С мая 1938 г. командующий ВВС и член Военного совета Приморской группы войск ОКДВА.

Отличился во время боев у озера Хасан (1938), комдив (09.02.1939). Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. командующий ВВС 9-й армии, комкор (11.04.1940), генерал-лейтенант авиации (04.06.1940). С июля 1940 г. – командующий ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии, затем 1-й заместитель начальника ВВС; с августа 1940 г. – начальник Главного управления ВВС, одновременно с декабря 1940 г. – член Главного военного совета РККА (до мая 1941 г.). С марта 1941 г. заместитель наркома обороны СССР. После совещания, проведенного Политбюро ЦК ВКП(б) в начале апреля 1941 г. с руководящим составом РККА по вопросам аварийности в ВВС, Рычагов П.В. был отстранен от занимаемой должности.

На совещании Сталин спросил командующего ВВС Рычагова об аварийности в Военно-Воздушных силах. Тридцатилетний главком честно ответил: «Аварийность и будет высокая. Потому что вы нас заставляете летать на гробах...» Из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б): «Ежедневно в среднем гибнет... при авариях и катастрофах 2-3 самолета, что составляет в год 600-900 самолетов. Нынешнее руководство ВВС оказалось неспособным повести серьезную борьбу за укрепление дисциплины в авиации и за уменьшение аварий и катастроф... Руководство ВВС часто скрывает от правительства факты аварий и катастроф, а когда правительство обнаруживает эти факты, то руководство ВВС старается замазать эти факты... С апреля 1941-го Рычагов - слушатель Академии Генерального штаба.

Награжден двумя орденами Ленина (05.1936,12.1936), тремя орденами Красного Знамени (08.03.1938, 08.12.1938, 1940), медалью «XX лет РККА». Арестован по необоснованному обвинению 24 июня 1941 г. Расстрелян без суда по распоряжению наркома внутренних дел Берии Л.П., конечно, не без санкции Сталина И.В. 23 июля 1954 г. посмертно реабилитирован. В Тимирязевском районе г. Москвы его именем названа улица.

Проскуров Иван Иосифович (18.02.1907 – 28.10.1941), генерал-лейтенант авиации. Родился в селе Малая Токмачка ныне Ореховского района Запорожской области (Украина) в семье рабочего-железнодорожника. Украинец. Трудовую деятельность начал в литейном цехе завода в г. Запорожье. Учился на рабфаке Харьковского института механизации и электрификации (октябрь 1927 г. – май 1930 г.). В сентябре 1930 г. там же перевелся в Институт электрификации и механизации.

С апреля 1931 г. в РККА. Окончил 7-ю Сталинградскую военную школу летчиков (1933). С декабря 1933 г. инструктор 2-й легкобомбардировочной эскадрильи в 23-й авиабригаде Московского ВО при Военно-воздушной академии в Монино. Окончил курсы командиров кораблей и с мая 1934 г. продолжил службу командиром экипажа самолета ТБ-3. С января 1935 г. командир отдельного корпусного авиаотряда, с сентября 1936 г. командир 89-й тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи, старший лейтенант.

С сентября 1936 г. по июнь 1937 г. участник гражданской войны в Испании в составе республиканских ВВС. За отличия при выполнении боевых заданий 21 июня 1937 г. удостоен звания Героя Советского Союза. В ноябре 1939 г. ему была вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза с порядковым номером 33. Он стал первым украинцем – Героем Советского Союза. С 16 июля 1937 г. командир 54-й сбабр (стрелково-бомбардировочная авиационная бригада) в Киевском ВО (г. Белая Церковь), полковник, досрочно комбриг (22.02.1938). С мая 1938 г. командующий 2-й авиационной армией особого назначения (г. Воронеж). Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940).

С 14.04.1939 г. по 27.07.1940 г. начальник Разведуправления НКО СССР – заместитель наркома обороны СССР, комдив. Проскуров И.И. поражал сотрудников своей работоспособностью, острым умом, цепкой памятью и настойчивостью. Домой уходил в 2-3 часа ночи. После докладов Сталину и в Генштаб он снова и снова перепроверял полученную информацию. Многие налаженные им разведструктуры действовали на протяжении всей Великой Отечественной войны. У Проскурова возникла идея создать единый центр по изучению и анализу всей разведывательной информации. В своих докладах он ничего не приукрашивал и не преуменьшал. Точку зрения Управления он докладывал Сталину напрямую, через голову своего наркома, что не совсем нравилось Тимошенко С.К. Были у него стычки и с Берией Л.П. Многих разведчиков он уберег от арестов. Это стоило ему, в конечном счете, карьеры.

В конце июля 1940 г. генерал-лейтенанта авиации Проскурова освободили от должности, поставив в вину плохую подготовку разведки к советско-финляндской войне 1939-1940 гг. И это при том, что именно военная разведка обеспечила штабы войск подробнейшими сведениями буквально о каждой огневой точке линии Маннергейма.

Некоторое время Проскуров И.И. находился в резерве Наркомата обороны, пока 9 сентября 1940 г. его не назначили командующим ВВС Дальневосточного фронта. С 25 октября 1940 г. он – помощник начальника ГУ ВВС РККА по Дальней бомбардировочной авиации. По сути, он стал родоначальником ставшей в годы войны грозной силой авиации дальнего действия.

Весной 1941 г. во время проверки авиационной бригады в Запорожье ее комбриг уверенно доложил о готовности летчиков выполнять боевые задания днем и ночью, в любых погодных условиях. В полночь Проскуров поднял бригаду по тревоге и приказал поднять эскадрилью для учебного бомбометания на полигоне. При возвращении летчики пренебрегли высотой, и три экипажа, пролетая над Донбассом, врезались в терриконы. Началось следствие, которое показало полную невиновность генерала Проскурова И.И. в случившемся. Тем не менее ему объявили служебное несоответствие, а 27 мая 1941 г. освободили от занимаемой должности с формулировкой: «за аварийность в частях дальней бомбардировочной авиации».

С 19 июня 1941 г. – начальник ВВС 7-й армии. На другой день после назначения генерал заехал в Разведуправление. Разговор с направленцем по Германии полковником Большаковым И.А. настолько встревожил его, что он тут же послал телефонограмму начальнику штаба ВВС 7-й армии с приказом немедленно перебросить самолеты с основных аэродромов на запасные. Поздно вечером 22 июня И. Проскуров, попрощавшись с семьей, выехал к новому месту службы в Карелию. Арестован 27 июня 1941 г. в Петрозаводске.

Ему ставилась в вину принадлежность к «антисоветской военно-заговорщической организации». Как следует из документов, он был «...признан виновным... по возвращении из Испании тормозил боевую подготовку летного состава, не боролся с аварийностью... Виновным себя не признал». Расстрелян без суда 28 октября 1941 г. вместе с группой авиационных командиров близ города Куйбышева. Проскуров И.И. был награжден орденами Ленина (21.06.1937), Красного Знамени (2.01.1937), двумя орденами Красной Звезды (1935, 1940), медалью «XX лет РККА». Реабилитирован посмертно 11 мая 1954 г. Пал жертвой клеветы и репрессий.

Птухин Евгений Саввич (20.03.1902 – 23.11.1941), генерал-лейтенант авиации. Родился в г. Ялте. С 1905 г. проживал в Москве. С 28 января 1918 г. в Красной Армии. Моторист 3-й Московской авиагруппы. С ноября 1918 г. в составе 1-го авиационного артиллерийского отряда. Участник Гражданской войны на Южном фронте и на польском фронте. После окончания Егорьевской школы мотористов служил ст. мотористом во 2-м истребительном крыле 1-й АЭ.

Окончил теоретическую школу летчиков в г. Егорьевске по курсу пилота в декабре 1923 г., учился в Липецкой летно-практической школе. После ее расформирования с мая 1924 г. в Борисоглебской школе пилотов. Со 2 декабря 1924 г. – летчик 2-й оиаэ (с конца 1925 г. – 7-я оиаэ им. Ф. Дзержинского). Командовал звеном (с 1925 г.), отрядом самолетов Д-11 (с 1927) в иаэ г. Витебске. В 1929 г. учился на КУКС при ВВА им. Н. Жуковского. После их окончания – командир (комиссар) 15-й оиаэ в Брянской авиабригаде. С мая 1934 г. командир 450-й сабр в Смоленске, с июля 1935 г. – 142-й иабр в г. Бобруйске. Комбриг (25.05.1936).

Участник национально-освободительной войны в Испании с мая 1937 г. по январь 1938 г. После Испании Птухин активно внедрял полученный опыт, который мог пригодиться при встрече с еще более сильным противником. Выступал с лекциями и докладами, проводил групповые занятия и семинары с руководящим составом авиачастей и соединений. Вот некоторые из его предложений: «Нужно менять тактику, состав групп самолетов, бронировать кабины увеличивать калибр пулеметов, ставить на самолеты пушки. Внедрять радио».

С апреля 1938 г. командующий ВВС Ленинградского ВО. В 1939 г. окончил КУКС. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Авиация Ленинградского округа провела большую работу по разведке линии Маннергейма, бомбардировке объектов в глубоком тылу противника и на передней линии фронта. Птухин, будучи командующим авиацией 7-й армии, а затем ВВС Северо-Западного фронта, несколько раз лично водил на выполнение боевых заданий группы бомбардировщиков, участвовал в воздушных боях. За успешное командование ВВС 7-й армии, затем ВВС Северо-Западного фронта 21 марта 1940 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина (22.12.1937, 21.03.1940), Красного Знамени (02.03.1938), Красной Звезды (1935) и медалью «XX лет РККА». Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940).

6 мая 1940 г. по предложению Сталина Птухин Е.С. назначается командующим ВВС Киевского ОВО. С января 1941 г. по предложению Жукова Г.К. Птухин – заместитель начальника ГУ ПВО. В начале Великой Отечественной войны командующий ВВС Юго-Западного фронта Птухин Е.С. был арестован. В Бутырской тюрьме ему было предъявлено обвинение в «антисоветском военном заговоре», в который его якобы вовлек бывший командующий войсками Белорусского военного округа Уборевич И.П. В обвинении утверждалось, что Птухин установил преступную связь с участником заговора бывшим помощником начальника ГШ КА Смушкевичем Я.В. и совместно с ним проводил подрывную работу, направленную на ослабление боевой готовности Красной Армии, а также занимался вербовкой новых участников заговора.

23 ноября 1941 г. в тюрьме г. Энгельса. Птухин был расстрелян без суда. 15 мая 1943 г. он был лишен звания Героя Советского Союза и других наград. 22 февраля 1955 г. посмертно восстановлен в воинском звании, звании Героя Советского Союза и в правах на другие награды.

Пумпур Петр Иванович (25.04.1900 – 23.03.1942), генерал-лейтенант авиации. Родился в Платерской волости Рижского района (Латвия) в семье батрака. Латыш. Окончил церковно-приходскую школу и 2 класса ремесленного училища. Батрачил. Затем работал учеником слесаря и помощником шофера. В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Участник Гражданской войны. Служил мотористом 4-го истребительного авиаотряда. Воевал на Восточном и Западном фронтах. В 1921-1924 гг. учился в Егорьевской военно-теоретической школе летчиков, в 1924-м окончил 2-ю военную школу летчиков в городе Борисоглебске, Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил командиром звена во 2-й истребительной эскадрилье имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1929 г. окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии им. Жуковского, после чего командовал отдельным авиаотрядом и 7-й истребительной эскадрильей ВВС Московского военного округа. В июне 1934 г. назначен командиром-комиссаром 403-й истребительной авиабригады. С февраля 1936 г. слушатель оперативного факультета Военно-воздушной академии РККА им. Жуковского. Полковник (22.09.1935), комбриг (04.12.1935).

С октября 1936 г. по май 1937 г. – в республиканской Испании, командир истребительной авиагруппы. Успешно руководил действиями авиации на Мадридском фронте, лично участвовал во многих воздушных боях, сбил несколько самолетов. Постановлением ЦИК СССР от 4 июля 1937 г. присвоено звание Героя Советского Союза. С июня 1937 г. начальник управления боевой подготовки ВВС. В 1938 г. командующий ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В 1940-1941 гг. командующий ВВС Московского военного округа, комкор. 4 июня 1940 г. присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. Награжден орденами Ленина (02.01.1937, 04.07.1937), Красного Знамени (07.01.1937).

В книге «Военно-воздушные силы России. Неизвестные документы (1931-1967)», вышедшей не так давно, приводятся результаты проверки Инспекции ВВС по оценке деятельности Пумпура П.И. на посту командующего ВВС Московского округа. В вину генералу было поставлено разбазаривание материальных средств, вопиющие нарушения правил хранения боеприпасов и другие упущения в службе, выявленные Инспекцией ВВС в апреле 1940 г. Комиссия дала крайне негативную оценку состоянию боеготовности частей и подразделений. В мае повторная проверка показала, что положение только ухудшилось. Судьба командующего была решена на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 10 мая 1941 г. 31 мая 1941 г. арестован. 9 июля 1941 г. лишен воинского звания и наград.

Ему было предъявлено стандартное обвинение в антисоветском военном заговоре. Вина генерала усугублялась тем, что и раньше его арестовывали. Свою вину Пумпур и на этот раз не признавал. В сообщении Военной коллегии Верховного Суда СССР 1988 г. отмечалось: «он до конца последовательно отрицал свое участие в антисоветской организации». По постановлению Особого совещания при НКВД осужден 13 февраля 1942 г. к высшей мере наказания. Без суда расстрелян в г. Саратове. 25 июня 1955 г. полностью реабилитирован, восстановлен в воинском звании и наградах.

Смушкевич Яков Владимирович (14.04.1902 – 28.10.1941), генерал-лейтенант авиации. Родился в м. Ракишки (ныне г. Рокишкис Каунасского р-на, Литва) в семье кустаря. Окончил приходскую школу. В Красной Армии с 1918 г. Комиссар 1-го Минского коммунистического батальона Западной армии. Участник советско-польской войны 1920 г. на Западном фронте – боец, политрук роты, батальона, комиссар 144-го сп 48-й сбр 16-й им. Киквидзе сд.

После окончания Гражданской войны с 1.03.1922 г. помощник военкома 36-го сп в 4-й сд (г. Смоленск). С 17.09.1922 г. ответственный организатор партийной работы, с 16.08.1923 г. политрук 2-го отряда в 4-й отдельной истребительной авиаэскадрилье в Минске, с февраля 1926 г. военком 16-го (переименован в 23-й) отдельного корпусного авиаотряда в Бобруйске. С января 1927 г. во 2-й авиабригаде в Витебске: военком 43-й авиаэскадрильи, с весны 1930 г. заместитель начальника политотдела абр. С сентября 1930 г. начальник политотдел 6-й авиабригады в Смоленске. Окончил КУНАС при М.В. Фрунзе (1931), Качинскую военную школу летчиков (25.10-14.12.1932).

С декабря 1931 по сентябрь 1936 г. командовал 2-й им. СНК Белоруссии абр (переименована в 1933-м в 201-ю Витебскую смешанную абр, в 1936-м – в 40-ю абр). Комбриг. В 1936-1937 гг. в Испании – старший советник при командующем республиканскими ВВС. С июня 1937 г. заместитель начальника ГУ ВВС РККА, комкор. В 1939 г. командовал авиагруппой во время боев на р. Халхин-Гол. С 19 ноября 1939 г. начальник ГУ ВВС РККА.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Командарм 2-го ранга (04.04.1940). С августа 1940 г. генерал-инспектор ВВС, с декабря того же года помощник начальника Генштаба по авиации. Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940). Начальник оперативного управления Генштаба Василевский А.М., в будущем маршал Советского Союза, дал Смушкевичу Я.В. следующую характеристику: «Среди тех, кто успел «понюхать пороху» современной войны, Смушкевич был самым опытным и популярным. Его глубокие знания природы действия авиации в современных условиях войны сразу обратили на себя внимание работников Генштаба. Мы поражались его трудоспособности и стремлению, несмотря на тяжелую болезнь, к наиболее полному участию в разработке вопросов боевого использования авиации».

В авиационной аварии в 1938 г. Смушкевич получил сильные ожоги и многочисленные переломы, даже решался вопрос об ампутации ног. Ещё не оправившись от аварии, он приступил к работе, а затем отправился в Монголию, возглавлял ВВС 1-й армейской группы в боях с японскими захватчиками в районе реки Халкин-Гол. Дважды Герой Советского Союза (21.06.1937, 17.11.1939). Смушкевич стал третьим по времени награждения дважды Героем. Награжден двумя орденами Ленина (03.01 и 21.06.1937), орденом Красного Знамени МНР (август 1939), медалью «XX лет РККА».

Я. Смушкевич был озабочен слабой подготовленностью массы летного состава к полетам в плохую погоду, их неумением пользоваться средствами радионавигации. Он и начальник штаба ВВС Арженухин В.К. после финской войны написали докладную записку с анализом боевых действий – о неправильном использовании бомбардировочной авиации, которую вместо массированного ее применения раздавали и по отдельным направлениям, и отдельным командующим. В их записке говорилось также о плохой пол готовке экипажей бомбардировщиков к полетам сложных метеорологических условиях. Результат подачи такой записки оказался совсем неожиданным. Сталин перестал доверять Смушкевичу. Это недоверие подогревалось доносами сотрудников НКВД, которые докладывали, что Смушкевич со своими подчиненными часто обсуждает и критикует состояние дел в ВВС. Перед самой войной как Смушкевич, так и Арженухин были сняты со своих постов.

Арестовали Смушкевича в ночь с 7 на 8 июня 1941 г. В тюрьме его подвергли пыткам и истязаниям. Позднее его палачи дали показания о том, что после применения к Смушкевичу мер «физического воздействия» он катался по полу и стонал. В октябре того же года Смушкевич был незаконно расстрелян без суда и следствия. По свидетельству дочери, на расстрел его несли на носилках, двигаться от побоев он не мог. Реабилитирован Яков Владимирович Смушкевич был посмертно 25 декабря 1954 г.

Черных Сергей Александрович (23.01.1912 – 16.10.1941), генерал-майор авиации. Родился в г. Нижнем Тагиле в семье рабочего-железнодорожника. Окончил пять классов семилетки и ФЗУ. Работал слесарем паровозного депо ст. Нижний Тагил. В Красной Армии с 1930 г. Окончил 7-ю школу военных летчиков в г. Сталинграде (1933). Служил младшим, старшим летчиком в строевых частях ВВС. С марта 1936 г. командир звена 107-й иаэ 83-й иабр Белорусского военного округа (г. Брянск), лейтенант. С октября 1936 г. по апрель 1937 г. находился в составе ВВС республиканской Испании, командир звена истребителей И-16.

После возвращения в СССР командир авиаотряда ст. лейтенант (1937), с августа 1937 г. – командир авиаэскадрильи, майор, с 1938 г. – командир авиабригады, полковник. С августа 1938 г. заместитель начальника ВВС Дальневосточного фронта, участник боев в районе озера Хасан. Окончил Военную академию Генерального штаба в 1940 г.

С мая 1940 г. – заместитель начальника ВВС Одесского военного округа, комбриг. С июня 1940 г. – командир 9-й смешанной авиадивизии Западного Особого военного округа, генерал-майор авиации (04.06.1940). Герой Советского Союза (31.12.1936). Награжден орденами Ленина, Красной Звезды (26.05.1936), медалью «XX лет РККА».

После первых массированных ударов с воздуха по приграничным аэродромам из четырех полков в 9-й сад уцелел и сохранил боеспособность только один – полк Н. Акулина, который находился на полевом аэродроме в Пружанцах. Уцелевшие самолеты под разрывами бомб поднимались в воздух. В конце дня все авиационные части получили приказ немедленно покинуть город и уходить на восток. Из-под Белостока Черных С.А. смог вывести только летно-технический состав. К утру 25 июня колонна машин дивизии была в Орше, а оттуда направились в Брянск.

Как боевая часть дивизия Черных С.А. перестала существовать 24 июня, когда в результате налетов вражеской авиации на бывших аэродромах дивизии были уничтожены оставленные там самолеты. Всего за несколько дней войны авиадивизия Черных потеряла 347 самолетов из 409, сбив в боях 85 немецких. В течение первых 13 дней войны летчики авиадивизии уничтожили 110 вражеских машин. Но судим комдив был не только за потерю 70% боевой техники.

8 июля 1941 г. Черных С.А. был арестован в Брянске и 28 июля того же года Военной коллегией Верховного Суда СССР был осужден и приговорен к расстрелу. В приговоре отмечалось: «...Подсудимый Черных, находясь в ночь с 26 на 27 июня на Сещииском аэродроме и приняв прилетевшие на этот аэродром три советских самолета за фашистские, проявил трусость, объявил бесцельную тревогу, а затем, бросив руководство личным составом дивизии, в паническом состоянии на грузовой машине, без головного убора, пояса и боевого оружия бежал с фронта в Брянск, где был задержан органами милиции и доставлен в комендатуру гарнизона... В Брянске распространял провокационные слухи о поражении Красной Армии».

80 суток Сергей Черных провел в ожидании исполнения приговора. Он был расстрелян 16 октября 1941 года в Москве. Он был лишен наград и воинского звания. Его семья, жена Зоя Александровна и малолетние сыновья Владимир и Эдуард, эвакуировавшиеся в г. Нижний Тагил, остались практически без средств к существованию. Реабилитирован 5 августа 1958 г. Лишь через 30 лет сыновья узнали правду о гибели отца.

Шахт Эрнст Генрихович (1904 – 13.02.1942), генерал-майор авиации. Родился в г. Базеле (Швейцария). Немец. Окончил восемь классов. С 14 лет начал трудовую жизнь: подручный маляра, затем электромонтер на заводе. С 1918 г. член Коммунистического Союза молодежи Швейцарии и технический секретарь его ЦК. В 1921-1922 гг. – представитель ЦК КСМ Швейцарии в Берлинском бюро КИМ. За революционную деятельность был трижды арестован и судим. В 1922 г. по направлению КИМа приехал в СССР.

В Красной Армии с 1923 г. Окончил Борисоглебскую 2-ю военную школу летчиков КВФ в 1924. Шахт освоил немецкие «фоккеры», английские «мартинсайды», стрельбу по воздушным целям. Серпуховскую высшую военную авиационную школу воздушного боя он окончил в 1925-м. Член ВКП(б) с 1926 г. С 23 июня 1925 г. служил летчиком, старшим летчиком в 1-й легкобомбардировочной авиаэскадрилье им. Ленина. С 1925 г. командир авиазвена 35-го авиаотряда в Средней Азии. Окончил КУКОМС при ВВА (1931). Продолжил службу командиром эскадрильи особого назначения.

С сентября 1936 г. по февраль 1937 г. участник гражданской войны в Испании в составе республиканских ВВС. Летчики восхищались мастерством своего командира, пластичностью пилотажа, точностью выполнения поставленных задач. О Шахте в документах отмечалось: «Храбрый командир. Руководитель и участник всех боев, выполненных эскадрильей «СБ» на поле боя и в глубоком тылу противника. Своими смелыми нападениями на аэродромы противника и метким огнем вывел из строя десятки вражеских самолетов, в том числе 20 тяжелых бомбовозов». 31 декабря 1936 г. Э. Шахту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Комбриг (04.07.1937) Шахт был назначен начальником Высших курсов усовершенствования военных пилотов в г. Липецке. Окончил ВАК при Военной академии Генштаба (1940). Генерал-майор авиации (04.06.1940). Командир резервного авиаполка в Рязани. С конца 1940 г. – помощник командующего ВВС округа по вузам, заместитель командующего ВВС Московского ВО.

30 мая 1941 г. генерал-майор Э. Шахт был арестован и обвинен в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-1 «б» (шпионаж) и 58-2 (участие в антисоветской организации). 31 июля 1941 г. была арестована Эмма Фишер, жена Шахта. Ее, как и мужа, обвинили в шпионаже на германскую разведку. Вину свою и мужа Эмма Фишер не признала. В конце января 1942 г. на списке арестованных И. Сталин поставил свою визу: «Всех расстрелять». Постановлением Особого совещания при НКВД от 13 февраля 1942 г. Э. Шахт был приговорен к расстрелу. Приговор, как следует из документов, оформленных задним числом, привели в исполнение 23 февраля 1942 г. Была расстреляна и его жена, так и не признавшая своей вины.

Э. Шахт был награжден двумя орденами Ленина (25.05.1935 и 31.12.1936), орденом Красного Знамени (1929). Лишен звания Героя и орденов в 1943 г. По протесту Генерального прокурора СССР определением Военной коллегии Верховного Суда СССР 26 ноября 1955 г. приговор в отношении его отменен и дело прекращено. Лишь через пять лет после реабилитации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля I960 года Шахт был восстановлен в правах и наградах.

Шевченко Владимир Илларионович (25.06.1908 – 11.01.1972), генерал-майор авиации. Родился на хуторе Красная Заря ныне в черте п. Панфилово Новоаннинского р-на Волгоградской обл. Украинец. Окончил четыре класса и рабфак. В РККА с 1929 г. Окончил Борисоглебскую ВШП в 1932 г. Служил на командных должностях в бомбардировочной авиации.

Командир отряда бомбардировщиков, ст. лейтенант находился в республиканской Испании с мая 1937 по январь 1938 г. Совершил 100 боевых вылетов и налетал 300 боевых часов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1938 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После возвращения из Испании заместитель начальника Главной летной инспекции ВВС КА, полковник.

Участник боевых действий на Халхин-Голе в 1939 г., командир 100-й смешанной авиационной бригады. Бригада Шевченко сыграла немалую роль в Халхин-Гольской наступательной операции. Утром 20 августа летчики 70-го иап и 150-го бап первыми поднялись в воздух. В начале наступления и в последующие дни эти полки оказали наземным войскам большую помощь в окружении и разгроме 6-й японской армии. Комбриг В. Шевченко был награжден вторым орде- ном Красного Знамени, а 17 августа 1939 г. командующий монгольской армией Чойбалсан лично вручил ему орден «За воинскую доблесть» I степени.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг., командир 10-й авиационной бригады. 4 июня 1940 г. присвоено звание генерал-майора авиации. К лету 1940 г. за плечами Владимира Шевченко было участие в трех войнах, опыт командования несколькими крупными авиационными соединениями, Золотая Звезда Героя и генеральское звание в 32 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Часть, которой командовал генерал Шевченко перед Великой Отечественной войной, дислоцировалась в городе Белая Церковь. Авиация Киевского военного округа в первые дни войны не понесла ощутимых потерь, и летчики дивизии Шевченко, которая также сохранила боеспособность, нанесли несколько успешных авиаударов по наступающим колоннам противника. В сообщении Совинформбюро от 25 июля 1941 г. отмечалось, что за первый месяц войны летчиками авиасоединения Шевченко разгромлено несколько колонн вражеских танков, автомашин, пехоты и крупный войсковой штаб, выведено из строя много зенитных батарей, сбит в воздушных боях 71 самолет противника и 35 сожжено при нападении на фашистские аэродромы.

Сначала Шевченко В.И. командовал 16-й сад, затем 18-й бад на Юго-Западном фронте. С мая 1942 г. командир 216-й иад (сформирована на базе ВВС 27-й А) на Южном фронте. С 23 октября 1942 г. по 12 мая 1944 г. командовал 1-м сак на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. С началом 19 ноября 1942 года контрнаступления советских войск под Сталинградом наибольшего успеха добились 5-я ТА и 21-я армия Юго-Западного фронта, которые поддерживал с воздуха авиакорпус генерала В. Шевченко. В боях по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе Сталинграда летчики генерала Шевченко отличились вновь. Командир 23-го танкового корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Пушкин отмечал, что в боях 16-18 декабря 1942 г., его корпус «при прорыве в районе Шараповки... во взаимодействии с 1-м сак с поставленной задачей справился отлично. Несмотря на превосходство сил противника, летчики 1-го сак сбили 16 вражеских самолетов, в том числе имеется таран».

Соединения, которыми командовал Шевченко, участвовали в освобождении городов: Морозовска, Славянска, Ворошиловграда, Краматорска, Синельниково, Чаплино, Запорожья, Красноармейска, Кривого Рога, Вознесенска, Одессы. Однако, в отличие от других генералов, которые командовали корпусами, генерал Шевченко ни разу за время войны не был повышен в воинском звании. Он даже был понижен в должности. В мае 1944 г. на посту комкора его сменил генерал Златоцветов А.Е. Шевченко же назначили командиром штурмовой авиадивизии. На заключительном этапе войны в 1945 г. его 182-я шад на 3-м Белорусском фронте участвовала в Восточно-Прусской операции, в том числе и в штурме Кенигсберга.

После окончания боевых действий Шевченко В.И. некоторое время продолжал командовать дивизией, которая дислоцировалась в бывшей Восточной Пруссии. Полученная контузия, а также отсутствие высшего военного образования (ему было просто некогда учиться) в период резкого сокращения численности армии определили его в разряд «неперспективных». Другой, мирной специальности он не имел, а прожить на пенсию, хоть и генеральскую, в то время было весьма проблематично. В семье ожидался пятый ребенок. Как только генерала уволили из армии, тут же начались неприятности. Он по-прежнему, занимал роскошный дом, который, видимо, приглянулся кое-кому из начальства. Как же выселить из него генерала, хоть и в отставке?

Повод нашелся. Его брат Федор, который служил в этом же соединении, присвоил, а затем продал немецким кустарям 10 трофейных бочек каустической соды, необходимой для производства мыла. Когда этим занялось следствие, то генерал Шевченко всю вину взял на себя. Повел он себя на следствии с точки зрения военной прокуратуры непочтительно по отношению к ней. Был приговорен к расстрелу «за расхищение социалистической собственности», но, учитывая заслуги, расстрел заменили 10 годами заключения.

В 1946 г. Шевченко В.И. был судим, разжалован и 25.02.1948 г. лишен звания Героя Советского Союза. Заключение отбывал вместе с уголовниками в ИТЛ, был жестоко избит ими. Всего генерал Шевченко пробыл в тюрьме и лагерях около пяти лет. В 1954 г. освобожден, реабилитирован, в 1969 г. восстановлен в звании Героя Советского Союза. Жил в г. Волгограде, где и похоронен.


Статья написана по материалам книги
В. Конев «Герои без золотых звёзд прокляты и забыты», М., «Яуза», «Эксмо», 2008 г.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог