Танки вермахта



Подбитый танк Pz.III 60-й моторизованной дивизии, сентябрь 1942 г.

Как известно, по Версальскому мирному договору, ознаменовавшему собой конец Первой мировой войны, Германия не имела права производить танки и включать в состав армии танковые часта. Однако нет такого соглашения, которое нельзя было бы обойти, и уже в 20-х годах немцы проектируют и создают ряд опытных конструкций бронированных машин, известных как малые трактора и большие трактора.

Следует отметать, что, как правило, разработку первых серийных германских танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II связывают с приходом к власти нацистов, что не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования крупных танковых соединений, дав при этом крайне негативный отзыв о созданных к тому времени конструкциях машин. В 1935 году, после отказа Гитлера выполнять положения Версальского договора, о формировании танковых частей было объявлено уже официально.

Pz Kpfw I

Танк Pz Kpfw I Ausf.A

Первые 15 серийных танков Pz Kpfw I Ausf.A были выпущены к концу апреля 1934 года под названием 1LaS Krupp. Их боевая масса составляла 5,4 т. 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 57 л. с. позволял машине двигаться с максимальной скоростью до 57 км/ч. Вооружение танков, экипаж которых состоял всего из 2 человек, представляли два 7,92-мм пулемета. Главными отличиями машин серии Pz Kpfw I Ausf.A от танкеток были вращающаяся башня и несколько большая толщина броневых листов. С 1936 года началось производство танка Pz Kpfw I Ausf.B. Конструкция данной машины предусматривала установку 6-цилиндрового двигателя мощностью 100 л. c., в результате чего масса танка выросла до 6 т, а его скорость перемещения существенно не увеличилась.

В дальнейшем немецкие конструкторы использовали танки Pz I в качестве основы при создании командирского танка, самоходной артиллерийской установки с 47-мм противотанковой пушкой, тягачей и других специальных машин.

Pz Kpfw II

Танк Pz Kpfw II Ausf.C

Немецкие специалисты очень быстро поняли, что одних танков серии Pz I для вооружения танковых частей явно недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года были разработаны тактико-технические требования к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. Весной 1935 года фирма «Кruрр» представила на суд комиссии танк с увеличенной башней под 20-мм пушку, а две другие крупные компании-производители – «Henschel» и «MAN» – только шасси.

Большинством голосов члены комиссии выбрали для серийного производства шасси предприятия «MAN», и к концу 1935 года было уже выпушено первых 10 танков, оборудованных бензиновыми двигателями мощностью 130 л. с. и обозначенных как Pz Kpfw II Ausf.A1. Их скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода составлял 210 км. Вооружение состояло из 20-мм пушки и пулемета MG-34. Затем изготовили 15 машин версии Ausf.A2 и 75 танков Ausf.A3. При этом все упомянутые варианты отличались друг от друга незначительно. В ходе полигонных испытаний данных танков удалось выявить существенные недостатки в конструкции их ходовой части. В связи с этим в 1937 году был создан совершенно новый тип шасси, который впервые применили на 200 танках серии Pz Kpfw II Ausf.C. С помощью него удалось повысить плавность хода машины по бездорожью и увеличить скорость ее перемещения по шоссе.

В дальнейшем в танках серии Ausf.A были введены синхронизированная коробка передач, двигатель мощностью 140 л. с., новый тип смотровой щели у механика-водителя. Модификация В имела изменения технологического характера, упрощавшие серийное производство. Pz II Ausf.C получил улучшенную систему охлаждения двигателя и бронестекло в смотровых приборах толщиной 50 мм (у машин серий А и В толщина стекла составляла 12 мм). Боевое крещение танки Pz I моделей А и В и танки Pz II моделей А и В приняли во время гражданской войны в Испании в составе 88-го танкового батальона легиона Кондор. Однако эти машины значительно проигрывали по всем статьям республиканским танкам Т-26 и БТ-5.

Следует отметить, что улучшить боеспособность танков Pz II можно было только путем увеличения толщины брони, т. к. усилить их вооружение не представлялось возможным из-за малых размеров башни. Все изменения вносились в ходе ремонта машин и потому присутствовали не на всех танках. Случалось, что в одном подразделении находились и модернизированные, и немодернизированные машины.

Производство Pz II Ausf.C остановилось весной 1940 года. Однако недостаточное количество легких и средних танков в танковых дивизиях вермахта послужило причиной того, что германское правительство указом от 27 ноября 1939 года постановило начать выпуск модифицированной серии танков Pz II Ausf.F, которые получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. Новой формы крышки смотровых окон усилили бронезащиту танка.

Танк Pz Kpfw II Ausf.F

Немного выделяются из серии Pz II танки моделей D и Е. Дело в том, что в 1938 году немецкие конструкторы спроектировали т. н. быстрый танк, предназначенный для танковых батальонов легких дивизий. От Pz II Ausf.C была заимствована только башня, корпус и ходовая часть разрабатывались заново. Новая машина могла принять 3 членов экипажа, ее масса равнялась 10 т, максимальная скорость по шоссе доходила до 55 км/ч, толщина брони колебалась от 14,5 до 30 мм. Танки модели Е отличались от D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененным типом ленивца.

К началу Второй мировой войны танки Pz I и Pz II были самыми массовыми танками вермахта. Однако их боевые качества оставляли желать лучшего. Броня этих машин легко пробивалась снарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии. Против Pz I поляки успешно использовали даже танкетки. При встречах же с танками 7ТР немецким машинам приходилось совсем плохо. Например, 5 сентября 1939 года во время контрудара польских войск под Пётркув-Трыбунальским один танк 7ТР уничтожил пять Pz I.

Между тем немцы попытались модернизировать танки Pz II и летом 1940 года превратили их в плавающие. Предполагалось, что машины-амфибии серии Pz II, наряду с подготовленными для движения под водой танками Pz III и Pz IV, примут участие в операции «Морской лев», в ходе которой будет произведена высадка немецких сил на побережье Англии. Но осуществить этот план фашистам не удалось, и плавающие «двойки» одними из первых форсировали Западный Буг летом 1941 года.

Германское командование использовало танки Pz I и Pz II и при проведении боевых операций на Африканском континенте. Так, в 5-й легкой дивизии Африканского корпуса имелось 25 Pz I и 45 Pz II. В начале 1942 года в Африку прибыла еще одна крупная партия Pz II модификации F в тропическом исполнении. Вообще же поставку в Африку танков Pz II можно объяснить, пожалуй, только тем, что они отличались небольшими размерами и малым весом. Такие качества позволяли перевозить данные машины на морских судах в достаточно большом количестве. Танки Pz Ausf.F использовались в африканских пустынях вплоть до 1943 года.

22 июня 1941 года вермахт выставил против Красной Армии в обшей сложности 3582 танка, из которых 410 было Pz I и 746 Pz II. Они могли вести бой на равных с советскими легкими танками типа Т-37, Т-38 и Т-40. На близких дистанциях Pz II представляли серьезную угрозу для Т-26 и БТ-7. Однако до конца 1941 года на Восточном фронте практически все задействованные Pz I и свыше 400 Pz II были потеряны. Если последние еще изредка использовались немцами в 1942 и даже в 1943 году в качестве разведывательных, то первые, начиная с 1942 года, совсем исчезли из боевых частей. Главным уделом и тех и других стала противопартизанская война.

Из всего вышесказанного следует, что созданные в начале 30-х годов в первую очередь для учебных целей легкие немецкие танки Pz I и Pz II к 1939 году безнадежно устарели. Модернизация могла лишь несколько отсрочить их «уход со сцены». Но справедливости ради нужно отметить, что эти быстроходные и маневренные машины полностью соответствовали гитлеровской идее блицкрига – «молниеносной войны». Именно высокая динамичность и передовая тактика позволили немецким танковым войскам, наполовину и даже более состоящим из легких танков, добиваться быстрого успеха в кампаниях 1939-1941 годов. Не превосходя (кроме кампании в Польше и на Балканах) противника по количеству и качеству боевых машин, они переигрывали его тактически.

Pz Kpfw III

Специалисты справедливо полагают, что именно танки Pz III стали одними из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. К моменту начала Второй мировой войны они производились уже в значительных количествах и являлись основными машинами немецких механизированных войск. История же их началась одновременно с другими танками, с которыми Германия открыла военные действия против СССР.

В 1934 году Служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZB (Zugfuhrerwagen – ротная командирская машина). Из четырех фирм, принимавших участие в конкурсе, только одна – «Даймлер-Бенц» – получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки, явно испытавшие на себе влияние конструкций Кристи (американский конструктор), их ходовая часть имела пять опорных катков большого диаметра, как и модели знаменитого конструктора, были переданы на войсковые испытания под армейским индексом Pz Kpfw III Ausf.A (или Pz IIIA).

Танк Pz Kpfw III Ausf.M

12 танков модели В из второй опытной партии отличались уже совершенно другой ходовой частью с восемью маленькими опорными катками. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf.C ходовая часть была аналогичной, но заметно улучшилась подвеска. Необходимо заметить, что все остальные боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными, чего нельзя сказать о танках серии D: масса достигла 19,5 т, толщина лобовой и бортовой брони составила 30 мм, а давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.

В 1938 году на заводах сразу трех фирм – «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и «MAN» – началось производство первой массовой модификации Ausf.E. На 96 танках этой модели были установлены ходовые части с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Следует подчеркнуть, что такое количество членов экипажа, начиная с Pz III, стало стандартным для всех последующих германских средних и тяжелых танков. Таким образом, немцам удалось уже с середины 1930-х годов добиться функционального разделения обязанностей членов экипажа. Противники же Германии достигли этого значительно позже (лишь к 1943-1944 годам).

Вооружение танка Pz IIIE было представлено 37-мм пушкой с длиной ствола 46,5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с. при 3000 оборотах в минуту позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км (по бездорожью 95 км).

Компоновку танка можно считать типично немецкой – трансмиссия располагалась впереди, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживания. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения размеров боевого отделения. Отличительной чертой корпуса данного танка, как, впрочем, и всех германских танков того времени, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и большое количество люков. Необходимо подчеркнуть, что до лета 1943 года немцы предпочитали прочность корпуса свободному доступу к агрегатам. Ширина гусеничных цепей, составлявшая 360 мм, была выбрана с учетом движения машины по дорогам, но по пересеченной местности прохождение танка затруднялось. Однако бездорожье в условиях западноевропейского театра военных действий встречалось не так уж часто.

Следующей модификацией стал танк Pz IIIF, имевший незначительные улучшения конструкции, включая командирскую башенку нового типа. На 600 танках серии G была установлена 50-мм танковая пушка KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, разработанная фирмой «Крупп» в 1938 году. Вместе с тем началось перевооружение новой артиллерийской системой ранее выпущенных машин моделей Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.

Танки Pz III серии Н отличались улучшенной башней, а также дополнительной 30-мм лобовой броней и новой 400-мм гусеницей. Танки Pz IIIJ защищены еще более толстой броней. По отношению к танкам этой серии конструкторы также применили новый тип установки пулемета. Начиная с января 1942 года машины AusfJ впервые стали оснащать новыми 50-мм пушками KwK 39 с длиной ствола 60 калибров.

Приблизительно в середине Второй мировой войны немцы создали модификацию L, у которой лоб корпуса и башни были укреплены дополнительными 20-мм бронелистами. На варианте М появилась т. н. восточная гусеница, весившая 1350 кг. С ней ширина машины увеличилась до 3266 мм. С марта 1943 года эти танки выпускались с фальшбортами – стальными листами толщиной в 5 мм, защищавшими машину от кумулятивных снарядов.

Недостаток в Германии вольфрама привел к тому, что значительно снизилась эффективность длинноствольной 50-мм пушки (ее подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником, имевший начальную скорость 1190 м/с, пробивал 94-мм броню на дистанции в 500 м). Поэтому немецкие военные совместно с конструкторами приняли решение перевооружить часть танков короткой 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, что позволяло использовать их в качестве штурмовых машин. Всего перевооружению подверглись 450 танков серии L, а также 215 танков серии М. Лобовая броня башен на этих машинах была доведена до 57 мм, масса башни при этом составила 2,45 т.

Помимо боевых, т. н. линейных танков, немецкие фирмы-производители бронетехники выпустили пять типов командирских машин общей численностью 435 штук, причем 262 из них впоследствии переоборудовали в танки управления артиллерийским огнем. Особый заказ – 100 танков Pz IIIM с огнеметами (для огнеметов с дальностью действия до 60 м требовалось 1000 л огнесмеси) – выполнила фирма «Вегманн». Данные машины предполагалось использовать при наступлении на Сталинград в 1942 году, но в силу различных обстоятельств они попали на фронт только в начале июля 1943 года (под Курск).

В конце лета 1940 года 168 танков моделей F, G и Н переоборудовали для движения под водой – немцы хотели применить их при высадке на английское побережье. Возможная глубина погружения машины составляла 15 м. Свежий воздух в танки подавался при помощи шланга длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5 м трубой под названием «шнорхелем». Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года в целях маскировки преодолело по дну реку Западный Буг.

Танк Pz Kpfw III Ausf.G

С июля 1944 года танки Pz III начали использовать и в разведке, при этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, специально были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки бронированной машины в дрезину. Нужно сказать, что Pz III применялись на всех театрах военных действий – от Восточного фронта до африканской пустыни.

Немецкие танкисты неизменно давали об этих машинах положительные отзывы. Дело в том, что в танках Pz III были созданы оптимальные условия для работы экипажа. Подобными качествами ни один советский, американский или английский танк того периода не мог похвастаться. Прекрасные приборы наблюдения и самые современные средства прицеливания позволяли 3 членам экипажа успешно бороться с более мощными Т-34, KB и «Матильдами» в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные Pz III в Красной Армии считались лучшими командирскими машинами как раз в силу перечисленных причин: комфорт, великолепная оптика и хорошая радиостанция. Впрочем, Pz III, как и другие танки вермахта, использовались советскими танкистами и по прямому – боевому – назначению. Из них даже составлялись целые батальоны.

Производство Pz Kpfw III было остановлено в 1943 году, после выпуска около 6 тыс. танков. В дальнейшем делали лишь САУ на базе данных танков. Чтобы ответить на вопрос, почему так быстро вышел из употребления один из наиболее массовых в начальный период Второй мировой войны немецкий танк, обратимся к теории, разработанной в послевоенные годы английским специалистом Ричардом Огоркевичем и получившей название теории «легких-средних» танков.

К данной категории Огоркевич приписывает советские БТ (причем считая их лучшими из всех «легких-средних» танков), шведский «Ландсверк-10», чешские LT-35 и LT-38, английские «крейсерские» танки конца 30-х годов от Мк I до Мк III и, наконец, немецкий Pz III. Благодаря удачному сочетанию основных параметров вооружения и подвижности «легкие-средние» танки считались универсальными, способными выступать в качестве поддержки пехоты и выполнять функции кавалерии.

Однако очень быстро выяснилось, что в первом случае их применение не совсем целесообразно, т. к. сопровождение пехоты требует движения машины со скоростью пехотинца. «Легкие-средние» же танки в таком случае становились легкой добычей противотанковой артиллерии, что и было наглядно продемонстрировано в Испании. В первый период Второй мировой войны оказалось, что машины не в состоянии справиться и с ролью кавалерии: их нужно было поддерживать или в конечном счете заменять танками с более мощным вооружением, например с 75-мм пушкой, не только поражающей технику противника, но и ведущей эффективный огонь осколочно-фугасными снарядами.

Необходимость сочетания «легких-средних» машин с танками, вооруженными 75-мм пушкой, немецкие военные осознали к 1932 году. В 1934 году появилась конструкция танка Pz Kpfw IV, первый образец которого имел массу 17,3 т и, следовательно, не был тяжелее «легких-средних» машин того времени. В Советском Союзе выгоды совместных действий «легких-средних» машин с более мощными танками специалисты определили менее четко, хотя уже с 1933 года в серийном производстве находились Т-28 и Т-35, вооруженные 76-мм пушками. Однако в СССР быстрее, чем в Германии, поняли, что нужно полностью заменить «легкие-средние» танки полноценными средними машинами с 76-мм пушкой.

Таким образом, в 1939 году, накануне Второй мировой войны, в то время как немцы развертывали параллельное производство Pz III и Pz IV, русские сосредоточили усилия на создании среднего танка Т-34. Появление этой машины на поле боя свело почти к нулю боевую ценность немецких танков. Наконец, следует отметить, что танки Pz III и Pz IV имели практически одинаковые размеры, подвижность и броневую защиту, но несколько увеличенная у Pz IV ширина подбашенного броневого листа обуславливала размещение башни большего размера с более мощной артсистемой, чего нельзя было осуществить на Pz III, для которого калибр орудия в 50-мм оказался предельным. Исходя из-этого, можно заключить, что немцам необходимо было с самого начала делать один танк, а не разбрасывать свои силы на разработку модификаций Pz III и Pz IV.


По материалам книги Е.Г. Горбачева, Л.Н. Смирнова «Всемирная история бронетехники», М., «Вече», 2002, с. 247-256.





возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог