Операция по эвакуации гарнизона Ханко
пятым отрядом Балтийского флота


"Опять над морем виться флагу,
И снова и суров и скуп –
Балтийский ветер студит влагу
Твоих похолодевших губ."

А. Лебедев

Командир минного заградителя «Урал» Карпов И.Г.

После гибели транспорта «А.Жданов» и возвращения с полпути отряда Москаленко М.З. стало ясно, что силы, выделяемые для эвакуации Ханко, до ледостава со своей задачей не справятся. Крупные корабли, которые можно было использовать для перевозки войск: «Урал» с 14 ноября находился на Ханко, минзаг «Марти» и эсминец «Стойкий» стояли в ремонте, «Славный» – в доке. Почти все БТЩ (быстроходный тральщик) имели повреждения и нуждались в ремонте.

Командование флота приняло решение: вывозить защитников Ханко на небольших тихоходных кораблях – тральщиках, сетевых заградителях, сторожевых кораблях и канонерских лодках, но при этом сроки завершения эвакуации отодвигались. Переходам тихоходных кораблей благоприятствовало наступление периода безлунных ночей, оставалась только минная опасность. 13 ноября командиру ОВР-а капитану 2 ранга Святову И.Г. было отдано приказание: собрать все тихоходные корабли, два-три транспорта с ходом порядка 8-9 узлов, годных для перевозки личного состава. Подготовка к отправке тихоходных кораблей затянулась в связи с тем, что большинство из них имели паровые машины и котлы, работавшие на угле. В Кронштадте уголь отсутствовал, его доставляли из Ленинграда, где угля также было ограниченное количество. Наступивший ледостав в Невской губе потребовал для каждой проводки кораблей из Ленинграда в Кронштадт и обратно ледокола. Таким образом, подготовка кораблей задержалась до 18 ноября.

Удалось сформировать отряд в составе семи вымпелов: сторожевой корабль (СКР) «Вирсайтис», сетевой заградитель (СЗ) «Азимут», тральщики (ТЩ) № 57 – «Ударник», № 58 – «Волнорез», № 35 – «Менжинский», № 42 – «Орджоникидзе», № 56 – «Клюз». Командиром отряда был назначен командир дивизиона тральщиков капитан 3 ранга Белков Д.М. Для перехода отряда был выбран другой путь. Маршрут № 2 (северный) вдоль опушки финских шхер. Большие потери на маршруте № 1 во время последних переходов (погибли 7 кораблей) заставляли предположить, что немцы и финны из-за затяжки операции стали расширять свое минное заграждение между островами Вайндло и Кери.

Днём 19 ноября корабли отряда вышли на Гогландский рейд. Была почти нулевая видимость – шел снег, ветер 6-7 баллов. Небольшие корабли не имели гирокомпасов и с трудом определяли свое место в море. Тем не менее, отряд всю ночь шел благополучно, ориентируясь по работавшим финским маякам. 20 ноября в 11.15 отряд вошел на рейд базы, а вечером приступили к погрузке. Этот переход, совершенный за 22 часа, показал возможность использования тихоходных судов и, кроме того, показал, что проход северным фарватером менее опасен в отношении мин. С отрядом тихоходных кораблей решено было отправить с Ханко транспорт № 510 «Вахур», который прибыл из Палдиски (эстонский порт, на берегу Финского залива) еще 29 августа и с тех пор стоял в базе. На его борту находилось всего 225 бойцов и командиров, но в его трюмы были погружены 18 танков Т-26, 400 т муки, 66 т сахара, 16 т макарон, большое количество шоколада, какао, варенье, шпроты и т.д. Какой-то шутник назвал его «шоколадным транспортом».

21 ноября корабли отряда капитана 3 ранга Белкова Д.М. закончили погрузку и в 16.00 вышли из гавани в полном составе с присоединившимся к нему транспортом № 510. На переходе была плохая видимость, финские маяки не работали. Ввиду малого хода (около 7 уз.) корабли течением сносило к северу. Отряд сильно растянулся, несмотря на включенные кильватерные огни, корабли теряли друг друга. С наступлением темноты и начавшегося снегопада транспорт № 510 оторвался от каравана и следовал без охранения самостоятельно.

Первым подорвался ТЩ-35 «Менжинский», с него успели спустить одну шлюпку, на которой спаслись 9 моряков. С тральщика «Орджоникидзе» спустили шлюпки, но они в темноте не нашли ни одного человека. 13 членов экипажа «Менжинского» и 31 человек из числа перевозимых на нем войск были спасены тральщиком «Клюз», погибло 290 чел. «Волнорез» (ТЩ-58), шедший концевым в первой группе, ударил форштевнем о какой-то невидимый предмет. От удара корабль качнуло, и через секунду произошел второй удар серединой корпуса, а затем третий удар в районе винтов. При ударах был слышен скрежет металла о металл. После удара появился стук в левой машине. Впоследствии при осмотре в доке оказалось, что поломана лопасть левого винта и погнут на 15-17 мм гребной вал. Предположительно эти удары могли произойти от столкновения с всплывающей подводной лодкой.

Вторым подорвался на плавающей мине сетевой заградитель «Азимут». Спасенных с «Азимута» не было, погиб весь экипаж и 288 человек эвакуируемых. Днём 22 ноября отдельные корабли отряда стали подходить к Гогланду. На поиски транспорта № 510 с Гогланда был выслан катер МО (малый охотник), который обнаружил транспорт и ТЩ-58 южнее параллели острова Родшер и привел их на Гогланд. Отряд доставил на Гогланд 1479 человек с личным оружием, 18 танков Т-26, 45-мм артиллерию, 520 т продовольствия. Два тральщика получили повреждения: ТЩ-58 после касания о подводный предмет имел погнутый вал, а на ТЩ-34 вышел из строя котел. 23 ноября транспорт № 510 и два поврежденных тральщика: ТЩ-34 и ТЩ-58 вышли с Гогланда в Кронштадт.

В то время, когда отряд Белкова Д.М. покидал Ханко, 21 ноября с Гогланда вышел еще один отряд в составе: транспорт № 548 «Минна», который мог идти со скоростью 12 уз., Т-217, Т-218, два катера МО. Командиром отряда был назначен командир Т-218 – капитан-лейтенант Цибин А.В. Ему было приказано вести транспорт за тралами и результаты траления доложить. Из-за несогласованности действий и из-за плохой видимости в метель, разведывательное траление они не провели, не выполнив задачу. Во второй половине ноября на Гогланде скопилось большое количество личного состава и грузов, доставленного с Ханко отрядами тихоходных кораблей. Отряды быстроходных кораблей, переждав на острове светлое время суток, вечером шли далее в Кронштадт и Ленинград. На Гогланд прибывали ханковцы, спасенные с погибших кораблей и транспортов. Необходимо было отправить их в Кронштадт и далее в Ленинград. Для перевозки войск с Гогланда в Кронштадт были выделены канонерские лодки «Москва», «Кама» и «Волга». Они имели вместительные трюмы, могли принять до 500 человек войск и поэтому неоднократно использовались для перевозки войск и грузов.

Командир БТЩ-215 Опарин М.А.

23 ноября в 17.00 из Кронштадта на Гогланд вышли канонерские лодки «Волга», «Кама» и «Водолей № 1», транспорт №538 и три тральщика. На Гогланде канонерские лодки приняли на борт войска – «Кама» 1120 чел., – «Волга» 1200 чел. 24 ноября в сопровождении трех тральщиков они доставили бойцов в Кронштадт. Канонерская лодка «Москва» 24 ноября прибыла на Гогланд и, приняв 800 человек, 25 ноября с транспортом № 548 в сопровождении двух БТЩ, Т-205 и Т-215, вышли с Гогланда. Канонерская лодка и транспорт прибыли в Ленинград, где и высадили доставленные войска. «Волга» совершила два рейса с Гогланда в Кронштадт, доставив 1800 человек, затем она была включена в состав отряда капитан-лейтенанта Шевцова П.В., с которым отправилась на Ханко. «Москва» и «Кама» – по одному рейсу. 22 ноября на Ханко с Гогланда вышел отряд в составе: транспорт № 548 «Минна», сторожевой корабль «Коралл», тральщик «Ударник» и два катера МО под командованием командира 5-го дивизиона ТЩ капитан-лейтенанта Дуся Г.С. Отряд без происшествий, идя северным фарватером, утром 23 ноября прибыл на Ханко. 23 ноября началась эвакуация гарнизона острова Осмуссаар, который насчитывал 1008 человек.

14 ноября минный заградитель «Урал» в сопровождении Т-215 и двух катеров МО-108 и МО-306 – все, что осталось от отряда Нарыкова В.М., прибыл на Ханко. За время стоянки минного заградителя на него было погружено 343,84 т продовольствия и 3406 человек эвакуируемых. На «Урал» дополнительно поставили 6 зенитных пулеметов М-4: два на шлюпочной палубе, четыре – на нижнем мостике. В ночь с 17 на 18 ноября финские торпедные катера безрезультатно атаковали «Урал», стоявший на рейде. Атака была отбита канонерской лодкой «Лайне».

С приходом утром 22 ноября двух БТЩ в Ханко сосредоточился отряд в составе: «Урал», четыре БТЩ (Т-205,Т-215, Т-217, Т-218) и шесть "малых охотников". Появилась реальная возможность провести минзаг до Гогланда и далее в Ленинград. На тральщики приняли в среднем по 300 человек. Отряд под командованием командира отряда заграждения капитана 1 ранга Мещерского Н.И. вышел с Ханко вечером 22 ноября. Плохая видимость обеспечила скрытность перехода. Дул слабый северо-восточный ветер, море было спокойное, минзаг хорошо держался в пределах узкой протраленной полосы. Ночью взорвалась мина в параване Т-215. Взрывом на корабле было повреждено рулевое устройство, от сотрясения показания компасов, стали ненадежными. Тральщик вышел из строя, стал концевым и в проводке не участвовал. «Урал» шел вплотную за тралами концевого Т-217. Взрывы мин в трале происходили вблизи минзага, отчего на нем вышел из строя гирокомпас, «Урал» шел по магнитному.

Утром в полосе густого тумана «Урал» наскочил на корму концевого Т-217, повредив ему кран и тральную лебедку, а сам правым бортом коснулся грунта у Родшера. Минзаг получил небольшие повреждения. К 11 часам отряд добрался до Гогланда. На рейд Сууркюля прибыл эсминец «Свирепый» для конвоирования минзага в Кронштадт. 24 ноября «Урал» в сопровождении «Свирепого», Т-205, Т-218 и двух катеров МО вышел в Кронштадт. Т-205 и Т-218, сопровождавшие «Урал» до Шепелевского маяка, не входя в лед, легли на обратный курс и в 12.30 24 ноября возвратились на Гогланд. Эсминец и минзаг вошли в лед, миновали Толбухин маяк и 11.30 прибыли на Большой кронштадтский рейд. В Кронштадте к отряду присоединился лидер «Ленинград», который 23 ноября вышел из дока. Он принял 376 человек, эвакуированных с Ханко.

Караван в составе: ледокол «Большой» (б. «Суур-Тыл»), ледокол «Октябрь», который на буксире вел лидер «Ленинград», «Урал», транспорт «Пятилетка» – вышел из Кронштадта и благополучно добрался до Ленинграда. Бойцы, проведя в душных трюмах, без возможности даже лечь, почти 10 суток, наконец-то смогли увидеть над головой небо и вдохнуть свежего воздуха. Возвращающийся на Гогланд 22 ноября отряд капитана 3 ранга Белкова Д.М. по решению командования флота должен был вновь идти на Ханко. 23 ноября отряд Белкова в составе: сторожевых кораблей «Вирсайтис» (флагман) и № 18 (ЛК-2), тральщиков № 42 «Орджоникидзе», № 56 «Клюз», катеров МО № 106 и № 112 вышел на Ханко, имея задание провести в пути разведывательное траление, как было задано во время предыдущих походов. 24 ноября в 12.05 отряд благополучно прибыл на Ханко, произведя контрольное траление указанного района. Мин обнаружено не было. Корабли встали к стенке для погрузки.

На Ханко в это время уже грузился отряд капитан-лейтенанта Дуся Г.С. – сторожевой корабль «Кристалл», транспорт № 548 «Минна», тральщик «Ударник», которые прибыли туда ранее. Транспорт загрузили продовольствием, он принял 1756 человек. Все загруженные и готовые к походу корабли объединили в один отряд, под общим командованием капитана 3 ранга Белкова Д.М., 24 ноября в 20.00 отряд вышел с Ханко. На переходе корабли шли северным фарватером, финские маяки не горели. Утром 25 ноября «Клюза» подорвался на мине. Носовая часть «Клюза» была оторвана до трубы, корабль в таком виде продержался 6 минут. На помощь пришли ТЩ-42 «Орджоникидзе», транспорт и катера. С тральщика спасли 48 человек, погибло 160. Одновременно с подрывом «Клюза» была обнаружена подводная лодка противника на дистанции 12-15 каб. "Морские охотники" пробомбили район.

В голову отряда вышел ТЩ-57. Днем 25 ноября отряд был трижды атакован самолетами Ju-87, из которых один был сбит зенитчиками ТЩ-42. В 16.10 отряд прибыл на Гогланд, доставив 2556 чел с личным оружием, боезапас, 45-мм артиллерию и 380 т продовольствия. После ухода с Ханко этого, 5-го по счету, эшелона на полуострове оставалось 13 180 человек, около 800 т продовольствия и 500 т боеприпасов. Надвигалась зима, проливы между островами стали замерзать. Сильные штормы и снегопады затрудняли проведение всех мероприятий по завершению эвакуации. Кроме того, командованию базы стало ясно, что финны знают о начавшейся эвакуации. 28 ноября СКР «Коралл» и СКР-18 (ЛК-2) доставили на Гогланд с Ханко 160 т угля, необходимого для кораблей 2-х отрядов, которые готовились к выходу на Ханко, и 399 краснофлотцев и командиров.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог