Майор Грачев И.П."В небесах мы летали одних, Е. Долматовский ![]() Грачев Иван Петрович родился в 1915 г. в поселке Мамонтовка ныне Пушкинского района Московской области. Несколько лет жил и работал в Москве. Из столицы был призван в армию. В 1939 г. окончил Качинскую школу пилотов. Служил в Ленинградском военном округе. Участник войны с Финляндией. Во время Великой Отечественной был заместителем командира эскадрильи. Сражался на Ленинградском, Воронежском и Северо-Западном фронтах. Совершил 202 боевых вылета, провел 94 воздушных боя, в которых сбил лично 18 вражеских самолетов и восемь – в групповых схватках. Звания Героя Советского Союза удостоен 16 января 1942 г. 14 января 1944 г. погиб в воздушном бою. Иван Грачев еще в детстве полюбил авиацию. Отдыхая на даче в поселке Мамонтовка под Москвой, он часто отправлялся на клязьминский аэродром Осоавиахима, часами наблюдал, как взлетали и садились на летное поле самолеты По-2. Здесь и увлекся авиацией. Решил непременно стать пилотом. Мать об этом и слышать не хотела, а отец сказал: Когда Ивану исполнилось 17 лет, он поступил работать на завод. Парень был широкоплеч, крепкого телосложения, быстрый в движениях. Попусту терять времени не любил. Вскоре на заводе стал ударником. А когда наступил срок службы, из столицы ушел в армию. В 1939 году успешно окончил Качинскую школу пилотов и был направлен для дальнейшего прохождения службы в Ленинградский военный округ. Боевое крещение младший лейтенант Иван Грачев получил в небе над Карельским перешейком еще в 1939 году во время вооруженного конфликта с Финляндией. Прикрывая как-то раз сухопутные войска над полем боя, Грачев заметил в стороне вражеский самолет и бросился на него. Противник не принял боя и попытался уйти от погони в крутом пикировании Но «чайка» неотступно следовала за «мессершмиттом». Земля была уже рядом, однако враг продолжал пикировать. И только перед самой землей он резко вывел машину из пикирования и полетел над лесом, почти касаясь верхушек деревьев. Видимо, считал, что советский летчик не успеет вывести свою машину из пикирования. Но этого не случилось. Младший лейтенант снова оказался у «мессера» на хвосте и, улучив момент, дал по нему длинную очередь. Вражеская машина загорелась, но пилот продолжал вести ее на свою территорию. Грачев дал еще очередь. И вдруг пулеметы смолкли. Кончились боеприпасы. Что делать? Неужели враг уйдет? И именно в этот момент на выручку пришел Порфирий Михайлюк. Он бросился наперерез уходившему врагу и с первой же атаки несколькими короткими очередями сбил его. Великая Отечественная застала Грачева, когда он был уже заместителем командира эскадрильи 191-го истребительного авиационного полка. Слава к нему пришла на фронте в первый же год войны. Тогда же о нем была издана открытка художника А.Н. Яр-Кравченко: на лицевой ее стороне художник изобразил пилота и подпись: «Герой Советского Союза И.П. Грачев». На обратной стороне открытки говорилось, что за один только месяц – с 27 августа по 28 сентября 1941 года – младший лейтенант Грачев провел свыше 30 воздушных боев, сбил лично восемь немецких самолетов и несколько – в групповом бою. Ведомым у Грачева был Павел Степанович Большаков, отличный, общительный товарищ. В октябрьские дни сорок первого года они часто вылетали на защиту Ленинграда. Время было тревожное. Сотни вражеских танков, укрывшиеся в лесах, готовились к штурму города. В воздухе шли непрерывные схватки с немецкими асами. Фактически ни один вылет не обходился без воздушного боя. Как правило, драться приходилось парой против четырех, шести, а иногда и десяти вражеских самолетов. В одном из таких воздушных боев, а было это 19 июля 1941 года, сражаясь против восьмерки «мессершмиттов», Большаков был сбит. Сильное повреждение получил и самолет Грачева. Из горящей «чайки» пришлось прыгать с парашютом. В тот же день с обгоревшим лицом он был отправлен в госпиталь. После выздоровления Грачев стал летать уже на новом самолете МиГ-3. В память о своем боевом друге на фюзеляже машины он сделал надпись: «Павел Степанович Большаков».
Однажды четверка МиГ-3, в которой был и младший лейтенант Грачев, встретилась над Ленинградом с шестеркой «мессершмиттов». Вступив в бой, Иван Петрович с первой же
атаки сбил фашистский самолет. Через несколько минут вспыхнул второй «мессершмитт», за ним третий. Оставляя за собой длинный шлейф черного дыма, они устремились к земле. Через некоторое время на горизонте показались две новые группы бомбардировщиков «Юнкерс-88», прикрываемые «мессершмиттами». Они летели плотным строем на Ленинград. Грачев с присущим ему юмором сообщил ведомым: «Миги» немедленно ринулись в бой. Уже со второй атаки Грачев сбил ведущего группы «юнкерсов». Немецкие летчики, потеряв командира, начали поспешно сбрасывать бомбы и поворачивать восвояси. Но тут кто-то из ведомых пилотов закричал: Атаку «мессеров» сорвал младший лейтенант Борис Сосна. Он молниеносно атаковал их ведущего и первой же очередью поджег его. Второй отвернул в сторону и тут же оказался под прицельным огнем пушки и пулеметов Грачева. А через четверть часа все наши самолеты благополучно возвратились на свой аэродром.
На скромный ужин эскадрильи собрались свободные от дежурства и караула. Чокались консервными банками. Поздравляли Грачева с победой. Шутка ли, за один вылет сбить три вражеских «мессершмитта»! Когда Грачев поднялся из-за, стола, кто-то из техников крикнул: А на следующий день снова в полет. И так продолжалось до 14 января 1944 года. В тот день шестерка краснозвездных истребителей во главе с Героем Советского Союза майором Иваном Грачевым поднялась в небо и взяла курс на Ригу. Удачно преодолев плотную завесу огня зенитной артиллерии противника, самолеты вышли на цель. Гулко застучали пушки, заполыхали вражеские машины и танки. Пламя пожара охватило колонну. Задание было выполнено, надо возвращаться на базу. Неожиданно из-за облаков свалилось 27 «хейнкелей» и восемь «мессершмиттов». Завязался воздушный бой. От двух очередей Грачева рухнул на землю «хейнкель». Несколько коротких и метких выстрелов из пушек младшего лейтенанта Георгия Баранова и лейтенанта Федора Волощенко поразили два бомбардировщика. Пилот Борис Сосна свалил в лес «мессершмитт».
Вскоре Грачеву удалось подбить второй «хейнкель». И именно в этот момент он почувствовал, как его обдало горячим воздухом. Он оглянулся. Из центрального бака в кабину хлестал бензин. Огонь быстро распространялся внутри машины. Видимо, поняв, что спастись невозможно, Грачев передал в эфир: Охваченную пламенем машину гвардии майор Грачев направил на «мессершмитт». Ударом правой плоскости он срубил вражескому истребителю хвостовое оперение. «Мессершмитт» перешел в плоский штопор и камнем полетел на землю. Но и самолет Грачева получил сильное повреждение. Оторвалась уже основательно подгоревшая плоскость, вышло из строя управление. Примерно на высоте 4 тысячи метров взорвался бензиновый бак. Взрывная волна выбросила летчика из кабины. Почти 3 тысячи метров он падал без парашюта. И лишь когда до земли оставалось не более 1000, над ним раскрылся белый купол. Но впереди его ждали новые опасности: попасть в плен к врагу или быть убитым в воздухе. Неизвестно, о чем думал в те последние минуты жизни Герой. Но наблюдавшие c земли пехотинцы видели, как летчик, стараясь перетянуть линию фронта, действовал стропами парашюта. Это помогло ему приземлиться на своей территории. И как только он оказался на земле, пехотинцы подхватили обожженного, истекавшего кровью летчика и бережно опустили на дно окопа. Здесь, на дне окопа, он и скончался через несколько минут. ...Прошли годы. Сегодня в поселке Мамонтовка Пушкинского района Московской области, куда Грачев часто приезжал на дачу отдыхать, одна из улиц носит его имя. В авиационном гарнизоне, где Герой начинал свой ратный путь, поставлен ему бюст. Из книги "Герои огненных лет", под редакцией А.М. Синицына, |