Статья 49. Фашисты – разрушители культуры


"Приказом Геббельса в империи
Закрыты цирки и зверинцы.
Жокеи служат в кавалерии,
Канатоходцы – пехотинцы."

С. Маршак

Инженерный замок В Ленинграде, разрушенный фугасной бомбой

Немецкий фашизм создал свою "философию", основную на нескольких "теориях". "Основная идея фашистов – это превосходство германской расы над другими расами. Они составили описание образцового представителя германской расы. Так составляют описание чистокровного быка или породистого кобеля. По словам «ученых» фашистов, чистый германец отличается стройностью, высоким ростом, светлой окраской кожи и волос, удлиненной формой головы. Нужно сказать, что три вожака фашистов мало подходят к перечисленным приметам: Гитлер – брюнет, среднего роста, Геринг – чрезвычайно тучное существо, а Геббельс вообще мало похож на человека – германского или не германского, – это обезьяна крохотного роста, уродливая и вертлявая. Наружность вожаков не мешает фашистам упорствовать в своем возвеличении германской расы", – можно прочитать в советской пропагандистской брошюре 1941 г. Конгресс фашистских "ученых-философов", заседавший в Магдебурге, принял резолюцию: "Назначение германской философии – доказать господствующую роль Германии, которая является единственно чистой в мире, состоящем из людей смешанных рас". А проводниками высшей германской "философии" стали танки...

Людей фашисты превратили в животных, и сложный мир человеческих чувств заменили учебником племенного скотоводства. Газета «Фелькишер беобахтер» – центральный орган германского фашизма – в 30-х гг. писала: "Наши крестьяне были мудрее книжников – они понимали, что такое чистота расы. Если мы справедливо гордимся прусскими коровами, которые во многих отношениях выше фионских и герефордсрих коров, то никто из нас не станет гордиться Марксом, Гейне или ублюдком Эйнштейном". Предки немецких фашистов заявляли: "Славяне – это только удобрение для германской расы". Опираясь на столь "умную" мысль, фашисты признали славян "второстепенной расой, созданной для земледелия, танцев или хоровых песен, но абсолютно непригодной для городской культуры и для самостоятельного государственного существования".

"Мы обязаны истреблять население… Нам придётся развить технику истребления населения. Если меня спросят, что я подразумеваю под истреблением населения, я отвечу, что я имею в виду уничтожение целых расовых единиц. Именно это я и собираюсь проводить в жизнь, – грубо говоря, это моя задача… Я имею право уничтожать миллионы людей низшей расы, которые размножаются как черви. Одна из основных задач германского государственного управления во все времена будет заключаться в предотвращении развития славянских рас…", – говорил Гитлер. И они расстреливали, вешали, пытали. В Киеве за 778 дней оккупации фашисты уничтожили 195 тыс. мирных граждан, в Ленинградской области – 172 тыс., в Крыму – 144 тыс., список таких примеров бесконечен. Для оправдания политики войн и погромов, «философия» фашистов, кроме расовой теории, проповедует культ смерти: "Война – естественное состояние человека». В немецком фильме «Утренняя заря» герой-гитлеровец восклицает: "Смысл жизни – это смерть". Министр народного просвещения и пропаганды Й. Геббельс провозгласил: "Война – самая простая форма утверждения жизни. Нельзя уничтожить войну, как нельзя уничтожить феномен рождения".

Театр оперы и балета имени С.М. Кирова в Ленинграде, пострадавший в результате авианалёта

С ранних лет фашисты воспитывали своих детей в духе ненависти и невежества. В начальных школах они ввели телесные наказания: били детей линейкой по щекам, секли. Дети, после того как их высекли, должны кричать: "Хейль Гитлер!" Даже в арифметику фашисты внесли свой варварский дух. В журнале для учителей задолго до войны была напечатана задача: "54 бомбардировщика бомбят вражеский город. Каждый самолет взял 500 зажигательных бомб, помимо фугасных. Вес каждой зажигательной бомбы – 1 килограмм 500 граммов. Принимая во внимание, что 70% бомб упадут за чертой города и только 20% упавших в черте города произведут нужное действие, определить, сколько в городе вспыхнет пожаров и какое количество килограммов бомб требуется подвезти, чтобы вызвать каждый очаг огня".

Фашисты не стремились к образованию нации. Они ограничили доступ к экзаменам на аттестат зрелости нормами 1908 года, хотя население Германии с тех пор сильно возросло, они стремились, чтобы в Германии было как можно меньше людей с высшим образованием. Немецкую науку, стоявшую на одном из первых мест в мире, фашисты уничтожили. Самых крупных ученых они выгнали из страны или обрекли на голод. Среди них создатель теории относительности Эйнштейн, химик Гелер, автор «Термодинамики» Планк, десятки ученых с мировым именем. Других ученых заставили заниматься исключительно военными изобретениями или созданием суррогатов, способных заменить основные продукты питания.

Варварское уничтожение культуры началось с мая 1933 г., когда ликующие берлинские студенты после факельного шествия, с одобрения доктора Геббельса, занялись сожжением книг, написанных всемирно известными немецкими авторами: Томасом и Генрихом Манном, Л. Фейхтвангером, Я. Вассерманом, Арнольдом и Стефаном Цвейгом, Э. Ремарком и др. В костёр полетели книги и многих иностранных авторов, таких, как Джек Лондон, Эптон Синклер, Хелен Келлер, Маргарет Сангер, Герберт Уэллс. Волна массового сожжения книг прокатилась и по другим городам Германии. Из библиотек, из книжных магазинов, из частных домов тащили на костры "преступные" сочинения. Никогда, даже в самые мрачные дни инквизиции, не было такого гонения на человеческую мысль. Как же прав оказался немецкий поэт и публицист Генрих Гейне: "Это был только пролог, там, где сжигают книги, сжигают также и людей". Тот же Геббельс признался: "Когда при мне заводят разговор об интеллекте, мне хочется выхватить револьвер".

Утверждение контроля над обществом требует охвата всех каналов воздействия на народное сознание, поэтому, именно, культура стала первоочередной мишенью нацистов. 22 сентября 1933 г. в Германии была законодательно учреждена Палата культуры рейха во главе Й.П. Геббельсом. Ее назначение было следующим образом определено законом: "С целью осуществления немецкой культурной политики необходимо собрать творческих работников во всех сферах в единую организацию под руководством рейха. Рейх должен не только определить направление интеллектуального и духовного прогресса, но и организовать деятельность работников различных сфер культуры и руководить ею". Для руководства и контроля за каждой сферой культурной жизни было создано семь палат: изобразительных искусств, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кино. Все лица, работавшие в этих сферах, были обязаны вступить в соответствующие палаты, решения и указания которых имели силу закона. Кроме иных прав, палатам было предоставлено право: исключать из своего состава лиц ввиду их политической неблагонадежности или не принимать их туда. Это означало, что те, кто без особого восторга воспринимал национал-социализм, могли лишиться права заниматься своей профессиональной деятельностью в искусстве и тем самым лишиться средств существования.

Радио и кино, как и пресса, были быстро поставлены на службу нацистскому государству. Геббельс всегда рассматривал радио как главное орудие пропаганды в современном обществе. В 1933 г. нацистское правительство стало владельцем Радиовещательной корпорации рейха. Кино оставалось в руках частных компаний, но министерство пропаганды и палата кино контролировали все стороны кинопроизводства. Их задачей являлось, как это было официально объявлено "вывести киноиндустрию из сферы либерально-экономических идей и тем самым позволить ей осуществлять задачи, возложенные на нее национал-социалистским государством". За годы правления нацистов в Германии было произведено свыше 2 тыс. фильмов, опубликованы тысячи романов, сотни стихов, создано тысячи скульптур, памятников и т.д. все это воспевало мощь и силу, несокрушимость и превосходство фашизма. "Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами". Эти слова Э. Хемингуэя абсолютно точно выражают суть и смысл фашистский пропаганды.

Многие немецкие писатели были вынуждены покинуть Германию. Некоторые из них перед этим находились в концентрационных лагерях. Это писатели, которых знает весь мир, книги которых переведены на десятки языков: Томас Манн, Генрих Манн, Фейхтвангер, Стефан Цвейг, Ремарк, Ренн, Людвиг Франк, Брехт, Бехер, Арнольд Цвейг, Верфель, Деблин, Анна Зегерс, Толлер, Рот, Оскар-Мария Граф, Бредель и другие. А в витринах книжных магазинов появились пестрые обложки: «Песни юного штурмовика», «Тайны дома Черчилля», «Смерть Англии». Имеются «научные» труды, но они посвящены военной технике или захватническим планам фашистов – книги о нефтяных промыслах Баку, о богатстве Украины, об Индии и Китае. Достаточно привести несколько цитат из сборника песен, чтобы понять их литературную ценность. "Когда гранаты начнут грохотать, сердце будет в восторге смеяться. Вот что значит маршировать, когда нас ведет Гитлер!" или "Если железо заржавело, мы его очистим французской кровью".

В отличие от писателей большинство выдающихся деятелей немецкого музыкального искусства решили остаться в нацистской Германии и по существу отдать свои имена и свой талант на службу "новому порядку". Остался и Рихард Штраус, ведущий из современных немецких композиторов. Некоторое время он являлся президентом музыкальной палаты. Многие режиссеры, директора театров и актеры, особенно еврейской национальности, эмигрировали: режиссер Макс Рейнхардт, руководивший Немецким театром в Берлине, баварский драматург Бертольд Брехт и многие другие. Правда, немецким театрам было разрешено осуществлять постановки драматических произведений Гете, Шиллера, Шекспира, и даже Бернарда Шоу.

Для Гитлера, считавшего себя настоящим художником, несмотря на то, что в Вене его так и не признали, всё современное искусство несло на себе печать вырождения и бессмысленности. Гитлер считал, например, импрессионизм – "дегенеративным искусством". Поэтому под действием закона о конфискации произведений "выродившегося искусства" 6500 полотен современных художников, таких, как Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс, Пикассо, Шагал и многих других, были изъяты из немецких музеев и частных собраний. Часть произведений была распродана на аукционах, а часть, по укоренившейся уже традиции, была просто сожжена. То, что пришло им на смену – шедевры нацистского искусства – были далеки от совершенства. А знаменитые художники, жившие в Германии, такие как В. Кандинский, О. Кокошка, П. Клее, были вынуждены покинуть страну. В «Германской истории» автор раздела об искусстве 1930-х годов Л.И. Гинцберг писал, что "немногочисленные крупные писатели и художники, оставшиеся в Германии… были враждебны нацизму и по существу являлись внутренними эмигрантами. Что же касается официального искусства Третьего рейха, то его отличительными чертами были сугубо утилитарный характер и чрезвычайно низкий художественный уровень". Гинцберг отмечает, тем не менее, что как явление пропаганды искусство имело для гитлеровского режима огромное значение. Однако "развитие немецкой культуры… продолжалось преимущественно за пределами страны".

Уничтожив культуру у себя дома и воспитав целое племя тупых, послушных держиморд, гитлеровцы начали истреблять культуру в Европе. Первой их жертвой была Испания. Потом они "мирно" ворвались в Чехию. Геббельс тогда сказал: "Чехи – дикари…" Чехия была одной из самых передовых стран Европы, с превосходными школами, с высокими тиражами книг, с богатыми книгохранилищами и музеями. Пражский университет, например, был старейшим университетом Европы, и он был закрыт немецкими фашистами. Немцы закрыли и другие высшие школы. Они отправили свыше восьмидесяти тысяч учителей начальных и средних школ на полевые работы, опустошили библиотеки, разгромили издательства. После всего этого, не удивляет невежественное изречение Гитлера: "Любой фельдфебель может стать учителем, но не каждый учитель может стать фельдфебелем". Фашисты остались верны своей традиции: жечь книги. Захватив Прагу, они тотчас отправились в библиотеки – уничтожать книги.

Настал черед других стран, и в первую очередь Франции. Немецкие фашисты уничтожили много памятников старины, достаточно упомянуть о древнем Руане, который называли "городом-музеем" – фашисты его сожгли. Во Франции, оккупированной немцами, замерла культурная жизнь. Студенты попытались протестовать против присутствия представителей фашистской полиции на занятиях, но вскоре все высшие школы были закрыли. В начальных школах и в лицеях поселились фашистские солдаты. Был арестован Поль Ланжевен. Знаменитый французский писатель Ромэн Ролан жил и работал в оккупированном немцами Везле, находясь под домашним арестом, а в его квартире поселились немецкие фельдфебели. Театры были закрыты – только мюзик-холлы с голыми девушками – для фашистских офицеров. Из музеев вывезены картины в Германию. Французы должны были топить печи сочинениями Вольтера и Анатоля Франса, Барбюса и Мальро. Роман французского писателя Жоржа Дюамеля, напечатанный накануне прихода немцев в Париж, был торжественно сожжен.

Идеологи германского расизма и национал–социализма часто ссылались на творческие начала немецкой нации, на её "культурологическую" миссию в мировой истории. По мнению Гитлера, человечество следует подразделять на три расы: основатели культуры, носители культуры и разрушители культуры. Только арийскую расу можно считать основательницей культуры, ибо она "заложила основание и возвела стены храма человеческих творений". Азиатские народы, например, японцы и китайцы, лишь переняли арийскую культуру, придав ей свою форму. Поэтому они являются носителями культуры. В то же время еврейскую расу можно отнести к разрушителям культуры. Существование "низших людей" служит основным условием создания высшей культуры.

Германская земля дала миру великих мыслителей, учёных, художников, композиторов и поэтов: Канта, Гегеля, Дюрера, Кранаха, Бетховена, Вагнера, Баха, Моцарта, Брамса, Шиллера, Гете и многих других. Как, впрочем, и Россия, и Франция, и Англия творениями своих великих соотечественников обогатили мировую культуру. Но не стоит забывать, что уничтожение материальных и культурных ценностей, бессмысленный вандализм также нередко исходили из немецкой земли. Сам термин "вандализм" имеет немецкие корни и связан с названием германского племени вандалов, которые в V в. захватили и разграбили Рим, бессмысленно уничтожив при этом значительные материальные и культурные ценности. Фашистский вандализм имел идеологическую основу, и наиболее ярко проявился, когда немецкие войска вступили на территорию СССР.

Грабёж чужих ценностей, возведённый в ранг государственной политики, был одной из задач гитлеровских планов войны против стран Европы и Советского Союза. В приказе № 130 НКО И. Сталина от 1 мая 1942 г. об этом так написано: "Говорят, что немецкие фашисты являются носителями европейской культуры, ведущими войну за распространение этой культуры в других странах. Это, конечно, ложь. Только профессиональные обманщики могут утверждать, что немецкие фашисты, покрывшие Европу виселицами, грабящие и насилующие мирное население, поджигающие и взрывающие города и сёла и разрушающие культурные ценности народов Европы, – могут быть носителями европейской культуры. На самом деле немецкие фашисты являются врагами европейской культуры, а немецкая армия – армией средневекового мракобесия, призванной разрушить европейскую культуру ради насаждения рабовладельческой «культуры» немецких банкиров и баронов".

Фашисты разграбили во время войны, а затем разрушили сотни объектов культуры на территории Советского Союза. Перечень и описание этих вандальских актов составляют несколько томов. Вот некоторые примеры. Памятник русской культуры – усадьбу Льва Толстого Ясную Поляну – разгромили: книги, рукописи великого писателя – выбросили, уничтожили; могилу осквернили; отапливали дом личной мебелью и книгами Льва Толстого. В течение полутора месяцев нацистские вандалы глумились над памятью о гении человечества, а затем подожгли усадьбу. В Калуге гитлеровцы варварски уничтожили экспонаты дома – музея К.Э. Циолковского. По портретам Циолковского фашисты стреляли из револьверов. Ценнейшие модели дирижаблей, чертежи, приборы были растоптаны. Гитлеровцы разграбили, а потом сожгли знаменитый музей Бородино, дом – музей А.С. Пушкина в посёлке Полотняный завод. В здании дома – музея П.И. Чайковского в Клину, оккупанты устроили гараж для мотоциклистов и отапливали его рукописями, книгами, мебелью и другими музейными экспонатами.

Среди осквернённых нацистами памятников русской культуры и Ново–Иерусалимский монастырь, и собор в Киево–Печёрской лавре, и памятник великого украинского поэта Тараса Шевченко в городе Каневе на Украине, и дом Чехова в Таганроге, и дом великого русского композитора Римского–Корсакова в городе Тихвине. В груду развалин был ими превращен и древний Новгород. Был разграблен и разрушен музейный комплекс г. Пушкина. За время блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами разрушено и повреждено бомбами и снарядами 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими: Зимний дворец, здание Адмиралтейства, Инженерный замок, Таврический дворец, Строгановский дворец, Пажеский корпус, Мариинский дворец, Петропавловская крепость и многие другие.

Сколько и чего было награблено нацистскими руководителями и специально для этого созданными органами во временно оккупированных странах, было установлено на Нюрнбергском процессе. Было предъявлено множество документов, доказывающих огромный размах грабежа культурных ценностей, производившегося по поручению Гитлера. Это, прежде всего, "Отчет о работе особого штаба изобразительного искусства", который был присоединен к актам Нюрнбергского процесса. "Особый штаб" на основе "приказа фюрера" от 17 сентября 1940 г. о конфискации произведений искусства, принадлежавших евреям в оккупированных западных областях, с марта 1941 г. по июль 1944 г. было переправлено в рейх 29 крупных транспорта из 137 вагонов, груженных 4174 ящиками с произведениями искусства… В СССР немцы разрушили 427 музеев, среди них богатейшие музеи Ленинграда, Смоленска, Сталинграда, Новгорода, Полтавы и других городов. Акты Нюрнбергского процесса и другие неоспоримые документы доказывают, каким образом и какими средствами Гитлер хотел создать "музей фюрера" в Линце, самый большой и "уникальный" художественный музей в мире.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог