Военные флотилии в Великой Отечественной войне


"Они зацепились за берег родной,
Они не попятились к морю спиной,
А грозным советским десантом
Ударили в тыл оккупантам!"

А. Харчиков

Поход на бронекатерах

Во время Великой Отечественной войны на Балтийском, Баренцевом, Охотском, Японском, Черном, Каспийском, Азовском морях, на Ладожском, Чудском и Онежском озерах, на реках Волге, Амуре, Днепре, Дунае, Припяти – всюду военные моряки плечом к плечу с воинами Красной Армии громили врагов нашей Родины. Одними из первых вместе с воинами Красной Армии вступили в ожесточенный бой с немецко-фашистскими захватчиками моряки Дунайской и Пинской военных флотилий.

На четвертый день войны была сформирована Ладожская военная флотилия, которая сыграла исключительную роль в обороне Ленинграда и в ходе военных действий на Северо-Западном стратегическом направлении. 3 июля была создана Чудская военная флотилия. До 13 августа она оказывала помощь сухопутным войскам, которые сдерживали противника на рубеже р. Нарва, Чудское озеро, р. Великая. После того, как немцы прорвались из района Псков, Остров в направлении Ленинграда, корабли флотилии по распоряжению командования были затоплены.

В августе 1941 г. были сформированы Онежская военная флотилия и Отдельный отряд кораблей на оз. Ильмень, который действовал на р. Волхов до осени 1941 г. Затем в связи с ледоставом на реке все корабли отряда были переданы Ладожской военной флотилии. До 20 июля корабли Дунайской флотилии вели бои на Дунае, затем до середины августа – на р. Южный Буг, до 25 сентября – на Днепровско-Бугском лимане и Днепре и с середины октября – в Керченском проливе. Осенью 1941 г. из состава Азовской военной флотилии был выделен Донской отдельный отряд кораблей, а летом 1942 г. флотилия послала отряд сторожевых катеров на р. Кубань. С переходом стратегической инициативы к советской армии для помощи сухопутным войскам, наступавшим в бассейнах больших рек, были воссозданы в 1943 г. Днепровская, а в 1944 г. Дунайская военные флотилии.

Боевая деятельность Пинской военной флотилии (1941 г.)

Пинская военная флотилия была создана в июне 1940 г. В ее состав вошла часть кораблей расформированной Днепровской флотилии (остальные корабли были переданы Дунайской флотилии). Главной базой флотилии являлся г. Пинск, тыловой базой – г. Киев. В состав флотилии входили 7 мониторов, 15 бронекатеров, 4 канонерские лодки, минный заградитель, авиационная эскадрилья, зенитный артиллерийский дивизион и рота морской пехоты. В первые дни войны корабельный состав ее увеличился за счет мобилизованных судов на 4 канонерские лодки, 4 тральщика, 8 сторожевых кораблей и 10 катеров. В июле с Дуная на Днепр перешли мониторы "Жемчужин" и "Ростовцев". Командующим флотилией был контрадмирал Д.Д. Рогачев, военным комиссаром – бригадный комиссар И.И. Кузнецов (до 15 июля – полковой комиссар Г.В. Татарченко), начальником штаба – капитан 2 ранга Г.И. Брахтман.

Плавучая батарея, замаскированная ветками деревьев

Немецкое верховное командование считало, что Днепр и Западная Двина образуют последний рубеж, на котором советские войска могут организовать сильную оборону для защиты своих индустриальных районов. Поэтому гитлеровские войска, наступая, стремились прорваться к Днепру, Березине, Десне и другим рекам, захватить переправы и создать плацдармы на их левом берегу для наступления на восток. С первых дней войны флотилия поддерживала огнем наши сухопутные части, которые вели тяжелые оборонительные бои и отходили по берегам Припяти на восток. Однако вдоль реки действовали ограниченные силы противника, и флотилия отошла на восток для действий на путях главных вражеских группировок. К 11 июля основные силы флотилии находились в районе Мозыря, были созданы три отряда кораблей: Березинский, Припятский и Днепровский.

Березинский отряд совместно с 21-й армией противодействовал правому крылу группы армий "Центр". Части 21-й армии отходили с боями от Бобруйска через Гомель, Чернигов и далее на юг. Припятский отряд кораблей взаимодействовал с частями вначале 4-й, а затем 5-й армии, которые вели сдерживающие бои и отходили не восток. Днепровский отряд, оказавшись на пути немецкой группы армий "Юг", взаимодействовал с частями 26-й и 38-й армий, которые пытались создать устойчивую оборону на рубеже Днепра, южнее Киева.

Чтобы облегчить положение наших войск на смоленском направлении, 15 июля часть сил 21-й армии нанесла контрудар в направлении Бобруйска. Мониторы Березинского отряда "Винница", "Витебск", "Житомир" и бронекатера артиллерийским огнем поддерживали части 232-й стрелковой дивизии, наступавшей вдоль правого берега Березины на Бобруйск. В результате контрудара наши войска улучшили свои позиции, однако противник подтянул в этот район свежие силы и 23 июля возобновил наступление. В 12 км за линией фронта он организовал переправу на левый берег реки.

Монитор "Смоленск" и бронекатера № 202, 204, 205 ночью 26 июля подошли к переправе. Этой группой кораблей командовал командир монитора "Смоленск" старший лейтенант Н.Ф. Пецух. Корабли, пройдя скрытно за линию фронта, высадили на оба берега реки по полуроте пехоты (береговые отряды сопровождения). Эти отряды должны были прикрыть корабли от внезапного удара с берега. Одновременно с монитора на берег высадился корректировочный пост. В таком порядке корабли продолжали движение на огневые позиции к переправе. Монитор "Смоленск" открыл огонь, который корректировался с берегового наблюдательного пункта. Береговые отряды и бронекатера прикрывали монитор на огневой позиции. Кроме того, бронекатера периодически выдвигались в сторону переправы и производили огневой налет по береговым целям. В результате обстрела кораблей переправа через Березину была разрушена, более 30 автомобилей с солдатами было уничтожено. "Смоленск" подавил вражескую батарею, обстреливавшую корабли. При возвращении к линии фронта корабли были обстреляны с берега артиллерийской батареей и танками противника. В завязавшемся огневом бою монитор "Смоленск" получил сильное повреждение. Один бронекатер, имея повреждение, сел на мель и был взорван личным составом. Так, ведя огонь по берегу, корабли прорвались через линию фронта вниз по течению. Командиру монитора "Смоленск" старшему лейтенанту Н.Ф. Пецуху было досрочно присвоено внеочередное звание капитана 3 ранга и вручен орден Красного Знамени.

11-12 июля монитор Припятского отряда – "Бобруйск" под командованием старшего лейтенанта Ф. К. Семенова прошел вверх по реке 30 км за линию фронта и обстрелял скопление войск противника в районе Давид-Городка, уничтожив значительное количество вражеских войск и автотранспорта. В дальнейшем отряд успешно прикрывал переправы войск через Припять и Днепр. Корабли Днепровского отряда прикрывали отход войск 26-й армии южнее Киева, у Триполья, Ржищева, Канева. В районе Триполья 7-я механизированная дивизия заняла оборону на правом берегу Днепра, с тем, чтобы обеспечить переправу войск корпуса на противоположный берег и дать им возможность организовать там оборону. Дивизию поддерживали огнем монитор "Флягин" и две канонерские лодки. В течение восьми дней она отражала атаки немецких войск. Только на девятый день гитлеровцы прорвались к Днепру южнее предмостного укрепления. Дивизия начала отходить на левый берег. Трудный отход и переправу частей дивизии прикрывала корабельная артиллерия. Попытка противника форсировать Днепр была сорвана.

В те районы, где создавалась угроза форсирования Днепра противником или необходимо было обеспечить отход своих войск через реку, направлялись мониторы и канонерские лодки. 10 августа с этой целью к Кременчугу были посланы монитор "Жемчужин" и канонерские лодки "Верный" и "Передовой". К Днепру вышло крупное вражеское соединение. Завязался бой между кораблями на реке и артиллерией и танками на берегу. Корабли уничтожили до десяти танков и подавили несколько батарей, но и сами получили серьезные повреждения. На мониторе "Жемчужин" вышла из строя одна машина, а на канонерской лодке "Передовой" снаряд попал в котельное отделение, и она лишилась хода. В это время канонерская лодка "Верный" усилила огонь по берегу, прикрывая поврежденные корабли, и, развернувшись, взяла на буксир канонерскую лодку "Передовой". Во время этого маневра в канонерскую лодку "Верный" также попало несколько снарядов, однако личный состав быстро ликвидировал повреждения.

После того как наши войска отошли на левый берег Днепра, гитлеровцы заняли противоположный берег в районе Кременчуга, а к 20 августа – всю излучину Днепра от Черкасс до Херсона. В связи с этим корабли флотилии, прикрывавшие переправы южнее Канева, оказались отрезанными от Киева. Так как в районе Киева на правом берегу Днепра наши войска удерживали обширный Киевский укрепленный район, командование Юго-Западного фронта отдало приказ командующему флотилией создать Киевский отряд кораблей. Все корабли Днепровского отряда нужно было сосредоточить в Киевском укрепленном районе в целях усиления его обороны. Для этого кораблям нужно было пройти около 200 км вверх по Днепру, правый берег которого был занят вражескими войсками. Движение кораблей обеспечивала артиллерия стрелковых дивизий, занявших оборону на левом берегу Днепра. В светлое время суток их прикрывала авиация. Переход был совершен в два этапа. В ночь на 18 августа корабли двумя группами перешли в Переяславский затон (район Трактомировки), где, замаскировавшись, простояли до наступления темноты. Вечером 18 августа они снова пошли вверх по реке и в полдень 19 августа без потерь прибыли в Киев.

23 августа в районе Горностайполя сильный немецкий подвижной отряд при поддержке 50 танков и бронемашин вышел к Днепру. Наши войска не успели взорвать Печкинский шоссейный мост у Окуниново. Фашистские части переправились по нему и устремились к г. Остер. Чтобы не допустить быстрого сосредоточения вражеских войск на этом плацдарме (в междуречье Днепра и Десны), надо было срочно разрушить мост через Днепр. Вылетевшая для этой цели авиация не смогла его уничтожить. Тогда командование Юго-Западного фронта поставило флотилии задачу уничтожить Окуниновскую переправу. Монитор "Смоленск" и три канонерские лодки подошли к мосту и открыли по нему интенсивный артиллерийский огонь. Корабельная артиллерия нанесла также большой урон немецким войскам, которые подошли к переправе в походных колоннах.

Поход на полуглиссерах

25 августа немцы пытались организовать еще одну переправу через Днепр – в районе Сухолучье (10-12 км ниже Окуниново). Монитор "Смоленск" и канонерская лодка "Верный" артиллерийским огнем уничтожили значительную часть переправочного парка противника. Подоспевшая к этому времени вражеская авиация атаковала корабли, и они вынуждены были отойти. В течение часа группы по 9-18 самолетов бомбили отходившие корабли. В канонерскую лодку "Верный" попали две большие бомбы, и она затонула. Однако задача была уже выполнена – от переправы в этом месте противник отказался.

К 30 августа немцы заняли оба берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Корабли Березинского и Припятского отрядов оказались отрезанными от основных сил флотилии. Семь наших кораблей были вынуждены с боем прорываться вниз по течению, три из них погибли в районе Печкинского моста. Мониторы "Левачев", "Флягин", госпитальное судно "Каманин" прорвались через зону сплошного огня, созданного противником выше и ниже моста, и прибыли в Киев. Несколько кораблей до последнего дня оставались в районе переправ и продолжали обеспечивать отход арьергардных частей. Впоследствии, не имея возможности прорваться к Киеву, корабли были взорваны, личный состав их влился в стрелковые полки и вместе с ними сражался на сухопутном фронте.

21 августа фашистским войскам был дан приказ об окружении и уничтожении советских войск в районе Киева. Одновременно огромные силы противника начали наступление из районов Новозыбкова, Почепа на юг и из района Кременчуга на север в общем направлении на Ромны в целях окружения советских войск, оборонявшихся на рубеже Днепра. К северу и югу от Киева развернулись ожесточенные бои. Корабли флотилии активно действовали на флангах Киевского укрепленного района, оказывая огневое содействие сухопутным войскам. Из экипажей погибших кораблей были сформированы два отряда моряков общей численностью более 1 тыс. человек, которые до 19 сентября вместе с частями сухопутных войск сражались в районе Киева. Первый отряд в составе 640 человек под командованием майора В.Н. Добржинского 14 сентября был направлен в район Нежина с задачей освободить участок железной дороги в районе станции Бобрик и удерживать позицию до отхода войск 37-й армии из Киева. Отряд выбил противника со станции и обеспечил отход двух бронепоездов. В течение четырех дней он удерживал освобожденный участок железной дороги. К исходу 18 сентября в отряде осталось 27 человек, которые присоединились к отходившим войскам.

В связи с угрозой окружения советских войск по приказу Верховного Главнокомандования 37-я армия начала отходить из района Киева на левый берег Днепра. Флотилия получила последнюю боевую задачу – прикрыть отход войск 37-й армии. В течение 15-19 сентября мониторы "Витебск", "Левачев", "Ростовцев", "Флягин" и другие корабли, заняв позиции в районах переправ, артиллерийским огнем сдерживали форсирование Днепра противником. Выполнив задачу, моряки взорвали корабли, а сами создали отряд, который отважно сражался вместе с окруженными частями сухопутных войск. Большинство моряков этого отряда погибло в боях. Вместе с ними погиб и бригадный комиссар И.И. Кузнецов. Командующий флотилией контр-адмирал Д.Д. Рогачев 18 сентября был ранен и вывезен на самолете в Харьков. Только некоторой части личного состава удалось выйти из окружения. Так закончила свою боевую деятельность Пинская флотилия, героически сражавшаяся вместе с частями Красной Армии в самый суровый период Великой Отечественной войны. Матросы и офицеры Пинской флотилии, вышедшие из окружения, воевали затем в составе Волжской военной флотилии.

Боевая деятельность Волжской военной флотилии (1942-1943 гг.)

Расположение фронтов в Сталинградской наступательной операции

Еще в июле 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о формировании Учебного отряда кораблей на Волге, целью которого была подготовка боевых кораблей для действий на реках и озерах. В октябре 1941 г. на базе Учебного отряда была сформирована Волжская военная флотилия. Она имела те же задачи – готовить корабли и кадры для действующих флотов и флотилий, а также готовиться к боевым действиям в бассейне Волги, если к тому вынудит обстановка. Первоначально в состав флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 тральщика, 2 плавучие батареи и 2 вспомогательных судна. Командующим флотилией в начале 1942 г. был назначен контр-адмирал Д.Д. Рогачев, начальником штаба – капитан 1 ранга М.И. Федоров.

По грузообороту Волга заменяла более 10 железнодорожных линий. По ней шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной Армии. На нескольких судоверфях Волги строились для Военно-Морского Флота боевые корабли и затем переводились на действующие флоты. По мере приближения к Волге линии фронта по ней увеличивались и воинские перевозки. Фашистское командование придавало большое значение Волге как важнейшей стратегической коммуникации. Оно планировало группой армий "А" наступать на Кавказ, а группой армий "Б" широким фронтом достигнуть Волги и закрепиться на ее берегах.

С 22 июля 1942 г. авиация противника с аэродромов Макеевки и из района Харцизска (Донбасс) начала ставить мины на участке от Астрахани до Саратова. Всего в 1942 г. авиация противника сбросила в Волгу около 350 мин. Дивизионы тральщиков были дислоцированы в различных пунктах от Астрахани до Саратова. За каждым дивизионом был закреплен определенный участок реки. Чтобы не прекращать движения судов, сразу же после обнаружения мин прокладывались обходные фарватеры, затем приходил дивизион катеров-тральщиков и начинал трудную и опасную работу – протраливание участка. 16 августа 1942 г. главный старшина С. М. Башмаков, возвращаясь с наблюдательного пункта, узнал от колхозников, что в районе Каменного Яра лежит невзорвавшаяся мина. Подвергаясь смертельному риску, Башмаков штыком разоружил мину и ее детали доставил в штаб флотилии. Это имело важное значение для выработки средств борьбы с минами противника, устройство которых не было достаточно известно.

Для защиты морских и речных сообщений на Астраханском рейде, Волго-Каспийском канале и в нижнем течении Волги в 1942 г. была создана Астраханская военно-морская база Каспийской военной флотилии. Бригада траления этой базы обеспечивала минную безопасность, а плавучие зенитные батареи, катера ПВО и другие боевые корабли – противовоздушную оборону района. Совместными усилиями авиации, флотилии и частей ПВО действия противника были нейтрализованы, и судоходство в северной части Каспия и в устье Волги не прерывалось. За всю летнюю кампанию 1943 г. по Нижней Волге прошло более 8 тыс. судов, и лишь 20 из них подорвались на минах. Противнику ни на один день не удалось прервать движение судов по Волге. Перевозки только одних нефтепродуктов за навигацию составили более 5140 тыс. тонн.

Одновременно с противоминной защитой коммуникации Волжская флотилия осуществляла противовоздушную оборону конвоев речных судов. Крупные речные суда были вооружены зенитной артиллерией, орудийные расчеты на них укомплектованы личным составом флотилии. Вооруженные пароходы вместе с бронекатерами и тральщиками успешно прикрывали огнем переходы караванов барж и других невооруженных судов. Пароход "Сократ" прикрывал караван судов и барж с нефтепродуктами. В районе Владимировки на караван налетело более 40 немецких бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии "Сократ" отражал их атаки. Орудийные расчеты сбили три вражеских самолета. Караван потерь в судах не имел и благополучно прибыл в пункт назначения.

В июле 1942 г., когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Первоначально на сталинградском направлении действовала только одна 6-я немецкая армия. Но в конце июля 1942 г. с кавказского направления сюда была повернута 4-я танковая армия. В начале августа ее передовые части вышли в район Абганерово. Разгорелись ожесточенные оборонительные бои на внешнем оборонительном рубеже Сталинграда. Нанося удары с разных направлений (с запада и юго-запада), фашистское командование стремилось овладеть городом в кратчайшие сроки. Силы врага по численности превосходили силы оборонявшихся, особенно в авиации и танках. Но все попытки гитлеровского командования с ходу разгромить советские войска и полностью овладеть городом не имели успеха. Части Красной Армии стойко обороняли каждый участок, переходя в контратаки и нанося контрудары. Битва на волжской земле длилась шесть с половиной месяцев. В отражении ожесточенного натиска врага существенную роль сыграла Волжская военная флотилия, она выполняла задачи: поддержание сухопутных войск на оборонительном обводе города; обеспечение коммуникаций на участке Камышин, Астрахань (в том числе и чистоту фарватеров от мин); препятствие переправе войск противника через Волгу и обеспечение переправы своих войск и грузов; обеспечение бесперебойной работы речных портов Саратова, Камышина, Сталинграда, Астрахани. В течение всей битвы на Волге корабли флотилии оказывали соединениям сухопутных войск артиллерийскую поддержку и обеспечивали снабжение, переправляя боеприпасы, продовольствие, технику и резервы.

23 августа механизированные части противника прорвались к правому берегу Волги севернее Сталинграда на участке Рынок, Латошинка, Акатовка. Командование фронта почти не имело резервов, и гитлеровцы могли ворваться в город с севера. К месту прорыва были переброшены танковая бригада и противотанковый артиллерийский полк, а в район поселка Рынок – сводный батальон моряков флотилии под командованием капитана 3 ранга П.М. Телевного. Для их поддержки была создана Северная группа кораблей в составе канонерских лодок "Усыскин", "Чапаев" (командиры капитан-лейтенант И.А. Кузнецов и лейтенант Н.И. Воронин) и семи бронекатеров. Корабли этой группы под командованием капитана 3 ранга С.П. Лысенко перешли в р. Ахтуба и встали на огневые позиции почти напротив участка Рынок, Латошинка, занятого врагом.

26 августа рота моряков под командованием старшего лейтенанта А.В. Горшкова получила приказ во взаимодействии с танками овладеть д. Орловка. Ночью рота, поддержанная шестью танками, очистила Орловку от гитлеровцев, в то же время рота военинженера 3 ранга Г.Г. Речкина в результате внезапной атаки захватила высоту 10,3 и к утру закрыла подступы к поселку Тракторного завода. На рассвете 27 августа сводный батальон моряков перешел в наступление. Его поддерживали артиллерийским огнем канонерские лодки "Усыскин" и «Чапаев». Батальон действовал решительно и вскоре овладел южной окраиной д. Латошинка, но его потери достигли более одной трети личного состава. Поэтому, когда противник перешел в контратаку, поддержанную танками, батальон был выбит и отошел на исходные позиции. 29 августа батальон совместно с частями 124-й бригады при поддержке канонерских лодок "Усыскин", "Чапаев" и бронекатеров снова подошел к д. Латошинка, но, будучи атакованным 18 вражескими танками, вынужден был отойти за поселок Рынок. Обстреляны были также наши канонерские лодки и бронекатера. Таким образом, ликвидировать прорыв немцев к Волге у северной окраины города не удалось. Вследствие этого боевой порядок войск Сталинградского и Донского фронтов остался разъединенным. Сквозное движение судов по Волге было прервано артиллерией противника, установленной на правом берегу реки.

Корабли Волжской военной флотилии

В середине ноября противнику удалось прорвать оборону между заводами "Баррикады" и "Красный Октябрь" и изолировать 138-ю стрелковую дивизию полковника И.И. Людникова. Героические действия этой дивизии поддерживала огнем канонерская лодка "Усыскин", а бронекатера под непрерывным артиллерийским огнем противника, в условиях тяжелого льда доставляли на изолированный плацдарм дивизии пополнение и необходимые грузы. В результате дивизия сдержала натиск превосходящих во много раз сил противника.

14 сентября канонерские лодки "Громов" и "Руднев" и бронекатера 1-й бригады, ведя огонь по целям в балке Купоросная, подавили две артиллерийские батареи и отразили атаку полка пехоты. Немецкие автоматчики разбежались, но на другой день двум немецким батальонам все же удалось выйти на берег Волги у южной окраины поселка Купоросное. Три дня канонерские лодки и две плавучие батареи 1-й бригады вели огонь по району балки Купоросная. 19 сентября 36-я гвардейская стрелковая дивизия перешла в наступление. Ее поддерживали артиллерийским огнем корабли 1-й бригады. К концу дня дивизия выбила гитлеровцев из поселка Купоросное, заняла балку Купоросная и высоту Северная.

В конце августа гитлеровским войскам удалось перерезать сухопутные коммуникации и держать под огнем путь от города вверх по реке, а в начале сентября отрезать путь в город и с юга. Таким образом, войскам 62-й армии генерала В.И. Чуйкова пришлось вести бои в изолированном с суши городе. В этих условиях действия флотилии приобрели особенно важное значение, от их успеха зависели бесперебойность снабжения и боеспособность войск, а также быстрота эвакуации раненых. Противник, направляя все свои усилия на то, чтобы сорвать переправу наших войск, систематически разрушал паромные и наплавные средства. Для переправы использовались суда речного пароходства, тральщики и бронекатера флотилии. Перевозки осуществлялись в темное время суток при выключенных огнях. Флотилия несла потери, но корабли не прекращали рейсов между левым берегом Волги и набережными разрушенного города. В городе сражались изолированные друг от друга группы войск 62-й армии. Связь между ними могли поддерживать только бронекатера, имевшие достаточно большую скорость, хорошую маневренность и надежную защиту броней от пуль и осколков. В случае необходимости они могли подавить артиллерийским и пулеметным огнем легкие огневые точки противника на берегу. Для обеспечения работы катеров на простреливаемых и просматриваемых переправах был создан дивизион катеров-дымзавесчиков.

В первых числах октября противник начал наступление на заводы "Баррикады", Тракторный. Бои были исключительно ожесточенными. Только за один день 4 октября вражеская авиация сбросила на Тракторный завод 500 бомб. Чтобы удержать этот плацдарм, надо было срочно перебросить в район поселков подкрепление. С наступлением темноты катера флотилии начали переправлять на правый берег части 37-й гвардейской дивизии. К утру было перевезено 2800 бойцов с оружием и боеприпасами. Плацдарм в районе заводских поселков был удержан. Так каждую ночь бронекатера и катера-тральщики переправляли войска под огнем противника. В отчете за 10 октября отмечалось, что бронекатер № 53 перевез на правый берег Волги 210 бойцов и командиров, 2 тонны продовольствия и вывез на левый берег 50 раненых (катер получил пробоины в левом борту и корме); бронекатер № 63 переправил на правый берег 20 бойцов, 1 тонну продовольствия, 2 тонны мин и вывез на левый берег 32 раненых; катер-тральщик № 322 перевез 129 бойцов, 8 тонн боеприпасов и вывез 279 раненых; тральщик № 342 переправил 169 бойцов, 14 тонн боеприпасов и вывез 51 раненого; тральщик № 343 переправил 3 тонны боеприпасов и 16 тонн груза. Все три катера-тральщика получили многочисленные пробоины и вышли из строя. Однако работа на переправах продолжалась.

До 15 декабря бронекатера продолжали осуществлять перевозки через Волгу. Им приходилось преодолевать тяжелые льды, при этом кингстоны забивало битым льдом, в результате чего через них не поступала вода для охлаждения моторов, льдом повреждались рули и винты, и катера теряли возможность двигаться, становясь неподвижными мишенями для артиллерии противника. И все же, несмотря на повреждения, катера работали до последней возможности. В эти дни личный состав бронекатеров за образцовое выполнение боевых заданий неоднократно получал благодарность командования. Особенно тепло благодарили катерников бойцы и командиры 62-й армии, которые дрались в самом городе, и боеспособность которых зависела от снабжения и связи с расположенными на левом берегу тылами. Во время перевозки раненых на винт катера-тральщика № 335 под командованием главного старшины Торбенко намотался трос. Самолеты противника беспрерывно бомбили переправы. Чтобы дать ход, надо было срочно очистить винт. Тогда старшина 2-й статьи А.Ф. Шестериков и краснофлотец Д.И. Соколов присоединили к противогазному шлему десять гофрированных трубок, через которые дышали, и, поочередно спускаясь в ледяную воду, очистили винт от стального троса.

Много героических страниц вписали в историю нашей Родины моряки Волжской военной флотилии. Вот некоторые из них. Двенадцать моряков во главе со старшиной 1-й статьи К.В. Трушкиным отбили уже две психические атаки. Потерь не было – нелегко было попасть в людей, умело использовавших развалины здания. Но после третьей атаки гитлеровцы залегли у самой позиции. Их гранаты стали залетать в укрытия. Чтобы сохранить людей, надо было отступить. Трушкин, сбросив бушлат, поднялся во весь рост и с криком "Ни шагу назад, товарищи, вперед!" ринулся на врага, строча из автомата. Двенадцать смельчаков в тельняшках были так страшны в своей ненависти к врагу, что гитлеровцы в панике стали отступать. Но самое удивительное было то, что все участники этой внезапной для противника атаки остались живы. Вот фамилии этих героев: Трушкин, Ионин, Климов, Луконин, Мартинов, Плохов, Прокофьев, Сухомлинов, Спиванов, Шамиев, Шиосолов и Олненица.

В конце сентября немецкие войска начали новый штурм города. Из района Мамаева кургана вражеские танки повели наступление на заводские поселки (северная окраина города). Краснофлотец 193-й стрелковой дивизии М. А. Паникаха выбежал из укрытия на 50 м вперед к шоссе, по которому двигались вражеские танки. В его руках были две бутылки с горючей смесью. Когда головной танк приблизился на 10-15 м, Паникаха бросил в него бутылку. Танк загорелся. Второй свернул и пошел прямо на моряка. Паникаха поднял бутылку для броска, но пули разбили ее. Горючая смесь залила его лицо и тело. Краснофлотец вспыхнул факелом и бросился на надвигавшийся танк.

С весны 1943 г. флотилия опять стала обеспечивать воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. Масштабы их были значительны: только за апрель – май было перевезено более 2 млн. тонн нефтепродуктов. Несмотря на то, что линия фронта проходила в 200 км от Волги, вражеская авиация уже с конца апреля начала ставить мины и наносить бомбовые удары по караванам судов. Наибольшего размаха действия противника достигли в июне, когда он нанес удары по портам Астрахань, Саратов, Камышин и усилил минные постановки в районе Сталинграда.

Прежде всего, была реорганизована служба наблюдения и связи. Было создано 424 специальных поста противоминного наблюдения. Количество тральщиков постепенно увеличивалось, к концу лета их насчитывалось 217. Тральщики были сведены в 1-ю и 2-ю бригады траления, которыми командовали капитан 1 ранга П.А. Смирнов и капитан 2 ранга В.А. Кринов. Каждая бригада отвечала за противоминную безопасность в отведенном ей районе, который разбивался на участки, закрепляемые за дивизионами. Канонерские лодки были сведены в 3-ю бригаду речных кораблей под командованием капитана 2 ранга Н.Д. Сергеева. Она выполняла задачу противовоздушной обороны отдельных участков реки. Бронекатера и сторожевые катера составляли 4-ю бригаду речных кораблей (командир бригады капитан 2 ранга А.И. Цибульский), которая выполняла задачу непосредственного противовоздушного охранения караванов на переходе.

В 1943 г. по Волге было проведено более 8 тыс. судов. На участке Астрахань – Саратов было перевезено только нефтепродуктов: в апреле – 445 тыс., в мае – 765 тыс., в июне – 751 тыс., в июле – 1100 тыс. тонн. Флотилия сделала все, чтобы войска в Курской битве не испытывали нужды в горючем и боеприпасах. Всего в ходе битвы на Волге военная флотилия переправила через реку более 82 тыс. человек; большое количество артиллерии, танков, автомашин, боеприпасов и других воинских грузов; вывезла на восточный берег раненых и гражданского населения около 52 тыс. человек.

В июне 1944 г. Волжская военная флотилия, выполнившая все боевые задачи, была расформирована. Бронекатера, полуглиссеры и другие малые боевые корабли были перевезены в другие бассейны и переданы действующим флотилиям, а канонерские лодки и вспомогательные суда разоружены и переданы речному флоту.

Боевая деятельность Каспийской военной флотилии (1942-1943 гг.)

Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе. В конце августа 1942 г., когда противник овладел г. Моздок и вышел на рубеж р. Терек, сухопутные пути, связывавшие Закавказье со всей страной, были фактически перерезаны. Железная дорога Махачкала – Кизляр – Астрахань, построенная в ходе войны, постоянно подвергалась ударам вражеской авиации. Перевозки на Кавказ воинских частей, боевой техники и различных видов снабжения, а также вывоз нефтепродуктов из района Баку производились с этого времени исключительно морским путем. Стремясь сорвать наши морские перевозки, противник начал воздействовать авиацией по коммуникациям в северной части Каспийского моря.

Для защиты судоходства были сформированы Астраханская военно-морская база и дивизионный район ПВО. Это позволило продолжить перевозки топлива и войск. К началу контрнаступления советских войск под Сталинградом и на Кавказе на Каспийском море находилось 238 судов общей грузоподъемностью 500 тыс. тонн. С мая по декабрь 1942 г. по Каспию было перевезено 8,2 млн. тонн различных грузов. С 1 августа 1942 г. по 31 января 1943 г. в сторону фронта было перевезено 468 тыс. человек, 5273 орудия, 833 танка, 382 самолета, более 5 тыс. броневиков и автомобилей, 77 тыс. тонн боеприпасов, много других грузов

В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с. Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус. Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта. В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября потопил и повредил 32 судна и баржи. Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В Астраханской военно-морской базе была сформирована бригада кораблей-тральщиков. Наиболее ценные и крупные транспорты плавали в системе конвоев. В результате принятых мер судоходство продолжалось бесперебойно. В 1942-1943 гг. по Каспийскому морю было перевезено около 21 млн. тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов. На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах. Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава. За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем 27 апреля 1945 г. Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

Боевая деятельность Днепровской военной флотилии (1944-1945 гг.)

Командующий флотилией капитан 1 ранга В.В. Григорьев

Красная армия, разгромив немецко-фашистские войска под Курском, летом 1943 г. перешла в общее наступление от берегов Черного моря до Великих Лук. На огромном протяжении линия фронта проходила вдоль рек. Поэтому дальнейшее наступление наших войск было связано с необходимостью форсирования Днепра, Березины и других рек. Реки Полесья и южной части Белоруссии с их заболоченными поймами разобщали район военных действий на изолированные участки со слабо развитой дорожной сетью. Учитывая все это, Верховное Главнокомандование в сентябре 1943 г. решило воссоздать Днепровскую военную флотилию. Командующим флотилией был назначен капитан 1 ранга В.В. Григорьев, членом Военного совета – капитан 1 ранга П.В. Боярченко, начальником штаба – капитан 2 ранга К.М. Балакирев. К весне 1944 г. в ее составе насчитывалось 16 бронекатеров, 10 сторожевых катеров, 40 катеров-тральщиков, 13 минных катеров, 32 полуглиссера, плавучая батарея и 2 зенитных артиллерийских дивизиона. Оперативно флотилия подчинялась командующему 2-м Белорусским фронтом. В ее задачи входило содействие сухопутным войскам на березинском и припятском направлениях. Предполагалось, что немцы будут минировать Днепр, поэтому катера-тральщики должны были обеспечить безопасность плавания судов по Днепру.

Бронекатера оказывали систематическую артиллерийскую поддержку частям приречных дивизий. На огневых позициях у линии фронта постоянно находилось по два – четыре бронекатера, остальные были в готовности по приказанию выйти к линии фронта. Наблюдательные пункты и корректировочные посты бригады кораблей находились на переднем крае в боевых порядках батальонов. Огонь бронекатеров, как правило, был очень эффективен, так как огневые позиции катеров располагались на фланге переднего края фронта, и траектория стрельбы проходила вдоль позиций сухопутных войск.

В ходе наступательной операции командование фронта решило перебросить 48-ю армию, наступавшую до этого вдоль левого берега Березины на вспомогательном направлении, на правый берег реки для наступления на главном направлении. Понтонно-переправочный парк армии из-за плохих дорог отстал от передовых частей армии. По требованию командования 1-го Белорусского фронта переправу войск осуществила 1-я бригада речных кораблей Днепровской флотилии. За трое суток на трех переправах – в районе Доманово, Стасевки и Углов – она переправила на правый берег Березины из состава 48-й армии 66 тыс. человек, 1550 орудий и минометов, 500 автомашин, около 7 тыс. лошадей и различное имущество. Флотилия открыла и четвертую переправу в районе Бобруйска, что ускорило очищение от противника самого города. 29 июня советские войска освободили Бобруйск. Приказом Верховного Главнокомандования 1-й бригаде речных кораблей было присвоено наименование Бобруйской, а 286 матросов, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Корабли Днепровской флотилии

Во многих боях активно действовал разведывательный отряд моряков под командованием младшего лейтенанта Н.П. Чалого, который использовался для разведки берега и обеспечения первых бросков десантов. Отмечая мужество и стойкость моряков-десантников, командование 55-й дивизии писало, что при высадке десантов и боевых действиях на берегу – моряки служили для бойцов дивизии образцом смелости, мужества и высокого воинского мастерства. Их пример вдохновлял личный состав батальона, участвовавшего в десантах, на выполнение поставленных задач. Младшему лейтенанту Н.П. Чалому, геройски погибшему в боях за с. Дорошевичи, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

К началу боев за Пинск обе бригады речных кораблей Днепровской флотилии, пополнившись новыми кораблями, сосредоточились на подходе к Пинску. Две группы партизан из соединения А.Е. Клещева были высажены с катеров на некоторые участки берега и ликвидировали обнаруженные там группы вражеских войск. Вечером 11 июля катера отряда высадки под командованием капитана 3 ранга А.И. Пескова приняли в районе Лемешевичей первый эшелон десанта численностью 550 человек, боеприпасы и артиллерию из 415-й дивизии. Отряд скрытно прошел на 18-20 км в глубь обороны немцев. Около 3 часов 12 июля катера под командованием гвардии лейтенантов Н.И. Бураменского, И.А. Чернозубова и Е.П. Калеуша, перевозившие первый бросок десанта, подошли к причалам речного порта в юго-восточной части города и высадили десант. Десант был высажен настолько неожиданно, что противник только через 10 минут после высадки смог оказать слабое огневое противодействие. Вместе с первым броском десанта высадился отряд моряков флотилии. Подразделения десанта начали быстро продвигаться к центру города. Старшина 1-й статьи В.Г. Канареев, старшина 2-й статьи Л.Д. Куколевский и матрос В.К. Кириллов обнаружили в городском кинотеатре группу подвыпивших гитлеровцев и забросали их гранатами. Поднялась паника, что обеспечило быстрое продвижение десанта.

К этому времени противник начал отводить свои войска из района восточнее Пинска на запад. Командование 415-й дивизии бросило свои части, в том числе и те, которые предназначались для второго эшелона десанта, на преследование немецких частей, отходивших вдоль южного берега Припяти. Между тем вражеские войска, находившиеся в Пинске, оправились от внезапного удара и, определив немногочисленность десанта, к утру вынудили десант перейти к обороне. Враг стремился удержать город до тех пор, пока через него не пройдут арьергардные части на запад. Разгорелся жестокий бой. Чтобы освободить город и отрезать пути отхода на запад гитлеровским частям, необходимо было срочно усилить десант. Было собрано около 450 человек из различных обслуживающих подразделений дивизии. Бронекатера № 43 и 92, которыми командовали лейтенанты А.М. Евгеньев и И.А. Чернозубов, не могли прорваться в порт и высадили подкрепление десанту, не доходя 2 км до порта. Значительно усилить десант все же не удалось, и бои за город приняли затяжной характер. Только к утру 14 июля основные силы 415-й стрелковой дивизии переправились на южную окраину Пинска и соединились с десантом, который на протяжении всех этих дней при поддержке кораблей флотилии вел тяжелые бои.

В ночь на 14 июля корабли прорвались в глубину вражеской обороны и высадили усиленный батальон непосредственно в опорный пункт Пинкович. Высадка была произведена внезапно, и опорный пункт быстро захватили, отрезав противнику путь отхода к Пинску. В этот день части 397-й дивизии ворвались на восточную окраину города и вместе с десантом 415-й дивизии при поддержке кораблей флотилии полностью освободили его. За освобождение Пинска и успешные действия в Бобруйской операции 2-й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров, 1-я и 2-я бригады речных кораблей были награждены орденом Красного Знамени. Девять матросов, старшин и сержантов – участников десанта были удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Красного Знамени была награждена и Днепровская военная флотилия.

К августу 1944 г. войска 1-го Белорусского фронта вышли к Висле и захватили плацдарм на реках Западный Буг и Нарев, где враг оказал сильное сопротивление. Бои на этом рубеже затянулись. Командование 1-го Белорусского фронта приказало перевезти по железной дороге корабли флотилии на Западный Буг – для содействия сухопутным войскам в боях за расширение бугско-наревского плацдарма, а затем для боевых действий в бассейнах Вислы и Одера. К середине октября флотилия сосредоточилась на р. Западный Буг. Она должна была оказывать артиллерийскую поддержку частям 65-й и 70-й армий в наступлении и обеспечить высадку десантных групп для овладения приречными пунктами.

21 октября совместным ударом 71-й дивизии и 1-й бригады речных кораблей была атакована крепость Зегже. Части дивизии, обойдя крепость, нанесли удар с северо-запада. Корабли 1-й бригады были разделены на два отряда. Один отряд встал на закрытые огневые позиции выше города и вел огонь по Зегже, другой под прикрытием этого огня прорвался в город и с малых дистанций прямой наводкой расстреливал огневые точки противника. К вечеру крепость была взята. При дальнейшем наступлении в районе Коморницы сухопутные войска встретили ожесточенное сопротивление противника. 26 октября корабли высадили две десантные группы общей численностью 231 человек. Десант, поддержанный корабельной артиллерией и минометами, начал с боями продвигаться к Коморнице с севера, чем способствовал прорыву вражеской обороны с фронта.

К весне 1945 г. Красная Армия вышла на подступы к Берлину. Линия фронта проходила по Одеру, в районе Кюстрина наши войска заняли плацдарм на его западном берегу. Советские войска готовились к штурму Берлина. Днепровскую флотилию было решено перебазировать на Одер для содействия наступавшим войскам 1-го Белорусского фронта. Во второй половине марта корабли флотилии совершили трудный (более 500 км) переход по Висле, Бромбергскому каналу, рекам Нотец и Варта. К 8 апреля они сосредоточились в устье р. Варта (у Кюстрина) в полосе наступления 1-го Белорусского фронта. Несколько позже на Одер была перевезена по железной дороге группа бронекатеров и катеров-тральщиков, которые составили 3-ю бригаду речных кораблей под командованием капитана 3 ранга Н.М. Лупачева.

Десант на полуглиссере

Согласно директиве командующего 1-м Белорусским фронтом флотилии были поставлены следующие задачи: прикрывать переправы от нападения речных кораблей противника и от мин, пускаемых по течению рек и каналов; перевозить войска на боевых и вспомогательных кораблях через Одер, действовать по переправам и другим объектам противника, расположенным в приречном районе. Бригады речных кораблей флотилии оперативно были подчинены: 1-я – командующему 5-й армией; 2-я – командующему 8-й гвардейской армией; 3-я – командующему 33-й армией. Таким образом, флотилия содействовала армиям, наносившим главный удар. Берлинская наступательная операция началась 16 апреля 1945 г. Накануне 1-я и 2-я бригады речных кораблей принимали участие в артиллерийской поддержке 9-го и 4-го стрелковых корпусов, проводивших разведку боем. 16-17 апреля при прорыве обороны противника корабли поддерживали наступление наших войск артиллерийским огнем. Когда немецкие войска были оттеснены за пределы дальности стрельбы корабельной артиллерии, они переключились на отражение ударов авиации по переправам через Одер. За трое суток было сбито 12 самолетов и 3 самолета-снаряда Фау-1.

21 апреля войска 5-й ударной армии ворвались в Берлин с востока. К исходу следующего дня 9-й стрелковый корпус вышел к Шпрее. В районе Руммельсбурга река была особенно широка (300-350 м), мостов же здесь не было. Командование корпуса считало, что переправа на этом участке будет неожиданной для противника. Моряки отряда полуглиссеров под ожесточенным огнем противника спустили полуглиссеры в Шпрее. Под еще более сильным огнем происходила переправа войск. Все экипажи полуглиссеров действовали смело и находчиво. В носовую часть полуглиссера, которым командовал старшина 1-й статьи Г.Г. Дудник, при подходе к берегу попал фаустпатрон. Начался пожар. Сам Дудник получил ожоги лица и рук. Борясь с огнем, полуглиссер все же достиг берега и высадил бойцов. Во время высадки Дудник был убит. Самоотверженно действовали экипажи и других полуглиссеров. Когда противник начал контратаковывать войска на западном берегу Шпрее и нужно было срочно переправить через реку другие части с тяжелым оружием, полуглиссеры буксировали понтоны с орудиями и танками, а потом обеспечивали наведение понтонного моста.

В критические минуты боя краснофлотцы, старшины и офицеры самоотверженно помогали воинам наземных сил. Так, командир полуглиссера старшина 1-й статьи Г.П. Казаков в апреле 1945 г. во время штурма Берлина участвовал в форсировании Шпрее. Уже переправив через реку около 400 воинов, он увидел, что на середине реки от попадания снаряда загорелся паром, на котором перевозили тяжелый танк и автоматчиков. Создалась угроза для жизни экипажа танка и автоматчиков. Моряки, движимые высоким чувством товарищества и взаимной выручки в бою, немедленно пришли на помощь. Под ураганным огнем врага полуглиссер Г.П. Казакова подошел к парому и снял экипаж танка и автоматчиков. Старшине 2-й статьи Г.П. Казакову и еще шести морякам (пятерым посмертно) было присвоено звание Героя Советского Союза. В каждом представлении к высшей награде сказано: «Обеспечивал частям 5-й ударной армии вторжение в центр Берлина».

С 27 апреля 1-я и 2-я бригады Днепровской флотилии содействовали правофланговой 234-й стрелковой дивизии 61-й армии в переправе через Одер в районе канала Гогенцоллерн – Шведт. Здесь противник удерживал укрепленный район Лунова и угрожал флангу и тылу 61-й армии, продвинувшейся далеко в направлении на Берлин. Около 16 часов катера, имея на борту 300 десантников, под прикрытием огня войсковой артиллерии и плавучих батарей прорвались в канал и высадили десант на его северный берег восточнее Одерберга. В дальнейшем на этот плацдарм была перевезена часть дивизии. Другую часть дивизии корабли высадили севернее, в районе Шведта, прорвавшись в рукав Альт-Одер. Высаженные войска грозили окружением немецким частям, оборонявшимся в укрепленном районе Лунова. Немцы поспешно отступили, и скоро фронт боев удалился от рек и каналов за пределы дальности стрельбы кораблей. За боевые действия в Берлинской операции Днепровская военная флотилия была награждена орденом Ушакова I степени. Сотни матросов, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями Советского Союза, 9 удостоены звания Героя Советского Союза.





возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог