Майор Чечнева М.П.


"Когда вы песни на земле поете,
Тихонечко вам небо подпоет.
Погибшие за Родину в полете,
Мы вечно продолжаем наш полет..."

Е. Евтушенко

Гвардии майор Чечнева М.П.

Чечнева Марина Павловна родилась в 1922 г. в селе Протасове Малоархангелъского района Орловской области в рабочей семье. Школу она окончила в Москве, работала в ней пионервожатой. Еще будучи школьницей, изучила летное дело в аэроклубе, а потом сама стала летчиком-инструктором. Девятнадцатилетней девушкой ушла добровольцем, на фронт. Была командиром эскадрильи женского авиационного полка. Всего произвела 810 боевых вылетов, сбросила на войска противника 115 тонн бомб. За героизм, проявленный на войне, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. Чечневой М.П. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Тревожное небо фронтовой ночи исполосовано лучами прожекторов. В их щупальцах мечется маленькая серебристая птица. Враги спокойны – самолет «схвачен» накрепко и ему не уйти. Однако ночной бомбардировщик По-2 и не собирается уходить. Он сбрасывает свой груз вниз, и оттуда вздымается кверху зарево пожара. Удар точен: взорван склад с боеприпасами. Фашисты бешено обстреливают самолет, зенитки буквально поливают его огнем. Но серебристая птица неуловима. И хотя летчику неимоверно трудно – свет прожекторов слепит глаза, – он все время маневрирует. Улучив момент, самолет резко пикирует и идет в тыл противника, а затем резко разворачивается и уходит к своим.

Когда израненная машина, наконец, приземлилась на своем аэродроме, из нее не спеша вылез пилот, снял шлем, устало вытер пот со лба. Огромные глаза сияли от радости. И эта радость как-то сразу передалась подбежавшим и окружившим летчицу боевым подругам. Да, это была летчица женского авиационного полка Марина Павловна Чечнева.

В детстве Марина жила неподалеку от Тушинского аэродрома. Восхищенными глазами смотрела она, как «купаются» в воздухе птицы-самолеты, как раскрываются в вышине белоснежные грибы парашютов. И именно тогда родилась у нее мечта стать летчицей: казалось, она была у Марины всегда. «Обогнать на самолете птицу в синей вышине», – писала она о своих стремлениях в стихах, сочиненных на заре крылатой юности.

Когда всю страну облетела весть о дальнем перелете Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой, Марина Чечнева была ученицей одной из московских школ. У многих девушек тогда зародилось стремление приобрести крылатую профессию. Но далеко не у всех хватило воли осуществить свою мечту. Марина немедленно отправилась в летную школу. Ей было тогда 15 лет, несмотря на возраст, Марину Чечневу все-таки приняли в аэроклуб. В этой невысокой девушке чувствовались решимость, упорство. Незаметно прошли дни учебы. Успешно окончен курс занятий. И вот уже первый самостоятельный полет. Это было самой большой радостью в ее жизни. Марина Чечнева поняла, что быть летчицей – ее призвание.

В июне 1941 г. Марина отдыхала в Крыму. И вдруг страшная весть – немецкие фашисты напали на Советский Союз. Марина в тот же день написала заявление с просьбой отправить ее в действующую армию. Но ей отказали. Пришлось возвращаться в Москву. Притихшей и грозной выглядела столица. Затемненные дома, на бульварах зенитные батареи. Вскоре Москва стала прифронтовым городом. Во время одного из фашистских налетов на столицу прямым попаданием был разрушен дом, в котором жила Марина. Так Марина непосредственно испытала, что такое война.

Осенью 1941 г., когда по инициативе Расковой стал формироваться женский авиационный полк, Марина Чечнева одной из первых подала свое заявление. Начались дни упорной учебы. Надо привыкать к ночным полетам. Легендарной славой овеян 46-й гвардейский бомбардировочный Таманский Краснознаменный ордена Суворова женский авиационный полк. Но в такой замечательный боевой коллектив полк сложился не сразу. Фронтовое крещение летчицы получили в боях 1942 г. в Донбассе. А именоваться Таманским полк стал после успешных боевых действий при прорыве на Таманском полуострове оборонительной полосы, на которую гитлеровцы возлагали большие надежды.

Фронтовые будни складывались тяжело. Работать в основном приходилось не днем, а ночью. Линия фронта все время менялась. Менялся и район действий полка. После изнурительных дневных боев ночью на голову противника обрушивались новые бомбовые удары отважных летчиц. Гитлеровцы не знали покоя. Взрывались переправы, железнодорожные эшелоны, склады с боеприпасами. Смертоносный груз падал на окопы переднего края, на скопления войск и техники. Фашисты проклинали советские ночные бомбардировщики. Они устроили на По-2 настоящую охоту. В награду за каждый сбитый самолет такого типа гитлеровское командование давало Железный крест.

Пришлось менять тактику. И первыми это сделали экипаж летчицы Марины Чечневой и штурмана Ольги Клюевой вместе с экипажем Надежды Поповой и Екатерины Рябовой. В ту ночь первой вылетела на цель Чечнева. Она отвлекла на себя заградительный огонь и прожекторы. А в это время другой самолет на планирующем полете сбросил бомбу на переправу. Гитлеровские зенитки переключились на второй бомбардировщик. Но Чечнева тут же обрушила удар на зенитки и прожекторы. Марина была назначена командиром звена.

Марина Чечнева считалась одной из лучших и бесстрашных летчиц полка. Ей поручались особо ответственные задания, в том числе дневная воздушная разведка. Надо учесть, что По-2 не создавался для боевых действий. Этот самолет, сделанный из перкаля и фанеры, не имел брони. На его борту был лишь один пулемет. Поэтому даже случайная встреча с вражескими истребителями могла оказаться роковой.

Но на войне всякое бывает. Пришлось как-то раз и Чечневой встретиться с фашистским истребителем. Сжав от напряжения зубы, Марина сразу же пошла на снижение. Находчивость и умение моментально принимать единственно верное решение спасли ее от неминуемой гибели. Самолет приземлился... на проселочную дорогу. К счастью, показался наш «як», и гитлеровец немедленно скрылся. Во время выполнения боевых заданий наши летчицы стремились во что бы то ни стало прорваться сквозь вражеский огонь, точно поразить цель и, умело маневрируя, уйти от преследования.

Самым страшным для летчиц полка, спаянных крепчайшей фронтовой дружбой, была потеря боевых подруг.
– Никогда не забуду, – рассказывала Марина Павловна, – одну трагическую ночь в 1943 г., когда на моих глазах фашистский истребитель расстрелял четыре наших самолета, «схваченных» щупальцами прожекторов. Мой экипаж должен был быть пятым. Мы знали одно: если задание не выполнено, возвращаться нельзя. Мгновенно решаю – снижаться. Есть риск: можно подорваться на собственной бомбе, но уж лучше на своей... И вот бомба сброшена. Взрывной волной тряхнуло наш самолет. Но мы остались целы.

Вскоре Марина Чечнева была назначена командиром эскадрильи. А было ей тогда всего лишь 20 лет. Скромная, но требовательная, она старалась научить девушек всему, что знала сама. Чечнева рассказывала им о качествах «ласточки» – так любовно называли девушки По-2. Говорила, что самолет послушен в управлении и устойчив в полете, что он обладает большими возможностями в маневрировании. Механики учились на штурманов, штурманы на летчиков. Были тренировки на полет по заданному маршруту и на ориентировку в закрытой кабине, на маневр в лучах прожекторов. Потом новички обстреливались в бою с опытными летчиками и штурманами.

Одна из членов экипажа эскадрильи Чечневой – Прасковья Прасова вспоминала, что после ее первого успешного боевого вылета Марина подбежала к ее машине, обняла подругу и расцеловала. Так радовалась Чечнева успехам своих фронтовых друзей. Она подготовила и ввела в боевой строй 18 летчиков и штурманов.

Более тысячи часов Чечнева провела в воздухе, выполняя боевые задания. И каждую секунду из этой тысячи часов ее караулила опасность. Сотни раз прилетала она в самолете, иссеченном пулями. И были вылеты, из которых ее подруги – летчицы 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка уже не надеялись увидеть своего боевого командира эскадрильи.

Марина Чечнева участвовала в освобождении Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии... 1944 г. Полк участвует в освобождении Польши. Противник сопротивляется остервенело. Горячи фронтовые ночи. Летчицы не выходят из кабин. Быстро и ловко заправляют машины девушки-мотористки бензином, вооруженцы подвешивают бомбы. Гул мотора, и самолет снова исчезает в темноте. Много вылетов сделала за ночь 21 декабря 1944 г. Марина Чечнева… Эскадрилья которой командовала Чечнева, не имела ни одной потери ориентировки, не было поломок и аварий.

После окончания Великой Отечественной войны Марина Чечнева вместе с полком вернулась в Москву, участвовала в параде Победы, в этом ликующем празднике всего народа. А вскоре начались новые полеты. Но это были уже мирные полеты в мирном московском небе. В Центральном аэроклубе имени Чкалова В.П. она занималась подготовкой воздушных спортсменов. Марина Павловна установила рекорд скорости на спортивном самолёте Як-18. Чечнева М.П. стала заслуженным мастером спорта. В 1956 г. она закончила спортивно-летную карьеру. Марина Павловна награждена орденами Ленина Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I, II степеней, Красной Звезды (трижды), медалями.

Марина Павловна Чечнева – кандидат исторических наук, она втор нескольких книг – мемуаров об однополчанках: «Ласточки над фронтом», «Небо остаётся нашим», «Боевые подруги мои». Скончалась гвардии майор Чечнева М.П. в январе 1984г., похоронена в г. Москве, на Кунцевском кладбище.


При написании статьи использованы материалы из книги "Герои огненных лет",
под редакцией Синицына А.М., кн. первая, М., "Московский рабочий", 1975 г.



возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог