Статья 29. Политические системы Гитлера и Сталина


"Не могу согласиться с приравниванием Сталина к Гитлеру.
Да, Сталин, безусловно, был тираном, многие называют его преступником.
Но он ведь не был нацистом! И не советские войска
22 июня 1941 года перешли границу Германии, а совсем наоборот.
Вот этого в первую очередь нельзя забывать..."

В. Путин

Гитлер. Сталин

"Верховный правитель должен быть справедлив к себе и при этом оставаться человеком. Это труднейшая из всех задач, более того, эта задача неразрешима: человек выструган из столь кривого полена, что никакому плотнику не дано его выпрямить. Природа возложила на нас лишь задачу приближения к этому идеалу", – писал Иммануил Кант. В этих прозорливых, немного скептических словах великого философа, написанных за шесть лет до начала Великой французской революции, все же присутствует надежда и уверенность в том, что в будущем, несмотря на все человеческие слабости, станет возможным находить для управления государствами людей, которые не будут злоупотреблять своей властью… И ещё цитата из интервью Владимира Путина журналу "Бильд": "Диктатура, подавление свобод – это тупиковый путь для государства, для общества. Бесконтрольность, режим личной власти неизбежно развязывают руки для преступлений. В сталинскую эпоху их было предостаточно: это политические репрессии, депортации целых народов. Это заслуживает принципиальной оценки."

Гитлер и Сталин, эти два имени, два режима, две политические системы, были неразрывно связаны с одними из самых трагических событий, принесших смерть и страдания миллионам людей. Речь идет о двух Великих империях "рабов", созданных твердой рукой своих вождей, империях, настроенных расширяться бесконечно, о двух государствах, каких еще не бывало в Европе, которые не могут существовать без постоянного утверждения своей правоты. Германия и Советский Союз не могли не столкнуться, война между ними была неизбежна. Остаться на политической карте мира могла после этого лишь одна из империй. Но это был не только поединок военных потенциалов, не только война экономик, не только столкновение армий. Это было еще и состязание двух лидеров государств. Являясь носителями человеконенавистнических идей, они манипулировали народными массами своих стран, принося их в жертву своим утопическим идеям. Национал-социализм Гитлера и учение Сталина – продолжателя дела Маркса-Энгельса-Ленина – о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.

Несмотря на разность темпераментов, их объединяли общие отрицательные черты характера: коварство, подозрительность, хладнокровная жестокость, беспощадность и грубость, непомерное властолюбие, лживость и вероломство, а также глубочайшее презрение к людям… Схожесть отрицательных черт Гитлера и Сталина, общность идеи о мировом господстве и неразборчивость в средствах его достижения (лозунги типа: "в борьбе все средства хороши" и "если враг не сдается – его уничтожают") – обусловили, в конечном счете, их сближение, несмотря на многолетнюю пропагандистскую войну, ведшуюся с приходом Гитлера к власти в 1933 г. и до заключения в 1939 г. пакта о ненападении.

Что касается Гитлера и Сталина, то в их диктаторской деятельности появилось новое неслыханное ранее качество: они превратили убийство в сухой бюрократический акт, посылая на смерть неисчислимые множества людей исключительно по формальному внешнему признаку, будь то национальность или социальное положение. Если главным в этом деле становится циничный технократический расчет, то на сцене сразу же появляется "плановый показатель" – количество жертв, подлежащих умерщвлению. В условиях такого "разделения труда" убийство может превратиться в рутинную операцию даже для относительно "безобидных натур". Но было бы неверно формально сравнивать жестокости и злодеяния этих людей между собой, ибо каждый из них неотделим от своего общества и своего времени.

Самым значительным талантом Гитлера было искусство влиять на других людей и убеждать их. Огромные ораторские способности в сочетании с явным актерским талантом были важнейшим его инструментом на пути к власти, а его политический дар состоял в том, что он умел, пользуясь весьма ограниченным набором тем, соединить эти темы со специфическими условиями своего времени и окружить их чем-то вроде псевдорелигиозного мифа. При этом Гитлер не имел фундаментального образования, недостаток которого от части покрывался, как и у Сталина, любовью к чтению и феноменальной памятью. Холодные, пронизывающие глаза Гитлера на многих слушателей производили почти магнетическое действие. Другой его сильной стороной был талант просто говорить о сложных вещах. Восхождение Гитлера к вершинам абсолютной власти было бы немыслимым, если бы в то время значительная часть граждан Германии, а затем и Австрии, не проявила повышенной восприимчивости к его идеологии, восстановлению немецкой великодержавности и расширению немецкого "жизненного пространства" на восток, уничтожению евреев, борьбе с марксизмом.

В отличие от Гитлера, Сталин не обладал харизматическими талантами, необходимыми для завоевания лояльных сторонников. Поэтому, опираясь на исторические примеры типа Ивана Грозного, он предпочитал держать советских граждан, и в особенности аппарат политической власти, в постоянном страхе и трепете. Недостаток образования, отсутствие творческих способностей и ораторского мастерства лишили Сталина на начальном этапе возможности играть руководящую роль в государстве. Но умение выжидать наиболее подходящего момента для достижения своей цели стало его фирменным знаком.

Лишь в конце 1929 года Сталин решил, что наступил подходящий момент для того, чтобы путем насильственной ревизии историографии, подделки и уничтожения документов отомстить за эту давнюю обиду и приступить к закладке фундамента монументального культа собственной личности. Начиная с этого момента комплекс неполноценности, испытываемый Сталиным перед товарищами, превосходящими его по интеллекту, постепенно отступает на задний план, и он начинает разрабатывать план устранения возможных соперников, способных посягнуть на его власть генсека. Сталин организовал "третью революцию", заключавшуюся в принудительной коллективизации сельского хозяйства и индустриализации страны. Эти кампании, проходившие в 1929-1933 годах, отодвинули в тень все, что было до тех пор, не только невиданной жестокостью применявшихся средств принуждения, но и радикальностью "революционной" перестройки всего советского общества в первую очередь.

Основными принципами нацистского режима в Германии и коммунистического в СССР являлись:
1. Господство гитлеровской (коммунистической) партии, полное подчинение государства и всех его учреждений (местное самоуправление, суды, армия, полиция, спецслужбы) гитлеровцам (коммунистам ).
2. Изощренная система пропаганды и социальной демагогии, монополизация средств пропаганды и изоляция масс от всех источников объективной информации, из которых они могли бы получить сведения о внутреннем и внешним положениях страны. Недаром Пастернак назвал в числе важнейших элементов политики Сталина "нечеловеческую власть лжи".
3. Разветвленный аппарат насилия и террора, создание обширной сети осведомителей, обеспечивающей жесткий контроль над каждым гражданином, независимо от его должности и социального положения.
4. Учреждение концлагерей, в которых исчезали сотни тысяч людей, в подавляющих случаях невиновных в инспирируемых им ложных обвинениях.
5. Введение изощренных пыток для принуждения подследственных "сознаваться" в преступлениях, которые они не совершали.

Вся Германия была поделена на 34 района, во главе которых стояли назначенные Гитлером гаулейтеры. Каждый район делился на Округа, возглавляемые крезлейтерами. В Округа входили группы – местные организации, состоявшие из ячеек, т.е. НСДАП строилась по территориальному принципу, охватывая страну своей иерархической структурой. В отличие от нацистской партии, коммунистическая, еще со времен Ленина, строилась по территориально-производственному признаку. Помимо территориальных образований – крайкомов, обкомов, райкомов, во всех учреждениях, министерствах, на предприятиях, в колхозах создавались свои парторганизации. Их руководящими органами являлись парткомы, партбюро, парторги, установившие глобальный контроль над всей политической, экономической и культурной жизнью страны.

Тоталитарное государство не может существовать без определенного мировоззрения. Поэтому нацисты считали главной задачей партии как политического движения – привить всему народу Германии национал-социалистическое мировоззрение. Компартия СССР также считала одной из своих главных задач – воспитание советского народа "В духе марксизма-ленинизма и сталинизма" как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. С этой целью были выпущены "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Биография тов. Сталина", которые в обязательном порядке должны были изучать не только во всех учебных заведениях, но также в госучреждениях, на производстве, в армии, руководители совхозов и колхозов, и даже не работающие домохозяйки.

Как и в СССР, все школьные учебники, газеты, книги пестрели именем Сталина, так и в Германии они в не меньшей степени пестрели именем Гитлера. Вот, например, очень показательный школьный диктант, составленный в 1934 году и предложенный учителям для использования при обучении родной речи: "Как Иисус освободил людей от грехов и ада, так Гитлер спас немецкий народ от гибели. Иисус и Гитлер подвергались преследованиям, но в то время как Иисус был распят, Гитлер возвысился до канцлера. В то время как ученики Иисуса оставили его в беде, отрекшись от него, за Гитлера пало 16 товарищей. Апостолы окончили труд своего господина, мы надеемся, что Гитлер сам доведет свой труд до конца. Иисус строил для небес, Гитлер – для Германской земли".

Фанатическое преклонение перед Гитлером и Сталиным позволило добиться правителям обеих стран своих главных целей: утвердить господство над своими народами и перейти к агрессии против других народов. Несмотря на все различия в целях и средствах их достижения, в цвете флагов и символике, культ личности вождя был в обеих державах. Хотя сами объекты культа вовсе не были его инициаторами. Ни Гитлер, ни Сталин не отдавали лично приказаний о том, чтобы воздвигнуть пятидесятиметрового бронзового болвана с трубкой в руке или написать картину с вождем на коне и в латах. Все это делало их окружение – "инициатива на местах".

Итак, речь идет о превращении живого человека со всеми его достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами в некий идол в общественном представлении, совершенное, высшее существо, то есть возникает попытка утвердить нового идола, новую религию взамен свергнутой. Именно во славу этой новой веры воздвигались в СССР изваяния вождя, при том, что христианские храмы разрушались. Именно этой цели служили разнообразные литературные сочинения, как, например, "Сказки народов мира о Сталине", якобы народные песни, стихи, оды и тому подобное. В конце 1934-го профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов отношения национал-социализма к религии, среди которых наиболее интересным будет следующий: "Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, ... призванным спасти мир от еврейского влияния. Адольф Гитлер – новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев". Адольф Гитлер отредактировал Библию, включив туда 12 нацистских заповедей, которые призывали "почитать своего фюрера" и "блюсти кровь чистой, а честь – праведной".

Фюрер стал идолом, причем не только идолом, "спущенным" свыше, но и идолом, в создании которого сами массы также приняли участие. Единственное, чем, по-хорошему, отличался культ личности Гитлера от сталинского культа в восточном стиле, так это отсутствием изваяний. Самые крупные скульптурные изображения вождя НСДАП – это маленькие настольные бюстики. Никаких бронзовых гигантов в покоренных городах. Зато портретов было гораздо больше.

Говоря о культе личности, интересны воспоминания сталинского переводчика Валентина Бережкова: "Работая в нацистской Германии в 1940 году, я наблюдал поразившую меня картину. То же обожествление "вождя", такие же массовые сборища и парады, на которых участники несли портреты фюрера, а детишки подносили ему букеты цветов. Очень схожая помпезная архитектура, героическая тема в живописи, подобная нашему социалистическому реализму. Упрятав в концлагеря и уничтожив всех инакомыслящих, Гитлер, подобно Сталину, с помощью интенсивной идеологической обработки добился того, что его стала боготворить толпа. Я наблюдал "парад победы" в Берлине на Зигесалле после возвращения из Франции победоносных дивизий вермахта. Стоя рядом с трибуной, видел, как люди тянулись к Гитлеру, когда он проезжал мимо них в открытом "мерседесе". Женщины поднимали вверх младенцев, чтобы он прикоснулся к ним. Ненавидя народ, он умел ему польстить, величая "расой господ". Сталин тоже, отечески улыбаясь маршировавшим мимо ленинского мавзолея и громко славившим его демонстрантам, льстил им, называл их "строителями коммунизма". И тут же тихонько, себе в усы, обзывал дураками".

Сталин, как и Гитлер, жил в бредовом убеждении о том, что он "как индивидуум превосходит по силе духа окружающий мир". На пике культа партия превратила Сталина в "сверхчеловека, обладающего божественными, сверхъестественными качествами, человека, который якобы все знает, все видит, за всех думает и ни в чем и никогда не ошибается". Это прославление было не только продуктом почитания фанатичных приверженцев – в подобных выражениях о себе писал сам Сталин в "Краткой биографии". В этой автобиографии он называет себя величайшим теоретиком, руководящей силой партии и государства, гением, определившим пути развития передовой советской военной науки, полководцем с гениальной интуицией и мастером оперативного искусства.

Придя к власти в Германии, в 1933 г., Гитлер, учел успешный опыт Сталина – "разоблачил" три мнимых заговора: два заговора штурмовиков и заговор О. Штрассера, бывшего Рейхсканцлером Германии до прихода Гитлера к власти. В 1934 г. был подавлен "заговор" руководителя штурмовых отрядов Рема, фактически приведшего Гитлера к руководству нацистской партией. В дальнейшем "заговоры" следовали один за другим. Для установления неограниченной диктатуры Гитлер, по примеру российских коммунистов, запретивших все не большевистские партии, разогнал все не нацистские партии. В феврале 1933 г. были запрещены свыше 60 коммунистических и 75 социал-демократических газет и журналов. К апрелю все оппозиционные издания были ликвидированы. Во главе оставшихся газет и журналов стали нацисты, и все эти органы печати превратились, фактически, в рупоры НСДАП.

Для укрепления личной власти Гитлер и Сталин периодически устраивали перетряски партийного аппарата. Даже крупные руководители должны были помнить, что их посты, влияние и, даже, жизни зависят целиком и полностью от прихоти их вождей. Для морали и нравственности нацистов характерно, что почти до самого убийства Штрассера Гитлером, они внешне оставались близкими друзьями. Подобной моралью руководствовался и Сталин. Если речь шла о личной выгоде, оба не щадили даже самых близких друзей и самых преданных соратников. Еще в 1934 г., после расправы Гитлера с командованием штурмовиков и своим предшественником на посту Рейхсканцлера генералом Шлехтером, Сталин на заседании Политбюро заявил: "Вы слышали, что произошло в Германии? Какой Гитлер молодец! Вот как надо поступать с политическими противниками".

Сталин приветствовал сотрудничество с Германией с самого момента смерти Ленина и не изменил ему, когда к власти пришел Гитлер. Напротив, триумфальная победа нацистов укрепила его убежденность в необходимости искать дружбы с Берлином. Японская угроза на Дальнем Востоке только подстегнула его шаги в этом направлении. Он питал величайшее презрение к "слабым" демократическим правительствам и в равной степени уважал "могучие" тоталитарные государства. Он неизменно руководствовался правилом, что надо поддерживать добрые отношения со сверхдержавой.

Любопытно также высказывание Гитлера о Сталине в августе 1942 г.: "У меня есть книга о Сталине. Следует сказать это – колоссальная личность, подлинный аскет, который железным кулаком подчинил себе эту гигантскую страну. Но, если кто-нибудь утверждает, что это – социальное государство, то это чудовищный обман. Это – государственный капиталистический режим, И во главе его стоит человек, который заявил, что не считает утрату 13 миллионов человек чрезмерной".

Общими для обоих режимов – был постоянный поиск "врагов", глубоко укоренившаяся ненависть ко всем потенциальным врагам, как внутренним, так и внешним – как следствие патологической недоверчивости и болезненной подозрительности их лидеров: Гитлера и Сталина. В Германии внутренним врагами были коммунисты, социал-демократы, евреи, внешними – окружающие ее страны западной демократии и Советский Союз. В СССР коммунистические правители, придерживающиеся классовой теории марксизма-ленинизма, в основе которой лежало учение о диктатуре пролетариата, врагами считали все остальные классы общества.

По мнению Л. Троцкого, высказанному ещё в 1939 году: "Отношение к войне у Гитлера и Сталина, в известном смысле прямо противоположное. Тоталитарный режим Гитлера вырос из страха имущих классов Германии перед социалистической революцией. Гитлер получил мандат от собственников, какою угодно ценою спасти их собственность от угрозы большевизма и открыть им выход на мировую арену. Тоталитарный режим Сталина вырос из страха новой касты революционных выскочек перед задушенным ею революционным народом. Война опасна для обоих. Но Гитлер не может разрешить своей исторической миссии иными путями. Победоносная наступательная война должна обеспечить экономическое будущее германского капитализма и вместе с тем национал-социалистический режим".

В сентябре 1938 года Англия и Франция заключают с Германией Мюнхенское соглашение, которое, по сути, передает Чехословакию в руки немцев. А Чехословакия является кузницей вооружения в Европе. В течение 1938 года только за счет этих двух политических решений военный потенциал Германии почти удваивается. После Мюнхенского соглашения Сталину становится ясно, что Англия и Франция натравливают Гитлера на СССР. Возникает большая вероятность, что в союзе с Польшей, с которой Гитлер заключает договор о ненападении, Германия может напасть на СССР.

Видя реальную опасность войны, Сталин решает начать реорганизацию военной промышленности, с конца 1938 года немедленно прекращаются репрессии. С другой стороны, чувствуя свою силу, в марте 1939 г. Германия нагло в нарушение Мюнхенского соглашения оккупировала остаток Чехии, создав на территории Словакии марионеточное государство. 17 апреля 1939 года Сталин предлагает Франции и Англии по сути воссоздать Антанту, но они отказываются это сделать. Возникает реальная угроза союза стран Запада против СССР. А тут еще на СССР с Монголией нападает Япония. 11 мая 1939 года начинаются бои на Халкин-Голе. Сталин понимает, что скоро у СССР может возникнуть реальная опасность борьбы на два фронта.

В августе 1939 года СССР заключает Пакт о ненападении с Германией, решая вопрос и о предварительном разделе сфер влияния. Кроме того пакт с Гитлером позволил Сталину надавить на Японию, которая прекратила боевые действия на Халкин-Голе 30 августа 1939 года. Германии только этого и надо. Гитлер решает проверить, как работает его военная машина в деле, он немедленно нападает на Польшу и в течение нескольких недель армия Польши перестает существовать. Сталин долго не решается. Лишь когда 15 сентября 1939 года было заключено соглашение с Японией, через два дня, 17 сентября 1939 г. принято решение забрать часть бывшей Польши. В конце концов, когда польское правительство удирает в Румынию, СССР забирает себе Западную Украину и Западную Белоруссию. Сталин вводит войска в Польшу, потому что иначе бы Западная Белоруссия и Западная Украина достались бы Гитлеру. Но СССР забрал лишь земли, населенные белорусами и украинцами, земли, которые отторгла Польша у России в 1920 году.

Надо иметь в виду, что первым пакт о ненападении с Германией заключил вовсе не СССР. Ведь еще до Молотова такие пакты подписали правительства Англии и Франции. Таким образом, Запад фактически не оставил Сталину другого выбора. Ведь Сталин неоднократно предлагал Лондону и Парижу создать реальный военно-политический союз, который практически исключил бы возможность возникновения нацистской агрессии. После нападения Германии на Польшу (1 сентября 1939 г.) Франция и Англия, связанные с Польшей обязательствами о помощи в случае агрессии против неё, 3 сентября вынуждены были объявить войну Германии. Однако, стремясь направить немецкую агрессию на Восток против СССР, боевых действий фактически не вели. Как писал в своих мемуарах немецкий генерал Йодль: "Если мы еще в 1939 году не потерпели поражения, то это только потому, что примерно 110 французских и английских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 23 германских дивизий, оставались совершенно бездеятельными".

После больших потерь в войне с Финляндией Сталин проводит кадровые перестановки в армии. После присоединения Буковины и советизации Прибалтики начинаются первые трения Гитлера со Сталиным. Гитлер порекомендовал королю Румынии принять требование СССР о возврате Бессарабии, но требование о присоединении к СССР Буковины он расценил как русский натиск на Запад. Гитлер в ноте от 22 июня 1941 г. также пенял Сталину на советизацию Прибалтики, так как после этого подчинить военно-экономическим нуждам Германии промышленность Прибалтики стало гораздо труднее даже после ее захвата. Кризис же в советско-германских отношениях возник в сентябре 1940 года, когда СССР вернул себе Молдавию, а Гитлер немедленно ввел войска в Румынию и Финляндию.

В ноябре 1940 г. Гитлер предложил Сталину присоединиться к тройственному пакту, в ответ на это предложение Сталин выдвигает условия, неприемлемые для Германии. Сталин требовал:
1. Гарантировать нейтралитет Швеции.
2. Гарантировать проход советских судов через Балтику.
3. Вывести немецкие войска из Финляндии.
4. Пересмотреть отношения Германии с Румынией.
5. Разрешить СССР создать советские военные базы в районе Проливов.

Гитлер отверг эти условия. 25 ноября 1940 г. Сталин сообщил Гитлеру, что готов продолжить переговоры, но Гитлер не ответил. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал план Барбаросса. В 1941 году Сталин, хорошо понимая сущность фашизма, учитывая принципы работы фашистской экономики, и отставание СССР от Германии в вооружении не мог напасть на неё, а Гитлер же не мог не напасть на СССР.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог