Статья 92. Тайна Янтарной комнаты


"Даже в самой безнадежности борьба остается надеждой."

Р. Роллан


Фрагмент воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце

Янтарный кабинет был задуман во время восшествия на престол прусского короля Фридриха I выдающимся мастером – архитектором и скульптором Андреасом Шлютером и первоначально предназначался для убранства одного из залов большого Королевского дворца в Берлине. Он создал проект, а для исполнения своего замысла пригласил из Дании Готфрида Вольфрама, который поначалу был руководителем резчиков. После смещения Шлютера было решено украсить янтарными панелями галерею в замке Шарлоттенбург, всеми работами стал руководить Вольфрам. Но Вольфрам запросил слишком высокую цену за свой труд, и заказ был передан более сговорчивым Эрнсту Шахту и Готфриду Турау.

Однако ни янтарный кабинет, ни галерея так и не были закончены: Фридрих I умер, а новый король Фридрих-Вильгельм I, осуждавший мотовство отца, работы прекратил. Но и в незавершенном, фрагментарном виде янтарные панели, уникальное произведение искусства начала XVIII в., представляли собой шедевр ювелирного искусства: это были мозаичные панно с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня различных оттенков – от светло-прозрачного до темно-желтого. Еще одна особенность – говорят, с годами цвета этих картин не менялись, хотя янтарь, как известно, обычно темнеет.

Уникальность творения немецких мастеров была и в том, что до них из этого самоцвета из-за его дороговизны делали в основном различного рода ювелирные украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, скульптуры и рельефы, инкрустации мебели и облицовки. Картины были созданы впервые. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба янтарного кабинета, упрятанного в берлинском Цейхгаузе, но спустя несколько лет, в 1716 году, сын Фридриха I вдруг расщедрился и преподнес сокровище в дар русскому царю Петру I, который был его гостем. Однако подарок был сделан с расчётом. Пруссия тогда нуждалась в союзничестве с могущественной Россией, недавно одержавшей верх над шведами, которые не однажды досаждали королевству набегами. Петр I не остался в долгу, подарив прусскому королю 55 русских солдат ростом более двух метров, – тот подбирал таких гигантов для своей гвардии по всей Европе. К Янтарному кабинету царь Петр интереса не имел.

Восстановленный плафон Янтарного зала

В 1743 г. императрица Елизавета Петровна решила убрать Янтарным кабинетом покои нового Зимнего дворца. Для этого мастеру Александру Мартелли поручается под присмотром обер-архитектора Варфоломея Растрелли «исправить кабинет». Там появляются новые детали отделки – зеркальные пилястры, проектированные Растрелли, а также четвертая янтарная рама, изготовленная в Кенигсберге и присланная Елизавете следующим прусским королем Фридрихом II. В 1755 г. по распоряжению императрицы Янтарный кабинет перевозят в летнюю резиденцию, в Царское Село (ныне город Пушкин).

Здесь под руководством все того же Растрелли кабинет становится знаменитой Янтарной комнатой, так как янтарную облицовку надо было разместить в зале площадью свыше ста и высотой – восемь метров. Растрелли был вынужден иначе, нежели в Зимнем дворце, размещать янтарные панно, для чего он вводит дополнительные зеркальные пилястры, с которыми чередовались картины, проектирует поверх них резной золоченый фриз. Изготавливаются и расписываются под янтарь, а впоследствии и заменяются натуральным самоцветом новые панели. Живописные полотна художника Грота, вставленные в янтарные рамы вместо зеркал, сменяют специально закупленные и привезенные из Италии флорентийские мозаики. Дальнейшие работы с янтарем ведутся под руководством принятого на службу хранителя Янтарного зала Фридриха Роггенбука и его сына Иоганна.

Коллекция янтаря из Царскосельского дворца

И только к 1770 г. Янтарный кабинет приобретает, наконец законченный вид и полностью трансформируется в ту знаменитую Янтарную комнату, которая стала одним из главных украшений Большого Екатерининского дворца-музея. Таким образом, это было уже совместное творение немецких, польских и русских мастеров, в котором уникально сочетались, не противореча друг другу, различные стили, традиции и культуры.

В начале Великой Отечественной войны город Пушкин временно оккупировали гитлеровцы, которые ободрали дворец буквально как липку – со стен срезали шелковые обои, выломали наборные паркетные полы, сняли и увезли двери. Специальные команды из «знатоков искусства» тщательно отбирали и отправляли в рейх бесценные музейные сокровища. Среди них была и Янтарная комната, которую вывезли в конце 1941 г. в столицу Восточной ПруссииКенигсберг.

Надо сказать, что к тому времени состояние янтарных панелей уже оставляло желать лучшего: если цвет их не изменился, то доски, на которые крепились пластинки мозаики, ссохлись, и панно стали осыпаться. Многие куски были утеряны и заменены «сырым» янтарем, а то и просто крашеным гипсом. Ведь комната давно не реставрировалась: такую работу планировал начать перед самой войной известный архитектор И. Крестовский. В начале Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл отчасти из-за хрупкости её деталей. Но при Янтарной комнате было одно из самых крупных собраний янтарных изделий, которое успели-таки эвакуировать до захвата гитлеровцами города Пушкина. Что в последствие имело большое значение при изучении российскими реставраторами техники старых мастеров по обработке «солнечного камня», но об этом позже...

Герб Фридриха I, восстановленный фрагмент панели Янтарной комнаты

Не обошлось без потерь и при демонтаже и перевозке: изучая немецкие фотографии, сделанные уже при нахождении комнаты в Кенигсберге, наши специалисты не обнаружили на панно медальонов и других деталей, видимо, выломанных гитлеровскими мародерами. Словом, прежде чем экспонировать Янтарную комнату в Королевском замке, принимавшему ее известному немецкому специалисту по янтарю, директору Прусского музея изобразительных искусств и хранителю знаменитого Кенигсбергского янтарного собрания доктору Альфреду Роде с помощниками пришлось немало потрудиться, чтобы привести ее в порядок. На размещенную в Орденском замке Кенигсберга Янтарную комнату было много претендентов. Так, военные хотели ее получить для военного музея в Бреслау (Вроцлав, Польша), а восточное министерство рейхслейтера А. Розенберга пыталось вывезти шедевр для украшения «колониального» музея. Не остался к ней равнодушным и Г. Геринг, мечтавший разместить янтарные панели в своем дворце Каринхалле. Все эти попытки решительно пресекал Кох.

До весны 1944 г. Янтарная комната экспонировалась в одном из залов Королевского замка, куда можно было попасть сначала только по специальным пропускам, а потом и свободно. Но однажды здесь случился пожар, и хотя панели при этом не пострадали, доктор Роде решил их упаковать и спрятать в подземельях замка. Сделал он это очень своевременно: в конце августа начались жестокие бомбардировки Кенигсберга англо-американской авиацией, от которых замку и хранившимся здесь ценностям был нанесен серьезный ущерб. Воздушные налеты, а затем и стремительное приближение наступающих советских войск заставили гитлеровцев начать эвакуацию награбленных на территории России, Украины, Белоруссии, республик Прибалтики и свезенных сюда музейных экспонатов.

Момент восстановительных работ, Янтарный зал с законченным наборным мозаичным полом

Однако с Янтарной комнатой Эрих Кох – гауляйтер Восточной Пруссии – расставаться не спешил, несмотря на прямые указания самого Гитлера об отправке ее в Германию. Надо отметить, что фюрер питал особое пристрастие к янтарю, веря в приписываемые ему чудодейственные свойства – исцелять от судорог и ревматизма, а именно такие болезни его и преследовали. Зная о любви Гитлера к этому самоцвету, угодливые соратники частенько дарили ему изделия из солнечного камня.

Панели были подготовлены к перевозке, сложены в ящики, которые хранились в подвалах замка. С этого момента и начинаются вопросы, на которые до сих пор нет ответов. Успели гитлеровцы эвакуировать Янтарную комнату из осажденного Кенигсберга или были вынуждены спрятать ее в городе? – главный из них.

То, что Янтарная комната не сгорела и не утонула, явно следует из допросов гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха, который пытался в обмен на выдачу тайника с Янтарной комнатой выторговать себе освобождение из тюрьмы и выезд в Западную Германию. Эрик Кох умер в польской тюрьме, где отбывал пожизненное заключение, после того как дал своему следователю Леонарду Нувелю письменное обязательство оказать помощь в поиске Янтарной комнаты взамен на освобождение. А вскоре и следователь трагически погиб в автокатастрофе.

Любая неразгаданная тайна окутана бесконечными мифами и легендами, сенсациями, необъяснимыми происшествиями и даже странными смертями. Не обходится она, разумеется, и без искренних заблуждений, и откровенных спекуляций людей, преследующих свои, далекие от поисков истины цели. Не избежала, к сожалению, такой участи и тайна Янтарной комнаты. Сейчас никто не может с уверенностью утверждать, уцелело царскосельское сокровище или погибло, спрятано ли на территории бывшей Восточной Пруссии, или было вывезено в Германию, и где его надо искать.

В настоящее время число версий о предполагаемой судьбе Янтарной комнаты достигает свыше двух сотен, а географический диапазон предполагаемого размещения практически не ограничен – от дна Ладожского озера до гор Тюрингии, от подмосковных элитных дач до фортов Калифорнии (США). Морские глубины, трюмы торпедированных судов, соляные шахты, средневековые европейские замки, графские имения, старые рудники, швейцарские банки, форты, бастионы и равелины – вот далеко не полный перечень ее версионных объектов.

Например, вот одна из заслуживающих внимания версий, связанная с Янтарной комнатой. Ее автором является гражданин Германии Хаймберт Линденберг. Вот что он писал послу Советского Союза в Германии в сентябре 1971 года: «В Кенигсберге я был членом пожарной команды. В 1944 году, несколько недель спустя после налета бомбардировщиков, утром я получил приказ следовать с грузовой машиной к Орденскому замку Кенигсберга, чтобы осуществить там важные перевозки. После того, как во дворе замка я доложил о своем прибытии, мне было сказано, что я буду перевозить ящики с Янтарной комнатой.

Могу Вам сказать, что я видел ящики, в которые, как мне сказали, была упакована Янтарная комната. Их доставали из подвала и грузили в мою машину. Во время погрузки появился сослуживец из моей пожарной команды с приказом заменить меня, так как я должен был выполнить другое задание. Позже от этого сослуживца я узнал, что ящики перевезли в замок Лохштедт. Насколько я помню, было сделано несколько рейсов. Этот замок находится у Фришес Хафф (Калининградский залив) между Пиллау и Фишхаузеном. Я родился в Пиллау, поэтому знаю этот замок. У замка должен быть подземный ход, ведущий к Балтийскому морю. Если Янтарная комната еще не найдена, то вполне вероятно, что она находится в этом замке. К Вашим услугам с уважением Х. Л.»

По свидетельству директора художественных собраний Альфреда Роде, ответственного за хранение и отправку в Германию, Янтарная комната находилась там еще в середине января 1945 г., когда наземным путем уже невозможно было вывезти её из окруженной советскими войсками столицы Восточной Пруссии. Также маловероятно, что фашисты рискнули бы эвакуировать Янтарную комнату морским или воздушным путем, которые тоже были надежно блокированы нашими кораблями и авиацией. И неспроста, думается, доктор Альфред Роде не покинул вместе с другими высокопоставленными фашистскими чинами осажденный город, пытаясь, видимо, найти надежный тайник для захоронения сокровища. Нет убежденности и в том, что Янтарная комната сгорела в Орденском зале Королевского замка. В истинности этой версии Роде намеренно пытался убедить советскую сторону.

По утверждению свидетелей пожар действительно был, но задолго до появления советских войск, после чего комната была разобрана, упакована в ящики. 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля Кенигсбергского замка, который был разрушен в 1969 г. Если это так, то, к сожалению, Янтарную комнату, находящуюся под руинами, можно считать утраченной.

Рассматривалась также версия, что царскосельские сокровища оказались на территории, оккупированной после окончания войны союзниками, и Янтарная комната была обнаружена спецподразделениями американской армии, которые занимались поисками похищенных нацистами предметов искусства, а затем была тайно вывезена в США, после чего могла оказаться в руках частных коллекционеров.

Но, скорее всего, она не погибла и спрятана где-то в Калининграде или его окрестностях. И что она непременно будет найдена – случайно или в результате планомерного поиска, от которого нельзя отказываться до тех пор, пока не будет доказано, что она утеряна безвозвратно. Конечно, надо иметь в виду, что в результате столь длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения, Янтарная комната могла просто погибнуть.

В России финансирование работ по реконструкции Янтарной комнаты начали проводиться с 1983 г. Это оказался долгий, 20-летний, путь научной реконструкции уникального произведения искусства, на котором пришлось преодолеть немало трудностей. Такой архисложной работой занимались сотрудники специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: и искусствоведы, и химики, и криминалисты, и историки, и реставраторы. Реставраторы не имели ничего, кроме исторических описаний, да нескольких десятков черно-белых фотографий, по которым невозможно определить всю богатейшую палитру панелей Янтарной комнаты.

Впрочем, кое-что по цвету все же удалось найти. Во-первых, обнаружили рисунки инженера Грехнева, сделанные им с натуры в 50-х годах XIX в. при подготовке к реставрации. Хотя они сильно выцвели, но условное представление о колорите отдельных фрагментов нижней панели с вензелем Фридриха I давали. Во-вторых, выяснилось, что незадолго до Первой мировой войны фотограф Лебедкин по заказу архитектора Лукомльского сделал два цветных диапозитива Янтарной комнаты на стекле. В двадцатых годах архитектор уехал в Германию, потом в Англию и увез с собой эти и другие снимки интерьеров Екатерининского дворца. Вдова Лукомльского предоставила одну из пластин.

Проблемы возникали на каждом шагу: как восстановить старинную технику обработки янтаря, секреты которой пуще глаза берегли и передавали из поколения в поколение семьи ремесленников, содержащие когда-то мастерские в Германии, Дании, Польше? А специальные станки, инструменты? А каков состав клея, наконец? И где взять несколько тонн отнюдь не любого, а отборного камня?

Огромной удачей оказалось, то, что среди эвакуированных изделий из «солнечного камня», о которых было написано выше, оказался большой ларец, явившийся поистине волшебным ключом к тайнам мастерства. Сюжеты его боковых медальонов, манера их гравировки показались реставраторам очень схожими с изображениями на панелях комнаты. При более тщательном обследовании ларца обнаружили и автограф – самого Готфрида Турау, одного из создателей Янтарного кабинета! У него и учились, стараясь не подражать, не копировать, а овладеть его изумительной техникой. Кабинет, в сущности, – это тоже большая шкатулка.

Резчики по камню готовились к воссозданию флорентийских мозаик, но наши российские, уральские, казахстанские камни отличаются от итальянских, использованных для этих мозаик. Они имеют более яркие, резкие, контрастные цвета, а флорентийские камнерезы применяли приглушенные, спокойные, пастельные тона, они работали с небольшой основной гаммой всего из пяти-семи цветов – ещё одна проблема. В решении ряда вопросов помогло изучение исторических архивов. Так шаг за шагом специалисты смогли осуществить реконструкцию Янтарной комнаты.

Как известно, увеличивая кабинет Фридриха I, чтобы разместить его в царскосельском дворце, В. Растрелли создал заново четыре большие янтарные рамы, в центре которых были вставлены сначала зеркала, потом картины итальянского живописца Грота, а затем – флорентийские мозаики, привезенные из Вены и выполненные камнерезом Луи Сириусом по картинам тоже итальянского художника Джузеппе Дзокки. Они изображали в аллегорической форме пять человеческих чувств: вкус, слух, зрение, обоняние и осязание. В 1997 г. в Потсдаме была обнаружила одна из подлинных флорентийских мозаик Янтарной комнаты – «Обоняние и Осязание» и один из двух комодов, дополнявших убранство комнаты.

Германия передала России эти реликвии. Таким образом реставраторы получили уникальную возможность сравнить вновь созданное произведение с оригиналом, которые оказались очень близки. Шедевр был воссоздан из калининградского янтаря. Помощь в финансировании работ оказал германский концерн «Рургаз», выделивший 3,5 млн. долларов на восстановление Янтарной комнаты.

Открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 г. в Екатерининском дворце. Оно было приурочено к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. На открытии присутствовали Президент России Путин В.В. и канцлер Германии Г. Шредер. А с начала июня 2003 г. «восьмое чудо света» могли увидеть первые посетители.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог