Статья 7. Характерные черты фашизма как политического движения


"Горе тому государственному деятелю,
который не позаботится найти такое основание для войны,
которое и после войны еще сохранит свое значение."

Бисмарк

Б. Муссолини

Первая мировая война материализовала самую разрушительную политическую силу для переживавшей глубокий кризис западной цивилизации – фашизм.

Фашизм – европейское по преимуществу политическое движение XX века, специфическая форма государственного правления. Он принес неисчислимые бедствия народам мира. Именно фашистские государства – Германия и Италия – были главными виновниками в развязывании Второй мировой войны.

Само слово фашизм итальянского происхождения. Первые выступления фашистов произошли еще в 1919 году. Их организация, созданная Бенито Муссолини, называлась "Фашо ди Комбатименто", что означало "Союз Борьбы". Членов этой организации стали называть фашистами, а само движение фашизмом. Первоначально это слово использовалось только применительно к итальянской действительности 20-х годов; позже этим словом стали обозначать похожие политические движения в других странах. Однако нужно иметь в виду, что, например, германские фашисты называли себя "нацистами", "наци", поскольку их партия именовалась Национал-социалистическая немецкая рабочая партия.

Первенство использования партийных отрядов в борьбе за власть принадлежит дуче (вождю) Национальной фашистской партии Бенито Муссолини. Собственно, изначально сама партия представляла собой построенное по военному образцу формирование, состоявшее почти исключительно из бывших фронтовиков – ветеранов Первой мировой войны.

Партийного единства фашисты добивались с помощью специфического стиля, построенного на внешнем копировании армейских порядков (структуры, униформы, системы взаимоотношений). Визитной карточкой фашистских сквадристов (от итальянского слова "сквадра"– отделение) стала черная рубашка, позаимствованная у анархистов. Возрождались армейские ритуалы древнеримской империи. Самым известным из них стало салютование поднятием вверх правой руки.

Экономический кризис и постоянные забастовки левых укрепили ряды фашистов. Они громили митинги и штаб-квартиры социалистов по всей Италии. В декабре 1921 г. на съезде чернорубашечников в Риме "Союз борьбы" был преобразован в Национальную фашистскую партию. К весне 1922 года в ней насчитывалось 320 тысяч человек (40% составляли рабочие), летом – 470 тысяч, а осенью число фашистов достигло миллиона. Муссолини сделал ставку на вооруженный захват власти.

Фашизм имеет ряд характерных черт. Прежде всего, это национализм и расизм. Для фашистов интересы нации всегда выше индивидуальных, групповых, классовых интересов. Последние, безусловно, должны приноситься в жертву первым. Фашизм как бы впитал в себя всю волну национализма, поднятую накануне и в годы Первой мировой войны. Причем наибольший размах этого движения в Германии и Италии во многом объясняется уязвлённостью национальных чувств народов этих стран, которые завершили национальное объединение позже других и вышли из Первой мировой войны не только ослабленными, но и униженными: Германия – условиями Версальского договора, Италия – "побежденная среди победителей" – тем, что ее интересами пренебрегли на Парижской мирной конференции.

Национализм в Европе не был в новинку, он всегда был характерен для консервативных, правых политических сил. Роднит фашистов с традиционными правыми и преклонение перед государством: и те, и другие видели в нем средоточие национального духа, залог стабильности и порядка. Но на этом сходство традиционных консерваторов и фашистов кончается. Фашизм как политическое движение XX века впитал в себя ряд новых черт, отличающих его от старого консерватизма.

Фашисты выдвинули и пытались провести в жизнь не просто идею сильного государства, но государства тоталитарного (от латинского слова totaliter – полностью, целиком), поглощающего собой общество. "Все для государства, ничего против государства, никого вне государства" – эти слова Муссолини выражают суть фашистской идеи тоталитарного государства.

Чернорубашечники

В Германии осуществление этой идеи породило конфликт фашистов с католической церковью, пытающейся сохранить свою традиционную независимость от государства. Такой конфликт просто немыслим для традиционного консерватизма, видевшего в церкви одну из опор общественного порядка. Традиционный консерватизм, кроме того, отражал интересы немногочисленных элитарных слоев населения: родовой аристократии, крупных финансистов, видевших в переменах угрозу своим привилегиям.

Фашизм – это массовое движение, впитавшее в себя страх перед неожиданными и бурными переменами значительно более многочисленных групп населения: ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей, крестьян, чиновного люда, ветеранов войны. Именно выходцы из этих слоев образовали фашистскую правящую элиту. Ни Гитлер, ни Муссолини, ни их сподвижники не были выходцами из аристократии, их родители не были состоятельными людьми.

Отличало фашистов от традиционных консерваторов и преклонение перед насилием как средством решения любых проблем. На насилии они хотели построить будущий миропорядок, через него они шли к власти, создавая вооруженные отряды (штурмовые, СА и охранные, СС – в Германии, "чернорубашечники" – в Италии) для борьбы со своими политическими противниками. Понимание насилия как неотъемлемого и естественного признака политической борьбы роднило фашистов не с консерваторами а, скорее, с ортодоксальными социалистами и коммунистами, которые выступали за насильственное преобразование общества. Подобно последним фашисты выступали и против капитализма с той лишь разницей, что они видели в свободной конкуренции силу, подрывающую единство нации.

Позаимствовав у социалистов часть идей и включив слово "социалистическая" в название своей партии, нацисты, однако, рассматривали традиционное социалистическое рабочее движение (коммунистов и социал-демократов) как своего основного политического противника. Первых – за их приверженность идее классовой борьбы, подрывающей все то же национальное единство, вторых – за их роль в Германской революции, которая, по их мнению, была "ударом в спину" воюющей нации. И тех, и других они рассматривали в качестве главных конкурентов в борьбе за массы. Впитав в себя многие идеи как правых, так и левых, фашизм, тем не менее, пытался играть роль "третьей" силы в политической жизни.

Идея социального равенства была привлекательна для многих. Не случайно в фашистских партиях было много рабочих. Фашизм предлагал создание так называемого "народного общества" – общества социального равенства и богатства, но для избранных, "высших" народов. Богатство такого общества надлежало создавать за счет нещадной эксплуатации, рабского положения народов, объявленных низшими, второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея мирового господства, за счет которого предполагалось обеспечить процветание "избранной" нации.

"Народное общество", по мнению теоретиков национал-социалистической партии Германии, должно состоять из предприятий, производственных общин, объединенных на основе фюрер-принципа, т.е. подчиненных партийно-государственному чиновнику – фюреру. Отказ от демократии, ликвидация всех демократических институтов, тотальное огосударствление общества. Контроль над всеми сторонами жизни, включая личную. Применение жесткого принуждения, в том числе к труду.

Духовной основой общества должна была стать фашистская идеология, которая возводилась в ранг религии. Христианство официально не отвергалось. На пряжках ремней гитлеровских солдат было написано: "С нами бог! ". Но идеология фашизма настолько противоречила ценностям христианства, что среди сторонников фашизма наблюдался отход от христианской религии. Так, среди верхушки НСДАП в Германии были распространены увлечения восточными учениями – дзен-буддизмом, оккультизмом и т.п.

А. Гитлер

Фашизм как реальность просуществовал в историческом плане недолго, но тем не менее под его влиянием происходили изменения в массовом сознании. В гитлеровской Германии происходила мифологизация жизни общества, в обществе укоренялась идея о пришествии мессии, способного спасти страну, утверждалось харизматическое отношение к фашистским лидерам (обожествление Гитлера приобрело тотальный характер).

Фашизм рассчитывал задействовать реально существующие и исторически апробированные механизмы, в частности, утверждавшийся в индустриальную эпоху производственный коллективизм (корпоративизм). Именно поэтому, найдя достаточно широкую социальную базу, чудовищный фашистский монстр угрожал существованию не только Европы, но и всего человечества. Если марксистский рабочий социализм увлекал лишь часть рабочего класса (в основном массовых профессий), а также других малоимущих, фашизм привлек людей из разных слоев: от крупного буржуа до люмпена. Первый такой режим был установлен в 1922 г. в Италии – режим Б. Муссолини. Коричневое пятно с ужасающей в историческом плане быстротой стало расползаться по карте Европы.

Если стремиться к пониманию сложных событий XX века, надо признать, что между коммунизмом и фашизмом есть общее, хотя есть и существенные различия. Для того чтобы в этом разобраться, постараемся ответить на следующие вопросы: 1) против чего выступают коммунизм и фашизм?; 2) что они предлагают взамен?; 3) какими средствами предлагают этого добиваться?
Что касается первой позиции, то здесь коммунизм и фашизм едины. Объединяет их отрицание западного пути. Оба эти политические течения предлагают альтернативу западному пути, западным ценностям. И коммунизм, и фашизм выступают против рынка, парламентской демократии, гражданского общества, политического плюрализма, индивидуализма и в общем, хотя и в разной степени, против христианства. И то и другое течение выступало за разрушение западной цивилизации любой ценой.

Если же говорить о том, что предлагалось взамен (вторая позиция), то здесь общего гораздо меньше (не случайно фашизм выступал с антикоммунистических позиций, а коммунисты активно боролись с фашизмом). Главное, что сделало коммунизм и фашизм антиподами, – это отношение к человеку. Фашизм открыто делил людей на полноценных и неполноценных по расовому признаку. Тем самым заведомо провозглашалось право одних (арийцев) господствовать, а других – быть рабами. Все народы, кроме германцев, рассматривались как прирожденные прислужники "высшей" расы.

Социализм проповедует социальную справедливость, всеобщее равенство, независимо от расы и национальности. Гуманистический аспект в коммунизме выражается в лозунге – "все для блага человека", коммунизм обещает рай на земле для всех.

Если рассматривать вопрос о путях и средствах достижения провозглашенных коммунизмом и фашизмом целей, то окажется, что здесь также есть совпадение. Фашизм обещал райскую жизнь для избранной арийской расы за счет уничтожения и нещадной эксплуатации остального человечества. Он проповедовал неприкрытый геноцид по расовому или национальному признаку, а процветания обещанного коммунизмом, предполагалось получить за счет имущих классов. Другого источника нет, поэтому коммунизм на практике ведет к геноциду по социальному признаку и в этом вновь смыкается с фашизмом. Человеку в принципе все равно, из каких побуждений его убивают социальных или национальных. И то и другое несло смерть, разрушение.

Хотя коммунизм и фашизм являются антиподами, на практике они вели к созданию однотипных обществ, отягощенных тоталитаризмом индустриальной эпохи. В становлении обществ под флагами этих учений много общего, а опасность фашизма в том, что он не носит классового характера, опирается на национальные предрассудки, укорененные в истории.

В разных странах фашистское движение естественно приобретало специфические черты. Германский фашизм или нацизм имел также ряд особенностей. Национализм приобрел в нем крайние, расистские формы. По представлениям нацистов, история человечества была не чем иным, как борьбой за существование различных наций или рас.

В этой борьбе побеждает сильнейший, участь побежденных – погибнуть или подчиниться. Самой жизнеспособной расой они считали "арийскую", "нордическую" расу, к которой, естественно, они относили, прежде всего, немцев. Их историческая миссия, по мнению фашистов – завоевание мирового господства. Для этого следовало ликвидировать Версальский договор, создать мощную армию, объединить всех немцев в одном государстве и завоевать для Германии на Востоке "жизненное пространство", чтобы ей никогда не угрожала блокада, как в годы Первой мировой войны.

С этого момента Германия будет готова к решающей битве за мировое господство. Крайний национализм порождал крайнюю агрессивность, столь характерную именно для германского фашизма. Фашистское движение в Германии возникло сразу после Первой мировой войны. Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) выросла из возникшего в 1915 г. кружка под названием "Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира". Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), ставшая центром притяжения всех фашистов, была создана в 1919 году. Сравнительно быстро лидером этой партии стал Адольф Гитлер.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог