Статья 90. Адмирал Трибуц В.Ф.


"Адмирала Трибуца приказ:
«Упредить вторжение фашизма!»
Мы, Балтийцы, исполнили наказ,
На подвиг нас звала Отчизна."

Н. Орлов


Адмирал Трибуц В.Ф.

Предки будущего адмирала – крепостные крестьяне – происходили из Минской губернии и по капризу помещика получили немецкую фамилию Трибуц, которую, кстати, в деревне носили многие. После отмены крепостного права из нищей деревни они перебрались в Петербург, но и здесь не разбогатели, продолжали жить бедно.

Родился Владимир 15 июля 1900 г. в Санкт-Петербурге. Когда сын окончил трехклассную школу, родители, с трудом накопив денег, отдали его учиться в Петровское высшее начальное четырехклассное училище. Позанимавшись в нем три года, юный Трибуц по настоянию отца поступил в Петроградскую военно-фельдшерскую школу, где были бесплатными питание и обмундирование, хотя летом 1914 г. Владимир собирался добровольцем пойти на фронт разгоравшейся Первой мировой войны, но уступил уговорам отца и продолжил образование. Последние экзамены Трибуц и его однокурсники сдавали уже вскоре после Октябрьской революции.

14 декабря 1917 г. Владимир Трибуц стал младшим лекарским помощником в Петроградском Николаевском госпитале. В феврале 1918 г. он добровольно вступил в рабочий отряд Красной гвардии, а в марте он уже служил в Северном летучем отряде моряков под командованием Дыбенко П.Е., молодой фельдшер участвовал в боях с немцами под Нарвой и остался на флоте.

После заключения Брестского мира В. Трибуца откомандировали на Каспийскую флотилию, для усиления обороны южных границ Советской Республики на Каспий были переброшены корабли с Балтики. С мая 1918 г. военмор Трибуц служил в амбулатории плавающего отряда. В качестве медработника ему довелось участвовать при подавлении мятежа в Астрахани 15-16 августа 1918 г., затем – в боевых действиях на море. В составе отряда командующего флотилией Сакса С.Е. участвовал в набегах на бухту Старо-Теречная. В декабре Трибуца вернули в сухопутный отряд, где он боролся с эпидемией тифа. В марте 1919 г. он участвовал в подавлении мятежа в Астрахани, лекпомом (лекарский помощник) 2-го десантного отряда моряков оборонял город, а в сентябре вернулся в госпиталь.

Жданов А.А., Трибуц В.Ф, Кузнецов Н.Г. в походе на линкоре Октябрьская революция, лето 1939 г.

Однако будущий адмирал мечтал служить на море. Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 г. Трибуца определили лекпомом на эсминец «Деятельный», которым тогда командовал Исаков И.С. (впоследствии адмирал флота Советского Союза), поразивший Владимира самоотверженным отношением к морскому делу. В одном из походов Трибуц заболел тифом и был отправлен в госпиталь. Оправившись от болезни, он вернулся на корабль. На «Деятельном» Трибуц участвовал в боях за освобождение Баку, Махачкалы, Энзели. Вскоре его перевели на канонерскую лодку «Ленин», на которой он участвовал в походах, против басмачей, в одном из которых во время шторма, помогая управлять кораблем, Владимир едва не был смыт за борт.

После боёв на Каспии в 1922 г. военмора Трибуца В.Ф. направили на учебу в Военно-морское училище, позднее названное именем М.В. Фрунзе. В 1926 г. он в числе 10 лучших курсантов закончил училище, а затем служил командиром взвода в Балтийском флотском экипаже, затем был назначен на линейный корабль «Парижская коммуна» командиром башни главного калибра. С конца 1928 г. Трибуц – старший вахтенный начальник, 2-й помощник командира линкора. В 1929 г., экипажу выпало суровое испытание. «Парижская коммуна» вместе с другим кораблем совершила поход с Балтики на Черное море. Линкор попал в жесточайший шторм. Владимир Филиппович возглавлял верхнюю команду корабля, рискуя жизнью, выполнял обязанности. Волны заливали палубу, срывали накрепко прикантованное имущество. Корабль клало с борта на борт. Но моряки сумели преодолеть шторм, исправным привести свой корабль в Севастополь. Трибуц был награждён именным маузером.

Осенью того же 1929 г. по его просьбе моряка зачислили слушателем Военно-морской академии. Академию Трибуц В.Ф. закончил в апреле 1932 г. по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора «Марат», ставшего со временем отличным кораблем. В составе экипажа «Марата» Трибуц участвовал в морском параде в Англии, где проходила коронация Георга VI, продемонстрировал рекордное время при постановке корабля на якорь. После службы на «Марате» Владимиру Филипповичу в декабре 1934 г. был доверен самостоятельный пост – он был назначен командиром эсминца «Яков Свердлов», бывшего «Новика», прославленного действиями в Первую мировую войну. Под командованием Трибуца В.Ф. эсминец стал лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги моряка были отмечены орденом Красной Звезды.

Трибуц В.Ф. (второй справа) беседует с подводниками-балтийцами

Больше Владимиру Филипповичу командовать боевыми кораблями не доводилось, так как в дальнейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 г. капитана 2-го ранга по предложению Исакова И.С., нового начальника штаба КБФ (Краснознаменного Балтийского флота), назначили начальником отдела боевой подготовки КБФ. В январе 1938 г. Трибуца В.Ф. вызвал Сталин, в длительной беседе выяснил его знания и мысли, а феврале 1938 г. моряка назначили начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37 (боевой устав ВМФ); командиры кораблей, подводных лодок, авиации учились тактике совместных боевых операций, в помещениях и на море штабы отрабатывали действия разнородных сил.

В апреле 1939 г. флагмана 2-го ранга Трибуца В.Ф. назначили командующим КБФ, а в начале 1940 г. присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами. 28 сентября 1939 г. СССР заключил пакт взаимопомощи с Эстонией, затем с Литвой и Латвией. В составе советской военно-морской делегации, которую возглавлял Исаков И.С., Трибуц В.Ф. участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вскоре КБФ смог расположиться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 г. главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались от командующего для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота. Первый военный экзамен Трибуц сдал в советско-финской войне. Зимняя кампания 1939-1940 гг. заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на лед, что пригодилось позднее, в годы Великой Отечественной войны. Флот овладел островами в Финском заливе. После окончания боевых действий в марте 1940 г. по условиям мирного договора эти острова, Карельский перешеек, северное побережье Ладожского озера отошли к России, а на полученном в аренду полуострове Ханко начали сооружать военно-морскую базу. Все эти мероприятия позволили нашему флоту свободно выходить в Балтийское море, обезопасить Ленинград с суши. В марте 1940 г. в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с докладом, обобщившим полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и чин вице-адмирала.

Весной 1941 г. все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что силы флота: отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли, базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. После неоднократных обращений к Москве в мае 1941 г. командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив.

Командующий КБФ знал, что германские торговые суда спешно покидают советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера «Лютцов». Несмотря на указания из столицы не поддаваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожности. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. В Таллин доставили судно с минами, и моряки тренировались в постановках заграждений. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Однако сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глубину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-морских баз с суши не был утвержден.

Ночью 19 июня поступило сообщение с Ханко о подготовке к войне 22-25 июня со стороны Финляндии. Трибуц доложил об этом в наркомат и просил разрешения перебазировать из Таллина в Кронштадт линкоры. Разрешения он не получил, но все же на свой страх и риск 20 июня отправил «Марат» с охранением в Кронштадт. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели. 19 июня ВС КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность.

Трибуц позвонил Кузнецову Н.Г. и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но с минными постановками приказал подождать. В Москве еще надеялись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. А КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

В первые часы войны началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопили с минными постановками, которые под прикрытием береговых батарей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами выступили. Из Рижского залива им в прикрытие выслали крейсер «Максим Горький», эсминцы «Гневный», «Гордый» и «Стерегущий». Однако на подходах к указанному району подорвались на минах эсминец и крейсер. «Гневный» пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию…

Многое из того, что намечалось в мирное время по развертыванию флота на случай войны, теперь оказалось неосуществимым: военные действия приняли совсем иной ход, чем предполагалось. Балтийцы готовились к наступательным действиям в устье Финского залива, а вместо этого с первых дней войны кораблям пришлось участвовать в защите побережья и военно-морских баз. И все же флот не только оборонялся, но и наступал. 23 июня балтийские летчики нанесли мощный удар по немецкому порту Мемель, 25-го совершили налеты на 19 аэродромов на территории Финляндии и Норвегии, на которых базировался 5-й воздушный флот Германии. Подводные лодки ставили мины на коммуникациях врага. С-11 потопила вражеский надводный корабль, Щ-307 – подводную лодку, С-4 – военный транспорт. Флотская авиация нанесла ряд мощных ударов по вражеским военно-морским базам.

Из Ленинграда Трибуцу сообщили, что у него родилась дочь. Он отреагировал на этот звонок, как на другие, обычные, не требующие его вмешательства, коротким «хорошо». Личное уходило на второй план. С женой он встретился только в 1942 г. – она прилетела к нему в блокированный Ленинград. Дочку впервые увидел, когда ей исполнилось два годика…

Отступление армии на восток создало проблемы, в довоенное время неизученные. Флоту пришлось защищать свои базы с суши. В конце июня позвонил Кузнецов и приказал: «Таллин, Ханко, острова Эзель и Даго удерживать до последней возможности». Трибуц принял решительные меры по усилению этой возможности: спешно достраивались батареи, оборудовалась противодесантная оборона и позиции для сухопутных частей. Первые попытки противника захватить некоторые острова были успешно отражены. В июле – августе командующий лично возглавил оборону Таллина. 10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу ханковцам оттянуть как можно больше сил противника и прислал торпедные катера в помощь.

Балтийцы били врага не только на море, но и на его собственной территории. В строгом секрете по предложению командующего разрабатывалась операция по бомбардировке Берлина. Самолеты могли долететь до немецкой столицы лишь с острова Эзель, туда и перебазировали дальние омбардировщики, на тральщиках доставили бомбы. В ночь на 8 августа 15 тяжело груженых самолетов поднялись в ночное небо. На запад их вел командир полка, балтиец Преображенский Е.Н.

В ярко освещенном Берлине прогрохотали взрывы, заполыхали пожары. Фашистское руководство заявило, что столицу Германии бомбила английская авиация. Но вскоре из сообщения Совинформбюро весь мир узнал, что первые мощные удары по Берлину с воздуха нанесли советские летчики. В последующие дни, вплоть до 4 сентября, были нанесены новые удары по фашистской столице. За девять налетов летчики КБФ сбросили на Берлин более трехсот бомб.

Командующий приказал заранее разработать план эвакуации Таллина, благодаря этому большинство защитников ВМБ (военно-морская база) удалось спасти. Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать наступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации можно было надеяться на успех. В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон Таллина был погружен на суда – Трибуц лично наблюдал за посадкой в Минной гавани, а затем прибыл на крейсер «Киров». Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недостаток и тральщиков, и авиации. Тем не менее, большинство судов и кораблей спаслись и составили значительную силу в обороне Ленинграда.

Гитлеровцы кричали на весь мир, что Балтийского флота больше не существует, а «несуществующий флот» продолжал наносить удары по вражеским войскам. Корабли развернули орудия в сторону берега и разили моторизованные колонны и пехоту противника. Даже линкор «Марат», в носовую часть которого попала бомба, в море не выходил, но своей крупнокалиберной артиллерией стоял преградой на пути врага. Ленинград оборонялся и наступал. Четыре десанта высадил флот. Наиболее крупный – в ночь на 5 октября в Петергоф. Командующий лично провожал десантников.

Те, кто встречался с Трибуцем в то время, отмечали его необычайную работоспособность. Трудно было сказать, когда он отдыхал. И днем, и вечером, и ночью – доклады, вводные, приказы, распоряжения, и по каждому вопросу следовало оперативное, верное решение. Как правило, оптимальное в создавшихся условиях: взрывчатку добыть из старых глубинных бомб и снарядов, уплотнительную резину для подводников изготавливать в специально оборудованной мастерской... Пусть любой из этих вопросов не главный для командующего, но в условиях блокады каждый из них вдруг приобретал особое значение, и Трибуц вникал, казалось бы, даже в мелочи…

Зимой 1941-1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим северную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, дополненными катерами и самолетами. Но флот продолжал жить, несмотря на блокаду.

22 октября 1942 г. командующий флотом Трибуц В.Ф., командующий Ладожской флотилией Чероков В.С. и командующий ВВС КБФ Самохин М.И. собрались ехать из поселка Осиновца в поселок Новая Ладога, на командный пункт флотилии. В этот момент им доложили, что враг с быстроходных катеров и десантных барж обстреливает остров Сухо. Трибуц понял, что, захватив остров, враг перережет Ладожскую трассу. Он приказал послать в район боя штурмовики. В течение всего дня Трибуц был в Новой Ладоге, вместе с командующим флотилией руководил действиями сил. Несмотря на низкую облачность, авиация нанесла успешный удар по вражеским кораблям. Гарнизон острова решительной контратакой сбросил противника в озеро. Было уничтожено 16 десантных судов и одно захвачено. В районе высадки сбито 15 самолетов врага. «Дорога жизни» продолжала действовать.

Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц В.Ф. лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 г. он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Еще два года после победного майского дня, по существу, продолжалась война на Балтике – война с минами. В Финском заливе их было поставлено до 70 тысяч, в Балтийском море – свыше 80 тысяч мин и минных защитников. Да, трудились как на войне. Трибуц командовал Балтийским флотом до мая 1947 г. Затем был заместителем главнокомандующего войск Дальнего Востока по ВМС, с 1949-го – начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил. С 1951 по 1957 г. Владимир Филиппович на преподавательской работе – начальник кафедры и факультета Военной академии Генштаба. Три года, с 1957 по I960 г., Трибуц работал адмирал-инспектором инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Он продолжил работу начальником одного из отделов ВИНИТИ (Всесоюзный институт научной и технической информации). Одновременно адмирал занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги «Подводники Балтики атакуют» (1963 г.), «Балтийцы наступают» (1968 г.), «Балтийцы вступают в бой» (1972 г.), «Балтийцы сражаются» (1975 г.). Его яркие мемуары, дышащие героикой военных будней, наполненные громадным жизненным и боевым опытом, содержательные, глубокие статьи учат любить морскую службу, флот и нашу Отчизну. По совокупности научных трудов Владимира Филипповича Трибуца удостоили звания доктора исторических наук.

Скончался Трибуц В.Ф. 30 августа 1977 г., похоронен на Новодевичьем кладбища в Москве. Имя его навсегда осталось в ряду выдающихся полководцев и флотоводцев Великой Отечественной войны.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог