Подполковник Цоколаев Г.Д."Нелегкий путь на долю выпал Н. Филатов ![]() Цоколаев Геннадий Дмитриевич родился в 1916 г. в Томске. По национальности осетин. В 1929 г. его семья переехала в Москву. В 1936 г. Геннадий был призван в армию. На фронте – с первых дней Великой Отечественной войны. Сражался в составе военно-воздушных сил краснознаменного Балтийского флота (КБФ). За годы, войны совершил более 500 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 26 самолетов противника. За мужество и храбрость, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 г. Геннадию Дмитриевичу Цоколаеву присвоено звание Героя советского Союза. Всю блокаду, все девятьсот дней страна жила мыслью о Ленинграде, восхищаясь его мужеством, отвагой, несокрушимой силой духа. Нередко в напряженный момент боя, когда надо было спасти товарища, в воздухе слышалось восклицание не только на русском, но и на украинском, белорусском, грузинском, балкарском, осетинском языках. Иной раз своей машиной прикрывал товарищ товарища, рисковал жизнью, падал, простреленный вражеской пушечной очередью, но друга в беде никогда не оставлял. Вся Балтика восхищалась боем, который провела эскадрилья Цоколаева над тяжелыми фашистскими батареями, обстреливавшими Ленинград. Цоколаев повел в бой свою эскадрилью, зная лишь одно: над позициями дальнобойных немецких батарей непрерывно барражируют «мессершмитты». В этом полете рядом с командиром были русские Анатолий Кузнецов, Виктор Голубев и Щеголев, украинец Евгений Герасименко, балкарец Алии Байсултанов, грузин Шакро Бедукадзе... Фашистов было в четыре раза больше, но балтийские летчики были явно сильнее. Стремительно шел в атаку Анатолий Кузнецов. Отточенное мастерство пилотирования и стрельбы сливалось у него с русской удалью. Не обращая внимания на огонь «мессершмиттов», рвались в лобовую атаку молодые – Голубев и Щеголев, Наперерез врагу несется, словно на горячем скакуне, темпераментный Алии Байсултанов. Преследует врага Бедукадзе. А вот и Цоколаев: короткая очередь, и сраженный ударом комэска фашистский истребитель падает на промерзшую землю. Со стороны Ленинграда идут волны штурмовиков и пикировщиков. Надо их надежно прикрыть. С новой силой разгорелся бой. Падают еще четыре «мессершмитта». А вот еще один бой. ...Жарким летним утром сорок второго года у Ладожского озера на фронтовом аэродроме дежурила эскадрилья гвардии капитана Цоколаева. Комэск, как и все другие, сидел в самолете, пристегнувшись ремнями, готовый к немедленному вылету.
Раскаленный воздух был беззвучен. В голубом небе, точно застряв по неведомой причине, торчало над аэродромом одинокое белое облачко. Цоколаев взглянул в сторону линейки, на которой стояли самолеты всей эскадрильи: Догоняя красноватое облачко ракеты, гудя моторами, по траве аэродрома промчались самолеты. Круто набирая высоту, машины взяли курс на озеро, которое с той огненной военной поры страна называет дорогой жизни Ленинграда. Головной истребитель с бортовым номером 51 вел командир эскадрильи. Он накапливал высоту и скорость, так необходимые в бою. Ведомые повторяли маневр Цоколаева. Пристально следил за капитаном летчик Стрельников. Еще бы: Цоколаев уже уничтожил в воздушных боях двадцать «мессершмиттов» и «юнкерсов». Он мог взять себе в ведомые и опытного летчика, а взял его, Стрельникова, который еще ни разу не участвовал в воздушных сражениях. Заботой командира было одно – опередить фашистские бомбардировщики, не дать им подойти к транспортам, везущим хлеб и боеприпасы в Ленинград. И вот летчики услышали приказ командира: Немецкие эскадрильи приближались. Надо отдать должное: они шли в четком строю, не нарушенном даже огнем зенитной артиллерии. Это были не юнцы, только что закончившие летные училища, а те, кто бомбил Париж, Лондон, Варшаву, Афины. Против двадцати самолетов Цоколаева сто гитлеровских «юнкерсов», «хейнкелей» и «мессершмиттов». Трудное соотношение, но в то время оно было вполне обычным. Разница компенсировалась отвагой, преданностью Отчизне. И эскадрилья Цоколаева, как всегда, вышла победительницей в бою. На несколько секунд раньше, чем армада фашистских бомбардировщиков подошла к береговой черте. Восемь балтийских истребителей во главе с Цоколаевым рванулись в атаку. А вслед – еще двенадцать «ястребков», ведомых Василием Голубевым и Михаилом Васильевым. Летели среди гвардейцев тогда и Анатолий Кузнецов и Петр Кожанов. Все эти пять летчиков – Герои Советского Союза – были душой сражения. До головных самолетов врага оставалось не более 300 метров: отчетливо выделяются кресты на широких крыльях бомбардировщиков. «Юнкерсы» и «хейнкели» не сворачивают. Скоро становится понятной причина их самоуверенности: в лоб истребителю с номером 51 несутся два «мессершмитта». Гвардии капитан Цоколаев вдруг убрал газ и выжал гашетки. Пушечная очередь застучала по козырьку и мотору врага. «Мессершмитт», нелепо переваливаясь, шлепнулся в воду и ушел на дно вместе с пилотом. Снова вверх – там горит второй «мессершмитт». Это ударил из пушек ведомый Стрельников. Все ожесточеннее становится бой. Вот падает бомбардировщик, пораженный Василием Голубевым; до воды провожает взглядом Петр Кожанов другой «юнкерс», которому он вывел из строя оба мотора. Михаил Васильев и Георгий Лагуткин парой ворвались в строй бомбардировщиков, и фашисты шарахаются, боясь столкновения. А Шакро Бедукадзе сам атакован. На помощь спешит Цоколаев. Разве он оставит в беде товарища? Геннадий попал в мотор «мессершмитта». Тот напрасно пытается тянуть к берегу. Это уже вторая победа командира в сегодняшнем бою. Шакро, прикрытый командиром, двумя реактивными снарядами поджег одновременно два бомбардировщика. На «юнкерсах» паника. Открыты люки: бомбы летят вниз, далеко от каравана судов, не причиняя им никакого вреда. Одиннадцать бомбардировщиков и истребителей врага было уничтожено гвардейцами в том бою, еще восемь фашистских самолетов было повреждено. Бой приближался к концу, когда Геннадий Цоколаев увидел идущую выше себя шестерку немецких бомбардировщиков, заходивших на боевой курс, – к каравану, плывущему на Ленинград. Раздумывать было некогда. Приблизившись, Цоколаев пулеметно-пушечным огнем преградил путь ведущему «юнкерсу». Немцы неприцельно высыпали весь бомбовый запас. А Цоколаев, набирая высоту, заставил отказаться от прицельной бомбардировки уже второй и третий «юнкерсы». И когда бомбовозы, сбитые с боевого курса, уже повернули обратно, «мессершмитты» сзади атаковали командира эскадрильи. Три густых огненных снопа вонзились в хвост, крылья и фюзеляж «ястребка». Неуправляемый истребитель командира накренился, затем перевернулся. Цоколаев попытался восстановить ориентировку, но не смог этого сделать. Кровь залила глаза. Осколки разбитых очков впились в лицо. Боли гвардеец еще не чувствовал. Привычно, как сотни раз до этого боя, он хотел дать газ, но не смог. Еще не понимая случившегося, бросил взгляд на сектор газа. И сразу – нестерпимая боль, в глазах поплыли круги. Ручьем забила кровь из левой руки. Цоколаев терял сознание. Но та же боль привела летчика в чувство. Истребитель штопорил, неудержимо приближаясь к воде. «Неужели отвоевался? – мелькнула мысль. – Нет, нет!» Надо вывести самолет из пике. Надо овладеть машиной. Цоколаев коленями зажал ручку управления, вытер рукавом своего флотского кителя кровь с лица и правой же рукой потянулся к газу. Гвардеец стонал от боли. Но самолет больше не падал, его удалось вывести в правильное положение, и, найдя необходимый ориентир, командир эскадрильи повел самолет к своему аэродрому. Капитана охраняли друзья. Истребитель не мог держаться ровно: хвостовое оперение было почти полностью отбито, левая часть стабилизаторов валялась где-то на дне озера, фюзеляж и крылья светились сотнями пробоин. И все усиливалась боль. «Надо прыгать!» – подумал Цоколаев, однако не сделал никаких приготовлений к прыжку. Истребитель то проваливался, то, наоборот, лез вверх, он держался лишь на мощном моторе. Но и мотор вот-вот должен был заглохнуть – кончалось горючее. «Надо прыгать, – снова мелькнула мысль. – Так садиться нельзя!» Совсем недавно он говорил молодым летчикам: «Мне, комэску, вернуться на аэродром... пешком?» И продолжал лететь. Вот береговая черта, знакомая деревушка с холмом на границе летного поля. Геннадий совершает посадку.
Сам вылез из кабины. Нетвердыми шагами прошел к летчикам, бежавшим навстречу, и потребовал: Как только зажила рана, и стали шевелиться пальцы левой руки, Геннадий Цоколаев вновь принял эскадрилью. Ее командир совершил более 500 боевых вылетов. Более 100 раз штурмовал он фашистов, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, сбил в воздушных боях 26 гитлеровских бомбардировщиков и истребителей, провел 82 разведки в глубоком тылу врага. За это и за умелое командование эскадрильей, летчики которой сбили сотни фашистских самолетов, Геннадию Дмитриевичу Цоколаеву и было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны врачи запретили многократно раненному в боях летчику-истребителю летать. Гвардии подполковник Цоколаев перешел на пункт наведения. Он щедро делился опытом с молодыми коллегами, помогая им совершенствовать летное мастерство, учил перехватывать воздушные цели на всех высотах, в самых трудных условиях. При написании статьи использованы материалы из книги "Герои огненных лет", |