Статья 50. Молодёжь в нацистской Германии


"Всю молодежь на службу фюреру"

Б. фон Ширах

Шествие, марш членов союза Гитлерюгенд

Нацисты в Германии всегда уделяли большое внимание воспитанию молодёжи в духе идей национал-социализма. Гитлер стремился заинтересовать молодых людей, оказать им доверие, чтобы привлечь молодёжь в ряды НСДАП. Ещё в 1923 г. в книге «Моя борьба», которая стала "библией нацизма", а позже в своих речах и статьях он неоднократно подчеркивал, что необходимо содействовать новой ориентации воспитания, основанной на политическом обучении молодежи, которое укрепит её преданность государству. В деле воспитания предполагалось задействовать такие факторы, как расовое мышление, физические упражнения, военные тренировки, воспитание характера. Надо честно признать, что национал-социалисты более чем преуспели на этом поприще, хотя и находились у власти в Германии всего 12 лет. Гитлер прекрасно понимал, что тот, кто не думает о молодёжи – рискует будущим всей страны. На съезде НСДАП в 1933 г. он произнёс такие слова: "Молодежь есть жизненные гарантии Германии, которая жизнь Германии в настоящем и дальнейшая жизнь нашего народа в будущем".

Национал-социалисты умело воспользовались внутренним кризисом Веймарской республики, а также ожиданиями и надеждами молодого поколения, которое крайне болезненно переживало кризис, не сумев реализоваться в обстановке массовой безработицы. Конечно, сыграли свою роль и не реализованное честолюбие и жажда деятельности молодых людей. Кроме того, молодых людей привлекала к себе романтика движения: факельные шествия, марши, уличные демонстрации, собрания, часто, заканчивавшиеся кровавыми стычками со своими политическими противниками. НСДАП постепенно становилась для молодёжи не только партией, а скорее боевым сообществом, требовавшим пожертвовать всем и противопоставлявшим старому распадающемуся миру пафос воинственного нового строя. Движение имело особый успех у молодёжи, стремившейся к дисциплине и жертвенности, и видевшей в нём революционное начало. Нацисты вовремя поняли, что серьезную общественную и политическую силу представляют студенты, которых не устраивают консервативные традиции, царившие в университетах. Умелое использование феерических речей Гитлера, плакатов и других инструментов пропаганды, привело к убежденности немецкой молодежи в своей избранности.

В феврале 1922 г. по личной инициативе Гитлера в партии был создан молодёжный отдел. Первый опыт выделения из НСДАП молодёжной организации был предпринят в Мюнхене весной 1922 г. В 1926 г. произошло объединение молодёжных групп НСДАП в единую организацию, под названием «Великогерманское Молодёжное Движение». На Веймарском партийном съезде в июле 1926 г. "Великогерманское Молодежное Движение" было переименовано в "Гитлерюгенд – Союз Немецкой Рабочей Молодёжи". В тот период «Гитлерюгенд» представлял собой молодёжное подразделение штурмовых отрядов СА, с руководителем Куртом Груббером. В то время членство в «Гитлерюгенде» начиналось по достижении 14-летнего возраста. Постепенно «Гитлерюгенд», как организованная сила, начинает играть заметную роль в политической жизни Германии. В 1931 г. её руководителем становится 24-х летний Бальдур фон Ширах – по традиции молодежного движения, возникшего еще в конце XIX века и установившего, что молодежью может руководить только молодежь. Ширах, рейхсфюрер национал-социалистического германского союза студентов, один из основателей молодёжного «Боевого союза за германскую культуру», обратился к Гитлеру с предложением создать большую молодёжную организацию под контролем НСДАП.

С самого начала своего существования «Гитлерюгенд» не решал собственно молодёжных проблем как большинство юношеских организаций, а выступал как «кузница кадров» для нацистской партии – военно-иерархическая структура. «Гитлерюгенд» повсеместно участвовал в предвыборной кампании НСДАП. Молодые люди распространяли листовки и брошюры, расклеивали плакаты и писали на стенах лозунги, ведя небезопасную агитационную работу на улице. С 1931 г. до конца января 1933 г. в стычках при исполнении "служебного долга во имя фюрера" было убито больше 20 членов «Гитлерюгенда». 30 января 1933 г. к власти в Германии пришли нацисты. Как НСДАП стала единственной партией, так и «Гитлерюгенд» должен был стать единственной молодёжной организацией. Выбор пути «Гитлерюгенда» должен был стать выбором всей немецкой молодёжи. Таким образом, «Гитлерюгенд» стал претендовать на монопольное владение молодежью. Конкуренцию союзу составляли спортивные юношеские, католические союзы, молодежный союз евангелистов, а также социалистические и коммунистические объединения. Поэтому основной задачей, которую ставил перед собой «Гитлерюгенд», было разобщение и унификация всех конкурирующих молодежных союзов. Необходимость приобретения контроля над всеми возможными функциями и областями молодежной жизни, а также стремление охватить, как можно большее количество молодёжи, стали его новыми целями.

После прихода к власти национал-социалистов сразу же был принят ряд законов об изменении образовательной системы от начальной школы до университетов – указы о нацификации образовательной системы Третьего рейха. Государство также стремилось унифицировать образовательную систему: свести к минимуму существующее разнообразие форм обучения. Принятая законодательная база создала возможности для реализации репрессивной политики среди педагогов: действующие преподаватели должны были признать и руководствоваться в воспитании и обучении национал-социалистическими принципами, учителя "неарийского" происхождения не имели права работать в нееврейских школах. Для идеологической закалки учителей направляли на специальные курсы, где они интенсивно постигали основы национал-социалистского учения, штудировали расистскую доктрину Гитлера. Каждый работающий в системе образования – от детского сада до университета – был обязан вступить в Лигу национал-социалистских учителей, на которую законом возлагалась задача координации идеологической и политической деятельности всех учителей, преподавателей в соответствии с нацистской доктриной.

Государственная политика также была направлена на сокращение числа еврейских школьников в общеобразовательных школах и переводом их в частные учебные заведения. Путем постепенного сокращения числа религиозных школ государство стремилось отделить церковь от образовательного процесса. Параллельно с отказом от религиозного воспитания и образования руководство Третьего рейха выступало против частного образования. Частные школы могли продолжать свою деятельность лишь в двух случаях: заменяя государственную (для обучения еврейских школьников) или существуя, как "вспомогательные школы" коррекционной педагогики. Постепенно этот сектор школьного образования становился государственным.

Важное место в школьной политике Третьего рейха стала занимать организация сети элитных учебных заведений, с помощью которых государство стремилось создать поколение властвующей элиты. К ним относятся Национал-политические воспитательные учреждения («Napolas»), «Школы Адольфа Гитлера» («Adolf Hitler Schule»), которые изначально планировались как партийные школы, находившиеся в подчинении национал-социалистического государственного управления и «Рыцарские замки» («Ordensburgen»). В «Napolas» учебный и воспитательный процесс строился по образцу старых кадетских корпусов. Здесь обучались выходцы из рабочих семей и дети военнослужащих. Поощрялись коллективные виды спорта: такие как футбол, волейбол, гонбол. Ученики получали коллективную оценку за спортивные соревнования. В основном же обучение проходило, как и в обычных гимназиях. «Napolas» курировала специальная служба СС, которая, назначала ректоров и преподавателей.

В «Adolf Hitler Schule» отбирались кандидаты из числа младшей группы «Гитлерюгенда», которые имели безупречные расовые показатели. Обучение велось по военному образцу. Ученики делились на отделения. Учителя следили за выправкой и личной гигиеной учеников. По окончании выпускники получали свидетельство и считались пригодными для поступления в университеты. В «Ordensburgen», рыцарские замки кандидатов отбирали из числа учащихся «Adolf Hitler Schule» и «Napolas», именно они и обеспечивали подготовку нацистской элиты.

Учиться в «Ordensburgen» было заветной мечтой каждого немецкого подростка. Но поступить туда было не просто. Было учреждено четыре «Рыцарских замка»: в Гросинзее, Зонхофене, Фогельзанге и Мариенбурге. В каждом из них насчитывалось тысяча учащихся, которые назывались юнкерами. В эти учебные заведения могли попасть только те, кто прошел шестилетний курс обучения в «Школе Адольфа Гитлера» и два с половиной года отработал в составе «Службы труда Рейха», либо четыре года занимался партийной работой. Обучение в них длилось четыре года (1-й год – расовая доктрина, 2-й – атлетика, скалолазание, прыжки с парашютом, 3-й – политическое воспитание и военное дело, 4-й – заключительное политическое и военное обучение), после чего выпускники были готовы занять посты будущих руководителей нацистской партии.

Национал-социалисты хотели построить школьное обучение на основе расовой теории путем изменения программ, учебников, введением новых предметов. Между тем, до 1938 г. не существовало унифицированных программ, поэтому обучение зависело от способностей каждого преподавателя и от его личного отношения к существующему режиму. Однако все науки стали рассматриваться с расовой точки зрения. Появились "немецкая математика", "немецкая физика" и т.д. Пропаганда готовности к войне занимала вторую позицию в организации школьного обучения. Например, математические задачи, так или иначе, были связаны с расчетами артиллерийских траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов. Постоянное заучивание стихотворных текстов, содержащих политические лозунги, приводило к тому, что они воспринимались не как нечто чуждое, а как проявление житейской мудрости.

Главными предметами в обучении стали история, биология и немецкий язык. При этом изучение истории носило политический характер, упор делался на историю национал-социалистического движения. Учащиеся обязаны были знать события мюнхенского "Пивного путча" 1923 г., "злодеев" Веймарской республики, например Курта Эйснера, который пытался учредить советскую республику в Баварии и т.д. Преподавание биологии основывалось, прежде всего, на взглядах фюрера относительно расы и наследственности.

В учебнике Г. Гауха "Новые основы расовых исследований" можно было прочитать: "Животный мир следует классифицировать на представителей нордической расы и на низших животных (евреев). Таким образом, можно вывести правило: не существует ни физических, ни психологических особенностей, которые могли бы подтвердить отличие человека от животного мира. Единственное различие, которое существует – это отличие между представителями нордической расы с одной стороны, и животными, в основном представителями ненордической расы, или недочеловеками (представляющими собой переходный вид), с другой стороны". Изучение германистики базировалось на требовании восстановления "былого тевтоноского величия", упор делался на историю германцев, как культуросозидающую расу, и евреев как культуроразрушающую расу.

Кроме того, для национал-политического обучения было характерно также выдвижение на первый план физического воспитания, трудового обучения и допризывной подготовки. Школа и армия сливались в одно единое. Заканчивая школу, юноши должны были тут же попадать в армию, где они продолжали своё физическое совершенствование. Армия должна была стать для молодёжи "школой патриотизма". Именно в армии, кроме физической и "патриотической подготовки", молодой человек должен был научиться, прежде всего, беспрекословно подчиняться и выполнять приказы. А «Гитлергенд» получил от нацистов тотальные права на выполнение внешкольного воспитания молодежи. С помощью этой организации государство манипулировало сознанием подрастающего поколения, формировала систему «народных ценностей», основу которых составляли постулаты национал-социалистического мировоззрения, расистские и милитаристские идеи. Идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики выражаются в таких понятиях, как: "народная общность", "раса", "фюрерство", "служба".

Под лозунгом "Вся молодежь на службу фюреру!" была развернута мощная компания, адресованная детям, с привлечением радио, кино и издательской индустрии. При этом пропаганда была рассчитана на добровольное вступление в «Гитлергенд», если это не действовало, подключались государственные учреждения и местные органы власти. Хотя членство в союзе добровольное, у детей и подростков к началу Второй мировой войны практически не было альтернативы.

С приходом к власти нацистов, молодёжные организации, конкурирующие с «Гитлергендом», стали испытывать жесткое давление государства. Через государственные законодательные запреты, закрытия и присоединения профессиональных, спортивных и других молодёжных объединений, удалось получить значительный приток "неорганизованных масс" в «Гитлерюгенд», кроме католических союзов, которые были закрыты позже. Если к концу 1932 г. численность «Гитлергенда» составляла 107956 человек, то уже в конце 1934 г. – 3 577 565 человек, в конце 1938 г. – 7 728 259, а в 1939 г. численность организации достигла 8870000 человек. В "Законе о «Гитлерюгенде»", принятом 1 декабря 1936 г., чётко было сформулировано: "Вся немецкая молодежь должна вступить в «Гитлерюгенд»". При этом, имперский руководитель молодёжи – Б. фон Ширах – занял место в высшем руководстве Рейха, находясь в подчинении только у Гитлера.

Союз «Гитлерюгенд» охватывал немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и разделялся по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет – «Дойче юнгфольк» («Немецкая молодежь»); с 14 до 18 лет – собственно «Гитлерюгенд». В состав «Гитлерюгенд» входила и женская организация: девочки в возрасте от 10 до 14 лет – «Юнгмедельбунде» («Союз девочек»); от 14 до 18 лет – «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»). С 6 до 9 лет немецкие мальчики находились в организации «Пимпфе». Ежегодно к 15 марта, каждый достигший десятилетнего возраста мальчик, был обязан зарегистрироваться в Имперской молодежной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребенке и его семье, "расовой чистоте", ребёнок проходил "Испытания мальчиков" и врачебное обследование. 20 апреля в день рождения фюрера проходила торжественная церемония приема мальчиков в младшую возрастную группу – юнгфольк. В «Гитлерюгенде» была установлена строгая иерархическая структура управления, введена единая униформа.

В деятельности союза «Гитлерюгенд» можно выделить следующие направления: физическое воспитание немецкой молодежи, идеологическое воспитание: вечера отдыха, организация лагерей. Для демонстрации "арийских" спортивных достижений с 1937 г. проводились «имперские спортивные соревнования Гитлерюгенда», которые были призваны показать "германскую силу и непобедимость". Необходимо отметить, что физическое воспитание молодежи после 30-х г. носило милитаристский характер, когда наряду со спортивными упражнениями проходили строевые и тактические занятия. Марширование, речёвки, упражнения, длившиеся часами, должны были воспитывать в детях солдатскую дисциплину.

Еженедельно по средам члены «Гитлерюгенда» собирались на так называемых "домашних вечерах", чтобы изучать германские героические сказания и легенды. Зачарованно слушали они рассказы солдатской прозы Эрнста Юнгера, Вернера Боймельбурга, Франца Шаувекера и Фридриха Хильшера о героизме, самопожертвовании, храбрости в битвах Первой мировой войны, сочинения которые уже в двадцатые годы выходили огромными тиражами. Юношам рассказывали о "предательском ударе в спину непобежденным фронтовым войскам", о "чистоте немецкой крови" и об "огромных жизненных пространствах на Востоке". На "домашних вечерах" не устраивались дискуссии, все было устроено как в армии – по приказу или команде.

Другой формой идеологического воспитания был лагерь, который разбивался на определенной территории и напоминал военизированное поселение. Распорядок дня предусматривал спортивную гимнастику, мировоззренческое обучение, темы занятий которого были выдержаны в рамках нацистской идеологии. Кроме того, использование лагерей было обусловлено желанием нацистов испытать на практике свою систему воспитания, исключающую всякое "посторонние влияние", в том числе и влияние семьи. После окончания школы юноши и девушки были обязаны отработать один год в сельском хозяйстве («Сельский год»). Во многих районах Германии были созданы лагеря трудовой повинности, в которых десятки тысяч молодых людей без заработной платы, только за пансионат, трудились на полях.

Проповедуемая Ширахом "революция воспитания", постепенно привела к снижению авторитета школы, в целом, и учителя, в частности. К 1939 г. «Гитлеюгенд» все более и более настойчиво стал навязывать свои требования школам, которые выразились в уменьшении объёма домашних заданий, увеличении свободного времени у учащихся, и преобладании в процессе обучения политических и спортивных занятий, что способствовало "нужной" идеологической обработке молодежи на фоне развала школьной системы. При этом произошло резкое снижение интеллектуального уровня и профессиональной подготовки учащихся, но укрепилось здоровье и физическая подготовка немецкой молодёжи.

В 1940 г. Бальдура фон Шираха на посту имперского руководителя «Гитлерюгенда» сменил Артур Аксман, бывший его заместитель. Артур Аксман пользовался в организации огромным авторитетом, который стал ещё большим, после потери им правой руки в боях на Восточном фронте в 1941 г. Под его руководством прошёл военный этап в деятельности «Гитлерюгенда». По инициативе Аксмана во всей Германии проходило большое количество молодёжных акций и кампанией. Так, пимфы должны были участвовать в сборе утильсырья, металлолома, девочки из подразделений «Гитлерюгенда» участвовали в сборе подарков, денег для раненых, проводили концерты в госпиталях, работали в лазаретах, санпропускниках, домах престарелых и инвалидов. Подростки из «Гитлерюгенда» привлекались к работе вахтеров, курьеров, почтальонов, уборщиков мусора, помогали разносить продуктовые карточки.

На молодёжь возлагались все новые и новые обязанности, при этом сохранились и традиционные ежегодные кампании: 1941 г. прошел под девизом «Наша жизнь – путь к фюреру», 1942 г. – «Освоение Востока и сельская служба», 1943 г. – «Вклад молодёжи в войну», 1944 г. – «Год добровольцев». Во время войны «Гитлерюгенд» был задействован в реализации планов Гитлера по созданию новой Европы. Для установления «Нового Порядка» на оккупированных фашистами территориях, проводилась политика переселения немецкой молодёжи на Восток. Ряд территорий был объявлен "областями Гитлерюгенда»". В результате деятельности этой кампании на «восточных территориях» было создано 300 лагерей «Гитлерюгенда», для «освоения востока» и "насаждения духа немецкой народности". Например, в 1942 г. в этой акции было занято 30 тысяч немецких юношей и девушек.

В течение всей войны через систему «Гитлерюгенда» проводилась подготовка кадров для Вермахта. В 1942-1944 гг. практически вся молодёжь допризывного возраста прошла обучение, часто целыми классами, в специально подготовленных лагерях, уже под руководством кадровых офицеров. В конце войны нацистское руководство даже сформировало особую танковую дивизию СС «Гитлерюгенд», укомплектованную в основном 17-18 летними добровольцами, был объявлен набор молодёжи в народное ополчение – "фольксштурм". А в условиях крушения нацистской империи стал проходить призыв "добровольцев" 15-16 летнего возраста (даже 14 летних). Из этих солдат-школьников формировались отряды "вервольф"(оборотни), от которых нацисты требовали фанатично сражаться до последнего дыхания.

Безусловно, нацистам удалось создать мощную организацию «Гитлерюгенд», которую также можно охарактеризовать как самый эффективный молодёжный союз в европейской истории, как необычайно активное молодежное движение – школу фашизма. При помощи умело организованной пропаганды они смогли направить энергию молодёжи на выполнение своих милитаристских, преступных планов. Ещё в 1937 г. Гитлер сказал: "Наш новый рейх никому не отдаст свою молодежь, он привлечет её к себе и даст ей свое образование и свое воспитание". Слова фюрера не были пустой похвальбой, именно это нацисты и реализовали на практике.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог