Истребители ОКБ им. Яковлева А.С. времён Великой Отечественной войны


"Зовёт нас небо постоянно
И защитить себя зовёт.
И вот летит – хоть деревянный,
Но всё-таки военный самолёт.
От пуль он защищён не слишком,
Построен не на долгий век.
Его пилот – совсем мальчишка,
Но всё-таки военный человек."

Ю. Визбор

В годы Великой Отечественной войны коллектив ОКБ А.С. Яковлева трудился с колоссальным напряжением и исключительно плодотворно. Была создана целая гамма выдающихся самолетов, прежде всего – истребителей. "Яки" выпускались на 15 заводах. Слова «Як» и «истребитель» стали синонимами. Суммарный суточный выпуск истребителей доходил до 38 машин. «Яки» составляли две трети советской истребительной авиации. За 1941-1945 годы было построено более 40 000 самолетов "Як": 35 086 истребителей Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их вариантов и модификаций; 4955 учебных самолетов УТ-2, применявшихся и как боевые; 380 связных и транспортных самолетов Як-6.

ОКБ А.С. Яковлева добилось наибольших успехов именно тогда, когда это больше всего требовалось Родине. В числе немногих предприятий оно было награждено в годы войны двумя орденами: орденом Ленина 18 сентября 1942 г. и орденом Красного Знамени 12 ноября 1944 г. Многие сотрудники ОКБ удостоились правительственных наград.

Летая на "Яке", свою первую Золотую Звезду получил трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, из 25 летчиков-истребителей – дважды Героев Советского Союза большинство всю войну или часть ее сражались на "Яках". И еще штрих. Прилетевшим в СССР в 1942 г. летчикам эскадрильи "Нормандия – Неман" были представлены на выбор лучшие на тот момент самолеты – Ла-5, Як-1, "Харрикейн" и "Эркобра". Они выбрали Як-1, которые в 1943 г. сменили на более современные Як-9, а позже - на только сошедшие с конвейера Як-3. Один Як-3 до сих пор экспонируется в Парижском музее авиации.

Авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич

Авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич

А. С. Яковлев – советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Родился Александр Сергеевич Яковлев в Москве 1 апреля 1906 г. В 20-е гг. Александр Яковлев – один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927-лёгкий самолёт АИР-1. В 1931 г. окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (ныне ВВИА), начал работать инженером на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации.

С января 1934 А.С. Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 – главным конструктором. В 1940-1946 гг. – одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации.

Работа ОКБ А. С. Яковлева по истребителям началась в 1939 г. Надо было дать истребители, скорости которых, по крайней мере, на 100 км/ч превышали бы скорость И-16 и достигали бы 600 км/ч на боевой высоте, превосходя тем самым достижения любых зарубежных истребителей. Объективные возможности для этого были. Уже имелись мощные двигатели, например М-105. И-26 – первый опытный истребитель А. С. Яковлева, прототип всех его последующих многочисленных поршневых истребителей, размеры, формы и конструкция которых повторяли в основном исходный тип. Схема – одноместный низкоплан с двигателем М-105П в 1050 л. с. (первоначально предполагался М-106 в 1350 л. с.) и винтом ВИШ-61П. Конструкция смешанная.

Истребитель ЯК-1

Истребитель ЯК-1

Истребитель И-26 (Як-1) создавался под руководством А.С. Яковлева и был выпущен на испытания в 1940 году. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Это один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес – 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных хромансилевых труб, обшивка носовой части дюралевая, хвостовой – полотняная. Крыло площадью 17,15 квадратных метров деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения – дюралевый, обшивка – полотно. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.

Мотор жидкостного охлаждения М-105П. Вооружение состояло из одной пушки ШВАК калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал редуктора винта, и двух синхронных скорострельных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Особенностью этого самолета, кроме малого веса, является хорошая устойчивость и простота пилотирования. После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей. В этом истребителе гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основными истребителем Германии Bf-109E , Як-1 имел превосходство в скорости и во всех видах маневра.

Однако с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А.С. Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 года. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал по скороподъемности. В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Одновременно со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный пулемет УБ (12,7 мм). Затем усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.

В годы Великой Отечественной войны он неоднократно модифицировался. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3. Як-1М – одноместный истребитель, развитие Як-1. Первые серии Як-1 имели характерную особенность в своей схеме и внешнем виде – пологий гаргрот от кабины летчика до киля. Гаргрот улучшал аэродинамические формы самолета, но несколько ограничивал обзор назад. В дальнейшем по предложению фронтовиков серийные самолеты Як-1 имели пониженный гаргрот и видоизмененный фонарь кабины. Конструкторский коллектив внес еще некоторые улучшения, благодаря которым был уменьшен взлетный вес машины (он стал равен 2660 кг) и повысились ее летные качества. Этот вариант истребителя называли Як-1М. Всего было построено 8721 самолёт этого типа.

К началу войны советская авиапромышленность выпустила 425 истребителей Як-1. 125 машин успели поступить в авиаполки западных приграничных военных округов, 92 из них находились в боеготовом состоянии, но почти все они были потеряны в первые дни боев. До конца 1941 года построено еще 856 экземпляров Як-1. Из положительных качеств Як-1, выгодно отличавших его от И-16, помимо существенного повышения летных данных, необходимо отметить хорошую устойчивость, легкость и простоту пилотирования, делавшие самолет доступным даже для летчиков невысокой квалификации. Яковлеву удалось найти баланс между маневренностью, устойчивостью и управляемостью, недаром он до войны специализировался в основном на учебных и спортивных машинах. К тому же взлет и посадка на «яке» были проще и безопаснее, чем на «ишаке» и на «миге».


Летно-технические характеристики Як-1
СамолётЯк-1 (1941 г. вып.) Як-1 (1943 г. вып.)
МоторМ-105П М-105ПФ
Мощность1100 л.с.1210 л.с.
Длина самолета8,48 м8,48 м
Размах крыла10,0 м10,0 м
Взлетный вес 2858 кг2884 кг
Максимальная скоростьу земли 480 км/ч., на высоте 4950 м 577 км/ч у земли 531км/ч., на высоте 4100 м 592 км/ч
Время набора высоты 5 км5,7 мин 5,5 мин
Время виража20-21 сек 17-18 сек
Практический потолок10000 м.10250 м.
Дальность полета700 км. 625 км.
Вооружение1 пушка 20 мм., 2 пулемета 7,62 мм. 1 пушка 20 мм., 1 пулемет 12,7 мм.


Истребитель Як-9

Истребитель ЯК-9

Самолет истребитель Як-9 был создан в КБ А.С. Яковлева в конце 1942 года, он стал самым массовым истребителем советских ВВС в период Великой Отечественной войны. Опыт первого года воздушной войны на советско-германском фронте показал, что отечественные истребители в той или иной мере обладают одной слабой чертой – недостаточной энерговооруженностью (отношение мощности двигателя к весу самолета). Именно поэтому они уступали новым немецким истребителям Мессершмитт Bf-109F и Bf-109G в скороподъемности и вертикальном маневре. Повысить энерговооруженность можно было либо заменив мотор более мощным, либо уменьшив полезную нагрузку (за счет снижения запаса топлива, ослабления вооружения и т.п.), либо облегчив конструкцию путем замены деревянных силовых элементов металлическими. Использовать последнее мероприятие конструкторы в первый год войны не могли, поскольку ощущался жесточайший дефицит цветных металлов. Но к концу 1942 г. ситуация стала меняться и появилась реальная возможность использовать легкие алюминиевые сплавы в конструкции хотя бы некоторых самолетов. Одним из них стал истребитель Як-9.

При его создании за основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ. В КБ провели тщательную ревизию всей конструкции самолета с целью ее облегчения и заменили деревянные лонжероны крыла металлическими. Только одно это мероприятие позволило снизить вес примерно на 150 кг. Вооружение состояло из пушки и одного крупнокалиберного синхронного пулемета. Запас топлива был немного увеличен и улучшен обзор из кабины летчика. Производство Як-9 началось в конце 1942 года. Этот самолет обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, был устойчив на всех режимах полета. Як-9 имел лучшую скороподъемность и вертикальный маневр, чем Як-1 и Як-7Б, больше была и скорость. В целом Як-9 обладал существенно лучшей боеспособностью и мог с успехом бороться с лучшими истребителями противника.

На этом самолете производилась наиболее широкая специализация для различных видов боевой деятельности. В 1943 году был создан и выпускался крупной серией Як-9Т, вооруженный пушкой калибра 37 мм, а в 1944 году вышел Як-9К с пушкой калибра 45 мм. Эти истребители предназначались главным образом для атак наземных целей и борьбы с бомбардировщиками противника. В 1943 году на фронт пошли истребители Як-9Д, имевшие увеличенный запас топлива, а в 1944 году был создан и сверхдальний вариант – Як-9ДД, выпускавшийся небольшой серией. Если максимальная дальность полета Як-9 составляла 910 км, то у Як-9Д она была 1400 км, а Як-9ДД 1800 км. Небольшой серией выпускался и истребитель-бомбардировщик Як-9Б, в фюзеляже которого размещалось до 400 кг бомб. После создания и доведения до серии нового мощного мотора В.Я. Климова ВК-107А появилась редкая возможность резко повысить летные качества истребителя Як-9. В самом конце 1943 года появилась новая его модификация Як-9У. Этот самолет имел не только самую лучшую силовую установку, но и существенно улучшенную аэродинамику.

На испытаниях Як-9У показал прекрасные летные данные. По сравнению с другими советскими серийными истребителями Як-9У имел самую большую скорость и великолепную скороподъемность. Эти его показатели оказались рекордными для начала 1944 года. Як-9У отличался превосходной маневренностью как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В 1944 году Як-9У запустили в серийное производство, и самолеты пошли на фронт. К сожалению, из-за недоведённости мотора ВК-107А летчики-фронтовики не могли использовать боевой режим работы мотора, дающий повышенную мощность. Но, несмотря на это, по сочетанию своих данных самолет Як-9У оставался одним из сильнейших самолетов Советского Союза периода Великой Отечественной войны и имел превосходство над самолетами противника. Производство этого самолета продолжалось в течение нескольких лет и после войны. Як-9Устал одним из последних советских поршневых истребителей с поршневым мотором.

Впервые новые Яки приняли участие в боевых действиях во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 года. Самолет понравился пилотам своей великолепной маневренностью, машина была легкой и приятной в управлении. В реальных условиях "Мессершмитты" подходили к линии фронта на большей высоте, чем Яки, а затем атаковали советские машины с пологого или крутого пикирования, используя энергию разгона. Если же бой неожиданно складывался не в их пользу, "мессеры" могли, перейдя в крутой набор высоты, уйти вверх и выйти из боя или повторить атаку с другого положения. А вот обзор назад из кабины Яка был лучше, чем у немецкого истребителя. Для того, чтобы избежать внезапного удара сверху или сзади, немецкие пилоты применяли строй в виде клина пар. Всего было построено 16769 самолетов Як-9 в различных модификациях.


Летно-технические характеристики Як-9
СамолётЯк-9 (1942 г. вып.)Як-9У (1944 г. вып.)
МоторМ-105ПФ ВК-107А
Мощность 1210 л.с.1650 л.с.
Длина самолета8,48 м 8,5 м
Размах крыла9,74 м 9,74 м
Взлетный вес2870 кг 3204 кг
Максимальная скорость у земли 520 км/ч на высоте 4300 м 599 км/ч., у земли 575 км/ч., на высоте 5000 м 672 км/ч
Время набора высоты 5 км 5,1 мин 4,4-5,0 мин
Время виража 17-18 сек 19 сек
Практический потолок 11100 м.10650 м.
Дальность полета 660 км. 675 км.
Вооружение 1 пушка 37 мм., 1 пулемет 12,7 мм. 1 пушка 37 мм., 2 пулемета 12,7 мм.

Як-9 стал самым массовым советским истребителем не только в годы Великой Отечественной войны, но и за все время существования Советского Союза. Всего было построено 16 769 таких самолетов (в том числе 14 579 в период ВОВ), из них 2748 Як-9Т, 3058 Як-9Д, 4239 Як-9М, 3921 Як-9У и около 500 двухместных учебно-тренировочных Як-9В.


Истребитель Як-3

Истребитель ЯК-3

Самолет истребитель Як-3 был спроектирован в КБ А.С. Яковлева в 1943 году. Проектирование Як-3 было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. Поскольку в начале 1943 года новых мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. За основу взяли истребитель Як-1. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления было достигнуто уменьшением размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Не меньшее внимание уделялось и весовому анализу конструкции.

В итоге вес Як-3 по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 ВК-105ПФ-2) пошел в серию. Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 году на испытаниях Як-3 (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легко управляемым самолетом. С 1944 года самолет стали выпускать серийно. Воздушные бои показали полное превосходство Як-3 над истребителями противника. Действия авиационных частей, имевших на вооружении этот самолет, отличались большой эффективностью. На Як-3 сражались французские летчики полка "Нормандия – Неман", высоко оценившие этот истребитель. Но, в плане тактического использования Як-3 не заменял другие истребители с большей дальностью и с мощным вооружением, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины. Всего было построено 4848 самолетов Як-3.

Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 г. принимал участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях. Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Вывод пилотов был однозначен : "На высотах до 5000 м (выше боев не проводилось) Як-3 превосходит и Me-109 и ФВ-190. Як-3 легко догоняет истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре".

С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь. Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой. По сравнению с гидросистемами, используемыми для этих целей на истребителях Лавочкина или с электросистемами американских истребителей, пневматика была менее надежной доставляла много хлопот механикам. Зато экономия веса составляла десятки килограммов.

Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ. Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов. Другой недостаток – слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывали случаи, что несмотря на такие повреждения истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность. Бесспорно, Як-3 – один из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны. Конструкция истребителя была проста и рациональна.


Летно-технические характеристики Як-3
Самолёт Як-3 (1944 г. вып.)
МоторВК-105ПФ2
Мощность1290 л.с.
Длина самолета8,5 м
Размах крыла9,2 м
Взлетный вес2697 кг
Максимальная скорость у земли 567 км/ч., на высоте 4100 м 646 км/ч
Время набора высоты 5 км4,5 мин
Время виража 17 сек
Практический потолок 10400 м.
Дальность полета 550 км.
Вооружение 1 пушка 20 мм., 2 пулемета 12,7 мм

Самолет выпускался крупными сериями с марта 1944-го. Всего построено 4200 машин, но часть из них – уже после окончания войны. Благодаря снижению взлетной массы, улучшению аэродинамики и повышению мощности двигателя Як-3 обладал наивысшими летными данными из всех истребителей Яковлева, принимавших активное участие в Великой Отечественной войне. Все самолеты Як-3 и Як-9 оснащались приемо-передающими радиостанциями. Таким образом, по степени радиофикации советские истребители к 1944 году наконец-то догнали Люфтваффе, хотя германские радиостанции вплоть до конца войны оставались более надежными и обладали более широким диапазоном настроек.


возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог